Выставка Леонида Тишкова «Мифологии. Библиотека художника»

02/09 — 07/11/2021

18+

Дом Крафта (Тула, проспект Ленина, 25).

Среда — суббота с 10:00 до 19:00,
воскресенье с 11:00 до 19:00.

До снятия всех ограничений, связанных с распространением COVID-19, просим соблюдать в музее особые правила.

Телефон для справок: (4872) 70-40-58.

 

Льготный билет (студенты и пенсионеры) — 50 рублей.
Полный билет — 100 рублей.

О выставке

Сегодня я сообщу вам собранные мною

материалы о тройном построении мира и всех вещей.

                                                                                                                                                Д. Хармс

 

Наверное, уже никто не упомнит, сколько лет художник Леонид Тишков создает эпос. Наверное, и сам Леонид не упомнит. Потому что эпос – это что-то без-размерное, а у нас у всех размеры очень у-меренные. Так себе размеры. Человеческие такие.

Эпос включает ВСЁ. Потому что ещё не ясно, что потом пригодится, а что – не очень. Поэтому пригождается всё. Мифы, сны, видения, галлюцинации, фантазии и даже реальность (трудно поверить, но приходится: дана в ощущениях, и всё тут!). В эту программно несуразную Вселенную, как в грандиозный вязаный коврик, вплетаются чудесные истории расчудесных  существ, существований и сущностей. Серии рисунков записываются текстами, тексты закалякиваются рисунками, все вместе они превращаются в альбомы, альбомы притворяются книгами, а потом, откуда ни возьмись, ещё и вылезает «пузатое» слово портфолио.

Миф ненасытен, иначе эпос «скукожится». Миф нуждается в себе, а Эпос требует продолжения. Он подскакивает от нетерпения, забегает вперёд, возвращается, совершает иррациональные маневры и поэтому без зазрения совести зацикливается на себе. То есть не он, а они. Персонажи смотрятся друг в дружку, гримасничают и не признают в себе себя. Даже такие долгожители этого мироустроительного безумия (или безумного Мироустройства), как Водолазы, которым скоро стукнет полвека… А карикатуры!.. А пьесы!.. А огромные рисунки тушью (таких не бывает)!.. А видео!.. Да что там! — А бронзовые скульптуры!!!

Вот куда-то пошли слоны, по хоботочкам которых попритырились человечишки, вот на эту высокую нелепицу остолбенело смотрят стомаки. А вот и даблоиды! Эти знай себе плодятся, жалко, что ли…

 

Вот и столь же мифологическое издательство «Даблус», созданное неуёмным Тишковым в 1990 году, закономерно оказалось мифогенным: Даблусу ничего иного не оставалось, как  порождать даблоидов. Каждая книга Тишкова – не столько «плоскогрудая» карточка в каталоге, сколько неповторимый персонаж какого-то обаятельного бестиария. Художник нахально творит новое небо и новую землю, ещё нахальнее дает своим творениям имена, как будто он – не художник вовсе, а Вообще.

Вот – Миф. Вот – Эпос. Вот – образы. Вот – смыслы. А вот – то таинство, которое возникает от внезапности и непредсказуемости их встреч и расставаний.

В течение многих лет, начиная с таких «неподходящих» 90-х годов прошлого века, Леонид Тишков был не только художником, издателем и демиургом, но и куратором выставок книг других художников и поэтов, первая из которых состоялась в Российской государственной библиотеке, тогда ещё «Ленинке», в 1994 году. В том же году выставка «Книги русских и советских художников. 1910 – 1993», организованная совместно Национальной библиотекой Франции и Национальным центром искусства и культуры Жоржа Помпиду, прошла в Узерше, Франция. Вскоре выставки последовали одна за другой: Эдинбург, Бристоль, Лондон, Оденсе, Екатеринбург, Нижний Новгород… Одна из них, «Книга как проект визуального искусства. Самиздат 80-90-х годов в России», прошла в галерее «Графийон» в Праге, а потом в музее Энди Уорхола в Меджилаборцах (Словакия). На ней Леонид Тишков показал книги художников и поэтов 90-х годов, назвав это явление Постсамиздатом. При этом, интерес куратора был сфокусирован, главным образом, на формате малотиражной книги. Впрочем, в коллекцию «Даблуса», насчитывающую несколько сот наименований, входят не только малотиражные, но и уникальные книги, созданные независимыми издателями, художниками и поэтами, а также отдельные образцы малой полиграфии: листовки, приглашения, флаеры и др.

 

На выставке в ТИАМе представлена часть «библиотеки художника», в которой сделан акцент на визуальную поэзию, текстовые и художественные эксперименты 90-х годов, наследующие книжным опытам футуристов начала XX века. Поэтому экспозиция начинается с «красной строки» — корпуса литографских и иных малотиражных изданий того времени из коллекции Государственного музея им. В. В. Маяковского. Именно книги таких фигур, как Ильязд, Крученых, Филонов, Каменский, Хлебников, Терентьев и других, менее известных, но не менее героических, – вдохновляли творцов конца века, поэтому сопоставление двух вовсе не «комплементарных» эпох не должно казаться натяжкой, но, скорее, Знаком. С середины 80-х и все 90-е годы художники и поэты на собственные средства печатали и распространяли свои творения, как это делали их знаменитые ныне предшественники. Тогда-то и возник Постсамиздат, который, просуществовав более двух десятилетий, с началом XXI века, стал постепенно исчезать: в искусство и литературу  пришли государственные институции, гранты и галереи. Однако сам этот феномен, по-хорошему «беззаконный» и полный завидной внутренней свободы, уже успел подвергнуться «первичной» музеефикации, а значит чей-то вчерашний задор стал более чем легитимным явлением Большой культуры. Стал и стал. Большой и Большой. Ему-то что?!. Он и сам ещё не знает, какой он. Самое время примериться. Поэтому внимательно смотрим выставку, анализируем увиденное, синтезируем услышанное и тихо расходимся.

 

                                                                                                  Вадим Касаткин, культуролог

Открытие выставки (фото: Артём Лоскот)

Открытие выставки (фото: Анна Сергеева)