Новый ТИАМ. Город – это я!

15 февраля Тульский историко-архитектурный музей представил экспертам и коллегам по цеху концепцию своего масштабного преобразования. В планах ТИАМа стать ультрасовременным и по форме, и по содержанию.

ТИАМ находится в чрезвычайно конкурентной среде. Он окружен крупными федеральными музеями, связанными с важнейшими российскими брендами, и не имеет их имиджевых и бюджетных преимуществ. Даже в этой ситуации ТИАМу удаётся поддерживать интерес туляков и привлекать туристов. Теперь задача музея – конвертировать достигнутую популярность во влияние на город.

Содержательную часть концепции разработал известный социолог и искусствовед Анатолий Голубовский (Москва). Сфера ответственности ТИАМа – город и горожане, городская среда и городская коммуникация, городская преемственность и городская перспектива. Актуальное позиционирование ТИАМа лежит в русле «музейного манифеста» лауреата Нобелевской премии по литературе, автора Музея невинности в Стамбуле Орхана Памука: «Огромные дворцы, властвующие над кварталами и городами, не показывают наши души, наоборот – они их стесняют. Человеку ближе идея скромного музея, который превратит квартал, улицу, дома, магазины – словом, все вокруг, – во фрагмент музея!».
Ближайшими аналогами нового ТИАМа и являются Музей невинности в Стамбуле, Музей Москвы, Музей истории Екатеринбурга, Музей народной культуры в Осло, Музей трущоб в США.

Архитектурная концепция разработана проектным бюро «архитекторы асс» (Москва). Главный принцип реконструкции музея строится на контрасте: с одной стороны, максимальное сохранение исторических элементов архитектуры, а с другой – отказ от стилизации «под старину».

Концепция предполагает связать Дом Крафта и Дом Белявского подземным переходом, увеличить почти вдвое выставочные пространства, создать «аптекарское» кафе, медиатеку и детский центр. Двор ТИАМа, где уже сейчас «винтажные» стены соседствуют с современными инсталляциями, сохранит атмосферу романтичной «запущенности» и артистического беспорядка.

Асс Евгений Викторович – архитектор, художник, руководитель проектного бюро «архитекторы асс», основатель и ректор первой в России независимой архитектурной школы МАРШ. В качестве художника участвовал в Венецианской Биеннале (1995). Лауреат премии «Золотое сечение» (1999) и «Хрустальный Дедал» (2015). Профессор, руководитель Мастерской Экспериментального Учебного Проектирования МАРХИ (1989 – 2013). В течение десяти лет (1996 – 2006) являлся первым вице-президентом Союза московских архитекторов. В 2002 году избран членом Европейского Культурного Парламента. В 2004 – 2006 годах – художественный руководитель Российского павильона на Биеннале архитектуры в Венеции.

Голубовский Анатолий Борисович – социолог, историк, кандидат искусствоведения, вице-президент Межрегионального Общественного Фонда «Образование в третьем тысячелетии», главный редактор Радио «Кино FM; с 1992 по 1998 гг. – автор программ «Без паузы», «Наблюдатель»; с 2003 по 2007 гг. – главный редактор Радио «Культура» (ГТРК «Культура», ВГТРК).

5 1 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
2 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
Александр Минаков

Когда речь заходит о достопримечательностях г. Тулы, я всегда “ЗА” новые памятники, арт-объекты и т.д. В данном случае у меня появляется небольшой страх – два здания исторического значения связывать подземным переходом…. Неизвестно, как отреагирует фундамент на этот аргумент…. + тут надо будет и гидроизоляцию делать хорошую и вентиляцию…. Что касается восстановления аварийных помещений и создание кафе, библиотеки -конечно, да! Только кафе должно быть антуражное и от него не должно веять коммерцией, а должно веять именно атмосферой… Одежда персонала, старинные и креативные рецепты, посуда. Может чуть-чуть добавить мистичности. Рекомендую съездить в Санкт-Петербург, в музей “НЕ Правды”, там очень хорошо концентрируется идея… Подробнее »

Вадим Касаткин
Вадим Касаткин
22.03.2019 16:28

В музее главное — не то и не там. Не залы, не экспонаты, не фонды и даже не стратегия репрезентации. Главное — образ музея. В ГТГ, к примеру, главное — терем. Он — образ того ларчика с сокровищами, не пересчитав которые, русскому человеку и жизнь не впрок. Удивительно ли, что название «Новая Третьяковка» так туго приживается к угловатому объекту на Крымском Валу?! Не терем он. Не ларчик. Никаких девочек там не сидело. Никаких персиков не лежало. Одно название. Тульский историко-архитектурный музей безОбразен. С ударением на «О», а не как сложилось. И поэтому — безвиден. А поэтому — почти пуст. С… Подробнее »