О мини-выставке «История о составлении увеселительных огней, фейерверками именуемых»

 

Идея новогодней мини-выставки в «Старой тульской аптеке» родилась благодаря обнаружению интересного факта – цитаты о взрыве в Гриммовской аптеке города Пернова (Пярну, Пернау). Этот город, кстати, несколько раз упоминает в своих воспоминаниях Ольга Фердинандовна Адерман,-последняя владелица «Старой тульской аптеки Ф. Белявского» в Туле.

Итак, в 1874 году в г. Пернове (портовый город в Эстонии в нескольких часах езды от г. Ковно (Каунас, Литва), где родился Фердинанд Георгиевич Белявский, произошёл несчастный случай.

«…в г. Пернове в Иванов день 1874 г. лаборант Гриммовской аптеки толок в ступке состав для бенгальского огня, в который входила бертолетова соль. Провизор, к счастью для себя, вышел; не успел он попасть на улицу, как раздался страшный взрыв: не только ступку, но и всю аптеку разнесло вдребезги. Несчастный лаборант, в которого осколки ступки впились как гранаты, был найден ещё живым и в страшных мучениях скончался лишь четыре часа спустя.» (Пиротехническая лаборатория в XIX веке.Ч.I-II.)

Случай был приведён в пример в одном из трудов по пиротехнике, и цитировался со слов Гардера — бургомистра города Пернова. Предположительно такой факт мог появиться на странице газет города Пернова, в рубрике «Местная хроника».

Газета «Курорт Пернов» — общественно-политическая газета Лифляндской губернии, издавалась 3 раза в неделю. (источник изображения)

Случай этот был довольно рядовым для XIX века. «О несчастиях же с пиротехниками каждый, полагаю, может сообщить немало, т.к. неопалённого пиротехника нет: это их огневое крещение», — писал неизвестный автор пособия по пиротехнике, увековечивший это происшествие в своём труде.

К организации частной пиротехнической лаборатории в то время предъявлялись следующие требования:

«Для пиротехнической мастерской больше всего необходим простой прочный деревянный стол. Затем: стеклянные банки, деревянные лопаточки и колотушки, совочки (капсулатурки), широкий деревянный скребок (шпатель), резиновое полотно для взрывчатых смесей, щётки, бутылки, пробки, стеклянные воронки, фарфоровые чашки, ведро с водой и деревянным ковшом и несколько других предметов, потребность в которых скажется на деле. Особенно важны сита, ступки и весы.»

Для нехимических лабораторных работ необходимы ещё следующие принадлежности: слесарные тиски и несколько напильников для выделки опилок: деревянные и металлические молотки; две пары ножниц (большие и маленькие); топор; различные ножи, стамески, пилы, плоскогубцы, круглогубцы, острогубцы, рубанки, буравы, отвертки и т.п. инструменты, т.к. необходимо самому заняться и выделкой стеллажей, если требуется точная и аккуратная работа, и особенно в отношении колёс, звёзд и т.п. объектов.»
Такого рода гипотетическую «аптекарскую пиротехническую лабораторию» мы и предложили вниманию посетителей «Старой тульской аптеки».

 

Предметный ряд выставки составили:

Первый раздел. Пиротехническая лаборатория в Аптеке. Химическая.

Оборудование: ступки и пестик, весы, совочек, воронки, напёрстки
Ингредиенты: бертолетова соль, селитра, нашатырный спирт, антимоний и др.,металлическая стружка (для эффекта искр).проволока (заготовка для бенгальского огня).

Техника безопасности: «огнетушительные гранаты» (бутылки с искусственной сельтерской водой).
Муляж пиротехнического заряда.

 

Второй раздел. Пиротехническая лаборатория в Аптеке.Нехимическая.

Инструментарий для изготовления деревянных элементов пиротехнических конструкций: веревка, рубанок, щетка, стамеска, пила, молоток, клещи, тиски, шило, «бикфордов шнур», проволока, «эскизы».

Муляж заготовки пиротехнического заряда.

Экспозиция мини-выставки в Старой Тульской аптеке (фото: Е. Успенская)

Для полноты картины, считаем нужным добавить несколько цитат из дневника Ольги Адерман датированного 1936 годом. (Дневник Ольги Адерман, рукопись на немецком языке, 2 часть, фонды ТИАМ. Цитируется согласно переводу на русский язык).

