I. ВСТУПЛЕНИЕ
В.Ф. Федосеев — связующее звено архитектурного Петербурга и градостроительства г. Тулы XIX в. Недостаточность сведений о жизни В.Ф.Федосеева
Сравнение памятников архитектуры XIX столетия в Петербурге и в Туле — это сопоставление величин далеко не равноценных и не равнозначащих.
С одной стороны, «Северная Пальмира» — блестящая столица Российской империи, центр культуры и искусства, а с другой — небольшой город на южной окраине Московской области, город тружеников-оружейников, кующих оружие для защиты Родины. Творческий размах и сама возможность осуществления архитектурных планов в Туле были несравненно меньше столичных. И, однако, Тула внесла немалый вклад в сокровищницу общерусской культуры. Тульская земля дала миру художников слова Л.Н. Толстого, Г. Успенского, В. Жуковского, В. Вересаева. Тульские «златокузнецы» создавали шедевры, помещенные в музеях Москвы и Ленинграда, ГДР и Англии. Почти во всех областях можно проследить в той или иной степени связь Тулы с другими центрами культуры.
Настоящая работа ставит себе целью осветить преемственную связь архитектурных традиций Петербурга и Тулы в XIX веке. В городе оружейников более двадцати лет жил, проектировал и строил прекрасные здания архитектор, принимавший участие в градостроительстве северной столицы. Это был ученик, а затем ближайший помощник знаменитого зодчего Карла Ивановича Росси — Василий Федосеевич Федосеев. Именно В.Ф.Федосееву мы обязаны тем, что в Туле были осуществлены памятники монументального искусства, созданные под непосредственным влиянием петербургского зодчества.
О жизни архитектора-самородка, вышедшего из народа, не имевшего специального образования, но достигшего звания академика, до последнего времени было известно очень немногое. Полного перечня его архитектурного наследия не существовало; даже время его смерти и место погребения не указывалось.
Биографические сведения о В.Ф. Федосееве отсутствуют в таких фундаментально-биографических собраниях культурного прошлого русского народа, как Государственный научно-исследовательский музей имени А.В.Щусева (Москва), научная библиотека и научно-исследовательский музей Академии Художеств СССР (Ленинград), Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Ленинград), Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград). Только Центральный Государственный исторический архив СССР (ЦГИА СССР — Ленинград) располагает биографическими сведениями о первом (петербургском) периоде жизни В.Ф. Федосеева, т.е. до 1831 года.
На запрос автора было получено из ЦГИА СССР 39 фотокопий документов личного дела В.Ф.Федосеева. На основании полученных фотокопий составлен полный хронологический перечень жизни и творчества петербургского периода. Тульский период творчества В.Ф.Федосеева составлен по материалам, хранящимся в Государственном областном архиве в Туле, по литературе, имеющейся в Тульской областной публичной библиотеке имени В.И.Ленина, сведениям адреса-календаря («Общий штат Российской империи на 1849 г.», стр.18) и Петербургского Некрополя 1913 г. (стр. 716).
Архитектурное творчество В.Ф. Федосеева разделяется на два не одинаковых по времени и не равноценных по своей значимости периода:
петербургский — 1814 — 1831гг.;
тульский — 1833-1856 гг.
На каждом из периодов творчества В.Ф. Федосеева следует остановиться подробнее и таким образом можно будет восстановить биографию этого замечательного человека.
II. БИОГРАФИЯ ВАСИЛИЯ ФЕДОСЕЕВИЧА ФЕДОСЕЕВА
Василий Федосеевич Федосеев родился в 1794 году (месяц и число установить пока не удалось) и происходил из удельных крестьян бывшей Нижегородской губернии. Любовь к строительству проявилась у него очень рано, и жизненный путь наметился еще в школьные годы. По окончании курса нижегородской гимназии юноша стал частным образом заниматься строительными и землемерными работами. Как происходящий из крестьянского сословия (дословно — «из удельных крестьянских детей», см. «Аттестат», лист 27-й), он не имел права продолжать образование в Академии. Видя горячее желание молодого человека работать в области архитектуры, Нижегородская Удельная Контора пошла ему навстречу ив том же 1814 году отпустила его в Петербург к архитектору Александру Викентьевичу Чернаю. Так открылся пред В.Ф. Федосеевым путь в жизнь и дорога в большое искусство.
1) ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД
Одаренный от природы юноша в столице был вскоре замечен ведущими архитекторами, и его приняли в 1816 году на место чертежника в Департамент Уделов; в том же году он был «произведен в подканцеляриста».
В 1818 году В.Ф. Федосеева приглашают в Ведомство Кабинета ЕИВ на должность помощника. Через два Года (в 1820 г) Ш. Фетеев получает первый чин по «Табели рангов Российской империи» — чин коллежского регистратора (должность XIV класса, соответствует прапорщику в военном ведомстве).*
Особенно следует отметить и проследить долголетнее сотрудничество В. Ф. Федосеева с главным архитектором столицы знаменитым Карлом Ивановичем Росси.**
Огромный размах строительства, осуществленного К.И. Росси, требовал большого штата квалифицированных, одаренных и идейно-сочувствующих помощников. Среди них видное место занимал В.Ф. Федосеев.
К.И. Росси привлекал В.Ф. Федосеева к участию в следующих работах:
строительство Николаевского дворца — 1816-1817 гг.,
реконструкция Зимнего дворца – 1818 г.,
строительство дворца на Елагином острове – 1818 г.,
строительство корпусов Главного штаба – 1819-1823 гг.,
устроение в Зимнем дворце Военной галереи – 1826 г.
После завершения работ в Военной галерее В.Ф.Федосеев получил денежную премию и Аттестат за подписью и приложением герба К. Росси, в котором было указано, что В.Ф. Федосеев исполнял все работы «с отличным усердием и совершенным познанием своего дела, в теории и практике».
С 1823 по 1826 гг. В.Ф. Федосеев был командирован для строительных работ в Красное Село к архитектору VIII класса Дыльдину. В Аттестате, выданном Дыльдиным 7 мая 1827 г., сказано, что В.Ф.Федосеев выполнял порученные ему работы «с истинным усердием и совершенным познанием своего дела… и употреблял все свое старание и деятельность в сбережение казенного интереса». К аттестату прилагалась премия в 1000 рублей.
* Чтобы в дальнейшем на перечислять продвижение В.Ф.Федосеева по линии гражданского ведомства, перечислим сразу все полученные им награды в хронологическом порядке:
1823 год — должность и чин губернский секретарь (награда XII класса, соответствует поручику в армии и мичману на флоте),
1829 год — должность и чин коллежский секретарь (награда X класса, соответствует штабс-капитану в армии),
1831 год – должность и чин титулярный советник (награда IX класса, соответствует капитану),
1849 год — должность и чин надворный советник (награда VII класса — подполковник армии).
Кроме приведенных повышений по гражданскому ведомству, назначаемых обычно Сенатом, В.Ф. Федосеев многократно получал еще именные ценные подарки и денежные поощрения: золотые часы в 400 рублей (за участие в строительстве зданий Главного штаба — 1819 — 1823 гг.), премию в 500 рублей (за строительство в Красном Селе), премию в 1000 рублей (за сооружение Военной Галереи), золотая табакерка (за литографическое исполнение проекта «Каструм дшюрис «- траурного убранства в Казанском соборе (катафалка и сени) при погребении жены Павла I и матери Николая I — Марии Федоровны -1828 г.), бриллиантовый перстень и премия 2000 руб. «за усердие и отличную службу» — 1830 г.).
