Иконографические сюжеты на белокаменных надгробиях XIX века

Авторы-составители:

И.Г. Ковшарь, искусствовед, научный сотрудник

Тульского историко-архитектурного музея.

Н.С. Самсонова, историк, главный хранитель

Тульского историко-архитеуктурного музея

 

Тульский историко-архитектурный музей является преемником музея «Тульский некрополь» — единственного в России музея, изучавшего старинные провинциальные кладбища. К моменту его создания в 1998 году уже имелись наработки в области исследовательской деятельности: планово изучалась территория тульских кладбищ, была разработана методика обнаружения старинных надгробий, составления научных описаний, началась работа по их типологизации, проводились архивные работы по составлению персоналий погребённых и т.п.

На настоящий момент в Основной фонд Тульского историко-архитектурного музея включена коллекция надгробных памятников, обладающих высокой историко-культурной и художественной ценностью, расположенных на открытой территории трёх объектов культурного наследия — Всехсвятском, Спасском и Чулковском кладбищах г. Тулы, общей численностью 1032 единицы хранения.

В составленный на основе этой коллекции каталог «Иконографические сюжеты на белокаменных надгробиях XIX века» вошли уникальные образцы мемориальной архитектуры малых форм, представленные на Всехсвятском кладбище г. Тулы.

…Старое кладбище на первый взгляд непрезентабельно. Непросто в буреломных завалах вековых деревьев и лабиринтах оград разглядеть удивительные изделия, оставленные провинциальными ремесленниками. Каждый рельефный образ на камне тульского некрополя содержит глубокие информационные пласты, затрагивающие не только местные обычаи и традиции, но и историю культуры, историю русской церкви.

Каталог изображений:

Камни, отразившие время

Всехсвятское кладбище г. Тулы поражает не только количеством надгробных памятников XVIII – начала XX веков, но и разнообразием их форм. С момента возникновения кладбища (1772 год) самыми распространенными типами памятников являются надгробная плита и саркофаг, с начала XIX в. появляются надгробия в виде колонны и конуса, перебитых кубом, жертвенника. С середины XIX в. появляется много разных типов: часовенки (каплички), «Голгофы», «аналои», разнообразные кресты, к концу века возникают скульптурные памятники (последние на Всехсвятском кладбище сохранились всего в нескольких экземплярах).Материал, из которого изготавливались надгробия, самый разный – мрамор, гранит, кованое железо, литой чугун, но самым распространенным был местный известняк (белый камень).

Надгробие типа «плита»

Памятники XVIII — XIX вв. отличает высокий уровень художественного исполнения, образность, наличие явного и скрытого смыслового содержания как отдельных элементов формы и декора, так и общей декоративной системы надгробия.

На протяжении последней трети XVIII и всего XIX вв. самым распространенным   надгробием являлся саркофаг. Однако саркофаг не как надгробие, а как собственно гроб, «вместилище праха», известен был в античном мире, а затем вместе с элементами культуры Византии проник в Киевскую Русь. Как произведение малой архитектурной формы, отмечающие место погребения, несущее информацию о погребенном, тип этого надгробия возник в России с самого начала XVIII в., с петровского времени. На Всехсвятском кладбище Тулы самыми ранними надгробиями, датируемыми временем создания кладбища, являются плиты и саркофаги. Самые поздние саркофаги относятся к концу 1890-х гг.

Такое пристрастие к данному типу объясняется несколькими факторами. Форма саркофага для резчиков по камню была наиболее удобна, потому что белый камень в каменоломнях добывался в основном в виде прямоугольных блоков. К тому же эта форма наиболее подходила именно для надгробия, одним своим сходством с гробом напоминая о смерти. И самое главное, именно в саркофаге была разработана и существовала семантическая система размещения декора и текстов, которая не изменялась со временем, невзирая на влияния различных стилей и эстетических воззрений общества.

Как правило, южный фасад саркофага содержал текст с информацией об умершем (сословие, имя, дату смерти и возраст, зачастую семейное положение); на северном размещалась эпитафия, часто стихотворная; по сторонам от рамок с этими текстами на обоих протяженных фасадах вырезались декоративные, несущий скрытый смысл изображения цветов, букетов, плакальщиц и т.п. На восточной торцевой стороне помещали рельефное изображение «Адамовой головы» (черепа с костями) как напоминание о первогрехе. Западная сторона саркофага несла изображения и/или тексты, связанные с темой искупительной жертвы Христа.