«В дополнение ко всей суматохе в тот же вечер были доставлены около 100 коробок из Пернау со всей мебелью, а также рентгеновский аппарат моего зятя доктора Эрнста Туммы (Ernst Tumma). Сам он давно служил врачом на фронте, а его жена так сильно испугалась немцев на Балтийском море, которые обстреливали Пернау, что не придумала ничего лучше, как собрать все свои вещи: мебель, одежду, бельё, книги, – и приказать упаковать их и отправить в Тулу. Через пару дней она и сама прибыла с тремя детьми и белым шпицем. Поначалу я была рада предложить им кров, особенно, когда услышала, что её муж позволил обращаться за помощью только к моей семье. Я разместила их в комнате для гостей и надеялась, что мы сможем спокойно жить все вместе. Но как бы не так!»

«Мне пришлось на несколько дней остаться в Ревеле, поскольку, к моему ужасу, чемодан ещё не прибыл в Ревель. Ф. Ререны были очень любезны, однако они жили очень тесно, так что через несколько дней я поехала в Пернау без своего чемодана. . Г-н ф. Ререн занялся розыском, он ежедневно ходил на вокзал. Наконец, мой чемодан прибыл в Пернау, и к моей радости, всё было в порядке и на месте. В Пернау на Лане меня встречала вся семья моего зятя. Все дети выросли, близнецам было по 19, дочери 18 лет. Все трое хорошо сложенные и симпатичные. Семья Туммы была рада снова жить в своём большом красивом доме, хотя большинство комнат были пустыми, без мебели, а в остальных стояло только самое необходимое, поскольку их вещи были утеряны в Туле. Немцы, от которых в 1915 году бежала моя невестка из Пернау, эти же самые немцы в 1918 году перевели её и всю её семью через красную линию в Прибалтику. Два замечательных месяца я провела в прекрасном Пернау, в доме моего дорогого зятя, который бы с удовольствием оставил меня там насовсем.»

Об истории фейерверков и пиротехники в аптеках XIX века

 

Слово «фейерверк»- в переводе с немецкого означает «огнедействие». Искусство создания огня и управления им возникло в Китае в глубокой древности.

Именно китайцы обнаружили, что сочетание мёда, серы и селитры (нитрат калия) вдруг воспламенялось при нагревании. К сочетанию серы и нитрата калия позднее присоединили уголь вместо мёда. Современный порох имеет в составе селитру, древесный уголь и серу по весу в соотношении 75:15:10. Это соотношение остается неизменным с 1781 года.

На Руси так называемый «черный порох» начал производится уже в XV веке, причем в большом количестве и хорошего качества. Однако первый документально подтвержденный российский фейерверк был устроен в 1674 году во время царствования отца Петра I — Алексея Михайловича. Систематическое проведение «огненных потех» в России началось с конца XIV века, когда стали применять порох в артиллерии.
Целенаправленно на государственном уровне устройством фейерверков в России стали заниматься при Иване Грозном. Тогда в стрелецком полку была введена должность «порохового заведующего», в чьи обязанности, помимо военных, входило также изготовление и запуск фейерверков.

При дворе царя Михаила Федоровича (1596 -1645 гг.) была учреждена особая «потешная палата», имевшая штат «потешников», организовывавших разные развлечения, в том числе и «огненные потехи». В «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки», составленном в начале XVII века, приведены данные об изготовлении различных пиротехнических составов.

В 1680 году в Москве было создано специальное ракетное заведение, которым были определены точные величины наружных диаметров фейерверочных гильз — калибры по весу свинцовых шаров заданных размеров. Часто в организации фейерверков на государственном уровне принимали участие войска местных гарнизонов, производившие пушечный салют. Каждую программу празднества отправляли в канцелярию Артиллерии и фортификации, где уже давались указания на изготовление пиротехники, необходимой для запуска фейерверка.