** Карл (Карло) Иванович Росси — итальянец по рождению, но русский по воспитанию и образованию, родился 18 декабря 1775 года. Свое архитектурное образование получил у архитектора Бренна, в семье которого он воспитывался. Требовательный Бренн выработал у молодого Росси прекрасный вкус и точный рисунок. Помогая Бренну в большом строительстве в Гатчине и Павловске, Росси практически изучал приемы архитектурного зодчества. В 1802-1803 годах Росси обучался в Италии во Флорентийской академии.
Вернувшись в Россию, Росси получил звание архитектора, но два года работал рисовальщиком на стекольном и фарфоровом заводах. Был приглашен в «Экспедицию кремлевского строения» и участвовал в приведении в порядок обветшалого кремля, строил церковь Вознесенского монастыря в кремле, деревянный театр у Арбатских ворот; после 1812 года по его проекту была проведена надстройка верха Никольской башни. С 1815 года Росси работал в Петербурге, где полностью раскрылся его талант большого мастера европейского масштаба. Характерным для творчества Росси является не только построение изумительных по архитектуре дворцов (например, Елагина, Михайловского — ныне Русский музей), Александрийского театра, огромных зданий Главною штаба, Сената и синода и многих других, но создание целых архитектурных комплексов, целых улиц в одном стиле (например, Театральная улица, теперь называемая улицей имени зодчего Росси), площадей (реконструкция площади перед Зимним дворцом, площадь Чернышевского), исключительных по красоте и совершенству планировки парков с садовыми павильонами. Росси ставил себе задачей быть градостроителем, создателем нового прекрасного города. Со смертью К.И. Росси в могилу сошел один из наиболее одаренных зодчих XIX в. (умер 18 апреля 1849 г). По обилию и величественности выстроенных им зданий К.И.Росси не знает себе равных. Творчеством К.И.Росси закончился большой плодотворный период русской классической архитектуры. Творчество Росси было от начала до конца одухотворено теми победами 1812-1815 гг., которые одерживали русские войска на полях Европы, Радость победы, торжество справедливости, гуманизм — все эти высокие чувства нашли свое отражение в неповторимом творчестве великого К.Росси.
Военная Галерея в Эрмитаже была задумана как собрание портретов знаменитых военачальников русской армии, своего рода портретный пантеон русской воинской славы. Архитектурные работы по проекту К.Росси были завершены в 1826 г., а собрание портретов (всего 332) завершено в 1829 г.
В 1828 году К. И. Росси вновь приглашает себе в сотрудники В.Ф. Федосеева — предстояли большие работы по завершению ансамбля, прилегающего к Зимнему дворцу: строительство двух огромных зданий Главного штаба (общая длина фасада достигает 580 метров), соединенных Триумфальной аркой, театра и планировка самой «правильной площади» перед дворцом. В письме «Строительной Комиссии», от которой зависело принятие В.Ф. Федосеева на указанные работы, Росси дает прекрасную характеристику своему ученику и сотруднику: «Он с пользой может занять сие место… знает свое дело… хорошего поведения». Главный архитектор предлагает назначить В.Ф. Федосееву: «по устроению правильной противу Зимнего дворца площади — 1000 рублей годовых, по строению нового каменного здания театра — 500 рублей и по строению корпусов — 500 рублей в год». Две тысячи рублей — это большая по тому времени сумма денег, свидетельствующая об огромном масштабе работ и о признании таланта и строительных заслуг В.Ф. Федосеева.
Плодом долголетних практических архитектурных работ и завершением многолетнего опыта явилась книга, составленная В.Ф. Федосеевым, под названием «Руководство к построению деревянных домов». Составление книги показывает, что В.Ф. Федосеев чувствовал свою ответственность за красоту и добротность будущих русских городов. Всю свою жизнь, обучая молодых людей практическому строительству,
В.Ф. Федосеев и с грядущими поколениями архитекторов делился своим опытом. За издание книги и за участие в создании монументальных шедевров столицы Академия Художеств 3-го февраля 1831 года присудила В.Ф. Федосееву почетное звание академика.
