Архитектор Василий Федосеевич Федосеев. Архитектурное наследие В. Ф. Федосеева в Петербурге и Туле XIX в.

P.P. ЛОЗИНСКИЙ

I. ВСТУПЛЕНИЕ

В.Ф. Федосеев – связующее звено архитектурного Петербурга и градостроительства г. Тулы XIX в. Недостаточность сведений о жизни В.Ф.Федосеева

Сравнение памятников архитектуры XIX столетия в Петербурге и в Туле — это сопостав­ление величин далеко не равноценных и не рав­нозначащих.

С одной стороны, “Северная Пальмира” – блестящая столица Российской империи, центр культуры и искусства, а с другой – небольшой город на южной окраине Московской области, город тружеников-оружейников, кующих ору­жие для защиты Родины. Творческий размах и сама возможность осуществления архитектур­ных планов в Туле были несравненно меньше столичных. И, однако, Тула внесла немалый вклад в сокровищницу общерусской культуры. Тульская земля дала миру художников слова Л.Н. Толстого, Г. Успенского, В. Жуковского, В. Вересаева. Тульские “златокузнецы” создава­ли шедевры, помещенные в музеях Москвы и Ленинграда, ГДР и Англии. Почти во всех об­ластях можно проследить в той или иной сте­пени связь Тулы с другими центрами культуры.
Настоящая работа ставит себе целью осветить преемственную связь архитектурных традиций Петербурга и Тулы в XIX веке. В городе оружей­ников более двадцати лет жил, проектировал и строил прекрасные здания архитектор, прини­мавший участие в градостроительстве северной столицы. Это был ученик, а затем ближайший помощник знаменитого зодчего Карла Иванови­ча Росси – Василий Федосеевич Федосеев. Именно В.Ф.Федосееву мы обязаны тем, что в Туле были осуществлены памятники монументального искусства, созданные под непосред­ственным влиянием петербургского зодчества.
О жизни архитектора-самородка, вышедше­го из народа, не имевшего специального образования, но достигшего звания академика, до последнего времени было известно очень не­многое. Полного перечня его архитектурного наследия не существовало; даже время его смер­ти и место погребения не указывалось.

Биографические сведения о В.Ф. Федосееве отсутствуют в таких фундаментально-биографи­ческих собраниях культурного прошлого русско­го народа, как Государственный научно-исследо­вательский музей имени А.В.Щусева (Москва), научная библиотека и научно-исследовательс­кий музей Академии Художеств СССР (Ленин­град), Институт живописи, скульптуры и архи­тектуры имени И.Е.Репина (Ленинград), Пуб­личная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щед­рина (Ленинград). Только Центральный Государственный исторический архив СССР (ЦГИА СССР – Ленинград) располагает биографически­ми сведениями о первом (петербургском) пери­оде жизни В.Ф. Федосеева, т.е. до 1831 года.

На запрос автора было получено из ЦГИА СССР 39 фотокопий документов личного дела В.Ф.Федосеева. На основании полученных фо­токопий составлен полный хронологический перечень жизни и творчества петербургского периода. Тульский период творчества В.Ф.Фе­досеева составлен по материалам, хранящимся в Государственном областном архиве в Туле, по литературе, имеющейся в Тульской областной публичной библиотеке имени В.И.Ленина, све­дениям адреса-календаря (“Общий штат Рос­сийской империи на 1849 г.”, стр.18) и Петер­бургского Некрополя 1913 г. (стр. 716).

Архитектурное творчество В.Ф. Федосеева разделяется на два не одинаковых по времени и не равноценных по своей значимости периода:

петербургский – 1814 – 1831гг.;

тульский – 1833-1856 гг.

На каждом из периодов творчества В.Ф. Фе­досеева следует остановиться подробнее и таким образом можно будет восстановить биогра­фию этого замечательного человека.