Гравюра. 1704 г., 1 января. Фейерверк, сожженный в Москве по случаю удачных походов против шведов и взятия Нотебурга (в 1703 г.). В 8-ми картинках, гравированных в манере Шхонебека  (источник изображения)

В нижней части гравюры — описание находящихся на ней изображений и эмблем:

«I. Первое показание великаго / и хитраго огненнаго дела за- / паления, по изволению его / царскаго Величества. Генваря в 1 день 1704 г. / 21. Орел государственной на щиту, иже в начале / зажжен был вышиною 30 аршин и боле получаса / разными огни горел и имел в крилех своих / и водной кохте принзаки море, царские и королевские / короны украшают главу его и шею, нептюнус весь в огни / приходит и четвертое море великому орлу в когти дает. / -13. Два постороннии щиты после орла горели / разными и удивительными огни и ракеты сия вся / действом своим неприменно, величиною славно кончалися. / 9. Три велики фонари которые после сожжения тех / щитов вместо их подвижены были. / 10. Зачало в двое пошти фонарям или картинам. / Феирверк по взятии шанс-дерниэт (или канцов) учиненной в Москве, в 1704. году. Генва. в 1.».

4 (1)

Гравюра резцом, с подписью внизу: «Изображение  феиерверка и Иллуминации на день новаго 1735 году». 1735 г., 1 января. (источник изображения)

«Трудно себе представить, какая масса пороха исстреливается за пирами и увеселениями, при получении радостных вестей, на торжествах и салютах, ибо в России порохом дорожат не более чем песком, и вряд ли найдешь в Европе государство, где бы его изготавливали в таком количестве и где бы он по качеству и силе мог сравниться со здешним», — писал посол Дании в России.

При Петре I огненно-световым зрелищам и эффектам была отведена большая роль в новогодних торжествах. В небе «выжигали» картины с дворцами, водопадами и фонтанами, воплощали в огне библейские сюжеты и сцены военных баталий.

В одном из указов было сказано, чтобы все знатные люди, дворяне, служилые люди и купцы выпустили «несколько ракетов, сколько у кого случится».

Таким образом, в XVIII веке русские мастера-пиротехники умели изготавливать почти все виды фейерверков, известных на тот момент в Европе. Верховые фигуры были представлены разными видами ракет и шутих. Срединные фигуры были представлены римскими свечами и бураками. А вот низовые были представлены фонтанами, форсами, массовым огнем. Изготавливали даже фейерверки, горевшие на воде. Это были дукеры и квакари.

Открытие в 1786 году французским химиком К. Бертолле химического соединения хлората калия, названного позднее «бертолетовой солью», послужило основой для создания ярких цветных огней. Впоследствии открытие хлорноватых кислот, бариевой и стронциевой, позволило еще более повысить насыщенность и яркость цветного пламени. Сделанные на их основе контурные свечи позже с успехом заменили дорогие и громоздкие фитильные щиты и декорации с тусклым цветным огнем фитилей.

«Бертолетова соль драгоценна и незаменима в пиротехнике, она образует сильно горящие смеси и содействует образованию яркого и чистого пламени цветных огней. Поэтому употребление ее в составах очень распространено.» (Неизвестный автор).

Так что же представлял собой пиротехнический заряд? Это «капсула», оболочка которой, как и сегодня, содержала информацию о виде фейерверка. Внутри центра оболочки сосредоточен разрывной заряд, который соединен с плавким предохранителем, который зажигает пиротехнику. Проще говоря, типичный салют представлял собой трубку, полную взрывчатых химических веществ — свободный порох и концентрированные взрывающиеся шарики, которые пиротехники называют «звезды».

Основа пиротехники  Хлорноватокалиевая (бертолетова) соль (KClO3) (источник изображения)

Современные пиротехнические заряды (фото Е. Успенской)

По традиции, и в XVIII веке большие «государственные» салюты готовили военные — канцелярия Артиллерии и фортификации, позже Военное министерство.

В XIX веке эта традиция продолжилась и закрепилась по инициативе графа А. А. Аракчеева — русского государственного и военного деятеля, реформатора русской артиллерии, генерала от артиллерии (1807), военного министра (1808—1810)…

В 1809 году под его руководством было разработано «Положение о фейерверках», которое систематизировало и поставило под контроль государства производство фейерверков и их запуск. Все желающие могли заказать в военной лаборатории нужное количество фейерверков. Личный состав лаборатории мог провести фейерверк при необходимости.

Дж. Доу и мастерская. Портрет графа А. А. Аракчеева.
1824 г.
Военная галерея Зимнего дворца,
Эрмитаж, Санкт-Петербург. (источник изображения)

Страницы из «Положения о фейерверках» 1809 г.
(источник изображения)

В XIX веке любой желающий мог купить в Аптеках и аптекарских магазинах не только разные производные для фейерверка – порох, свинец и др., но и готовую пиротехнику. Растворы хлората калия (Бертолетова соль) были общедоступны, продавались в Аптеках и применялись в качестве слабого антисептика, наружного лекарственного средства для полоскания горла.

