Тульский краеведческий альманах № 17 (2020 г.)

Ковшарь Ирина Григорьевна,
искусствовед, сотрудник
Тульского историко-архитектурного музея

 

Город Тула в изобразительном искусстве XVIII – XX веков

Древний город Тула только лишь со строительством каменного кремля приобрел стратегическое значение. По этой причине до XVI века он редко упоминается в летописях и уж точно ни разу не был изображен ни в одной иллюминированной рукописи средних веков.  Когда же впервые была изображена оружейная столица в произведении искусства? И как в дальнейшее время она интересовала художников – мастеров городского пейзажа?

Первое достоверное изображение Тулы не является произведением живописи или графики. А если быть совсем точным, то это изображение даже не города, а всего лишь его кремля. Речь идет о чертеже XVII века, один из фрагментов которого изображает многобашенную крепость с надписью «Город Тула» (рис. 1).

Рис. 1 — Фрагмент плана Тулы второй половины XVII в.

А одним из первых художественных изображений Тулы стала гравюра Х. Пастухова 1801 г., выполненная по рисунку П.А. Болотова 1792 г.  «Вид тульского кремля от оружейного завода» (рис. 2). Павел Андреевич Болотов не был профессиональным художником, но обладал безусловными способностями к рисованию. Широко известны его гуаши, изображающие парк и архитектурные сооружения в Богородицке.  Считается, что ряд этих гуашей П.А. Болотов делал в соавторстве с отцом, известным ученым-энциклопедистом, создателем  знаменитого Богородицкого парка    А.Т. Болтовым. Безусловно, талант к изобразительному искусству был у них в роду: внук Павла Андреевича и, соответственно, правнук Андрея Тимофеевича, Дмитрий Михайлович Болотов (1837-1907) учился в Императорской Академии художеств, заявил о себе как даровитый художник; приняв в Оптиной пустини постриг под именем о. Даниила, оставил по себе память как церковный живописец и иконописец. Что касается гравюры его деда, изображающую  Тулу, то на ней мы видим вполне узнаваемый городской пейзаж: на первом плане река с набережными, за нею кремлевская стена с башнями; внутри кремля возвышается Успенский собор и его нарядная колокольня, а справа кварталы города. Вертикали кремлевской колокольни соответствует объем Казанской церкви, за нею расположено протяженное здание Торговых рядов (упоминаемых в ряде писем В.А. Жуковским); правее рядов — знакомая нам Благовещенская церковь, а между торговыми рядами и кремлем – несохранившаяся Крестовоздвиженская церковь. На заднем плане хорошо виден район посада, карабкающийся вверх по холму. Цепляет глаз несколько непривычный вид угловых башен кремля (мы видим завершение Никитской, Наугольную и Спасскую башни): на основной объем водружен второй, меньшего размера, ярус. Эти «возвышения» башен – результат реставрации 1780-х гг. по указанию Екатерины II, и просуществовали они до 1834 г., до великого тульского пожара. А вот каменная облицовка набережной Упы, которой не существовало в действительности, является «прожектом», изображенным художником как реальность. Эта гравюра – одно из немногих изображений нашего города, которое мы можем отнести к XVIII веку.

Рис. 2 — Вид города Тулы от оружейного завода. Гравюра Х. Пастухова (1801) по рисунку П. Болотова (1792).

Великий русский поэт В.А. Жуковский (1783-1852), как многие образованные люди того времени, хорошо рисовал, он оставил много набросков, зарисовок, портретов, гравюр. Его графическое наследие составляет несколько сот рисунков и офортов. Он ощущал потребность делать зарисовки в путешествиях, на отдыхе, на прогулках. Жуковский скучал по городу своей юности. В июле 1837 г., сопровождая своего воспитанника, будущего императора Александра II, Жуковский прибыл в Тулу. «Пребывание в Туле, — заносит он в дневник. – Встал в 5 часов. Прогулка по Туле. Тени прошедшего живут на местах, где мы жили, и встречали нас. Я вспомнил физиономии людей. Рисовал». Очевидно, рисовал он весь день напролет, делал зарисовки оружейного завода, кремля, мостов через Упу, Всехсвятской церкви, окраин города.  Конечно, все эти рисунки, датированные 9 июля, являются зарисовками для памяти, поэтому их, в отличие от видов, скажем, родного Мишенского, он не перевел в офорты. Но как интересно рассматривать их сегодня, узнавая в старинных изображениях Тулу первой половины XIX века (рис. 3,4,5).