II. БИОГРАФИЯ ВАСИЛИЯ ФЕДОСЕЕВИЧА ФЕДОСЕЕВА

Василий Федосеевич Федосеев родился в 1794 году (месяц и число установить пока не удалось) и происходил из удельных крестьян бывшей Нижегородской губернии. Любовь к строительству проявилась у него очень рано, и жизненный путь наметился еще в школьные годы. По окончании курса нижегородской гим­назии юноша стал частным образом занимать­ся строительными и землемерными работами. Как происходящий из крестьянского сословия (дословно – “из удельных крестьянских детей”, см. “Аттестат”, лист 27-й), он не имел права про­должать образование в Академии. Видя горячее желание молодого человека работать в области архитектуры, Нижегородская Удельная Конто­ра пошла ему навстречу ив том же 1814 году отпустила его в Петербург к архитектору Александру Викентьевичу Чернаю. Так открылся пред В.Ф. Федосеевым путь в жизнь и дорога в большое искусство.

 

1) ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД

Одаренный от природы юноша в столице был вскоре замечен ведущими архитекторами, и его приняли в 1816 году на место чертежника в Департамент Уделов; в том же году он был “произведен в подканцеляриста”.

В 1818 году В.Ф. Федосеева приглашают в Ведомство Кабинета ЕИВ на должность помощника. Через два Года (в 1820 г) Ш. Фетеев получает первый чин по “Табели рангов Рос­сийской империи” – чин коллежского регистратора (должность XIV класса, соответствует пра­порщику в военном ведомстве).*

Особенно следует отметить и проследить долголетнее сотрудничество В. Ф. Федосеева с главным архитектором столицы знаменитым Карлом Ивановичем Росси.**
Огромный размах строительства, осуществ­ленного К.И. Росси, требовал большого штата квалифицированных, одаренных и идейно-со­чувствующих помощников. Среди них видное место занимал В.Ф. Федосеев.

К.И. Росси привлекал В.Ф. Федосеева к уча­стию в следующих работах:

строительство Николаевского дворца – 1816-1817 гг.,

реконструкция Зимнего дворца – 1818 г.,

строительство дворца на Елагином острове – 1818 г.,

строительство корпусов Главного штаба – 1819-1823 гг.,

устроение в Зимнем дворце Военной галереи – 1826 г.

После завершения работ в Военной галерее В.Ф.Федосеев получил денежную премию и Аттестат за подписью и приложением герба К. Росси, в котором было указано, что В.Ф. Фе­досеев исполнял все работы “с отличным усер­дием и совершенным познанием своего дела, в теории и практике”.

С 1823 по 1826 гг. В.Ф. Федосеев был коман­дирован для строительных работ в Красное Село к архитектору VIII класса Дыльдину. В Аттестате, выданном Дыльдиным 7 мая 1827 г., сказано, что В.Ф.Федосеев выполнял поручен­ные ему работы “с истинным усердием и совершенным познанием своего дела… и употреблял все свое старание и деятельность в сбережение казенного интереса”. К аттестату прилагалась премия в 1000 рублей.

* Чтобы в дальнейшем на перечислять продвижение В.Ф.Федосеева по линии гражданского ведомства, перечислим сразу все полученные им награды в хронологическом порядке:

1823 год – должность и чин губернский секретарь (награда XII класса, соответствует поручику в армии и мичману на флоте),

1829 год – должность и чин коллежский секретарь (награда X класса, соответствует штабс-капитану в армии),

1831 год – должность и чин титулярный советник (награда IX класса, соответствует капитану),

1849 год – должность и чин надворный советник (награда VII класса – подполковник армии).

Кроме приведенных повышений по гражданскому ведомству, назначаемых обычно Сенатом, В.Ф. Федосеев мно­гократно получал еще именные ценные подарки и денежные поощрения: золотые часы в 400 рублей (за участие в строительстве зданий Главного штаба – 1819 – 1823 гг.), премию в 500 рублей (за строительство в Красном Селе), премию в 1000 рублей (за сооружение Военной Галереи), золотая табакерка (за литографическое исполнение проекта “Каструм дшюрис “- траурного убранства в Казанском соборе (катафалка и сени) при погребении жены Павла I и матери Николая I – Марии Федоровны -1828 г.), бриллиантовый перстень и премия 2000 руб. “за усердие и отличную службу” – 1830 г.).