Провизоры сами брались за изготовление пиротехники. Дело это было небезопасным и требовало большой точности.

Сергей Филиппов в роли аптекаря-специалиста Кошкина в советском художественном фильме — «Новые приключения неуловимых», поставленном на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» в 1968 году режиссёром Эдмондом Кеосаяном.(источник изображения)

Так, например, в аптекарском «Магазине Товарищества наследников А.И. Соколовой» в Тюмени, можно было приобрести материалы для пиротехники. «Из книги А.М. Афромеева «Вся Тюмень» известен ассортимент магазина:

…писчебумажные и канцелярские товары, «электротехнические принадлежности: звонки, батарейки, проволока», всё необходимое для занятий живописью: кисти, палитры, мольберты, масляные и акварельные краски, холсты, аппараты для выжигания, «сухия и тертыя краски и олифу, фуксиды и силикат собственного завода, свинец, дробь и олово».

Про одну из барнаульских аптек – сейчас Музей «Горная аптека» — говорят, что она снабжала город практически всем: лекарствами, сладостями, парфюмерией и косметикой собственного производства, и, конечно фейерверками.

«Аптека №1» купцов Соколовых. Тюмень (источник изображения)

14 (1)

Барнаул, ул. Ползунова, д. 42 (источник изображения)

Известен ассортимент одной из тамбовских аптек : «Сухие овощи и первые бульонные кубики, чай, кофе и даже табак дополняли более привычные нам сегодня медикаменты. Как правило, аптекари торговали уксусной эссенцией, приправами, синькой, крахмалом, бенгальскими огнями и фейерверками».

Аптека Гакена  или Покровская аптека. Тамбов (источник изображения)

Тогда же появились общедоступные книги и пособия по пиротехнике.

16
17
18

Страницы из «Положения о фейерверках» 1809 г. (источник изобрежения

«Устроить фейерверочную лабораторию … всегда опасно: нередко повторялись и ещё повторяются случаи, что даже у опытных лаборантов бывают взрывы и пожары, а тем более — у новичков. С огнём вообще не шутят, а с пиротехническими препаратами — и того менее. Следовательно, браться за пиротехнические опыты и изделия, не имея подходящей лаборатории, — страшный риск, и не для одного только любителя, но и для всего дома, а иногда и для целой окрестности.» (Неизвестный автор).

Во второй половине XIX века проведение фейерверков стало доступным частным лицам и небольшим общественным организациям. Резко увеличилось число частных фабрик, специализировавшихся на изготовлении и проведении фейерверков. В начале XX века широкое распространение получили небольшие фейерверочные представления. Они устраивались на дачах, в городских парках и скверах как частными лицами, так и различными обществами и учреждениями.

Литография с изображением р. Упы, кремля и оружейного завода. 1856 г. Из книги «Описание города Тулы, составленное Н.Ф. Андреевым, с рисунками, литографированным К. фон Шеле». (источник изображения)

На переднем плане – деревянное здание павильона, «воксала», построенного к визиту наследника, будущего Александра II. Из него «Его Императорское Высочество изволил любоваться на данный городом фейерверк, которого огни отражались спокойными водами близ самого павильона протекающей Упы».

В XIX в. при изготовлении фейерверков начали использовать, искристо-форсовые, серные, селитро-серные, с добавлением окрашивающих солей, составы, качественно улучшающие зрелищные эффекты фейерверочных изделий. Коренной переворот в пиротехнике произошел после открытия возможности регулировать скорость и силу горения составов посредством изменения их дозировки.

21
22
23

Прейскурант фейерверков первой пиротехнической лаборатории Гавриила Константиновича Бутковского в Саратове, 1912 год. (источник изображений)

Последний фейерверк в дореволюционной России состоялся в августе 1915 года в честь взятия русскими войсками Перемышля. Под впечатлением от события была написана картина «Фейерверк». 1916 г.

«А общественные празднества поднимают дух народа,— и развивают патриотические чувства. Фейерверки нужны для оживления праздников. Ожидание фейерверка возбуждает любопытство; кажущаяся опасность от взлетающих ракет, бомб, шипение, треск, пальба — все это волнует зрителя и придает интерес зрелищу». (Неизвестный автор).