Таким образом, система изображений и текстов надгробия отображала историю всего человечества – от первого греха Адама до обретения надежды на Царствие Небесное, включая жизнь и смерть конкретного человека, на чьей могиле установлен памятник. Поэтому западный фасад оказался наиболее важным в семантической системе надгробия. Его размеры по высоте и ширине больше  восточного; даже в XVIII в., когда в декоре надгробия почти полностью отсутствует религиозно-христианская тематика, он является главным, с него начинаются тексты, опоясывающие весь саркофаг. С начала XIX в. он отображает идею смерти как перехода к другой, загробной жизни, идею искупления грехов и обретения вечного блаженства. Причем форма подачи этих идей, занимающих такое важное место в христианском вероучении, меняется во времени – от сложных многофигурных евангельских сюжетов 1-ой трети XIX в. до простейших, едва процарапанных на поверхности белого камня, изображений конца столетия. Тенденция придавать западному фасаду надгробия оттенок религиозного звучания ощущается устойчиво до самого начала XIX в., когда сложится и станет каноничной жесткая система расположения текстов и изображений по сторонам надгробия.

Надгробие типа «саркофаг»

Вообще саркофаги первых годов XIX  в. показывают нам, что сложилась и стала обязательной система размещения текстов и изображений по сторонам памятников. Кроме «Адамовой головы» появились другие обязательные изображения-символы: «Голгофа со страстями» на крышке, букеты или отдельные цветки на южном и северном фасадах по сторонам от рамок с текстами, иконные сюжеты на западных фасадах. Расположение текстов по сторонам света также обязательно: мемориальный на южном фасаде, эпитафия – на северном; на западном (если текст включен в композицию изображения) – уже знакомая нам молитва или начертание имени Иисуса Христа (ИС ХС).

Саркофаги Всехсвятского кладбища с самого начала XIX в. по конец 1820-х гг. отличает удивительная изысканность выполнения и уникальность. Сложное и тонкое исполнение рельефов позволяет говорить о тульской школе резьбы по белому камню; поразительные по красоте шрифты, имитирующие письмо пером, являются датирующим признаком. Характерным элементом надгробий этого периода являются рельефные изображения букетов из различных растений, расположенные по сторонам от текстов южного и северного фасадов, частично переходящие на западный фасад и обрамляющие круглые или трапециевидные плоскости с молитвой «Господи, прими дух мой с миром».

Западный фасад надгробия типа «саркофаг» с иконографическим сюжетом Распятие с предстоящими

Западный фасад надгробия типа «саркофаг» с иконографическим сюжетом Троица новозаветная

Растения, включенные в эти букеты, являются символами Христа, в целом же букет – скрытое напоминание о Его искупительной жертве.

В 1820-х – 1830-х гг. вместо букетов и текста молитвы на западной торцевой стороне саркофага появляются сложные иконные сюжеты: Распятие, Воскресение, Вознесение, Царь Царем, Троица Новозаветная, ангел с крестом и птицей-душой в руках. Цель этих изображений всё та же – напомнить о том, что Христова жертва позволила человечеству (в том числе и погребенному конкретному человеку) обрести надежду на спасение и вечное блаженство. Кроме того, эти изображения преследуют и воспитательную цель: каждый рассматривающий саркофаг зритель должен задуматься, может ли он надеяться на обретение Царства Божьего, достоин ли он великой жертвы, принесенной во имя искупления грехов человечества Богом?

Тема надежды на спасение души умершего, погребенного под конкретным саркофагом, проявляется в персонифицированных изображениях западных фасадов 1840 – 1850-х гг.

.

Так, на западном торце саркофага купеческой жены Ольги Сушкиной (Сисиной?) сер. XIX в. размещено изображение равноапостольной княгини Ольги, святой патронессы умершей; на саркофаге рядового Степана Петрова (1861) – изображение мученика архидиакона Стефана. Сохранились саркофаги, на которых изображены Иоанн Предтеча, праведная Анна, мученица царица Александра, св. Мария Египетская и др. В редких случаях встречаем на саркофагах этого периода сложные сюжетные (хотя и не канонические) изображения. На надгробии сер. XIX в. на западном торце изображен сюжет «Принесение главы Иоанна Крестителя», и хотя текст надгробия прочитан не полностью, можно утверждать, что погребенного звали Иваном.

