Неизвест­ный художник. БАДЕН И ЕГО ОКРЕСТ­НОСТИ. ОБЩИЙ ВИД СТАРОГО ЗАМКА.

Имя неизвестного художника неожиданно стало известно, когда выставка «Песок и порох» уже работала вовсю. Это открытие, однако, известным его не сделало.

Данная литография представляет собой лист из книги «Баден и его окрестности. По рисункам с натуры Жюля Куанье, с заметками Амеде Ашара1. Париж, 1859» («Bade et ses environs. Dessines d’apres nature par Jules Cоignet avec des notices par Amedee Achard. Paris, 1858).

Куанье, Жюль Луи Филипп (Jules Louis Philippe Coignet) (1798, Париж – 1860, там же). Французский пейзажист. Лауреат золотой медали Парижского Салона2 1824 года. Кавалер Ордена почётного Легиона (1836).

Однако автором литографий в книге был вовсе не он, а другой художник, Леон Сабатье (Leоn Jean Baptiste Sabatier) (1827 (?) – 1887, Париж), о котором действительно неизвестно почти ничего. Неизвестно также, бывал ли он в Бадене3, в отличие от Куанье, фанатичного приверженца пленэра и страстного путешественника. Все 27 литографий сделаны Сабатье по рисункам последнего4. Однако на всех иллюстрациях выгравирована подпись Куанье (в нашем случае — почти неразличимая), а под нею, вне поля изображения, напечатана фамилия «Сабатье» (в нашем случае — почти стёршаяся)5.

Примечательно, что огромные буквы «COIGNET» красовались на титульном листе книги, а Сабатье, литографии которого, казалось бы, и являются иллюстрациями, — пускай и не по собственным эскизам, — не был удостоен упоминания даже петитом, что в данном случае свидетельствует о «служебной» роли печатной графики в представлениях эпохи.

Баден (Baden или Bade6), ныне Баден-Баден. Знаменитый геотермальный курорт в Германии (земля Баден-Вюртемберг). Официальное удвоение топонима «Баден» произошло только в XX веке, хотя в разговорной речи оно активно использовалось и прежде, чтобы подчеркнуть его отличие от двух других Баденов7, австрийского (Baden bei Vienna) и швейцарского (Baden bei Zurich), столь же целебных. С Баден-Баденом связаны самые «звёздные» имена русской классической литературы, а для В.А. Жуковского и П.А. Вяземского пребывание на этом курорте стало роковым.

В середине XIX столетия слава Баден-Бадена достигла апогея: его называли «летней столицей Европы». Поэтому книгу Куанье и Ашара можно считать не столько рекламой и не только путеводителем, призванным «расцветить» экскурсиями монотонное течение курортной жизни, но отчасти и панегирическим изданием.

Замок, руины которого изображены на литографии, назывался (и называется) Гогенбаден (Hohenbaden)8, однако местному населению, не озабоченному исторической правдой, он был известен как «Старый замок» (Altes Schloss). Построенный в XII веке одним из Баденских маркграфов9 для своей резиденции, Гогенбаден располагался на скале, возвышающейся над всей округой. В конце XV столетия, вместе с возведением нового замка в низине, он утратил своё значение и подвергся постепенному обветшанию. Разрушительное действие времени, стихий (главным образом, огня) и людей (главным образом, французов) было приостановлено лишь в XIX веке, вместе с «раскруткой» курорта. Руины, превратившись в аттракцион, были спешно «мумифицированы».

P.S.

Отдельный очерк в своём путеводителе авторы посвятили городку Фрайсбург-им-Брайсгау (Freisburg-im-Breisgau, на алеманнском диалекте и в книге — Friburg-im-Brisgau). Всего за пару-тройку лет до выхода их книги на его Ратушной площади был установлен памятник-фонтан Бертольду Шварцу (Berthold Schwarz)10, однако Ашар и Куанье, упомянув легендарного изобретателя пороха, не нашли нужным удостаивать памятник своим вниманием. А возможно, их визит в Баден-Баден просто состоялся раньше его появления.

Перейти на страницу выставки «Песок и порох»