25 марта день работника культуры. Мы поздравляем коллег и всех причастных к творчеству и созиданию!
В рамках праздничной акции «История одного экспоната» рассказываем про удивительные предметы аптечного дела XIX века.
Старинная чугунная лестница
Ажурная чугунная лестница ведет на второй этаж в приватные помещения. Раньше там находилась квартира владельцев аптеки: гостиная, столовая и несколько спален. Сейчас здесь располагаются касса, лекционный зал и администрация музея.
Наша лестница была изготовлена в 1884 году, возможно на одном из тульских заводов. Вообще, мода на художественные изделия из чугуна в России началась в конце XVIII века и продолжалась практически до революции. Из чугуна делали: каминные решетки, печные дверцы, барельефы, статуи, балконы, перила, воротные столбы и створки для ворот, фонарные столбы, ограды, рельефные плиты для полов и ступеней лестниц. Чугун обладает высокой прочностью и долговечностью, а его хорошие литейные свойства дают возможность выпускать изделия с тончайшей проработкой деталей.
В Туле многие купцы и промышленники украшали свои двух- и трехэтажные особняки чугунными лестницами. Подобные лестницы можно увидеть в Доме офицеров (проспект Ленина, 44), в здании первого корпуса ТГПУ (усадьба Лугининых, Менделеевская, 7), в здании бывшей почты (жилой дом №15 по улице Дзержинского).
Кофе из винных ягод
Долгое время кофе считался целебным напитком и продавался в аптеках. Доктора отмечали, что кофе «…осушает любой насморк и излечивает простуду, избавляет от ветров, укрепляет печень; превосходное средство против чесотки и порчи крови; облегчает сердце и жизненно важное биение такового, приносит облегчение страдающим болями в желудке и отсутствием аппетита».
Но стоило это чудодейственное средство недешево — два рубля за килограмм (что было сравнимо со стоимостью хорошего обеда в ресторане). Поэтому натуральный кофе часто смешивали с кофезаменителями — растениями напоминающими кофе по вкусу и внешнему виду. Самыми популярными были зёрна ячменя, ржи, сушеный инжир (винные ягоды), корни цикория и свёклы.
Надо отметить, что современные врачи считают кофейные напитки более полезным продуктом, чем натуральный кофе. Так, в зернах ячменя нет кофеина, но содержатся витамины группы B, витамины А, D, E, магний, йод, фосфор, калий и еще масса полезных минеральных веществ. Ячменный кофе нормализует работу пищеварительной системы, улучшает кровообращение и гормональный фон. Цикорий содержит большое количество инулина – полисахарида, который снижает уровень сахара и улучшает работу кишечника.
Ананасная вода
В аптеке конца XIX–начала ХХ веков обязательно продавались продукты, рекомендованные для людей с ослабленным здоровьем: сухие бульоны, каши быстрого приготовления, травяные чаи, кофе, какао, специи, цукаты, красные вина, минеральные воды и фруктовые лимонады. Многие аптеки сами производили продукты под оригинальной этикеткой. Известны случаи, когда такие небольшие производства перерастали в бренды с мировым именем, например, молочные смеси швейцарского аптекаря Анри Нестле или тонизирующий напиток из орешков колы и листьев коки американского фармацевта Джона Пембертона.
Владелец «Старой тульской аптеки» Ф. Г. Белявский также организовал собственное производство минеральных и фруктовых вод. В фондах музея хранятся этикетки от напитков с черносмородиновым, грушевым и ананасовым вкусом. В начале ХХ века ананасы считались дорогими, диковинными, можно сказать, элитными фруктами. Знаменитая фраза из стихотворения Игоря Северянина «ананасы в шампанском» стала воплощением обывательской мечты о богемной, «красивой жизни». Поэтому фруктовая вода с таким необычным экстрактом была весьма популярна.
Зубной порошок
Зубные порошки, похожие на современные появились к концу XVIII века. Их основой был мел, но часто в него добавляли вредные для зубов вещества – кирпичную пыль, размельченный фарфор, глиняные осколки, мыло. Люди побогаче для нанесения порошка приобретали специальную щетку, остальные обходились пальцем. Щетки того времени были из натуральной щетины. Использовали волосы свиней, коней и даже барсука.
В XIX веке средства для чистки зубов продавали в виде порошка, упакованного в небольшие бумажные пакетики или жестяные банки. Зубные порошки должны были не просто чистить зубы от налета, но и придавать свежесть ротовой полости. В их состав стали добавлять глицерин, экстракты лекарственных трав и даже эфирные масла. Первую зубную пасту выпустила компания Колгейт в 1873 году.
«Перуин»
Это французское средство для ухода за волосами было очень популярно на рубеже XIX—XX веков. Многообразная агрессивная реклама «Перуина» известна многим любителем старых журналов и газет. Кажется, что современные производители косметических средств до сих пользуются маркетинговыми находками столетней давности: «ПЕРУИН-ПЕТО. Бесподобное, наилучшее и вернейшее средство для ращения волос. У кого едва видны мелкие волосы, скоро развивается пышная борода и роскошные, щегольские усы. Доказано многими опытами, что ПЕРУИН всегда помогает, и даже тогда, если другие средства оказались бесполезными».
Средство выпускалось в стеклянных флаконах с надписью «Перуин» или «Перуин-Пето» и продавалось по цене 1 рубль 75 копеек. Защитой от подделки служил подвешенный на горлышко флакона металлический жетон в виде золотой медали всемирной выставки в Париже.
К сожалению, состав чудодейственного препарата до наших дней не дошел.
Скарификатор
Скарификатор получил свое название от латинского слова scarificatum — царапать, надрезать. Этот прибор имеет двенадцать острых лезвий, которые при нажатии рычажка выскакивают из пазух и делают надрезы на коже. После этого к месту порезов прикладывают подогретую банку, чтобы кровь вытекала быстрее.
Для врачей XIX века кровопускание и клистир (клизма) являлись настоящей панацеей. Тогда считалось, что все недуги происходят от отравления организма застоявшимися жидкостями. Для каждого заболевания были индивидуальные рекомендации, откуда именно выпускать кровь. Кровопускание было по-настоящему опасной процедурой. Пациенты могли умереть как от потери крови, так и от её заражения, ведь теория о влиянии микроорганизмов на развитие инфекции была признана медиками, да и то далеко не всеми, только в конце XIX века.
Сейф
Наш сейф или, как говорили сто лет назад, «огнестойкий шкап» — ровесник дома. Он надежно вмурован в стену и все эти годы ни разу не покидал своего места. В сейфе управляющий аптеки держал бухгалтерские документы и деньги (яды хранили в специальных шкафах в материальных комнатах). Хороший сейф должен был быть не только взломостойким, но и огнестойким, чтобы выдержать пожар (довольно частое явление в то время).
Фабрика стальных несгораемых шкафов «Владимiръ Меллеръ», основанная в 1857 году, стала первой в России фабрикой, производящей сейфы. В 1900 году её изделия удостоились золотой медали Всемирной выставки в Париже. Услугами Владимира Меллера пользовался даже Государственный банк Российской империи.
Желающим приобрести сейф не обязательно надо было ехать в Москву. Они могли отправить соответствующий запрос с семикопеечной маркой на фабрику Меллера. В ответ высылался прейскурант. Заказчик выбирал подходящую модель, звонил на фабрику и оплачивал. Затем изделие отправлялось товарным поездом к месту назначения. Сейфы, подобные нашему, стоили около 500 рублей.
Еще больше аптечных предметов — в коллекции Старой тульской аптеки.