 

** Карл (Карло) Иванович Росси – итальянец по рождению, но русский по воспитанию и образованию, родился 18 декабря 1775 года. Свое архитектурное образование получил у архитектора Бренна, в семье которого он воспитывал­ся. Требовательный Бренн выработал у молодого Росси прекрасный вкус и точный рисунок. Помогая Бренну в большом строительстве в Гатчине и Павловске, Росси практически изучал приемы архитектурного зодчества. В 1802-1803 годах Росси обучался в Италии во Флорентийской академии.

Вернувшись в Россию, Росси получил звание архитектора, но два года работал рисовальщиком на стекольном и фарфоровом заводах. Был приглашен в “Экспедицию кремлевского строения” и участвовал в приведении в порядок обветшалого кремля, строил церковь Вознесенского монастыря в крем­ле, деревянный театр у Арбатских ворот; после 1812 года по его проекту была проведена надстройка верха Никольской башни. С 1815 года Росси работал в Петербурге, где полностью раскрылся его талант большого мастера европейского масштаба. Характерным для творчества Росси является не только построение изумительных по архитектуре дворцов (например, Елагина, Михайловского – ныне Русский музей), Александрийского театра, огромных зданий Главною шта­ба, Сената и синода и многих других, но создание целых архитектурных комплексов, целых улиц в одном стиле (напри­мер, Театральная улица, теперь называемая улицей имени зодчего Росси), площадей (реконструкция площади перед Зимним дворцом, площадь Чернышевского), исключительных по красоте и совершенству планировки парков с садовы­ми павильонами. Росси ставил себе задачей быть градостроителем, создателем нового прекрасного города. Со смертью К.И. Росси в могилу сошел один из наиболее одаренных зодчих XIX в. (умер 18 апреля 1849 г). По обилию и величе­ственности выстроенных им зданий К.И.Росси не знает себе равных. Творчеством К.И.Росси закончился большой пло­дотворный период русской классической архитектуры. Творчество Росси было от начала до конца одухотворено теми победами 1812-1815 гг., которые одерживали русские войска на полях Европы, Радость победы, торжество справедли­вости, гуманизм – все эти высокие чувства нашли свое отражение в неповторимом творчестве великого К.Росси.

Военная Галерея в Эрмитаже была задумана как собрание портретов знаменитых военачальников русской армии, своего рода портретный пантеон русской воинской славы. Архитектурные работы по проекту К.Росси были заверше­ны в 1826 г., а собрание портретов (всего 332) завершено в 1829 г.

В 1828 году К. И. Росси вновь приглашает себе в сотрудники В.Ф. Федосеева – предстоя­ли большие работы по завершению ансамбля, прилегающего к Зимнему дворцу: строительство двух огромных зданий Главного штаба (об­щая длина фасада достигает 580 метров), соеди­ненных Триумфальной аркой, театра и плани­ровка самой “правильной площади” перед двор­цом. В письме “Строительной Комиссии”, от которой зависело принятие В.Ф. Федосеева на указанные работы, Росси дает прекрасную ха­рактеристику своему ученику и сотруднику: “Он с пользой может занять сие место… знает свое дело… хорошего поведения”. Главный ар­хитектор предлагает назначить В.Ф. Федосее­ву: “по устроению правильной противу Зимне­го дворца площади – 1000 рублей годовых, по строению нового каменного здания театра – 500 рублей и по строению корпусов – 500 рублей в год”. Две тысячи рублей – это большая по тому времени сумма денег, свидетельствующая об огромном масштабе работ и о признании талан­та и строительных заслуг В.Ф. Федосеева.

Плодом долголетних практических архитек­турных работ и завершением многолетнего опы­та явилась книга, составленная В.Ф. Федосее­вым, под названием “Руководство к построению деревянных домов”. Составление книги пока­зывает, что В.Ф. Федосеев чувствовал свою от­ветственность за красоту и добротность буду­щих русских городов. Всю свою жизнь, обучая молодых людей практическому строительству,
В.Ф. Федосеев и с грядущими поколениями ар­хитекторов делился своим опытом. За издание книги и за участие в создании монументальных шедевров столицы Академия Художеств 3-го февраля 1831 года присудила В.Ф. Федосееву почетное звание академика.
На этом заканчивается первый, наиболее плодотворный и яркий период жизни и творчества В.Ф. Федосеева.