На этом заканчивается первый, наиболее плодотворный и яркий период жизни и творчества В.Ф. Федосеева.
Жизнь этого замечательного архитектора-самородка заслуживает восхищения и удивления. Она чем-то напоминает биографию М. Ломоносова. Будучи по рождению «крестьянским сыном», В.Ф. Федосеев своим упорным трудом становится в ряду лучших зодчих России XIX века. Не происхождением, а личными заслугами он достигает по гражданской линии высокого звания надворного советника. Непрестанно совершенствуясь и занимаясь самообразованием, он, не имея специального высшего архитектурного образования, достигает звания академика. Это высокое звание явилось признанием его таланта и заслуг перед Родиной. Но не только знания и трудоспособность привели В.Ф. Федосеева на пьедестал академика — в этом немаловажное значение имели и его личные моральные качества. В сухих канцелярских словах Аттестата Строительной Комиссии при Кабинете ЕИВ дана такая характеристика личности В.Ф. Федосеева* «В штрафах не бывал, холост, во время службы… возлагаемые на него поручения исправлял с похвальным усердием и совершенным знанием своего деда, а вел себя, как долг благородного человека обязывает». Это внутреннее благородство, культура духа присущи не только самому В.Ф. Федосееву, но они отражены и в созданных им архитектурных памятниках.
2) ТУЛЬСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
По неустановленным причинам В.Ф. Федосеев по собственному желанию 6-го октября 1831 года был освобожден от работы в Строительной Комиссии при Кабинете ЕИВ. Получив прекрасную аттестацию (т.е. характеристику), он вскоре уезжает в Тулу.
Почему именно в Тулу, сказать трудно. Существует версия, что В.Ф. Федосеев был приглашен в Тулу для составления проекта постройки нового Оружейного завода, взамен уничтоженного пожаром в 1834 году. (4, с. 61). Проект, выполненный В.Ф. Федосеевым, не преследовал широких архитектурных замыслов иди планов градостроительства, а был составлен применительно к техническим требованиям и практическим нуждам завода. Проект В.Ф. Федосеева, утвержденный в 1835 году в несколько измененном виде, был осуществлен в 1843 г. при участии архитекторов Вальпредо и Михайлова.
В.Ф. Федосеевым был также составлен проект здания Дворянского собрания на улице Киевской (теперь гарнизонный Дом офицеров на проспекте Ленина В.И.). В несколько измененном виде этот проект был осуществлен в 1849-1856 гг. Со стороны улицы (фасада) здание выдержано в обычных сдержанных формах. Глиной особенностью и украшением здания является белый колонный зал, напоминающий в миниатюре известный Колонный зал московского Дома Союзов.
Осуществление более крупных архитектурных объектов, связанных непосредственно с именем В.Ф. Федосеева, относятся к церковным памятникам г. Тулы.
Архитектура храмов, построенных или спроектированных В.Ф. Федосеевым в Туле, отличается от тех форм, которые уже имелись в городе к сороковым годам XIX столетия. В.Ф. Федосеев не стал придерживаться или следовать традиционному стилю храмов Суздальско-Владимирской Руси. Вместо обычного куба и завершающего его
луковицеобразных небольших куполов, В.Ф. Федосеев создает храмы, имеющие в плане форму петербургских дворцов, он строит колокольню не шатрового стиля, а напоминающую «адмиралтейскую иглу» столицы. Тула украсилась храмами с одним большим куполом, с белыми колоннами, местами спаренными, создающими живописную игру светотени и придающими зданиям празднично-нарядный вид.
Основной трудностью для В.Ф. Федосеева, как зодчего, явилось то обстоятельство, что в Туле при строительстве церковных зданий ему приходилось из 5-ти объектов в 3-х создавать не новые сооружения, а дополнять или перестраивать уже существующие. Художественная инициатива была безусловно ограничена или связана наличием прежних построек.