Исаак Бродский. «Фейерверк«. 1916 г.
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник.
(источник изображения)

Литература о пиротехнике

 

Компания «Русская пиротехника» предлагает Вашему вниманию перечень основных российских и зарубежных литературных изданий о пиротехнике.

 

18 ВЕК

Данилов М.В. «Довольно ясное показание, по которому всякий сам себе может приготовить и делать всякие фейерверки и разные иллюминации», Москва, 1783 г.

 

19 ВЕК

Данилов М.В. «Довольно ясное показание, по которому всякий сам себе может приготовить и делать всякие фейерверки и разные иллюминации», Москва, 1822 г.

Демидов А.П. «О происхождении увеселительных огней, изобретение пороха и систематическое описание ракетных павильонов», Санкт-Петербург, 1820 г.

Дмитриев Г.Х. «Подарок любителей фейерверков», Санкт-Петербург, 1880 г.

Жуковский Н.В. «Маленький пиротехник», 1888 г.

Кларк С. «Пиротехника или подробное руководство к составлению, приготовлению и сжиганию всевозможных фейерверков», 1891 г.

Коломнин, Влаэ «Общедоступная, общепонятная и практическая пиротехния или искусство делать самому фейерверки», Москва, 1880 г.

Ламарр А. «Новое руководство для любителей фейерверочного искусства», Санкт-Петербург, В.П. Печаткин, 1884г.

Коробочкин М.А. «Руководство по сожжению фейерверков», 1879 г.

«Положение о фейерверках», Санкт-Петербург, 1809 г.

Румянцев Р. «Теоретическая и практическая пиротехния или искусство делать фейерверки», Москва, 1852 г.

Нат О.А. «Практика для пиротехников или руководство к правильному производству работ, необходимых при фейерверках», Санкт-Петербург, 1845 г.

Николаев Н. «Пиротехник-любитель. Систематическое руководство для рационального изготовления садовых, водяных, театральных и комнатных фейерверков», Санкт-Петербург, 1899 г.

Озерков Д. «Общедоступная пиротехния» (Руководство для изготовления и спускания фейерверков), 1897 г.

Симоненко П.Ф. «Безопасный фейерверк для дач», Москва, 1893 г.

Симоненко П.Ф. «Безопасный фейерверк для дач», Москва, 1898 г.

Фрейо. «Увеселительные и потешные огни. Опытный пиротехник. Приготовление домашним образом в больших и малых размерах фейерверков и бенгальских огней на земле, воде, театральной сцене, в комнатах и т.д.», перевод с немецкого, 1885 г.

Челеев Ф.С. «Полное и подробное наставление о составлении увеселительных огней, фейерверками именуемых», Санкт-Петербург, 1824 г.

Чикалев В.Н. «Руководство к приготовлению и сжиганию фейерверков», 1868 г.

Чикалев В.Н. «Руководство к приготовлению и сжиганию фейерверков», 1879 г.

Чикалев В.Н. «Руководство к приготовлению и сжиганию фейерверков», 1884 г.

Цытович П.С. «Опыт рациональной пиротехнии», Санкт-Петербург, 1894 г.

Степанов Ф.В. «Пиротехния, курс фейерверочного искусства», Санкт-Петербург, 1894 г.

 

20 ВЕК

Болдырев В.А. «Пиротехнические составы и их применение для снаряжения простых фейерверочных фигур», Москва, 1932 г.

Бурлей В.В. «Разработка новых пиротехнических игрушечных изделий и модернизация рецептур и снаряжения ранее отработанных образцов», 1947г., отчет № 19/184

Симоненко П.Ф. «Полный основной курс практической пиротехнии, или специальное подробное новейшее руководство, как приготовлять фейерверк», Москва, 1909 г.

Семенов Л. «Пиротехника — любитель», Санкт-Петербург, 1905 г.

Солодовников «Пиротехника. Производство и сжигание фейерверков», Москва, Оборонгиз, 1938 г.

Федоров П.А. «Пиротехник-любитель. Самое подробное и практическое руководство к изготовлению всевозможных фейерверков, бенгальских огней фонтанов и т.д. комнатных и садовых», 1902 г.

Федоров П.А. «Пиротехник-любитель. Самое подробное и практическое руководство к изготовлению всевозможных фейерверков, бенгальских огней фонтанов и т.д. комнатных и садовых», 1904 г.