Жизнь этого замечательного архитектора-са­мородка заслуживает восхищения и удивления. Она чем-то напоминает биографию М. Ломоно­сова. Будучи по рождению “крестьянским сы­ном”, В.Ф. Федосеев своим упорным трудом ста­новится в ряду лучших зодчих России XIX века. Не происхождением, а личными заслугами он достигает по гражданской линии высокого зва­ния надворного советника. Непрестанно совершенствуясь и занимаясь самообразованием, он, не имея специального высшего архитектурного образования, достигает звания академика. Это высокое звание явилось признанием его талан­та и заслуг перед Родиной. Но не только знания и трудоспособность привели В.Ф. Федосеева на пьедестал академика – в этом немаловажное зна­чение имели и его личные моральные качества. В сухих канцелярских словах Аттестата Строи­тельной Комиссии при Кабинете ЕИВ дана та­кая характеристика личности В.Ф. Федосеева* “В штрафах не бывал, холост, во время службы… возлагаемые на него поручения исправлял с по­хвальным усердием и совершенным знанием сво­его деда, а вел себя, как долг благородного человека обязывает”. Это внутреннее благородство, культура духа присущи не только самому В.Ф. Федосееву, но они отражены и в созданных им архитектурных памятниках.

2) ТУЛЬСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА

По неустановленным причинам В.Ф. Федосе­ев по собственному желанию 6-го октября 1831 года был освобожден от работы в Строительной Комиссии при Кабинете ЕИВ. Получив прекрас­ную аттестацию (т.е. характеристику), он вскоре уезжает в Тулу.

Почему именно в Тулу, сказать трудно. Суще­ствует версия, что В.Ф. Федосеев был приглашен в Тулу для составления проекта постройки ново­го Оружейного завода, взамен уничтоженного по­жаром в 1834 году. (4, с. 61). Проект, выполнен­ный В.Ф. Федосеевым, не преследовал широких архитектурных замыслов иди планов градостро­ительства, а был составлен применительно к тех­ническим требованиям и практическим нуждам завода. Проект В.Ф. Федосеева, утвержденный в 1835 году в несколько измененном виде, был осу­ществлен в 1843 г. при участии архитекторов Вальпредо и Михайлова.

В.Ф. Федосеевым был также составлен проект здания Дворянского собрания на улице Киевской (теперь гарнизонный Дом офицеров на проспек­те Ленина В.И.). В несколько измененном виде этот проект был осуществлен в 1849-1856 гг. Со стороны улицы (фасада) здание выдержано в обычных сдержанных формах. Глиной особенно­стью и украшением здания является белый колон­ный зал, напоминающий в миниатюре известный Колонный зал московского Дома Союзов.

Осуществление более крупных архитектурных объектов, связанных непосредственно с именем В.Ф. Федосеева, относятся к церковным памят­никам г. Тулы.
Архитектура храмов, построенных или спроектированных В.Ф. Федосеевым в Туле, отличается от тех форм, которые уже имелись в городе к сороковым годам XIX столетия. В.Ф. Федосеев не стал придерживаться или следовать традици­онному стилю храмов Суздальско-Владимирской Руси. Вместо обычного куба и завершающего его
луковицеобразных небольших куполов, В.Ф. Фе­досеев создает храмы, имеющие в плане форму пе­тербургских дворцов, он строит колокольню не шатрового стиля, а напоминающую “адмиралтей­скую иглу” столицы. Тула украсилась храмами с одним большим куполом, с белыми колоннами, местами спаренными, создающими живописную игру светотени и придающими зданиям празднично-нарядный вид.