Так было с колокольней на Всехсвятском кладбище, которую надлежало построить рядом с существующей церковью. В церкви апостолов Петра и Павла на прежнем основании В.Ф. Федосеев создал новое оформление храма. Согласно сообщению А. Любомудрова, В.Ф. Федосееву «принадлежит честь утверждения купола на церкви Спаса-Преображения» («Древняя Тула», стр. 26). Только при построении храмов Преображения женского Успенского монастыря и Казанского В.Ф. Федосеев мог полностью проявить свою творческую инициативу.
Всего в Туле приписывается В.Ф. Федосееву составление проектов и участие в строительстве следующих церковных зданий:
- завершение строительства Спасо-Преображенской церкви (вчерне — 1832 г., окончательно -1843 г.),
- колокольни Всехсвятской церкви (1833-1863 гг.).
- церкви в честь апостолов Петра и Павла(1833-1836 гг.),
- Преображенской церкви женского монастыря (1842 г.),
- Казанской церкви (1856 г.),
- Сохранившиеся чертежи проекта реконструкции Городищенского Воскресенского собора на Старом Оружейном заводе от 18-го августа 1849 г. подписи В.Ф. Федосеева не имеют. Однако на основании косвенных данных можно в них усмотреть «руку» В.Ф. Федосеева; в это время он находился в Туле и с его мнением петербургского архитектора и сотрудника К.И. Росси должны были считаться и к нему прислушиваться; предполагаемый храм на Оружейном заводе имеет очень много общего с другими работами В.Ф. Федосеева (особенно с тульской Преображенской церковью женского монастыря).
Проект осуществлен не был, а сам храм не сохранился.
Колокольня Всехсвятской кладбищенской церкви.
Каменное здание церкви строилось в несколько этапов: в 1776 г. — нижний этаж, а в 1825 г. — верхний. Величественная трехъярусная колокольня (высота ее 82 м) строилась позже и очень долго (с 1833 по 1863 г.). В Гособлархиве сохранились чертежи первоначального проекта, составленного В.Ф. Федосеевым и поданного 16 февраля 1833 г. В построенной колокольне можно заметить незначительные отклонения от проекта. Несмотря на то, что между началом строительства обоих объектов — церкви и колокольни — прошло более полу столетия, архитектору-проектировщику В.Ф.Федосееву, как талантливому зодчему, удалось добиться архитектурного единства Всехсвятского ансамбля: колокольня во многом повторяет композицию храма (сложность плана храма отражена в структуре нижнего этажа колокольни, декоративные колонны храма повторены, портики со спаренными колоннами по углам храма сохранены в обоих верхних ярусах колокольни).
Колокольня, построенная на одной из возвышенных точек города, доминирует на общем фоне Тулы, удачно вписалась в общую панораму города и видна за многие километры при подъезде к Туле.
Церковь во имя апостолов Петра и Павла.
На месте прежнего деревянного храма в середине XVIII века был построен каменный, который в свою очередь был расширен и реконструирован В.Ф. Федосеевым в 1833-1838 гг. В.Ф. Федосеевым был представлен проект расширения в двух вариантах. Осуществляя утвержденный проект, архитектор вместо обычного купола соорудил ротонду со значительным внедрением западного фасада в ранее существующее здание трапезной. Построенная Федосеевым церковь по своему плану является редким вообще и единственным в Туле храмом типа ротонды, решенном в лаконических ампирных формах. 12 высоких полуциркульных окон в ротонде пропускают внутрь много света и создают необыкновенную обстановку интерьера храма.
Преображенская церковь женского монастыря.
