Семейный некрополь Белобородовых, конец XVIII — начало XX вв.

Семейный участок захоронений Белобородовых один из самых больших на территории Всехсвятского кладбища. Его протяженность с севера на юг составляет ок. 40 м. Некрополь Белобородовых практически полностью уничтожен. В настоящее время на 6 памятниках прочитаны имена представителей этого семейства; от XVIII века (Белобородов Иван Евдокимович, 1798 г) до начала XX века (Белобородов Николай Иванович, 1912 г). По видам и стилям надгробия весьма разнообразны: саркофаги (барокко, классицизм, ампир, эклектика), крест на Голгофе, основание креста на плите. Обнаружены фрагменты основания вертикальных надгробий и цоколей оград.

Сотрудники музея «Тульский некрополь» уже более 10 лет проводят изыскания на этом участке. Первоначально было очищено от грунта и прочитано надгробие-саркофаг. Криволинейные формы объема, пышный орнамент и тексты расположенные в картуше все это говорит о стиле барокко.

Текст гласит, что здесь погребен тульский купец Белобородов Иван Евдокимович 1734 – 1798 гг. В Туле надгробий в чистом стиле барокко , без влияния классицизма сохранилось менее 5 артефактов.

Из грабительской ямы были извлечены: профилированная и орнаментированная листьями лотоса плита-подставка, саркофаг в виде горизонтального полубочонка на монолитных ножках и множество фрагментов других саркофагов. Из данных фрагментов удалось собрать и склеить саркофаг в стиле классицизма. К сожалению на нем не оказалось текстов. Но безусловно он принадлежит семье Белобородовых и датируется концом XVIII века.

Наиболее интересными оказались результаты анализа остальных фрагментов надгробий. Из них сложилось основание под саркофаг в виде горизонтального боченка извлеченный из этой же ямы. По бокам северномого и южного фасадов распологались амфоры. К сожалению и на этих фрагментах надгробий текстов небыло. По аналогии с памятниками исторических кладбищ Москвы и СПетербурга удалось реконструировать первоначальный вид надгробия.

Реконструкция надгробия с участка Белобородовых

Надгробие на кладбище Донского монастыря г. Москвы

Надгробие этого вида в Туле единственное и было привезено из столицы. Отсутствие текстов объясняется тем, что на столичных аналогах предполагались бронзовые или чугунные мемориальные таблички, которые отсутствуют на тульском надгробии. В дальнейшем планируется полностью реставрировать данное надгробие.

Особый интерес представляет саркофаг расположенный рядом с крестом Николая Ивановича. На этом надгробие сохранились розетки в виде букетов выполненные очень низким рельефом, имитирующим всечку металла в дерево. Надгробия с таким орнаментом появляются в 30-х годах XIX века и характерны только для Тулы-города мастеров. Во время войны с Наполеоном Оружейный завод набирает мастеров. По окончании Отечественной войны в 1817 году штат оружейников сокращается и хорошо обученные мастера вынуждены искать себе другой заработок. Некоторые его находят в погребальном бизнесе. Так на кладбищах города Тулы появляются нигде неповторимые букеты, выполненные тонкими линиями очень низким рельефом.

Реконструкция саркофага

Летом 2011 г в ходе полевых работ было обнаружено надгробие отца Николая Ивановича — Ивана Федоровича Белобородова 1830-1894 гг. Надгробие изготовлено из черного габбро и представляет собой симбиоз плиты, саркофага и основания креста. При размерах основания 88х175 см высота надгробия составляет 80 см.

Могила Н.И. Белобородова