Основной трудностью для В.Ф. Федосеева, как зодчего, явилось то обстоятельство, что в Туле при строительстве церковных зданий ему приходи­лось из 5-ти объектов в 3-х создавать не новые со­оружения, а дополнять или перестраивать уже су­ществующие. Художественная инициатива была безусловно ограничена или связана наличием прежних построек.
Так было с колокольней на Всехсвятском клад­бище, которую надлежало построить рядом с су­ществующей церковью. В церкви апостолов Пет­ра и Павла на прежнем основании В.Ф. Федосеев создал новое оформление храма. Согласно сооб­щению А. Любомудрова, В.Ф. Федосееву “принад­лежит честь утверждения купола на церкви Спа­са-Преображения” (“Древняя Тула”, стр. 26). Толь­ко при построении храмов Преображения женс­кого Успенского монастыря и Казанского В.Ф. Федосеев мог полностью проявить свою творческую инициативу.

Всего в Туле приписывается В.Ф. Федосееву составление проектов и участие в строительстве следующих церковных зданий:

  1. завершение строительства Спасо-Преображенской церкви (вчерне – 1832 г., окончательно -1843 г.),
  2. колокольни Всехсвятской церкви (1833-1863 гг.).
  3. церкви в честь апостолов Петра и Павла(1833-1836 гг.),
  4. Преображенской церкви женского монасты­ря (1842 г.),
  5. Казанской церкви (1856 г.),
  6. Сохранившиеся чертежи проекта реконст­рукции Городищенского Воскресенского собора на Старом Оружейном заводе от 18-го августа 1849 г. подписи В.Ф. Федосеева не имеют. Одна­ко на основании косвенных данных можно в них усмотреть “руку” В.Ф. Федосеева; в это время он находился в Туле и с его мнением петербургского архитектора и сотрудника К.И. Росси должны были считаться и к нему прислушиваться; пред­полагаемый храм на Оружейном заводе имеет очень много общего с другими работами В.Ф. Фе­досеева (особенно с тульской Преображенской церковью женского монастыря).

Проект осуще­ствлен не был, а сам храм не сохранился.

 

Колокольня Всехсвятской кладбищенской церкви.

Каменное здание церкви строилось в несколь­ко этапов: в 1776 г. – нижний этаж, а в 1825 г. – верхний. Величе­ственная трехъя­русная колоколь­ня (высота ее 82 м) строилась поз­же и очень долго (с 1833 по 1863 г.). В Гособлархиве сохранились чер­тежи первона­чального проекта, составленного В.Ф. Федосеевым и поданного 16 февраля 1833 г. В построенной ко­локольне можно заметить незна­чительные откло­нения от проекта. Несмотря на то, что между началом строи­тельства обоих объектов – церкви и колоколь­ни – прошло более полу столетия, архитектору-проектировщику В.Ф.Федосееву, как талантли­вому зодчему, удалось добиться архитектурно­го единства Всехсвятского ансамбля: колоколь­ня во многом повторяет композицию храма (сложность плана храма отражена в структуре нижнего этажа колокольни, декоративные ко­лонны храма повторены, портики со спаренны­ми колоннами по углам храма сохранены в обо­их верхних ярусах колокольни).

Колокольня, построенная на одной из возвышенных точек города, доминирует на общем фоне Тулы, удач­но вписалась в общую панораму города и видна за многие километры при подъезде к Туле.

 

Церковь во имя апостолов Петра и Павла.

На месте прежнего деревянного храма в середине XVIII века был пост­роен камен­ный, который в свою оче­редь был рас­ширен и ре­конструиро­ван В.Ф. Фе­досеевым в 1833-1838 гг. В.Ф. Федосее­вым был пред­ставлен проект расширения в двух вариантах. Осуществляя утвержденный проект, архитектор вместо обыч­ного купола соорудил ротонду со значительным внедрением западного фасада в ранее существу­ющее здание трапезной. Построенная Федосее­вым церковь по своему плану является редким вообще и единственным в Туле храмом типа ро­тонды, решенном в лаконических ампирных формах. 12 высоких полуциркульных окон в ро­тонде пропускают внутрь много света и создают необыкновенную обстановку интерьера храма.

 

Преображенская церковь женского монастыря.