Обращает на себя внимание тот факт, что при явном исполнении подобных надгробий по заказу, их общее художественное решение значительно упрощается: рельефы становятся выше и обобщеннее, вместо букетов или фигур плакальщиц на южном и северном фасадах появляются весьма типовые розетки в виде цветков подсолнуха. Очевидно, что индивидуальный подход к исполнению надгробий ушел в прошлое, изготовление памятников было поставлено на поток и для конкретного заказчика выполнялось только изображение на западной стороне саркофага.

Тенденция к упрощению изготовления саркофагов, перевод этого процесса на поточную основу продолжается и после 1860-х гг. На южном и северном фасадах по-прежнему изображаются типовые цветки подсолнухов, которые, тем не менее, являются символами Христа, а западные торцевые части саркофагов теперь несут изображения, которые подходят на все случаи жизни и смерти: Богоматерь с младенцем и Христос Благословляющий. В целом, сложная семантическая структура надгробия, соотносимая с моделью мира или славянским «древом жизни», сохраняется. Для благочестивого христианина упрощенный в своем оформлении саркофаг так же многозначителен, как изящнейшие, каждый единственный в своем роде, саркофаги 1-ой трети XIX в.

Последняя треть XIX в. показывает нам регресс художественного уровня саркофагов. Этот процесс отражает, в частности, конфликт между индивидуальным и типовым в художественной мануфактуре и промышленности. Надгробия, и в первую очередь саркофаги, выполняются поточным способом, с минимальным декором. Сохраняются розетки в виде цветков подсолнуха на южном и северном фасадах, исчезает «Адамова голова» с восточного торца, «Голгофа со страстями» уже не вырезается рельефом на крышке, а перемещается на западный торец в виде простейшей гравировки. Таким образом,  саркофаг теряет сложную семантическую структуру, весь смысл его изображений сводится к простейшей формуле, которую можно выразить латинским «Memento mori».

С начала XX в. саркофаг как тип надгробного памятника прекращает свое существование, уступая другим формам, которые обладают своей, отличной от него художественной выразительностью, и которые продолжают традицию выражения эсхатологического учения.

 

Саркофаг в стиле барокко

Основная литература:

Альбом изображений святых икон: издания хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе. — Одесса: Хромолитогр. Е. И. Фесенко, ценз. 1894.

Еремина Т.С. Мир русских икон: история, предания. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2002.

Ермонская В. В., Ненатухина Г. Д., и др.  Русская мемориальная скульптура. К истории художественного надгробия в России XI – начала XX в. – М.,1978.

Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: Альбом. – М., 2000.

Ковшарь И.Г. Камни, отразившие время //Тульский краеведческий альманах № 3. – 2005.

Ковшарь И. Г. К вопросу о музеефикации исторических кладбищ г. Тулы //Куликово поле: вопросы историко-культурного наследия. Труды научно-практической конференции «Куликово поле – уникальная культурно-историческая природная территория. Проблемы изучения и сохранения военно-исторического и природного наследия Центральной России» (Москва – Тула, 25 – 27 октября 1999 г.). – Тула, 2000.

Ковшарь И.Г. Семантика изображений в надгробиях XIX в. тульского некрополя. // Историко-археологические чтения памяти H.И. Троицкого. Материалы. – Тула, 1997.

Ковшарь И.Г. Тульский некрополь: надгробные памятники конца XVIII-начала XX вв. // Тульский краеведческий альманах. 2003.

Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. – М., 1999.

Панин А.С. Иконы на памятниках Тульского некрополя // Государство, общество, церковь в истории России XX – XXI веков: материалы XV Междунар. науч. конф., Иваново, 23 – 24 марта 2016 г.: в 2 ч. – Иваново, 2016. Ч.1.

Пирютко Ю. М. Надгробные памятники: стиль, мастера, заказчики // Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. – М., СПб., 2009.

Троицкий Н.И. Тульские древности. Тула, «Приокское книжное издательство», 2002.

Тульский некрополь. Авторы буклета: Дзиговская Л.Н., Камоликов А.А., Клянин Р.В., Червякова И.А., Лебедева И.А. – Тула, 2008.

Цеханская К.В. Иконопочитание в русской традиционной культуре. – М., 2004.