Выставка подготовлена совместно с галереей ГРОСart (Москва).

 

08/09 – 03/12/2023.

 

Среда — суббота с 10:00 до 19:00,
Воскресенье с 11:00 до 19:00.

Дом Крафта (Тула, проспект Ленина, 25).

 

Телефон для справок: +7 (4872) 70-40-58.

е-mail: info@tiam-tula.ru

О выставке

Зримое трансцендентное

Авторская реальность Петра Дика кажется принципиально герметичной системой, закрытой не только для чуждых стилей и манер, не только для внешних идей и эстетических повесток, но и вообще для «не-его» составляющих мира. Только лапидарные по графической основе портреты и пейзажи – моментально узнаваемые по природе линий. Только фирменные монументальные, при том, что это пастель, цвета. Только остановленное по воле художника время.

Только Дик. Только модернизм. Как триумф индивидуального. Как председательство на личном, собственноручно созданном земном шаре.

Пожалуй, это и так, и не так.

Так, потому что Дик, разумеется, модернист и занят трансформацией реальности средствами искусства – едва ли не алхимией цвета и линий, призванных переустроить макрокосм.

И не так, потому что Дик, как представляется, воспринимает себя только как инструмент, как агент этой трансформации. Как художник с миссией, заложенной извне, из того самого трансцендентного, которое сквозит из его сумеречных горизонтов и поющих в темноте, светящихся фигур.

Из той реальности, где индивидуальное малозначимо.

Свидетельство в пользу этой мысли очевидно в прямом значении слова: Дик на уровне своих образов архетипичен. Индивидуально в нем – стремление сообщить этим архетипам частную, в первую очередь, по цвету, по гамме оттенков, оболочку. Фактически каждой своей работой этот художник заявляет: «Я так вижу… архетип». Добавляя: «И вижу только архетип».

Именно это сообщение, этот последовательный посыл, сближает его искусство с иконописью. Перед нами светская – и в этом мало парадоксального на фоне ХХ века – версия сакрального искусства.

Сам Пётр Дик, который хорошо понимает природу своего творчества, пишет в серии заметок «Мысли непричёсанные»: «Когда работаешь, когда живёшь тем, что тебя сейчас полностью занимает, то забываешь обо всём. Менее всего в этот момент думаешь о своём «я». Это может показаться удивительным, но как только начинается выпячивание своего «я», всё кончается, и нет искусства».

Художник, нашедший свою пластику, свой язык, делает это в том числе для того, чтобы вдруг понять… что эта частная находка – дар, разрешение говорить от лица целого. Свечение пастелей Петра Дика – когда цветовое пятно излучает «внемирный» блеск или фактура наждачной бумаги проглядывает через фигуры героев или предметов – сопоставимо в этом контексте с пригоршнями лазури в крыльях рублёвских ангелов. Это свечение трансцендентного, для которого вся работа, весь графический лист оказывается только тоннелем, только возможностью перейти в земную реальность. Стать зримым для человека.

Что это, если не иконопись?

Если не сигнал о том, что сумерки, а с ними и приближающаяся ночь, сколь бы длинными они ни казались, конечны?
Что это, если не заверение цвета и света, что их победа предопределена, естественна и удивительно красива?

Вопросы, разумеется, риторические.

Работы Петра Дика дают на них утвердительный ответ и призывают уже сейчас приветствовать эту победу.

 

 

Денис Бычихин 

Об авторе

Пётр Гергардович Дик родился в 1939 году в семье этнических немцев. В глубинке (Алтайский край, Благовещенский район, село Глядень).

Учился. В 1962 году окончил Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра, а в 1973 году (в возрасте 34 лет) — Московское высшее художественно-промышленное училище.
В 1990-е был оценен. В 1991 году удостоился звания Заслуженного художника РСФСР, в 1999 году — Народного художника РФ.

Произведения хранятся в российских художественных музеях первой пятерки: Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Московском музее современного искусства.

С конца 1960-х годов жил во Владимире. Умер в 2002 году в Ворпсведе (Германия), накануне открытия своей персональной выставки. Похоронен во Владимире.