Рис. 3 — В.А. Жуковский. Вид тульского кремля. 1837.

Рис. 4 — В.А. Жуковский. Вид на Киевскую улицу.
1837.

Рис. 5 — В.А. Жуковский. Всехсвятская церковь. 1837.

В 1856 г. была издана прекрасная, новаторская в своем жанре книга под названием «Описание города Тулы, составленное Н.Ф. Андреевым, с рисунками, литографированным К. фон Шеле». Это был первый путеводитель по достопримечательным местам города. Причем здесь изображения города не иллюстрировали текст, а наоборот, текст разъяснял то, что изображено на литографиях: кремль, оружейный завод, панорамы города, изображения мостов, главная Киевская улица. Автор книги, видный тульский историк середины XIX века Н.Ф. Андреев считал виды города, выполненные фон Шеле, не только документально точными (вспомним, что в этот период гравюры выполняли функции, которые через несколько десятилетий перешли к фотографии), но и правильно акцентирующими внимание на особенностях города. А мы, благодаря литографиям фон Шеле можем познакомиться с Тулой середины XIX века.

Одним из самых популярных видов является литография с изображением реки Упы, кремля и оружейного завода. Слева мы видим северную стену кремля с башнями, еще не имеющими покрытий (возведены во 2 половине ХХ века). На переднем плане – деревянное здание павильона, «воксала», построенного к визиту наследника, будущего Александра II.  Из него «Его Императорское Высочество изволил любоваться на данный городом фейерверк, которого огни отражались спокойными водами близ самого павильона протекающей Упы». С возведения павильона началось создание Нижнего (Верхний, расположенный у восточной стены кремля, к этому времени уже в общих формах сложился) кремлевского сада с довольно широкой аллеей и рестораном. Этот сад превратился скоро в любимое место отдыха горожан. Справа изображены строения оружейного завода. А в центре литографии – прекрасный вид перспективы реки с «Кривым» мостом и силуэтами храмов. Из-за  кремлевской стены выглядывает колокольня Успенского собора, правее Казанская церковь (разрушена в советские годы), далее церковь Флора и Лавра с самой высокой в городе колокольней (колокольня также разрушена в ХХ веке), Сретенская (Новоникитская) церковь (на ее месте сейчас сквер с памятником С.И. Мосину), в самой глубине пространства, почти загороженная строением – Николо-Зарецкая (Демидовская) церковь. Как ни изменился этот вид за полтора столетия, но он до сих пор узнаваем! (рис.6)

Рис. 6 — Карл фон Шеле. Набережная Упы (1856).

Шло время, поколения сменяли друг друга, жизнь в городе текла неспешно. Купеческий и промышленный город не рождал большого количества художников, да и учиться им в Туле было особо негде. Поэтому до изобретения и широкого распространения фотографии изображения города встречаются нечасто. Но в середине XIX века в живописи начинают меняться приоритеты. Потихоньку набирает силу реализм и в первую очередь он проявляется в бытовом жанре. А бытовой жанр зачастую активно осваивает пейзаж. В экспозиции Государственной Третьяковской галереи находится полотно под названием «Балаганы в Туле на Святой неделе» (1873). Его автор, Андрей Андреевич Попов (1832 – 1896) — уроженец Тулы, сын местного живописца. В 1846 году был отдан учиться в Императорскую Академию художеств, в которой учился до 1858 г. Он показал себя успешным учеником: получил Малую золотую медаль, а через три года, в 1860 г. – Большую золотую медаль за картину «Склад чая на Нижегородской ярмарке». Попов – художник портретного и  бытового жанра. В тульском музее изобразительных искусств в экспозиции представлены портреты его работы и жанровая картина «Богомолки». Ему более интересны уличные сценки, нежели пейзажи. В картине «Балаганы в Туле на Святой неделе» он изображает небольшую площадь с торговыми прилавками, увеселительными балаганами, развлекающуюся публику самых разных сословий. Однако на заднем плане данной картины он вводит несколько архитектурных элементов, которые кажутся смутно знакомыми: каменный дом с  колоннами может быть до сих пор сохранившимся домом Бабаевых (современный адрес:  ул. Пирогова, 7); деревянный дом с мезонином уж очень похож на памятник деревянной архитектуры стиля ампир, который так и не был толком отреставрирован после целого ряда пожаров (Оружейный пер.,12/2). А ракурс, в котором показаны купола и колокольня собора (очень похожего на Успенский, особенно в первом варианте картины 1868 года), позволяют предположить, что действие картины разворачивается недалеко от современного Центрального рынка (который, впрочем, существует на своем месте с XVI в.) Возможно, это улица Пирогова, бывшая Роговая Конечно, утверждать что-либо сложно.  Художник имеет право на творческий вымысел, на корректировку действительности и даже на совмещение мотивов из разных в реальности мест и событий (рис. 7).