Храм построен по проекту В.Ф.Федосеева в 1842 году на месте древнего храма XVI века, называвшегося «Никола на Площади». По своей композиции храм напоминает петербургские архитектурные ансамбли, например, здание бывшей Таможни (ныне — Институт русской литературы Академии наук СССР, т.н. «Пушкинский дом»). Устроенное в стиле русского классицизма первой половины XIX века, здание в плане представляет собой прямоугольник и не имеет обычной алтарной абсиды. Мощные колоннады из восьми дорических колонн украшают северный и южный (дворовый) фасады. В интервалах между колоннами архитектор разместил высокие окна, дававшие много света в храм верхнего этажа. В низком цокольном этаже также находилось помещение церкви. Высокий гладкий цоколь прорезан крупными полукруглыми окнами в обрамлении из клиновидных камней (это было принято при строительстве зданий в Петербурге, например, ансамбль б. Сената и Синода — теперь здание Центрального Государственного исторического архива).
В теперешнем своем виде здание не соответствует тому прекрасному архитектурному памятнику, который был задуман и осуществлен В.Ф.Федосеевым: шатровый богато украшенный вход в храм разобран и заменен обычным продолговатым проемом, четыре малых купола разобраны, центральный купол лишен своего естественного завершения, полуциркульные окна нижнего этажа заложены кирпичом; вход на бывшую монастырскую территорию раньше осуществлялся через ворота (арку) колокольни, а теперь, после разрушения колокольни, внутрь двора можно попасть через большой пустой проем между зданиями и продуктовой палаткой. Дворовая часть здания с ее мощной колоннадой не просматривается — ее закрывает высокий, окрашенный голубой краской забор.
Казанская церковь.
Первоначальный каменный храм XVII века был в 1838 году разобран, а на его месте при участии В.Ф. Федосеева была построена более обширная церковь.
Трехярусная колокольня, украшенная во 2-м и 3-м ярусах парными колоннами по углам, примыкала к низкой трапезной, имевшей четырехскатную крышу и по пять окон с каждой стороны, между которыми были поставлены полуколонны. Сравнительно узкий переход вел в более высокую часть храма, увенчанную одним большим куполом с окнами между колоннами. Эта часть храма, выдержанная в классическом стиле, снаружи имела фронтон и по четыре колонны, выдержанные в духе коринфского ордера. Кроме верхних окон в куполе, храм освещался еще двумя рядами окон (нижние продолговатые, а верхние полукруглые).
Церковь не сохранилась.
* * *
Перечень архитектурных памятников, построенных в Туле и связанных с именем В.Ф. Федосеева, показывает, что от его наследия осталось очень немногое.
Сведений о последнем периоде жизни В.Ф. Федосеева не сохранилось. Известно только, что скончался он 25 ноября 1860 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
III. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
А) Центральный Государственный Исторический архив СССР, фонды Кабинета Е.И.В. и Академии художеств:
1821 г. 23.11, о награждении В.Ф. Федосеева золотыми часами
№ 115 в 400 рублей за отличную и усердную службу (одна страница)
д. 140.л.12
1823 г. 27. ХII, (одна страница) 468-2-140. Д. 10 о назначении В.Ф.Федосеева к архитектору Дыльдину
1825 г. 15. IV (одна страница) д.140, л. 11
1826г. 1.V, (одна страница) д. 140. л. 15. То же о пожаловании В.Ф.Федосееву за литографический рисунок катафалка и траурного убранства в Казанском соборе — золотой табакерки
1826 г. д.140. лл. 20 об. 21
1827 г., 8 мая (одна страница) д. 140, л. 16 Формулярный список В.Ф. Федосеева (две страницы)
Аттестат В.Ф. Федосеева за подписью К.Росси
1827 г., 6 мая
1827 г. 27 мая (4 страницы) Д. 140, д. 18-19 об.
Свидетельство об участии В.Ф.Федосеева во временной Строительной Комиссии для перестройки Дома Главного Штаба с 8.04 1819 по 1.05.1823. «Должность свою исправлял с особенным усердием и прилежанием… за что награжден золотыми часами в 400 рублей».
Аттестат о прохождении службы
1828 г.. 11.ХII.
