Изучение истории дома ещё только начинается1, отчего сейчас она и может показаться несколько путанной и даже не вполне вразумительной. Достаточно, однако, и того, что все вопросы расставлены, все лакуны и темнОты выявлены, все протагонисты названы.
Первое его упоминание относится к 1799 году. Опись городских недвижимых имуществ как бы подводила итоги двух десятилетий, миновавших с начала реализации регулярного плана перепланировки Тулы. Все здания, вновь выстроенные вдоль красной линии Киевской улицы, «закрепляли» трассировку новой главной «першпективы». И все они были призваны манифестировать социальный статус (высокий) и достаток (внушительный) своих домовладельцев. Аптека – наряду с театром, — являлась одним из главных доказательств «просвещенности» города2. По счастью, фискальный характер документа предполагал максимально возможную степень дотошности:
«Иностранца аптекаря Константина Андреева Крафта дом каменный двухэтажный, крыт железом, обширностию в длину 7 сажен, в щирину 5 сажен3. В верхнем этаже комнат 5, в нижнем этаже комнат жилых 3, аптека и стряпущая изба4, вверху мезонин о двух комнатах, напротив дома сени и флигель двухэтажный каменный, крыт железом, в верхнем этаже комнат жилых 8 и девятая кирха5, в нижнем этаже лаборатория, кухня, кладовой чулан, в половину оного подвал»6.
Подобного числа помещений вполне хватило бы и на нужды аптеки, и на нужды её персонала (число аптечных служащих в XVIII – XIX вв. подчас доходило до семи, при этом, проживали они, как правило, в непосредственной близости от «рабочего места», а то и прямо не нём), и на нужды семьи аптекаря (фармацевты-немцы в большинстве своём отличались экстраординарным чадородием).
Внешний облик дома в этот период – если и не в деталях, — восстановим достаточно легко. Стремление государства регламентировать частное строительство осложняло жизнь тогдашних застройщиков, зато облегчает труд теперешних специалистов по исторической урбанистике и истории архитектуры. Альбомы «фасадов примерных против протчих вновь строющихся городов каменным и деревянным домам» директивно рассылались по всем губернским центрам вместе с планами их переустройства. В случае Тулы рекомендуемые фасады украшали поля и самого конфирмованного плана. Инвариантов было всего восемь. Персональный произвол ограничивался незатейливой комбинаторикой (декор снаружи + планировка внутри).
И ещё. Надо полагать, что слово «мезонин» в этот период уже приобрело привычное нам значение, поскольку во второй половине XVIII в. так, скорее, назывался заниженный верхний этаж7.
В дальнейшем фамилия Крафт исчезает со страниц документов на 3 десятилетия. При этом, две вольных аптеки в Туле было как до 1799 г., так и в первые годы XIX столетия8. Остаётся гадать, как могло быть утилизировано громоздкое оборудование аптеки Крафта, если таковая перестала функционировать9, так и о том, почему именно в этот дом аптека вернулась спустя два десятилетия без малого. Да, ещё и о том, где местные лютеране справляли свои духовные потребности10.
К 1818 году владельцем дома значился аптекарь Федор Лейкер (Leikher)11. В том же году он «переместил» в него свою аптеку, находившуюся прежде в здании, принадлежащем Приказу общественного призрения12. Вероятно, размеры мезонина не удовлетворяли размаху его предприятия, и в 1819 г. им было подано прошение о его «реновации»13.