Рис. 7 — А.А. Попов. Балаганы в Туле на Святой неделе. 1873.

Искусство отображает жизнь, все ее изменения, эволюционные и революционные изменения. Задолго до социальных революций происходили революции в творчестве, искусстве, мировоззрении. Возникают новые течения в изобразительном искусстве, порою весьма скандальные. Одним из таких течений, предшественником русского авангарда, явился союз московских художников под названием «Бубновый валет» (к слову, один из членов-учредителей этого общества, Василий Рождественский, был туляком). Ядро этого общества составили П. Кончаловский, Илья Машков, М. Ларионов, Р. Фальк, А. Лентулов. Они отрицали как академизм, так и реализм, сюжет для них не существовал, а главным в картине они считали «жизнь цвета и формы».

Аристарх Лентулов (1882-1943), виднейший представитель «Бубнового валета», посещал Тулу неоднократно. Возможно, он приезжал с другом и единомышленником Василием Рождественским. В экспозиции тульского музея изобразительных искусств находится пейзаж А. Лентулова «Закат солнца», написанный в 1915 г., в период творческого подъема художника. Название картины очень общее, даже обезличенное, а ведь это тульский пейзаж. Частично его можно узнать и сегодня, стоя на Зареченском мосту спиной к оружейному заводу. Отчетливо читается стрелка у слияния двух рукавов Упы, заводы слева, железнодорожный мост через реку, силуэты зареченских храмов: колокольни церкви Георгия-на-Хопре (не сохранилась), Вознесенского храма и колокольни Николо-Зарецкой (Демидовской) церкви. Конечно, в натуре угол панорамы значительно шире, но на то автор и художник, чтобы исправлять в картине несовершенную действительность. До нас дошли воспоминания одного из учеников Лентулова о манере мастера писать этюды: «Он начинал с мазков и пятен разной величины, совершенно, на первый взгляд, не связанных с натурой, которые он накладывал по всему холсту… все цвета были напряжены. Это были сильные, звучные, резкие краски…» (Макарова М.А. Мастерские под руководством А.В. Лентулова: к вопросу о традициях московской школы живописи в 1920-1930-е годы.// Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. научных статей – Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станкович-Денисовой. – СПб: НП-ПРИНТ, 2016). А ведь именно так можно охарактеризовать этот пейзаж – резкие, звучные краски, рождающие картину с эффектной передачей закатного освещения (рис. 8).

Рис. 8 — А.В. Лентулов. Закат солнца. 1915.

Послереволюционный период творчества Лентулова характеризуется активными поисками новой манеры живописи, Аристарх Васильевич в значительной степени отходит от принципов «Бубнового валета». Он много преподает: во ВХУТЕМАСе, Институте художественной культуры, с 1937 г. он – профессор Художественного института им. В.И. Сурикова. Вместе со студентами, иногда один, он много работает на пленэре, ездит по Подмосковью, по стране. 1931 годом датируется полотно «Кремль. Тула». Это всего лишь этюд, но какой выразительный! Мощь стен и куполов, плотный цвет кирпича и белого камня, насыщенный, материальный цвет! И при этом трудно сказать, что это реалистическая живопись. Лентулов остался верен цвету как основной характеристике формы.

