У нас появилась собственная специализированная реставрационная мастерская.
Слово главному её сотруднику Владимиру Глазкову:
«Коллекции российских музеев хранят множество памятников материальной культуры, изготовленных из текстиля – одежды, предметов интерьера, культовых принадлежностей. Однако, увы, ткань сопротивляется воздействию времени куда слабее, чем керамика, стекло, металл или дерево. При этом состояние музейного текстиля, как правило, далеко от идеала, и часто это не позволяет использовать его в экспозициях.
Многие такие вещи сегодня нуждаются в экстренной реставрации и консервации. Ситуация осложняется тем, что не каждый музей, особенно в регионах, располагает штатным реставратором нужного профиля. Большинство же специализированных организаций, располагается в Москве и Петербурге и, как правило, загружено работой на месяцы и годы вперед.
Наша цель – сделать услуги по реставрации экспонатов из текстиля доступными для региональных музеев. Предметы не должны томиться в фондах – они должны находиться в экспозициях и приносить людям радость».
Владимир аттестован Министерством культуры РФ, имеет соответствующий сертификат и числится в реестре специалистов по сохранению объектов культурного наследия. Он окончил Суздальский филиал Санкт-Петербургского института культуры – единственное учебное заведение, готовящее реставраторов для музеев и специализированных организаций.
Благодаря наработанным профессиональным контактам Владимира в качестве консультантов с нами работают ведущие отечественные специалисты – реставраторы тканей и музейного металла.
Мастерская полностью оборудована всем необходимым и занимается выполнением реставрации музейного текстиля как для нужд ТИАМа, так и – внимание – по обращениям сторонних заказчиков.
Комплекс работ по реставрации музейных изделий из ткани, которые может предложить и выполнить наша мастерская:
• оценка состояния памятника, определение перечня необходимых действий и составление реставрационного задания;
• сухая и влажная очистка изделия от различных загрязнений;
• дезинфекция и дезинсекция;
• восполнение недостающих и укрепление ветхих фрагментов (дублирование, наложение сетки) и монтажных швов;
• консервационные работы;
• сопутствующие работы (очистка и укрепление фурнитуры, в том числе металлической);
• фотофиксация исходного и конечного состояния памятника;
• составление реставрационного паспорта установленного образца.
Кроме того, на базе мастерской действует проект «Проявление» − сбор, изучение и публикация старых фотографий, так или иначе связанные с историей Тулы. Специалисты (историки, культурологи, искусствоведы) сопровождают изображения комментариями, «проявляющими», как в химическом растворе, их тайны. Помогают им в этом характерные и говорящие на языке прошлого детали: от знаков отличия на форменной одежде до архитектурных элементов.
Интервью Владимира Глазкова