Храм построен по проекту В.Ф.Федосеева в 1842 году на месте древнего храма XVI века, на­зывавшегося “Никола на Площа­ди”. По сво­ей компози­ции храм напоминает петербургс­кие архи­тектурные ансамбли, например, здание быв­шей Таможни (ныне – Институт русской литературы Академии наук СССР, т.н. “Пушкинский дом”). Устроенное в стиле русского классицизма первой половины XIX века, здание в плане представляет собой прямоугольник и не имеет обычной алтарной абсиды. Мощные колоннады из восьми дори­ческих колонн украшают северный и южный (дворовый) фасады. В интервалах между колон­нами архитектор разместил высокие окна, да­вавшие много света в храм верхнего этажа. В низком цокольном этаже также находилось по­мещение церкви. Высокий гладкий цоколь про­резан крупными полукруглыми окнами в об­рамлении из клиновидных камней (это было принято при строительстве зданий в Петербур­ге, например, ансамбль б. Сената и Синода – те­перь здание Центрального Государственного ис­торического архива).

В теперешнем своем виде здание не соответ­ствует тому прекрасному архитектурному памятнику, который был задуман и осуществлен В.Ф.Федосеевым: шатровый богато украшенный вход в храм разобран и заменен обычным про­долговатым проемом, четыре малых купола ра­зобраны, центральный купол лишен своего ес­тественного завершения, полуциркульные окна нижнего этажа заложены кирпичом; вход на бывшую монастырскую территорию раньше осуществлялся через ворота (арку) колокольни, а теперь, после разрушения колокольни, внутрь двора можно попасть через большой пустой про­ем между зданиями и продуктовой палаткой. Дворовая часть здания с ее мощной колоннадой не просматривается – ее закрывает высокий, ок­рашенный голубой краской забор.

 

Казанская церковь.

Первоначальный каменный храм XVII века был в 1838 году разобран, а на его месте при участии В.Ф. Федосеева была построена более обширная церковь.

Трехярусная колокольня, украшенная во 2-м и 3-м ярусах парными колоннами по углам, примыкала к низкой трапезной, имевшей че­тырехскатную крышу и по пять окон с каждой стороны, между которыми были поставлены полуколонны. Сравнительно узкий переход вел в более высокую часть храма, увенчанную одним большим куполом с окнами между ко­лоннами. Эта часть храма, выдержанная в классическом стиле, снаружи имела фронтон и по четыре колонны, выдержанные в духе коринф­ского ордера. Кроме верхних окон в куполе, храм освещался еще двумя рядами окон (ниж­ние продолговатые, а верхние полукруглые).

Церковь не сохранилась.

 

* * *

Перечень архитектурных памятников, пост­роенных в Туле и связанных с именем В.Ф. Федосеева, показывает, что от его наследия оста­лось очень немногое.

Сведений о последнем периоде жизни В.Ф. Федосеева не сохранилось. Известно толь­ко, что скончался он 25 ноября 1860 г. и похо­ронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

 

III. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

 

А) Центральный Государственный Исторический архив СССР, фонды Кабинета Е.И.В. и Академии художеств:

1821 г. 23.11, о награждении В.Ф. Федосеева золотыми часами

№ 115 в 400 рублей за отличную и усердную службу (одна страница)

д. 140.л.12

1823 г. 27. ХII, (одна страница) 468-2-140. Д. 10 о назначении В.Ф.Федосеева к архитектору Дыльдину

1825 г. 15. IV (одна страница) д.140, л. 11

1826г. 1.V, (одна страница) д. 140. л. 15. То же о пожаловании В.Ф.Федосееву за литографический рисунок катафалка и траурного убранства в Казанском соборе – золотой табакерки

1826 г. д.140. лл. 20 об. 21

1827 г., 8 мая (одна страница) д. 140, л. 16 Формулярный список В.Ф. Федосеева (две страницы)

Аттестат В.Ф. Федосеева за подписью К.Росси

1827 г., 6 мая

1827 г. 27 мая (4 страницы) Д. 140, д. 18-19 об.

Свидетельство об участии В.Ф.Федосеева во временной Строительной Комиссии для перестройки Дома Главного Штаба с 8.04 1819 по 1.05.1823. “Должность свою исправлял с особенным усердием и прилежанием… за что награжден золотыми часами в 400 рублей”.