№ 1988 468-35-5, д. 120 Аттестат об участии в построении «Каструм Долорес» в связи с кончиной имп. Марии Феодоровны и награждении ценным подарком
1827 г., 7 мая Аттестат выдан архитектором Дыльдиным о работах В.Ф. Федосеева
(одна страница) в Красном Селе, произведенных как по чертежной д. 140, л. 14 так и по строительной части с истинным усердием и совершенным познанием своего дела в теории и практике, за что и был награжден 1000 рублями.
1827 г., 29.03. № 1306 д.140, л. 17 Прошение В.Ф. Федосеева об увольнении из Ведомства Е.И.В. для перехода на службу «в другом месте». Наложена резолюция «Уводить».
1828 г., 25 мая (две страницы) л. 252 об.
1828 г., 28мая (две страницы)
д.5, №121
1831 г. 12. Х. (шесть страниц) ф. 468. оп. 35 д. 5.лл. 130-135)
1831 г., 12.Х
№1486 (три страницы)
Д.5.Ш28-129
1831 г., 29.Х, (три страницы)
Рапорт архитектора К. Росси в Строительную комиссию Кабинета Е.И.В. о приглашении В.Ф.Федосеева участвовать в работах по постройке каменного театра, двух корпусов и планировки дворцовой площади (с окладом 2000 рублей в год),
Журнал Строительной Комиссии: назначение В.Ф.Федосеева помощником Главного Архитектора, с жалованием 2000 рублей в год
Формулярной список о службе архитекторского помощника титулярного Советника В.Федосеева
Аттестат В.Ф.Федосеева
Прошение В.Ф. Федосеева принять его в ведение Строительной Комиссии при Кабинете Е.И.В. д.5,л.122-123
1831 г., 8.1, Журнал Строительной Комиссии: увольнение (4 страницы) В.Ф. Федосеева из ведомства Комиссии, для «оп. д.5,лл.126-127 ределения к другим делам».
1831 г., 2.Х, Запрос Строительной Комиссии главному архитектору К. Росси о возможности увольнения Ф.Федосеева
1831 г., 6.Х, Ответ К. Росси: препятствий к увольнению В.Ф.Федосеева нет
1831 г., Копия из журнала Совета Академии Художеств (одна страница) 1831 года, февраля 3 дня об определении Федосеева ф.789. оп. 1,ч.11 в звании академика («…признать назначениям и д. 1422, л. 1 потому задать ему название Академика»).
ВСЕГО получено из ЦГИ А СССР 39 фотокопий документов архитектора В.Ф.Федосеева, касающихся его работ в Петербурге в период 1816 по 1831 гг.
Б) Литература о В.Ф, ФЕДОСЕЕВЕ
- Федосеев В.Ф. «Руководство к построению деревянных домов или практическое показаниеправил, по которым должно производить деревянные строения с прочностью и соблюдением значительной экономии…» 1-е изд. в 1831 г., 2-е изд., исправленное и дополненное, ч.1. СПб.,1860, -(2), УШ, 144. ХП с, 56 черт.
- Васильев Б. Творчество архитектора В.Ф. Федосеева. «Архитектурное наследство», 1955,вып.7,с.179-191, ил. Библиогр. в примечании Биография и творчество.
- Горина Е.В. «Архитектор В.Ф. Федосеев». Сборник научных работ студентов и аспирантов Тульского Государственного педагогического института имени Л.Н. Толстого. 1967, стр.34-49.
- Кипарисова А.А. «Тула». Изд-во Академии архитектуры СССР, М., 1948. (О В.Ф. Федосееве, стр. 52-53).
- Кондажов С. К. «Список русских художников к юбилейному справочнику имп. Академии художеств».Ч.2. СПб. 1915. (Краткие сведения о В.Ф.Федосееве на стр. 401).