Федоров П.А. «Пиротехник-любитель. Самое подробное и практическое руководство к изготовлению всевозможных фейерверков, бенгальских огней фонтанов и т.д. комнатных и садовых»,1908 г.

Федоров П.А. «Пиротехник-любитель. Самое подробное и практическое руководство к изготовлению всевозможных фейерверков, бенгальских огней фонтанов и т.д. комнатных и садовых», 1911 г.

Ус Н.Ф., Антонов В.М., Гусев Т.А., Устинова «Разработка средств мирной пиротехнии», отчет, 1956 г.

«Германские трассирующие составы», перевод с английского, 1956 г.

«Новые фейерверочные фигуры», отчет № 21/186, 1946 г.

М.П.К. Комисаренко «Устройство фейерверков», 1918 г.

«Химические составы германских сигнальных огней», перевод с английского, 1956 г.

Echenbacher, August. Die Feuerwerkerei. Wien-Leipzig, Hartleben, 1925 г.

Аугуст Эшенбахер «Фейерверки» (на немецком языке), 1925 г.

Brock, Alma. St. Hill. A history of fireworks. London, Harren, 1949 г.

Альма Брок «История фейерверка», Лондон, 1947 г. Перевод с английского, 1957 г.

Weingart, George. Pyrotechnics. Washington, 1947 г.

Джордж Вайнгарт «Пиротехника», Вашингтон, 1947 г. Перевод с английского, 1957г.

Attilio Yzzo. Pirotecnia e fuochi artificiali. Milano, 1950 г.

Attilio Yzzo «Пиротехника и фейерверочные огни», Милан, 1950 г. Перевод с итальянского, 1957 г.

 

21 ВЕК

Альбом «Российский фейерверк в иллюстрациях» под ред. Усилина А.В., Сергиев Посад, 2006 г.

Золотая серия «Классика российской пиротехники»:

Цытович П.С.

«Опыт рациональной пиротехники. Руководство для изучения теории и практики фейерверочного искусства», в 2 ч. В первой книге серии опубликован фундаментальный труд П.С. Цытовича, являющийся наиболее авторитетным источником по фейерверочному искусству. «Опыт рациональной пиротехнии…» публикуется впервые, спустя более 100 лет после его последнего издания. Книга поделена на 2 части.

Николаев Н.

«Пиротехник-любитель» Во второй книге серии опубликована работа Н. Николаева «Пиротехник-любитель».

Демидов А.П., Данилов М.В., Ровинский Д.А.

«О происхождении увеселительных огней» В четвертой книге серии опубликованы работы А.П. Демидова «О происхождении увеселительных огней, изобретении пороха и систематическое описание ракетных павильонов», М.В. Данилова «Довольное и ясное показание, по которому всякий сам собою может приготовлять и делать фейерверки и разные иллюминации» и статья Д.А. Ровинского «Описание фейерверков и иллюминаций. 1674-891гг.»

Петров М.П., Озерков Д. «Общедоступная пиротехния» В седьмой книге серии опубликованы работы М.П. Петрова «Общедоступная пиротехния» и «Общедоступная пиротехния» (составитель Д. Озерков.)

Демидов А.Н., Лихачев В.А., Фрейман А.А. «Краткий курс пиротехники» В восьмой книге серии опубликованы работы А.Н. Демидова «Введение в пиротехнику», А.А. Фреймана «Краткий курс пиротехники» и В.А. Лихачева «Пиротехника в кино».

Смирнов В.Я. «Пиротехническое производство» В десятой книге опубликованы две работы В.Я. Смирнова «Пиротехнические материалы» и «Введение в технологию пиротехнических производств».

Серия «Фейерверки современной России» под ред. А.В. Усилина, СРО «Российская пиротехническая ассоциация», 2011 г., 4 тома

Альбом «Фейерверки двух столиц» из серии «Фейерверки современной России»

Альбом «Фейерверки Северо-Западной и Центральной России» из серии «Фейерверки современной России»

Альбом «Фейерверки Поволжья и Юга России» из серии «Фейерверки современной России»

Альбом «Фейерверки Урала, Сибири и Дальнего Востока» из серии «Фейерверки современной России»

 

 

Текст подготовлен хранителем Екатериной Успенской.

2024 г.