Афиша: Евгений Григорьев.

Дата: 13 декабря 2024 — 9 февраля 2025

ТИАМ, Дом Крафта (проспект Ленина, 25).

Вход на вернисаж свободный.

 

Песня – исключительно многоликий творческий жанр. Он присутствует и в литературе как разновидность лирического стихотворения, сочиненного для пения. Служит одной из популярных форм вокальной музыки, неразрывно объединяющей мелодию и поэтический текст. Оказывается важным проявлением устного народного творчества, нередко обозначая эпическое фольклорное произведение, которое бережно сохраняется в народной памяти из поколения в поколение. Для восприятия и представления насыщенного и разнопланового искусства Татьяны Алексеевны Мавриной (1902–1996) слово «песня» очень подходит. Родившаяся в Нижнем Новгороде и прошедшая в 1920-е годы модернистскую школу Вхутемаса-Вхутеина, где училась в основном у Фалька, она была яркой участницей всех трех выставок довольно интересной группы «13», проходивших в 1929, 1930 и 1931 годах. Наряду с такими художниками, как Н.В. Кузьмин, В.А. Милашевский, Д.Б. Даран, Б.Ф. Рыбченков, Л.Я. Зевин, О.Н. Гильдебрандт и другие, Маврина была серьезно озабочена развитием эмоционально открытого, пластически раскрепощенного, быстрого по темпу и ритму рисунка, свободного от строгих академических канонов.

            Далее, как справедливо писала еще в 1986 году один из исследователей творчества этой группы искусствовед М.А. Немировская, Т.А. Маврина «по праву занимает достойное место в советском искусстве и как своеобразнейший иллюстратор-сказочник, и как оригинальный живописец. В творчестве Мавриной причудливо и органично сплавлены традиции иконописи, лубка, народного искусства, глубокое знание достижений мировой живописи и графики с меткой наблюдательностью, непосредственным и живым увлечением окружающей жизнью». Немировская также верно подмечает устойчивые черты искусства художницы: «непосредственность видения, веселая насмешливость в восприятии жизни, артистизм исполнения». Все эти качества нашли отражение и в ее многочисленных иллюстрациях к русским сказкам и сказочным поэмам А.С. Пушкина, за которые Мавриной в 1976 году была присуждена престижная премия Г.Х. Андерсена и золотая медаль за международный вклад в дело иллюстрации детских книг. 

Искрометная и невероятно творчески продуктивная натура художницы, ее неразрывная связь «с уголками своей детской души» (по меткому наблюдению одного из организаторов группы «13» Владимира Милашевского) стали не только залогом созданного ею изобильного графического и живописного наследия. Не зря вспоминала коллега и подруга Мавриной Ольга Гильдебрандт, что «при виде ее работ – удивительное богатство “всего-всего” – разного, различного между собой материала работ – настоящее плодородие!..» Но те же самые личностные особенности были истоком невероятной щедрости мастера, и, прежде всего, по отношению к окружавшим Татьяну Маврину близким ей по духу людям. Именно таким человеком стал обладатель показанной на выставке коллекции — доктор медицинских наук Владимир Викторович Цурко. Его собрание цветных и черно-белых графических «картин и картинок» (как выражалась сама художница) явилось результатом непреходящего желания Мавриной постоянно дарить «на счастье» (так подписывалось на обороте листов) зримые свидетельства своей неуемной игровой и даже нередко озорной фантазии и веселого вдохновения.

            В этот отобранный с большой любовью, естественно сложившийся и завидно содержательный «подарочный фонд» вошли в основном станковые произведения Мавриной конца 1950-х – 1980-х годов. Здесь присутствуют и знаменитые феерически пышные разноцветные букеты, которыми художница много занималась в поздний период творчества; и трогательные акварельно -легкие московские пейзажи с забавными людскими сценками; и абрамцевские природные мотивы с их зелеными лугами и перелесками; и комично смешливые женские портреты с ню; и сказочно трактованные загадочные звери; и быстрые тушевые рисунки наездников; и прянично нарядные контурные зарисовки уютных волжских городков и еще много-много всего другого… Такому интригующе увлекательному визуальному ряду графики Мавриной вполне соответствуют выводы, точно сделанные опять же Гильдебрандт: «Портреты на ее рисунках слегка скомикованно похожи. Звери полны симпатичности. Природа – живая и при самой лубочной обостренности – будто шевелится и даже пахнет».

            Одним словом, все эти работы, наглядно раскрывающие ключевые тематические разделы творчества мастера, своим стройным и празднично задорным хором действительно как бы сливаются в чудесной и звонкой песне, а ее хорошо узнаваемые переливы и оттенки, в свою очередь, доносят до зрителя самозабвенно радостное и неизменно бескорыстное искусство Татьяны Алексеевны Мавриной.

Елена Грибоносова-Гребнева, кандидат искусствоведения

Биография Татьяны Мавриной

Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева) родилась в 1900 году в Нижнем Новгороде, в семье педагогов Алексея и Анастасии Лебедевых. Мать, чью девичью фамилию художница с 1930 года использовала в качестве псевдонима, происходила из дворянского рода.

В 1921—1929 годах училась во Вхутемасе-Вхутеине, где её наставниками были Николай Синезубов, Герман Фёдоров, Роберт Фальк. Состояла в знаменитом объединении — группе «13». Вышла замуж за одного из его основателей, художника Николая Кузьмина.

После окончания училища писала в эстетике быстрого рисунка, беглого, но крайне живого эскиза, экспериментировала с композицией и цветом, развивая приёмы импрессионистов и постимпрессионистов. В 1930-е годы, как и многие вхутемасовцы, подверглась обвинениям в формализме. Нашла свою нишу в книжной графике.

В послевоенные годы выработала яркую и открытую манеру, близкую примитивизму, древнерусскому и народному искусству. Продолжала заниматься книжной иллюстрацией, оформив более 200 книг.

В 1976 году получила престижную международную премию имени Ханса Кристиана Андерсена, (став в итоге единственным её лауреатом среди советских художников).

С 1981 года — Заслуженный художник РСФСР.

В конце 1980-х годов, после смерти мужа, почти не покидала свою квартиру, принимала гостей и много писала – чаще всего цветочные натюрморты и фантазийные композиции.

Скончалась в августе 1996 года. Похоронена в Москве.