На рубеже XIX-XX вв. в Туле бурлит художественная жизнь. Как никогда масштабно в городе ведется образование — рисунок, а порою и живопись преподаются в самых различных учебных заведениях: классической мужской гимназии, ремесленном и железнодорожном училищах, ремесленной школе Оружейного завода. В 1903 г. было организовано художественно-промышленное училище, в котором мальчиков обучали художественной ковке и соответственно рисунку. Иименно благодаря этому училищу Тула украсилась решетками в стиле модерн: дом Гречихина на Посольской ул., мужская гимназия-пансионат, особняк Ермолаевых-Зверевых на Киевской ул.; до сих пор сохранились некоторые могильные ограды на Всехсвятском кладбище. Во всех этих учебных заведениях преподавал замечательный художник и педагог Василий Фомич Гильберт (1874-1938). Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученик И.И. Левитана и В.А. Серова, Гильберт жил в Туле с 1904 г. до самой своей трагической гибели в Тесницком лесу. Его творческое наследие, хранящееся в основном в тульском художественном музее, мало изучено и еще меньше оценено по заслугам. Самой известной его работой является картина, точнее два варианта одной картины, именуемой «Ломовские ворота» (1934). Сразу оговоримся, что название неверное. Действие, показанное на картине, происходит в сер. XVIIIв., в то время усадьба была построена богатейшими тульскими купцами отцом и сыном Ливенцовыми. «Ломовскими» усадьба и ворота стали называться ближе к середине XIX в., после того как  стали принадлежать семейству купца Василия Ломова.

В.Ф. Гильберт выступает как автор архитектурно-исторической реконструкции. В двух вариантах картины он изображает два варианта архитектурного решения великолепного  здания, самого большого и роскошного в Туле 2 пол. XVIII в., а ныне ободранного и рассыпающегося. Что касается ворот, то художник видел их почти в том же виде, что и мы сейчас, в 1934 г. их исторический вид воссоздать было не сложно. Так же как и купола Крестовоздвиженской церкви, ныне утраченной.  Это произведение охотно тиражировали в календарях, журналах, прочей полиграфической продукции. Сюжет отвечал социально-идеологическому заказу: роскошный купеческий (дворянский?) выезд из роскошных ворот роскошного дома и в противопоставление ему – сгорбленные, сжавшиеся фигурки побирушек. Но, как ни странно, сегодня небольшая картина Гильберта приобрела иное звучание: как же допустили мы, чтобы столь прекрасный архитектурный ансамбль, находящийся в двух шагах от кремля, превратился в руину? (рис. 9).

Рис. 9 — В.Ф. Гильберт. Ломовские ворота. 1934.

В первые годы после Октябрьской революции активным преподаванием изобразительного искусства в Туле занимался не только В.Ф. Гильберт.  С 1918 г. в Туле работал  Григорий Михайлович Шегаль (1889-1956). На волне энтузиазма первых послереволюционных лет он создает заводскую изостудию Пролеткульта («Пролетарской культуры», одно время изостудия называлась «Заря Просвещения»),  а также Художественно-промышленный техникум. Шегаль и его друг-художник П.Д. Покаржевский (1889-1968) являлись членами комиссии по сбору и учету художественных ценностей Тульского края. Собранные и учтенные ценности передавались ими в Тульский историко-художественный музей, а вот свои некоторые работы, как и работы своих студентов, они передавали в Музей живописной культуры при Тульском художественно-промышленном техникуме. Именно к этому периоду относится небольшой пейзаж П.Д. Покаржевского под названием «Тульский дворик» (1919). Такие дворики до сих пор существуют в историческом центре Тулы. Изображенный настолько типичен, что люди, живущие на разных улицах, утверждают, что на полотне – именно их дворик! Ныне это произведение экспонируется в залах Тульского музея изобразительных искусств (рис.10).

Рис. 10 — П.Д. Покаржевский. Тульский дворик. 1919.

А вот работы, помещенные в 1920 гг. в музей живописной культуры, увидеть сложно. Хранящиеся также в ТМИИ, работы учеников художественно-промышленного техникума находятся в запасниках и не экспонируются. Тем не менее, они представляют определенный интерес, например «Вид на Казанскую церковь» А.П. Ларчева (1922) (рис. 11).

Рис. 11 — А.П. Ларчев. Рисунок из альбома графической мастерской Тульского художественно-промышленного техникума. 1922.

