Ирина Лебедева
Главная человеческая добродетель — это благоразумие.
(о. Ростислав Лозинский)
Ирина Лебедева
Главная человеческая добродетель — это благоразумие.
(о. Ростислав Лозинский)
Каждому человеку просто для того, чтобы жить, нужны нравственные ориентиры. У кого-то моральный стержень формируется уже в детстве, а кто-то мечется всю жизнь в погоне за призрачным счастьем, меняя образцы для подражания. Возможна еще масса вариантов, но в любом случае, чем раньше произойдет этот нравственный выбор, тем лучше и для человека, и для общества в целом. Конечно, можно сформировать моральные ценности с помощью чтения книг, но один из самых эффективных способов — это общение, личный пример близких людей: родителей, учителей, духовных наставников. В этом смысле биография протоиерея Ростислава Лозинского поистине бесценна, особенно для жителей Тулы, Костромы, Таллина, Пскова, Иванова, Тарту, так как он жил рядом с ними, был одним из них.
Приведу цитату из статьи о Лозинском известной тульской журналистки Ольги Подъемщиковой: «Приходя на могилу… мы по-прежнему идем к нему за помощью и советом, мы исцеляемся душой здесь. Я верю, что мы еще сможем научиться жить иначе, быть достойными его памяти. Ведь нам даровано великое счастье — мы жили в одно время с таким человеком. Мы знали его»[1].
Музей «Тульский некрополь» в 2012 г., в год 100-летия со дня рождения о. Ростислава, осуществил экспедицию по местам, связанным с его жизнью и служением. Встречи с людьми, которые помнили Ростислава Романовича Лозинского или, возможно, не знали лично, но черпали вдохновение в его жизненном подвиге; выступления перед детьми, студентами, общинами храмов с лекциями — везде свет его личности вызывал неизменный отклик в сердцах людей, имя Лозинского открывало перед участниками экспедиции любые двери.
Ростиславу Романовичу Лозинскому повезло быть оцененным еще при жизни: протоиерей, кандидат теологии и доктор богословия, автор 40 работ по краеведению, истории, богословию; награжден митрой, правом ношения третьего патриаршего креста, орденами преп. Сергия Радонежского 2 и 3 степеней, Почетный гражданин г. Тулы. Он имел тысячи учеников и последователей: священников и мирян — людей, которых он вдохновил своим пастырским словом и делом. Это человек, известный в научном мире Европы, близко знакомый и состоявший в регулярной переписке с тремя российскими патриархами, но главное — это Человек, который нес добро и свет людям, «батюшка» в самом высоком и теплом смысле этого слова. Масштаб личности Р. Р. Лозинского выходит за региональные рамки, приобретая общероссийское и общеевропейское значение. Как писал сам Ростислав Романович, «в каждом городе или населенном пункте всегда найдется нечто новое, что приблизит и соединит нас с культурой минувшего… Интерес к своему прошлому заложен в каждом мыслящем человеке»[2]. Эти слова в полной мере можно отнести и к жизни и служению самого отца Ростислава.
Судьба Ростислава Лозинского — это судьба нашей страны в ХХ веке со всеми взлетами и падениями, трагедиями и победами. Родился он в Пскове 29 января 1912 г. в семье учительницы и инженера, был вторым ребенком в семье. Род Лозинских включен в состав Списка дворянских родов Псковской губернии[3]. Об этом периоде сохранилась только одна фотография из семейного альбома, где четырехлетний Ростислав запечатлен в форме времен Первой мировой войны.
Сам Ростислав Романович очень бережно относился к истории своей семьи и рода, оставил для потомков автобиографию и генеалогическое древо[4]. Он писал: «Мы все не из воздуха слепились…» и призывал изучать, знать историю своего рода, бережно относиться к захоронениям родственников как проявлению материальной памяти[5].
В тяжелые годы империалистической и гражданской войн, интервенции семья вынуждена была не раз менять место жительства. Так Лозинские оказались в Эстонии. Ростислав учился в русской православной гимназии, затем на богословском факультете Тартуского университета, где его запомнили и преподаватели, и ученики. Огромную работу по изучению биографии Лозинского проделал директор православной гимназии г. Нарва Андрей Иванен, который записал в 2002 г. воспоминания одноклассницы Ростислава Т. П. Милютиной[6]. Изучив все сохранившиеся письма и документы, можно предположить, что сама атмосфера Эстонии 1918–1920 гг., — атмосфера отторжения всего русского и православного, а также личное влияние преподавателя Закона Божьего о. Анатолия Остроумова привели юного Ростислава к осознанному выбору жизненного пути — стать православным священником. Быть русским, да еще православным священником в Эстонии в те годы — уже испытание. Выпуск 1934 г. богословского факультета Тартуского университета по специальности «Православие» — всего 6 человек.