Аттестат о прохождении службы

1828 г.. 11.ХII.

№ 1988 468-35-5, д. 120 Аттестат об участии в построении “Каструм Долорес” в связи с кончиной имп. Марии Феодоровны и награждении ценным подарком

1827 г., 7 мая Аттестат выдан архитектором Дыльдиным о работах В.Ф. Федосеева
(одна страница) в Красном Селе, произведенных как по чертежной д. 140, л. 14 так и по строительной части с истинным усердием и совершенным познанием своего дела в теории и практике, за что и был награжден 1000 рублями.

1827 г., 29.03. № 1306 д.140, л. 17 Прошение В.Ф. Федосеева об увольнении из Ведом­ства Е.И.В.  для перехода на службу “в другом месте”. Наложена резолюция “Уводить”.

1828 г., 25 мая (две страницы) л. 252 об.

1828 г., 28мая (две страницы)

д.5, №121

1831 г. 12. Х. (шесть страниц) ф. 468. оп. 35 д. 5.лл. 130-135)

1831 г., 12.Х

№1486 (три страницы)

Д.5.Ш28-129

1831 г., 29.Х, (три страницы)

Рапорт архитектора К. Росси в Строительную ко­миссию Кабинета Е.И.В. о приглашении В.Ф.Фе­досеева участвовать в работах по постройке каменного театра, двух корпусов и планировки дворцовой площади (с окладом 2000 рублей в год),

Журнал Строительной Комиссии: назначение В.Ф.Федосеева помощником Главного Архитектора, с жалованием 2000 рублей в год

Формулярной список о службе архитекторского помощника титулярного Советника В.Федосеева

Аттестат В.Ф.Федосеева

Прошение В.Ф. Федосеева принять его в веде­ние Строительной Комиссии при Кабинете Е.И.В. д.5,л.122-123

1831 г., 8.1, Журнал Строительной Комиссии: увольнение (4 страницы) В.Ф. Федосеева из ведомства Комиссии, для “оп. д.5,лл.126-127 ределения к другим делам”.

1831 г., 2.Х, Запрос Строительной Комиссии главному архитектору К. Росси о возможности увольнения Ф.Федосеева

1831 г., 6.Х, Ответ К. Росси: препятствий к увольнению В.Ф.Федосеева нет

1831 г., Копия из журнала Совета Академии Художеств (одна страница) 1831 года, февраля 3 дня об определении Федосеева ф.789. оп. 1,ч.11 в звании академика (“…признать назначениям и д. 1422, л. 1 потому задать ему название Академика”).

ВСЕГО получено из ЦГИ А СССР 39 фотокопий документов архитектора В.Ф.Федосеева, ка­сающихся его работ в Петербурге в период 1816 по 1831 гг.

 

Б) Литература о В.Ф, ФЕДОСЕЕВЕ

  1. Федосеев В.Ф. “Руководство к построению деревянных домов или практическое показаниеправил, по которым должно производить деревянные строения с прочностью и соблюдением значительной экономии…” 1-е изд. в 1831 г., 2-е изд., исправленное и дополненное, ч.1. СПб.,1860, -(2), УШ, 144. ХП с, 56 черт.
  2. Васильев Б. Творчество архитектора В.Ф. Федосеева. “Архитектурное наследство”, 1955,вып.7,с.179-191, ил. Библиогр. в примечании Биография и творчество.
  3. Горина Е.В. “Архитектор В.Ф. Федосеев”. Сборник научных работ студентов и аспирантов Тульского Государственного педагогического института имени Л.Н. Толстого. 1967, стр.34-49.
  4. Кипарисова А.А. “Тула”. Изд-во Академии архитектуры СССР, М., 1948. (О В.Ф. Федосееве, стр. 52-53).
  5. Кондажов С. К. “Список русских художников к юбилейному справочнику имп. Академии художеств”.Ч.2. СПб. 1915. (Краткие сведения о В.Ф.Федосееве на стр. 401).
  6. ТУЛА – памятники истории и культуры. Путеводитель. 2-е издание, исправл. и доп. Тула, Приокское книжное издательство, 1973. (О В.Ф. Федосееве – стр. 80, 121-122, 134, 136).
  7. “Адрес-календарь” или Общий штат Российской империи на 1849 г., ч.1. СПб., 18. (На стр. 45 среди служащих по артиллерийскому департаменту в С.-Петербурге указан архитектор, надвор­ный советник В.Ф.Федосеев).
  8. “Петербургский некрополь”. СПб., 1913, т.4, стр.716,
  9. Горина Е.В. “Памятники талантливого зодчего”, Тула, газета “Коммунар”, 1965 г., 9 декабря.
  10. Горина Е.В. “Архитектор В.Ф.Федосеев” (К истории провинциальной архитектуры второй четверти XIX века). “Молодой коммунар”, №100, 21 августа 1966 г.
    Комментарий к тексту публикуемой работы Р. Р. Лозинского “Архитектурное наследие В.Ф. Федосеева”. Тула. 1980.

