Скульптор С. С. Семёнов. Коллекция фотографий и макетов

СЕМЁНОВ Сергей Семёнович (1932-2012, Тула), скульптор, член Союза художников СССР с 1962 г.

Трудовую деятельность начал в тульском товариществе «Художник» форматором-лепщиком, с 1953 г. – автор портретов, композиций, малой декоративной и монументальной скульптуры. Начиная с 1957 г. – участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставок.

Сергей Семёнович в течение многих десятилетий возглавлял Тульскую организацию Союза художников, сумел привлечь в регион многих одаренных выпускников художественных училищ и ВУЗов России. Его работы хранятся в Тульском музее изобразительных искусств, музее ДОСААФ в Туле и других собраниях.

В фонде Тульского историко-архитектурного музея находятся фотографии из личного архива С.С. Семёнова и два макета памятников, переданные в дар музею вдовой скульптора Л.Г. Сушко в 2019 г.

С.С. Семёнов оставил большое творческое наследие. Среди героев его портретов – участники Великой Отечественной войны, рабочие, изобретатели. Выполненные на высоком профессиональном уровне в разных материалах, все они наделены глубоким внутренним содержанием, отражающим искренний интерес автора к личности.

Талантливый скульптор много внимания уделял созданию и установке на тульской земле монументов погибшим героям войны. Самый значительный из них – «Памятник тулякам – Героям Советского Союза», установленный в октябре 1967 года в сквере Центрального района г. Тулы: прямоугольная стела с именами 66 погибших, на фоне которой возвышается аллегорическая фигура Родины-матери. Клятвой вечной памяти над могилами своих сынов и дочерей звучит величественная пятиметровая скульптура — воплощение материнской скорби и силы. В неподвижной, замершей в горестном безмолвии женской фигуре чувствуется мудрость и смирение перед страшными испытаниями и в то же время – неистребимая высота духа, способная устоять в смертельной схватке. Статичность, подчеркнутая четкими вертикальными плоскостями одежды, соседствует с напряженной экспрессией прижатых к телу крупных рук, а одухотворенное печальное лицо излучает теплоту и искренность. Композиционно-пластическое решение памятника немногословно, но по глубине и благородству замысла, он остается актуальным и в настоящее время.

На территории Всехсвятского кладбища находится воинское офицерское захоронение. В его честь воздвигнут прекрасный мемориальный комплекс, созданный архитектором П.М. Зайцевым, скульпторами: С.С. Семёновым, В.А. Горяным, С.Н. Самыловым. Это целостная монументальная композиция, четко вписанная в окружающее пространство и передающая ему и посетителям мощь своей архитектоники, декоративную красоту и соразмерность планов. В центре сооружения – три женские символические фигуры скорбящих, вздымающие над собой огромный венок в память о погибших. Оттолкнувшись от идеи древнегреческих кариатид, тульские мастера по-своему интерпретировали классический прием и наполнили его современным содержанием и формой. Позади устремленных вверх фигур – округлая низкая стела, украшенная чередующимися барельефными изображениями стоящих солдат и профильных мужских портретов воинов в касках.

В последующие годы в городах и селах области появлялись произведения, которые Сергей Семёнович посвящал памяти погибших, но живых в нас, героев. Все монументы, как правило, состоят из объемных изображений и рельефов, которые позволяют добиваться многоплановости в образном раскрытии темы.

В области станковой пластики скульптор предпочитал портретный жанр. Знаменитый Огюст Роден считал, что «из всех скульптурных работ бюст и портрет требуют наибольшей проницательности… хороший бюст равносилен целой биографии». Вглядимся в портрет рядового Советской Армии Е.К. Петренко. В нём, как и в других работах, отсутствует поверхностная описательность, внешняя эффектность, все внимание сосредоточено на психологии изображенного. Форма возникает как бы изнутри и определяется подлинной сутью, нравственной и общественной значимостью человека. В центре внимания – характер живого человека, сложный, многообразный мир его духовной жизни, его «муки и радости». В этом проявляется характерная черта творчества скульптора – передать индивидуальность и создать в то же время типический образ.