Символические и аллегорические композиции

Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос – нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства.

Символ – это распространённое вариативное изображение, которое обозначает некий многозначный образ, понятие, идею или явление. В христианской иконографии существует большое количество различных символов. Символика изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.

 

«Объектный» символизм

 

  • Голова Адама. Изображение головы Адама на надгробии подчиняется христианской традиции. Христианское предание гласит, что прах Адама находился на Голгофе, на горе, где был распят Христос. По Божьему Промыслу, Кровь Спасителя, омыв череп Адама, очистила его, а значит – и все человечество, от греха и даровала возможность Спасения в жизни вечной. Чтобы обрести Спасение, человек должен помнить о бренности земной жизни, помнить о смерти и готовить себя для жизни вечной. Это и символизирует голова Адама.
  • Розетка в виде подсолнуха. Спектр символических значений подсолнуха, — цветка, следующего за солнцем, в христианской традиции широк. В первую очередь подсолнух символизирует Христа, привязывают это обычно к цитате из Евангелия «Я есмь свет миру, кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан., 8:12).
  • Крест на Голгофе. Крест – один из главнейших христианских символов, обозначающих страдание, искупление грехов, спасение в вечной жизни и пр. В Римской империи, где складывалось христианство, крест был орудием казни людей низкого происхождения. Первоначально символ позорной смерти, крест не был предметом поклонения в раннем христианстве. Легендарное явление на небе императору Константину I креста с надписью «Сим победишь» и такое же легендарное обретение в Иерусалиме матерью императора Еленой креста, на котором был распят Христос, стало началом культового почитания христианами креста как символа победы Жизни над смертью.
  • Фигуры плакальщиц. Ярчайшим элементом мемориальной скульптуры эпохи классицизма стал образ плакальщиц. Символ тоскующей души изображался в виде склоненной женской фигуры с покрытой головой. В древнем мире плакальщицы – наемные женщины, обязанность которых заключалась в проводах умерших с плачем. Изображение плакальщиц встречается уже в Древнем Египте. В русской погребальной иконографии они возникают в эпоху классицизма (конец XVIII века).
  • Драпировки – символ траура и боли.
  • Книга – это Евангелие, т.е. «Благая весть» о пришествии Христа и апостолов и о наступлении Царствия Небесного. Чаще всего изображается в открытом виде.
  • Песочные часы – символ течения времени, которое неизбежно, смерти и Вечного существования.
  • Свиток – канонический символ времени и человеческой жизни. Если свиток держит в своих руках ангел, то жизнь умершего записана им. Часто свиток указывает на память и признание человека.
  • Трубы – символ будущего Страшного суда, когда «мертвые восстанут во плоти» и все предстанут перед Христом в ответе за свои грехи.
  • Урна – символизирует траур.
  • Погасший факел или свеча – смерть телесная.
  • Уроборос, свернувшийся в кольцо змей или дракон, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов, известных человечеству. Наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности – циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели.
  • Орудия Страстей – символическая группа, включающая в себя большое число предметов, встречающихся в истории о Страстях Господних. В их число входят: крест, чаша, петух, терновый венец, молоток, гвозди и клещи, приставная лестница, ягненок, серебряные монеты, веревка, копье, губки и кувшин с уксусом, Столб или колонна, фонарь или факел и др.

 

Символизм геометрический

 

  • Круг – это символ дохристианский, его первоначальное значение было воспринято и религией христиан. Символ Вечности и нескончаемой Жизни универсален и часто встречается на надгробиях. Крест в круге – его наиболее распространенная форма. Два круга (одна окружность над другой) являются символами неба и земли. Тройка кругов, соединенных между собой, символизируют Святую Троицу.
  • Треугольник – символ Святой Троицы, распространённый у христиан. Также может представлять собой треугольник в круге или круг в треугольнике. Помимо этого, треугольник символизирует «Всевидящее Око» (глаз в равностороннем треугольнике). Всевидящее Око, если оно заключено в круг и треугольник, символизирует вечное существование Святой Троицы.
  • Пентаграмма – это звезда с пятью концами, заключающая пятиугольник с равными сторонами. В Христианстве пентаграмма является олицетворением пяти смертельных ран Иисуса Христа.

 

Символика растений

 

  • Виноградная лоза – символ Христа и евхаристии. Само дерево олицетворяет Иисуса, его ветви апостолов, а плоды-грозди верующих. Спаситель так и говорит о себе и своей пастве: «Я (Иисус Христос) есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5).
  • Колосья, как и лоза, — символ Евхаристии (Причастия), т.е. символ жертвы Христовой, символ искупления грехов.
  • Венок, гирлянда – дохристианский символ признанных людей и победителей. Был воспринят христианами, как победа посредством искупление грехов. Сейчас – распространённый надгробный мотив.
  • Абстрактное дерево – символ жизненного Древа.
  • Абстрактный цветок – олицетворение жизненной хрупкости.
  • Акант – старейший мотив, напоминающий о землях греческих кладбищ.
  • Дуб – Древо Жизни, олицетворение власти и щедрости.
  • Лилия – цветок воскресения и телесной чистоты. Часто мотив можно увидеть на надгробиях женщин.
  • Мак – утешение, сон, который длится вечность.
  • Надломленная ветка – символ прерванного существования, смертности.
  • Пальма – символ победы Иисуса Христа над смертью, победа духа и вечный мир.
  • Роза – символ цветка Девы Марии.
  • Пшеничные колосья – каноническое воплощение возрождения и плодородия.

 

Так называемый «тульский букет», ставший популярным элементом декора тульских надгробий со второй четверти XIX века, состоящий в разных комбинациях из колосьев пшеницы, лозы с виноградными гроздьями, васильков, роз, гвоздик, тюльпанов, пальмовых и дубовых ветвей и прочих христианских символов воскрешения и возрождения — символ Тульского историко-архитектурного музея. Эти изобразительные элементы выполняются в чрезвычайно низком рельефе, тонко и уверенно и являются характерной особенностью тульской резьбы по белому камню.