Жак – Филипп Леба. СТАРЫЙ ПОРТ МЕССИНЫ1

(читать в формате PDF)

Во время своего заграничного путешествия 1768 года датский король Кристиан VII2 посетил и столицу Франции. Вероятно, именно c этим визитом и связано посвящение гравюры. Истолкование того, какими обстоятельствами был обусловлен выбор её сюжета, затруднительно: до Мессины, как и до Сицилии, Кристиан так и не добрался. Возможно, его поразил «прототип» гравюры – произведение Клода Лоррена3 «Морской порт на закате» («Port de mer au soleil couchant») (1639) из коллекции Людовика XIV (ныне – в Лувре)4, возможно, — «батальная» сценка на переднем плане (второе название «Порта» — «Бойцы» («Combatants»)5. Хотя очевидно, что самого живописца больше занимала «иммерсивная» игра природных стихий (море, солнце). О фигурантах, судя по неказистости их поз, как и о месте действия он, видимо, заботился не особо6.

Тем не менее, локализация изображённого на картине и воспроизведённого на гравюре порта, неоспорима: если Лоррен был лиричен, то Ле Ба – дотошен и сух. Поэтому доверимся Ле Ба. И раз это – Мессина, то фортификацию в данном случае представляет Крепость Святого Сальвадоре (Forte de Santissimo Salvatore)7 на полуострове Сан Райнери8. Со времён Лоррена и Ле Ба она дважды пострадала от землетрясений (1783 и 1908 гг.), следовательно, сравнение объекта и его изображения в наши дни уже невозможно. Тем более, что помпезные здания на набережной вполне могли бы оказаться и архитектурной фантазией9. Но даже если Лоррен и не фантазировал, а был верен реальности, этой реальности всё равно больше не существует: мессинское землетрясение начала XX века не пощадило в городе практически ни одного дома.

В настоящее время другие оттиски «Старого порта» Ле Ба хранятся в собраниях Музея истории и искусств Женевы и Гарвардском художественном музее. В Британском музее представлена ксилография Дж. Куортли (John Quartley), сделанная по рисунку Ш. Добиньи (Charles Dobigny) по тому же произведению К. Лоррена уже в XIX веке и уже без всяких посвящений.

P.S.

Перевод текста, помещённого под изображением:

«Посвящается10 Кристиану VII, королю Дании, герцогу Шлезвига, Гольштейна11, Стормарна12, Дитмаршена13, Норвегии14, Вандалии15 и Готии16, графу Ольденбургскому17 и Дельменхортскому18.

Его покорнейший и преданнейший слуга Ж.Ф. Ле Ба, Первый гравер Кабинета короля Франции19 и Королевской Академии Живописи20.

Картинный покой короля в Люксембургской галерее21 / в Париже Ле Ба улица Арфы22».

«Лоскутный» герб, разделяющий текст посвящения пополам, вполне соответствует тому конгломерату государственных образований, которые составляли Данию в XVIII столетии23.

Перейти на страницу выставки «Песок и порох»