Одним из учеников Шегаля и Покаржевского был молодой подмастерье-оружейник, житель Чулковской слободы Порфирий Крылов (1902-1990). Он посещал заводскую изостудию «Заря Просвещения», занимался у Г.М. Шегаля. Будущий Народный художник СССР, лауреат пяти Сталинских, Государственной, Ленинской премии, Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, Герой Социалистического труда, член прославленного творческого союза КУКРЫНИКСЫ  уже в юности проявил свои способности к творчеству. В 1921 г. он был принят во ВХУТЕМАС, затем окончил аспирантуру у П.П. Кончаловского, еще в студенческие времена начал рисовать для журналов, встретил своих единомышленников-друзей М.В. Куприянова и Н.А. Соколова, создал тысячи и тысячи произведений. На исходе своей долгой, наполненной творчеством жизни Порфирий Никитич передал Тульскому музею изобразительных искусств около тысячи своих произведений. Его дар хранится в филиале ТМИИ – музее им. П.Н. Крылова.

Среди картин, подаренных городу, некоторое количество этюдов – виды Тулы разных лет. Уже покинув родной город, П.Н. Крылов часто посещает Тулу, навещает родителей. Его этюды, сделанные в родных краях, словно отдых от грандиозных свершений — небольшие камерные по звучанию этюды, чаще акварельные (рис.12, 13). Он пишет улицы,  дворики, в большинстве случаев – округу родительского дома в Чулкове. Эти этюды – как память о юности, полны любовного, чуть ностальгического чувства.

Рис. 12 — П.Н. Крылов. Пролетарская улица. 1955.

Рис. 13 — П.Н. Крылов. Тула. Идут дожди. 1965.

Суровые 40-е годы не способствовали дальнейшему развитию лирики в советском искусстве. Но благодаря суровости активно развивался метод социалистического реализма, насаждаемый официальной идеологией. По сути, соцреализм допускал только две темы в искусстве: воспевание подвига в войне и подвига в труде. При таких требованиях творцам трудно было оставаться искренними. Развивался эзопов язык и зачастую идеологически выверенный сюжет был единственной возможностью писать картины на желаемую тему. Впрочем, тотальный контроль партии не отменял профессионализм и талант создателей. В картине «Митинг на пл.  Челюскинцев. Вручение Тульской области ордена Ленина» (1959) заслуженного художника РСФСР Н.И. Ковтуновой трудно определить жанр – историко-революционный, бытовой или все-таки городской пейзаж (рис.14). Похожий характер носит и произведение Б.И. Вагина «Праздник в Туле», но это явно городской пейзаж. Хотя все не так просто, как кажется с первого взгляда. Радостное настроение праздника, заданное названием, реализуется в картине сильными сочетаниями охристых, желтых и оранжевых цветов. И конкретный городской пейзаж, изображающий стены и соборы кремля,  превращается в картину яркой, солнечной, радостной весны (рис. 15). Эмоциональность пейзажа – это вообще присуще русскому искусству. Еще один тульский  пейзаж Вагина – «Дни и ночи бороны Тулы» (1980), — это словно сурово-тревожный портрет города, так узнаваем и так насыщен чувством изображенный городской пейзаж.

Рис. 14 — Н.И. Ковтунова. Митинг на пл. Челюскинцев. Вручение Тульской области ордена Ленина. 1959.

Рис. 15 — Б.И. Вагин Б.И. Праздник в Туле. 1973.

Отдельно хочется отметить еще одного автора, запечатлевшего замечательные памятники городского зодчества. Станислав Дмитриевич Ошевский (1937-2007), хотя  и не являлся  профессиональным художником (он был журналистом, историком и краеведом), но он оставил нам изображения деревянной архитектуры Тулы, тех домишек, которые пренебрежительно считали примитивом и гнильём. Ошевский спас их для исторической памяти в своих этюдах, и теперь мы восхищаемся красотой и незаурядностью утраченного.  Станислав Дмитриевич ходил по городу и писал старые деревянные домики, привлекавшие его своей уникальностью и оригинальностью. Позже эти этюды были опубликованы в книге «Тула деревянная». Сами же работы Ошевского время от времени можно увидеть на каких-либо тульских выставках.