С начала 1930-х гг. Лозинский — активный участник Российского христианского студенческого движения (РСХД) — международной православной организации молодежи, с центром в Париже, у истоков которой стояли русские православные иерархи, находившиеся в эмиграции. О его активной пастырской и общественной деятельности свидетельствуют документы, хранящиеся в Эстонском историческом архиве[7]. О счастливом для Ростислава 1934-ом годе, когда он женился на Софье Фрорин и защитил кандидатскую диссертацию по богословию, рассказывают фотографии из семейного альбома[8].
Свято-Троицкая церковь Нарвы (сейчас Ивангород, Россия), усыпальницы семьи барона Штиглица — первое место службы отца Ростислава. Также он работает учителем в православной гимназии и в воскресной школе.
1940–1942 гг. в жизни семьи Лозинских были особенно суровыми. Ввод советских войск на территорию Эстонии, форсированная борьба с церковью, начало фашистской оккупации. Лишившись прихода, Ростислав Романович вынужден работать грузчиком в красильном цехе Парусинской мануфактуры, чтобы прокормить безработную жену (как жене священнослужителя ей запретили преподавать) с двумя малолетними детьми. В фондах музея «Тульский некрополь» хранятся медицинские документы, подтверждающие, что работа на вредном производстве привела о. Ростислава к заболеванию легких[9]. В эти годы он предпринимает меры по защите от разграбления и от авиационных налетов фашистской авиации своего родного храма — важного культурного объекта, закрытого для богослужения в июле 1940 г., — добивается от местной администрации выделения фанеры и маскировочной сетки.
Только в 1942 г. семья получает возможность переехать в Таллинн, где о. Ростислав становится настоятелем кладбищенского храма Александра Невского. Всего за год, благодаря умению Ростислава Романовича общаться с людьми, его терпению, мудрости, высокой компетенции, таланту проповедника, храм становится приходским. Об этом периоде вспоминает митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий[10]. Он отмечает, что идея посещения концентрационных лагерей для советских пленных в Эстонии принадлежала именно Р. Р. Лозинскому. Он и Михаил Ридигер (отец будущего патриарха Алексия II) добились от фашистской комендатуры разрешения на систематические посещения концентрационных лагерей на территории Эстонии, где преобладали советские люди из Орловской и Брянской областей. Сам митрополит Корнилий, тогда еще юный, как и Алексий Ридигер, сопровождали таллиннских священников и помогали им совершать таинства и требы, духовно окормлять, поддерживать узников, тайно передавать продукты, книги, письма. Многочисленные благодарные письма Жени Фигуриной — девочки-беженки из Ленинграда с оторванной стопой[11], которую Лозинские подобрали, прятали всю войну и растили как собственную дочь, свидетельствуют об огромном мужестве и милосердии о. Ростислава и матушки Софьи. К сожалению, страшный авиационный налет, превративший Таллинн в руины, не пощадил ни храма, где служил о. Ростислав, ни дома Лозинских. Автор романа «Поп» и сценария одноименного фильма[12] Александр Сегень сообщил сотрудникам музея «Тульский некрополь», что в основу фильма легла типичная судьба священника, проживавшего в 40-46 гг. ХХ в. на Псковщине, воссозданная в том числе и по воспоминаниям патриарха Алексия II, благословившего создание этого произведения. Фильм получился как о Лозинском, много схожих фактов его биографии с судьбой главного героя.
В 1944 г. семья Лозинских переезжает в Тарту. Отец Ростислав становится настоятелем Успенского Собора. Среди священников этого храма — будущий патриарх Алексий Ридигер. Об огромном уважении к о. Ростиславу, внимании к его инициативам говорят более поздние многочисленные личные письма патриарха, и письма из его канцелярии[13].