- ТУЛА — памятники истории и культуры. Путеводитель. 2-е издание, исправл. и доп. Тула, Приокское книжное издательство, 1973. (О В.Ф. Федосееве — стр. 80, 121-122, 134, 136).
- «Адрес-календарь» или Общий штат Российской империи на 1849 г., ч.1. СПб., 18. (На стр. 45 среди служащих по артиллерийскому департаменту в С.-Петербурге указан архитектор, надворный советник В.Ф.Федосеев).
- «Петербургский некрополь». СПб., 1913, т.4, стр.716,
- Горина Е.В. «Памятники талантливого зодчего», Тула, газета «Коммунар», 1965 г., 9 декабря.
- Горина Е.В. «Архитектор В.Ф.Федосеев» (К истории провинциальной архитектуры второй четверти XIX века). «Молодой коммунар», №100, 21 августа 1966 г.
Комментарий к тексту публикуемой работы Р. Р. Лозинского «Архитектурное наследие В.Ф. Федосеева». Тула. 1980.
В творческом наследии доктора богословия, протоиерея Р. Р. Лозинского (1912-1994) тема
достопримечательностей Тульского края являлась едва ли не самой главной. Она подробно представлена в личном фонде о. Ростислава хранящемся в Государственном архиве Тульской области (фонд р-3950), в цикле работ «Памятники русской церковной архитектуры и стенописи». Первая работа этого цикла была дважды — опубликована в Туле в 1994 и 2000 годах под названием «Страницы минувшего». В указанных материалах есть исследование 1980 года об архитектурном наследии В. Ф. Федосеева (1794-1860) в Петербурге и Туле, которое было частично опубликовано в «Страницах минувшего».
В настоящем альманахе эта работа Р. Р. Лозинского впервые печатается целиком. Она представляет особый интерес, поскольку Тула до сегодняшнего дня, несмотря на катастрофические потери 30-х годов XX века, остается архитектурным музеем стилей барокко и классицизма с преобладающим влиянием петербургских стандартов.
Подробнее о проблеме достопримечательностей в творчестве Р. Р. Лозинского можно узнать из работ Г. П. Присенко «Достопримечательности Тульского края в исторической литературе XVHI-XX веков». Тула, 2001; «Проблема достопримечательностей Тульского края в исследованиях Р. Р. Лозинского (1912-1994)» // Тульские епархиальные ведомости. 1999, № 1.
Примечания к тексту публикуемой работы Р. Р. Лозинского «Архитектурное наследие В. Ф. Федосеева». Тула. 1980.
1 С.118. ГДР — в наст. вр. — Федеративная республика Германия.
2 С.118. Ленинград — Санкт-Петербург.
3 С.118. Центральный государственный исторический архив СССР — Российский государственный историческийархив.
4 С.119. ЕИВ — Его Императорского Величества.
5 С.121. В. Н. Уклеин доказывает, что проект здания Дворянского собрания, выполненный Федосеевым, был отвергнут, и здание строилось по совершенно иному проекту, который создавали, дорабатывали и исправляли уже другие архитекторы. — В. Н. Уклеин. «Тула — каменная летопись». Тула, 1984. С 63-67,80-88.
6 С. 121. Архитектором Спасо-Преображенской церкви был архитектор Тульского оружейного завода Пименов.
7 С. 122. В. В, Уклеин определяет высоту колокольни — 77 метров. «Тула — каменная летопись». Тула, 1984. С. 72.
8 С 122, Вряд ли верно утверждение, что шатровый вход в Преображенский храм Успенского монастыря был частью замысла Федосеева. Вход исполнен в русском стиле, который во времена Федосеева в архитектуре еще не существовал. Видимо, вход был пристроен позже (комментарий и примечания Л. П. Фроловой, Г. П. Присенко и Н. Н. Кириленко).
Библиографическая ссылка:
Лозинский Р. Р. Архитектор Василий Федосеевич Федосеев /Лозинский Ростислав//Тульский краеведческий альманах. -2003. -С. 118-126