В последние два десятилетия ХХ века Туле везет на пейзажистов. Многие тульские художники  изображают свой город и в живописи, и в графике. Конечно, у каждого автора свои предпочтения, свой творческий почерк, свое видение мира и отечества. Тем не менее, тульские пейзажи этого периода можно разделить всего на две категории, независимо от их внутренней идеи. К первой категории относятся произведения с изображением достопримечательных мест, узнаваемых, служащих визитной карточкой города (С.В. Кутяков, Ю.Л. Козловцев, М.С. Шейнин). В работах этого толка заключено любование городом, его характерными видами, стремление запечатлеть детали и целое. Другая категория – это пейзажи, там, где художник видит родной город, наполненный воспоминаниями поколений, по-провинциальному тихий и уютный, стремящийся сохранить историю, но вынужденный уступать прогрессу (В.П. Голубов, И.К. Кобяков, В.И. Соколов, Я.Н. Куравский).

Рис. 16 — С.В. Кутяков. Май. Церковь «Вознесение». 1991.

Рис. 17 — А.М. Глушаков. Сочельник. Из серии «Тульский альбом». 1996.

Рис. 18 — В.П. Голубов. Храм Всех Святых. 1989.

Рис. 19 — Я.Н. Куравский. Ворота на Почтовой. 2002.

Новое столетие еще стремительнее и нетерпеливее, чем прошедший ХХ век. Всё меньшее количество людей в состоянии остановиться, чтобы пристально вглядеться в окружающий мир, понять свое место в нём. Что касается изобразительного искусства, то в пейзажном жанре наблюдается кризис. Новые технологии создают ощущение легкости и четкости отражения всего, что человека окружает. Но фотография, раскрашенная с помощью графических компьютерных программ или даже вручную, всего лишь фотография. Искусство же, в первую очередь, это стремление к размышлению, попытка понять и расшифровать мир, внутренняя необходимость поделиться своими чувствами, мыслями, своим мировидением.

 

ЛИТЕРАТУРА

Кириленко Н.Н. Храмы города Тулы. – Тула: Гриф и К, 2010.

Милонов Н.А.. Тульский край в рисунках В.. Жуковского. Тула, Приокское книжное издательство, 1982.

Ошевский С.Д. Тула деревянная.- Тула: Приокское книжное издательство, 1990.

Тульский биографический словарь. В 2=х томах. Тула, издательство «Пересвет», 1996.

Тульский областной художественный музей. Л., «Художник РСФСР», 1083.

Тульский кремль. Тула, Борус-Принт, 1917.

Тульские художники. АПЛИТ, Тула-Орёл, 2010.

80 лет тульскому Союзу художников. Тула 2019.

 

 

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

  1. Фрагмент плана Тулы второй половины XVII в.
  2. Вид города Тулы от оружейного завода. Гравюра Х. Пастухова (1801) по рисунку П. Болотова (1792).
  3. В.А. Жуковский. Вид тульского кремля. 1837.
  4. В.А. Жуковский. Вид на Киевскую улицу. 1837.
  5. В.А. Жуковский. Всехсвятская церковь. 1837.
  6. Карл фон Шеле. Набережная Упы (1856).
  7. А.А. Попов. Балаганы в Туле на Святой неделе.
  8. А.В. Лентулов. Закат солнца. 1915.
  9. В.Ф. Гильберт. Ломовские ворота. 1934.
  10. П.Д. Покаржевский. Тульский дворик. 1919.
  11. А.П. Ларчев. Рисунок из альбома графической мастерской Тульского художественно-промышленного техникума. 1922.
  12. П.Н. Крылов. Пролетарская улица. 1955.
  13. П.Н. Крылов. Тула. Идут дожди. 1965.
  14. Н.И. Ковтунова. Митинг на пл. Челюскинцев. Вручение Тульской области ордена Ленина. 1959.
  15. Б.И. Вагин Б.И. Праздник в Туле. 1973.
  16. С.В. Кутяков. Май. Церковь «Вознесение». 1991.
  17. А.М. Глушаков. Сочельник. Из серии «Тульский альбом». 1996.
  18. В.П. Голубов. Храм Всех Святых. 1989.
  19. Я.Н. Куравский. Ворота на Почтовой. 2002.