Жизнь русских православных людей в 1950-е годы в Эстонии была нелегка в бытовом и моральном плане. По просьбе супруги Софьи Емельяновны в 1957 г. семья переезжает в Россию — в Иваново, а затем в Кострому. Широкомасштабная компания Н. С. Хрущева по искоренению религии отразилась и на Лозинских. В Иваново группа молодчиков избила о. Ростислава. В Костроме о. Ростислав подвергался притеснениям и откровенным издевательствам уполномоченного по религии. Каждые полгода-год священников перебрасывали из храма в храм, чтобы прихожане не привыкали к ним, не испытывали доверия. За 9 лет отца Ростислава перемещали с одного места службы на другое 12 раз. Воспоминания Бориса Лозинского, в то время студента Ивановского медицинского института[14], и М. В. Лисовской[15], врача, наблюдавшего Сергея Лозинского, свидетельствуют о сильном психологическом давлении, которое оказывалось на отца и младшего брата Сергея (игумена Марка), не отступавших от своих жизненных принципов служения Богу и людям. Мы не знаем ни одного факта проявления о. Ростиславом агрессии, мести, уныния, в то же время сотни фактов свидетельствуют о его терпении, благоразумии, великодушии, милосердии.
С 1968 г. Ростислав Романович живет в Туле. В течение пяти лет он был настоятелем храма во имя Святых Двенадцати Апостолов. В начале 70-х о. Ростислав переживает ужасную трагедию — потерю жены и младшего сына, игумена Марка, подававшего большие надежды. Отчаяние чуть было не сломило его, он начинает готовиться к смерти, распродает все вещи, уходит на пенсию по состоянию здоровья (пенсию ему назначают 40 руб. — по 1 руб. за каждый год служения, что обеспечивает ему нищенское существование). Страшный жизненный кризис удалось преодолеть благодаря истиной вере в высший смысл всего происходящего, молитве и поддержке близких людей. Отец Ростислав становится священником за штатом Всехсвятского кафедрального собора Тулы и следующие двадцать лет посвящает вновь обретенному смыслу жизни — сохранению и изучению исторического и культурного наследия Тульского края. Именно в это время он пишет большинство работ по истории и краеведению и становится духовным наставником неформального движения «Тульский некрополь» по сохранению и изучению старинных кладбищ, как особого пласта культуры. Общественная активность прот. Ростислава Лозинского (1912–1994) стала не только примером миссионерской деятельности в ее первоначальном смысле, но и оказалась значимой для сохранения исторического и культурного наследия Тульского края[16].
В чем актуальность духовного наследия Р. Р. Лозинского для тех, кто лично не знал отца Ростислава? Единственное прижизненное издание его трудов в нашей стране — несколько статей и буклет «Тульский некрополь», выпущенный ВООПИК в 1991 г. без указания авторства Р. Р. Лозинского. Посмертное издание книги «Страницы минувшего», посвященной истории и архитектуре тульских храмов, вышло в 1994 г. тиражом всего в 600 пронумерованных экземпляров. Ее переиздание в 2000 г. ТГПУ им. Толстого тиражом в 2000 экземпляров сразу стало библиографической редкостью. И по сей день эта работа рекомендуется в списке литературы для изучающих архитектуру, тульскую историю, теологию. Исследование «Венев-монастырь, приходская церковь Тульской епархии, архитектурный памятник республиканского значения» было выпущено издательским центром храма св. Александра Невского в 2002 г. Еще десятки трудов не опубликованы и ждут своего читателя, среди них:
— «Символ и обряд в православном богослужении. Наглядное пособие для мирян для понимания символических обрядов и действий православного богослужения». 1977. Т. 1–2.
— «Малоизученные очаги духовной культуры Центральной России. Монастыри, пустыни и скиты Средней России к началу ХХ столетия. История возникновения, значение в возрождении русского Православия». 1991. (Труд не был опубликован, но для исследователя он ценен именно авторским, индивидуальным подходом к теме. Отмечу, что он создавался в период, когда информация о сакральном не публиковалась.)
– Пособие для художников-копиистов «Образы русской храмовой стенописи», составленное протоиереем Лозинским Р. Р.
– «Васнецов В. М. и монументальная живопись г. Тулы».
– Фотографии иллюстраций «Пособие для художников-копиистов ”Образцы русской храмовой стенописи”». 46 фото.
– Альбомы: «Некрополь среди града», Успенский кафедральный собор в Кремле, Всехсвятская церковь, Успенский собор Успенского женского монастыря и многие другие.
Отец Ростислав, не надеясь увидеть свои работы напечатанными, заведомо работал «в стол»: по крупицам собирал материал, тщательно выверял каждое слово, изучал архивные документы и первоисточники, печатал на машинке в 4-х экземплярах, переплетал, оформлял свои работы, привлекая лучших тульских художников и фотографов.
