Иконы праздников и событий священной истории

В центре русской иконописной традиции  – образ Иисуса Христа, образ Бога, воплотившегося ради человеческого спасения, и образ его земной Матери, Девы Марии, давшей ему плоть для этого воплощения, сделавшей возможной его, прожитую во имя людей, жизнь. Поэтому очень важное место занимают здесь образы событий из жизни Иисуса Христа и Богоматери, понимаемых как вехи на пути человеческого спасения. Также понимались и события из жизни апостолов, с которых началось распространение в мире «благой вести» о воплотившемся Боге и принесенном им учении. Визуальные образы всех этих событий, как правило, называют праздниками.

Главных церковных праздников в году насчитывается двенадцать (поэтому они называются двунадесятыми). В их число входят четыре праздника в честь событий из жизни Богородицы: Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Успение; шесть – в честь событий земной жизни Иисуса Христа: Рождество Христово, Сретение, Крещение (Богоявление), Вход в Иерусалим, Сошествие Святого Духа на апостолов и праздник в честь утверждения христианства в мире – Воздвижение честного и животворящего Креста. Кроме двунадесятых, важнейшим праздником является Пасха, Воскресение Христово. Поэтому главное место среди изображений праздников занимают образы тех событий, что празднуются в двунадесятые праздники и на Пасху. Но достаточно многочисленны в русской иконографии и образы некоторых событий, празднование которых в число двунадесятых не входит: образы страданий и смерти Иисуса Христа, ценою которых куплено человеческое спасение, называемые «Страсти Господни».

Страсти Христовы вместе с праздниками входят в единый круг годовых богослужений, который, преодолевая время, делает нас соучастниками великих событий, послуживших делу человеческого спасения.

Распятие, крестная смерть Иисуса Христа, занимает особое место среди событий евангельской истории. Это и одна из наиболее часто встречающихся икон на тульских надгробиях XIX в.

В центре этой иконы крест с распятым Иисусом Христом. Над крестом парят полуфигуры скорбящих ангелов, а по бокам от него в позах скорби и печали стоят Мария и Иоанн. Небольшой холмик в основании креста с человеческим черепом внутри него обозначает место действия – гору Голгофу. Именно здесь, по древней легенде, был погребен первый человек Адам. Кровь из ран Иисуса Христа стекает на череп Адама – в знак того, что пролилась она во искупление его греха, для спасения человеческого рода.

Сюжет крестной казни Иисуса Христа отвечает самым глубоким размышлениям над главными вопросами человеческого бытия, дает опору людским надеждам на победу любви и добра над смертью и тленом.

Другой распространенный вид икон, встречающихся на надгробиях Тульского некрополя – «Воскресение». Воскресение из мертвых Иисуса Христа – величайшее событие евангельской истории. Умерший на кресте и погребенный, Иисус Христос воскресает на третий день, своей смертью «попирает смерть», утверждает своим Воскресением возможность людского спасения от смерти и тлена. Праздник в честь этого события – Светлое Христово Воскресение, Пасха – величайший из христианских праздников, «праздник праздников».

Традиционна форма изображения Воскресения Христа как Сошествия во ад. В ней предельно наглядно раскрывается смысл Воскресения Иисуса Христа как победы над смертью, как спасения уверовавших в него от смерти, тлена и адской бездны.