Оглавление

  1. Дом Крафта

Дом Крафта

Для первой публикации мы выбрали фотографию дома №25 по проспекту Ленина, сегодня известного как Дом Крафта. Этот снимок был сделан Кириллом Владимировичем Овчинниковым, заслуженным художником РСФСР, посвятившим жизнь созданию иллюстраций к детским книгам. Тулу он посетил в июле 1977 г., сделав несколько весьма интересных фотографий тульских пейзажей и архитектуры. Ныне этот снимок хранится в Центральном архиве кинофонофотодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПБ).

На фото изображена средняя часть фасада, первый этаж которого украшает вывеска «Колбасы – копчености». В 1884 г. владелец дома Фердинанд Белявский выстроил для своей аптеки по соседству новое просторное здание, где сегодня размещена постоянная экспозиция нашего музея (проспект Ленина, 27). Старый же дом вскоре был продан рославльскому мещанину О.Э. Лехельту, семейство которого вплоть до 1917 г. владело в Туле колбасной фабрикой. При перестройке дома его строгие классические формы были дополнены пышным эклектичным лепным декором, существующим и поныне. Торговля колбасными изделиями просуществовала в этом здании без малого сто лет. Лишь в начале 1980-х гг. ее сменил магазин «Продукты для детей», получивший к началу следующего десятилетия лаконичное название «Малыш».

Вывеска сделана по технологии, весьма популярной в Советском Союзе в 1960-е – 1970-е гг. – стальные буквы с подсветкой из неоновых трубок. Такой шрифт, напоминавший рукописный, широко использовался в Европе в 1950-е – начале 1960-х. До провинциальных городов СССР, как это нередко бывало, западная мода добралась с опозданием. Известно, что еще в начале 1960-х магазин колбас имел более крупную вывеску прямым «кубическим» шрифтом, занимавшую весь фасад. Изображенная же на фото вывеска была изготовлена, по-видимому, в середине или во второй половине 1960-х гг.

Еще одна характерная деталь эпохи – надпись сделана на фоне цветного листа из профилированного стеклопластика. В обиходе такой материал из-за волнистой поверхности назывался «пластиковым шифером» и был широко распространен в СССР в 1960-е – 1970-е гг. Делался он из синтетической смолы, окрашенной в какой-либо яркий цвет, в качестве наполнителя использовалось стекловолокно. В отличие от фанеры или листового железа, материал не боялся сырости и не требовал окраски.

Из такого пластика делали балконные ограждения в жилых домах, его использовали при строительстве торговых павильонов и разного рода временных сооружений. Со временем краситель выгорал на солнце, смола из-за перепадов температур начинала трескаться и расслаиваться, поэтому до наших дней такие конструкции почти не дошли. Мы не знаем, в каких цветах была выполнена вывеска. Можно лишь предположить, что фоновый лист пластика был желтым, а буквы – красными. Неоновые же трубки, использовавшиеся в то время, практически всегда делались из молочно-белого стекла и светились белым светом.

Автор фото: Кирилл Владимирович Овчинников, заслуженный художником РСФСР.

На переднем плане снимка, в правом нижнем углу, запечатлена цыганская семья, которую невозможно спутать ни с какой другой по пестрым, ярким нарядам, которые бросаются в глаза даже на черно-белом фото. Один из детей одет в матросский костюмчик, какие сегодня можно встретить разве что на картинках, а цветастая рубашка, которой щеголяет стоящий рядом с ним мужчина, явно изготовлена где-нибудь в Европе и проделала до Тулы весьма долгий путь в чемоданах интуристов и сумках отечественных фарцовщиков. Возле правого края фото виден еще один артефакт – краешек светящейся таблички с надписью «Берегись автомобиля», напоминающий о том, что рядом, во дворе аптеки, на протяжении многих лет располагалась Тульская станция скорой медицинской помощи. Вплоть до середины 1990-х гг. через ворота между домами 25 и 27 выезжали на проспект Ленина санитарные микроавтобусы, спешившие на вызовы. И только в преддверии празднования 850-летия Тулы, в 1996-м, ворота закрыли, тротуар замостили плиткой, а на этом участке проспекта сделали сплошное стальное ограждение.

Вернуться к оглавлению.