Но главным трудом своей жизни сам Лозинский считал докторскую диссертацию по богословию «Пастырь на приходе», где он обобщил огромный теологический, статистический, психологический, исторический, медицинский материал и большое количество примеров из личной практики пастырской службы. Этот труд выпущен в количестве 100 экземпляров в 2011 г. в Ярославле и уже разошелся среди читателей, так как не потерял актуальности и сегодня, он рекомендован для изучения учащимся духовных семинарий.
Ростислав Романович был очень внимателен к людям: к каждому празднику готовил друзьям и знакомым небольшие подарочки, подписывал огромное количество открыток, при расставании передавал дорогие ему вещи «на молитвенную память», вел обширную переписку, бережно хранил сотни подаренных ему детских рисунков и поделок. Еще при жизни его дом превратился в настоящую православную библиотеку — большое собрание научных, в том числе и дореволюционных книг и популярных православных изданий 80–90-х гг. ХХ века. Вход в нее был открыт всем желающим[17].
Последние полгода жизни о. Ростислава Лозинского являются образцом мужества, смирения, терпения. Когда из-за болезни он не мог ходить, молиться, говорить, то он молился глазами: небольшой листок с текстом был заблаговременно прикреплен над кроватью: «Иисусе… в час исхода прими дух мой, не остави мя единаго в час смерти моея…»[18].
Умер о. Ростислав в 1994 г. на Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
Можно ли жизнь Ростислава Романовича Лозинского считать примером духовного сопротивления? Думаю, да, в смысле — сопротивление, как иммунитет. «Самое ценное, что было в этом пастыре, — это глубокий неколебимый стержень, который… вырастал из православия. Это помогало Ростиславу Романовичу пережить многие тяжелые минуты»[19].
Христианство учит нас смирению, терпению, милосердию, труду физическому и духовному по выполнению своего предназначения. И вся жизнь о. Ростислава — это искреннее бескорыстное служение Богу и людям в соответствии с призванием, предназначением, определенном еще в детстве. И никакие трудности и житейские радости и соблазны не свернули его с этого пути. Голод, разруха, страх, потери, притеснения, унижения, любовь к женщине, перспективы блестящей карьеры не сбили его с пути служения.
Именно добро, посеянное в душах окружающих людей, и есть самое главное духовное наследие о. Ростислава Лозинского.
[1] Тульские епархиальные ведомости. 1996, № 2. С. 4–5.
[2] Лозинский Р. Р. Диалог прошлого с настоящим. Московский некрополь. История, археология, искусство, охрана. Материалы научно-практической конференции. Москва, 1991. С. 24-33.
[3] Розов Н. Г. Ожерелье Псковской земли. Дворянские усадьбы. Издательство Сергея Маркелова. Великие Луки, 2011. Приложение 1.
[4] Фонды Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» ТД 83/140 М1/56.
[5] Лозинский Р. Р. Непрестанный диалог прошлого и настоящего. Альманах «Памятники Отечества», 1986, № 2. С. 42.
[6] Иванен А. Иваногородская Свято-Троицкая церковь. Исторический очерк. Санкт-Петербург, 2004. С. 161–195.
[7] Иванен А. Иваногородская Свято-Троицкая церковь. Исторический очерк. Санкт-Петербург, 2004. С. 299.
[8] Фонды МУК «Музея «Тульский некрополь»» ТН. 174–Г4765.
[9] Фонды МУК «Музея «Тульский некрополь»» ТН 174 – Г 4824
[10] Интернет ресурс http://www.orthodox.ee/epc/index.php/ru/mitropolit-rus/memoirs-sermons-rus. Дата обращения 30.12.2012.
[11] Фонды МУК «Музей «Тульский некрополь»» ТН 174–Г 4832-4847
[12] режиссер В. Хотиненко, 2010 г.
[13] ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 3950. Оп. 2. Д. 3.
[14] Лозинский Б. Р. Повесть о былом. Воспоминания врача. Ярославль, 2002. С. 2.
[15] Лисовская М. В. Он был награжден многими талантами. Московский журнал, 2012, № 3 (255). С. 89–92.
[16]Панин А. С. Общественное служение протоиерея Р. Лозинского // Материалы международной научно-практической конференции «Роль педагогической интеллигенции в обществе: история и современность»». Тула, 2012. С. 103–107.
[17] Лебедева И. Л. Духовное наследие Р. Р. Лозинского. К проблеме формирования фондов современной истории. Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Провинция в контексте истории и литературы». Ясная поляна, 2012. Том 2. C. 34–37.
[18] Фонды МУК «Музея «Тульский некрополь»» ТН 174–Г4848
[19] И мир создай в душе своей. // Тула вечерняя.1 февраля 1996. С. 4.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.