24 ноября в музее «Нимфозориум» открылась выставка «Стальной скок. Индустриальная фотография Александра Родченко из коллекции Мультимедиа Арт Музея, Москва», подготовленная ТИАМом совместно с МАММ.

 

Дата: 24/11/2023 — 31/03/2024

 

вторник – воскресенье 10:00–20:00

Место: Нимфозориум (Тула, ул. Металлистов, 19).

Александр Лаврентьев, искусствовед, арт-куратор, внук Александра Родченко и Варвары Степановой: «В конце 1920-х годов наряду с занятиями полиграфией, дизайном, театром и кино Александр Михайлович Родченко посвящает много времени фотографии. Он публикует свои экспериментальные ракурсные снимки в журналах «Советское кино» и «Новый ЛЕФ», снимает первые фоторепортажи по заданию редакций журналов «30 дней», «Радиослушатель», «Даешь!», получает удостоверения фотокорреспондента от журнала «Огонек» и газеты «Вечерняя Москва». Он показывал читателям журналов мир новой Москвы, постройки архитекторов Александра Веснина, Моисея Гинзбурга, Константина Мельникова. Он показывал сборку автомобилей на заводе АМО, генераторы на электростанции (само здание МОГЭС было построено по проекту архитектора Ивана Жолтовского), производство электрических лампочек. Даже фабрика-кухня оказалась на его снимках целым заводом со своими цехами и технологией. Он верил, что будущее за индустриальным миром».

С частью этих снимков, ставших классикой российского репортажа и фотографии в целом, знакомит экспозиция «Стальной скок». Её название – прямая отсылка к лексикону постреволюционной эпохи. Важно, что это не придуманное словосочетание. «Стальной скок» — так именовался одноактный балет Сергея Прокофьева (1927), колоритная иллюстрация индустриального прогресса Советской России. Искусствовед Наталия Савкина: «В последней части балета на сцене жужжали станки, вращались валы, работали механизмы. Танцоры изображали ритмично работающих людей, а временами их движения сливались с движениями машин на сцене». Сочетается это выражение и с лесковским сказом о Левше (его последнее прижизненное издание имело название «Стальная блоха», 1894).

Эстетика авангарда 1920-х годов присутствует и в афише, созданной Алексеем Домбровским.

Помимо фотографий Александра Родченко, в качестве важных смыслообразующих элементов в экспозиции будут представлены фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929), а также крайне полемичные по отношению друг к другу текст лесковского послесловия к «Левше» и фрагмент манифеста Алексея Гана «Конструктивизм».

Экспликации для выставки написали Александр Лаврентьев и культуролог, искусствовед Владислав Дегтярёв.

Познакомиться с экспозицией можно будет до 31 марта 2024 года.

Выставку подготовили

ТИАМ
Директор – Лилия Кашенцева
Главный хранитель – Наталия Курбатова
Кураторы выставки – Лилия Кашенцева, Армен Аганесов, Юлия Михалева
Координатор – Юлия Михалева
Авторы текстов – Александр Лаврентьев, Владислав Дегтярёв, Александр Марков
Графический дизайн – Алексей Домбровский
Экспозиционный дизайн – Ирина Аганесова, Армен Аганесов, Владимир Рощин
Монтаж – Владимир Рощин, Александр Буренков, Татьяна Кошелева

МАММ
Директор – Ольга Свиблова
Главный хранитель – Елена Мисаланди
Координатор – Юлия Бейгун

Залы выставки 

Открытие выставки (фото: Артём Лоскот)