В творческом наследии доктора богословия, протоиерея Р. Р. Лозинского (1912-1994) тема
достопримечательностей Тульского края являлась едва ли не самой главной. Она подробно представлена в личном фонде о. Ростислава хранящемся в Государственном архиве Тульской области (фонд р-3950), в цикле работ “Памятники русской церковной архитектуры и стенописи”. Первая работа этого цикла была дважды – опубликована в Туле в 1994 и 2000 годах под названием “Страницы минувшего”. В указанных материалах есть исследование 1980 года об архитектурном наследии В. Ф. Федосеева (1794-1860) в Петербурге и Туле, которое было частично опубликовано в “Страницах минувше­го”.
В настоящем альманахе эта работа Р. Р. Лозин­ского впервые печатается целиком. Она пред­ставляет особый интерес, поскольку Тула до се­годняшнего дня, несмотря на катастрофические потери 30-х годов XX века, остается архитектур­ным музеем стилей барокко и классицизма с преобладающим влиянием петербургских стандар­тов.

Подробнее о проблеме достопримечательно­стей в творчестве Р. Р. Лозинского можно узнать из работ Г. П. Присенко “Достопримечательно­сти Тульского края в исторической литературе XVHI-XX веков”. Тула, 2001; “Проблема дос­топримечательностей Тульского края в иссле­дованиях Р. Р. Лозинского (1912-1994)” // Туль­ские епархиальные ведомости. 1999, № 1.

Примечания к тексту публикуемой работы Р. Р. Лозинского “Архитектурное наследие В. Ф. Федосеева”. Тула. 1980.

1 С.118. ГДР – в наст. вр. – Федеративная республика Германия.

2 С.118. Ленинград – Санкт-Петербург.

3 С.118. Центральный государственный исторический архив СССР – Российский государственный историческийархив.

4 С.119. ЕИВ – Его Императорского Величества.

5 С.121. В. Н. Уклеин доказывает, что проект здания Дворянского собрания, выполненный Федосеевым, был отвер­гнут, и здание строилось по совершенно иному проекту, который создавали, дорабатывали и исправляли уже другие архитекторы. – В. Н. Уклеин. “Тула – каменная летопись”. Тула, 1984. С 63-67,80-88.

6 С. 121. Архитектором Спасо-Преображенской церкви был архитектор Тульского оружейного завода Пименов.

7 С. 122. В. В, Уклеин определяет высоту колокольни – 77 метров. “Тула – каменная летопись”. Тула, 1984. С. 72.

8 С 122, Вряд ли верно утверждение, что шатровый вход в Преображенский храм Успенского монастыря был час­тью замысла Федосеева. Вход исполнен в русском стиле, который во времена Федосеева в архитектуре еще не существовал. Видимо, вход был пристроен позже (комментарий и примечания Л. П. Фроловой, Г. П. Присенко и Н. Н. Кириленко).

Библиографическая ссылка:

Лозинский Р. Р. Архитектор Василий Федосеевич Федосеев /Лозинский Ростислав//Тульский краеведческий альманах. -2003. -С. 118-126