Коллекция личных вещей конструктора-оружейника И. Я. Стечкина
Игорь Яковлевич Стечкин (1922-2001) — легендарный конструктор стрелкового оружия лауреат Государственной премии, Заслуженный конструктор РФ.
Игорь Яковлевич родился в г. Алексин Тульской губернии 15 ноября 1922 года в семье врача Якова Сергеевича Стечкина. В 1935 году его семья переезжает на Косую гору, где Игорь оканчивает школу №47 (ныне 65), уже там проявляет способности к изобретениям, конструированию, занимается в кружке моделирования. Игорь делал модели самолетов и испытывал их на холмах Косой горы. Вместе со своими братьями Олегом и Мстиславом катались на катере, который сделали своими руками, по реке Воронке.
В 1941 году Игорь Стечкин поступил в Тульский механический институт, но война нарушила все мирные планы. Вместе со студентами рыл окопы под Смоленском и в Тульской области, а потом работал с отцом в Бузулуке.
В ноябре 1942 года Игорь Стечкин вернулся в Тулу и продолжил обучение в механическом институте, одновременно работал на Тульском оружейном заводе.
В 1948 году защитил диплом на тему «Самозарядный пистолет калибра 7,65 мм», консультантом его был Н. Ф. Макаров. В 1948 году в одной из аудиторий Тульского механического института, где размещалась кафедра «Стрелковое оружие», шла защита дипломных проектов. Молодой человек с тонким насмешливым лицом по фамилии Стечкин бойко демонстрировал членам экзаменационной комиссии расчеты и чертежи спроектированного им пистолета, дерзко уверяя маститых ученых и конструкторов, что при его создании использовал принципиально новые идеи. Один из именитых экзаменаторов, не выдержав такого нахальства, заявил: — Товарищ студент, да ваша «самозарядка» и стрелять-то не будет! — Как это не будет? — воскликнул обиженный дипломник, выхватил из кармана проект «в металле» и выстрелил из него в потолок. Все ахнули. Игорь Стечкин палил, конечно, холостыми патронами. Потом признался, что два года тайно мастерил и собирал свое детище. Этот пистолет хранится в музее кафедры как почетный экспонат.
По окончании института Стечкин был распределен в ЦКБ-14, где занимались разработкой стрелкового оружия, и в мае 1948 года — зачислен на должность инженера.
Через три года после окончания института молодой инженер ЦКБ-14 (сейчас это Государственное унитарное предприятие «Конструкторское бюро приборостроения») уже победил на конкурсе моделей автоматического армейского пистолета. Образец Стечкина мог стрелять очередями, обеспечивая прицельную дальность до 200 метров. Магазин на 20 патронов давал возможность вести продолжительный бой, не перезаряжая оружие. Деревянная кобура использовалась в качестве приклада, и, таким образом, «АПС» фактически превращался в пистолет-пулемет.
3 декабря 1951 года ныне знаменитый пистолет Стечкина был принят на вооружение Советской армии. Как нельзя кстати он пришелся танкистам и летчикам, которые из-за малых объемов своих боевых машин не могли пользоваться, скажем, автоматом Калашникова. Разработка Игоря Яковлевича оказалась настолько удачной, что до сих пор сотрудники многих спецслужб мира предпочитают «Стечкина» другим видам оружия.
Спустя год 30-летний конструктор стал лауреатом Сталинской премии.
До последних дней своей жизни Стечкин работал в Центральном конструкторском исследовательском бюро спортивного и охотничьего оружия — филиале знаменитого КБ приборостроения. Семейство «стечкиных» за полвека творчества оказалось весьма разноликим: пистолеты «Бердыш» и «Дротик», револьвер «Кобальт», укороченный автомат «Модерн», противотанковые ракетные комплексы «Фагот» и «Конкурс»…
Так получилось, что выдающийся оружейник, автор более сотни разработок и изобретений, не был даже кандидатом наук. Защищать диссертацию было некогда. Игорь Яковлевич считал, что его дело — чистая практика, а ученая степень больше подходит начальству.
Многочисленные ученики, коллеги посещали его гостеприимный дом на улице Гоголевской, 86, делились открытиями, шли за советом.
Скончался Стечкин в 2001 году на руках младшего сына Ярослава Игоревича, который и передал в дар Тульскому историко-архитектурному музею семейные реликвии, рабочий инструмент, книги, воспоминания…
— Отец был универсалом. Если бы не стал оружейником, то обязательно нашел бы себя в чем-то другом. Хорошо рисовал, гравировал, даже ювелирные изделия из золота отливал… Всю жизнь мечтал иметь собственный настольный токарный станочек. Но где его на кухне поставить… По дому все делал собственноручно: ремонтировал электроприборы, сантехнику, даже мастерил мебель. Шкафы, сработанные его руками, и сейчас на кухне. Тут же, рядом с окном, оборудовал себе и мастерскую. На столе тиски, сверлильный станочек, электроточило (моторчик от старенькой стиральной машины «Сибирь»)… В громоздком настенном шкафчике, оставшемся по наследству от отца-врача, где тот хранил лекарства, множество инструментов и всевозможных слесарных приспособлений…