Выставка «Автономный пейзаж» в Доме Белявского

19/03 — 16/05/2021.

Среда — суббота с 10:00 до 19:00,
воскресенье с 11:00 до 19:00.

Дом Белявского (Тула, проспект Ленина, 27).

Телефон для справок: (4872) 70-40-58.

До снятия всех ограничений, связанных с распространением COVID-19,

просим соблюдать в музее особые правила.

Линии автономии

Выставку Армена Аганесова «Автономный пейзаж» составляют графические работы, созданные в 2020-2021 годах — с начала самоизоляции минувшей весной и до весны наступившей. Часть рисунков из экспозиции прямо отсылает к реалиям замкнутого существования семьи художника в одном из дачных посёлков Тульской области с марта прошлого года.

Но, как подчёркивает автор, эта выставка – совсем не о пандемии, масках, коллективном страхе или карантинном вакууме. Самоизоляция стала для него только поводом остановиться в социальном забеге, пересмотреть и переоценить сделанное и, пользуясь паузой, создать новое. Может быть, принципиально новое.

На этом фоне особым образом раскрывается мотив автономии, заявленный в названии выставки. Во-первых, речь идёт об автономном существовании художника в любой период его биографии – он всегда живёт иначе. Во-вторых, автономия художника – это ещё и свобода от привычных типов трансляции зримого: например, шаблонов, навязанных нам всесильной и повсеместно торжествующей фотографией, искусством, тесно связанным с механической фиксацией.

В главных работах выставки Армен Аганесов словно вступает в сознательное противоборство с эстетикой «высокой детализации». Сводит изображение широких, как правило загородных, пространств до той графической основы, которая недоступна привычным нам снимкам. Он игнорирует большинство деталей – перед нами только ритмы линий и баланс базовых объемов. С другой стороны – и это тоже отличает работы Армена – мы видим не линии как таковые, но их развитие. Известно, что настоящий художник изображает не дерево или ветку — но то, как эти дерево или ветка растут. Этот генезис зримого – демонстративный, чаще всего предъявленный во вьющихся и петляющих элементах рисунка, как бы нарочито показывающих движение руки – и отличает графику Аганесова от одномоментной фиксации доступной фотоаппарату.

При этом художник отказывается от изощренных ракурсов, которые любят многие современные фотографы – как правило, он выбирает фронтальную, практически документальную композицию, делая ставку как раз на «графическое движение» внутри.

В итоге работы Армена типологичны, легко выстраиваются в строгую последовательность и всякий раз предъявляют зрителю авторскую и только авторскую оптику. Поэтому выставка, которая откроется в Тульском историко-архитектурном музее – по сути, приглашение в автономную реальность, на внутреннюю территорию Армена Аганесова, где действуют смежные с нашими, но всё-таки иные законы восприятия и его трансляции.

Это то редкое в наши дни предложение визуального, которое стоит принять.

Об авторе

Армен Аганесов – художник-график, преподаватель, член Союза дизайнеров России. Персональные выставки: «Серийное производство» (музей «Тульский некрополь»; совместно с Л. Лузгиной; 2011), «Через чур» (Тульский историко-архитектурный музей; совместно с Л. Лузгиной; 2017-2018).

Пограничный акрил

«Я очутился в сумрачном лесу»

 

2020-2021 — время самоизоляции, масок, локдаунов и наползающего страха. Еще это период чистоты. Помыть руки. Отбросить лишнее. Отбросить все. Отгородиться. Загородиться. За город. За себя. Внутрь.

Лишнее исчезает и ненужное отваливается, как шелуха, слой за слоем, до скелета, до первоисточника.

До одного взмаха кисти. Ведомой прото-культурной потребностью — сохранить, осмыслив.

До одного слова. Инстинкт. Защита. Мужчина. Природа. Остро. Холод. Опасность. Граница. Пограничье. Грань. Неогранен. Инаков.

Инстинкт и звенящая чистота. Шаманская искренность. Острая графика без искусственной детализации. Вещь в себе.

Мы видим, что все, по сути, сводится к белому и черному, к двоичности да-нет.
И эти «да» и «нет» охватывают, ничего не упуская, всю ту сложность, которую мы долго открывали и систематизировали. Коллективно. Но любая эмоция на самом деле непознаваема извне. Все что нам остается — субъективная проекция. Все что мы можем – убрать из нее лишнее.

Такой способ контакта со зрителем выбирает Армен Аганесов, воссоздавая и тут же практически полностью вычищая окружающий пейзаж. Оставляя в нем непознаваемое – собственное Я и немного черного акрила.

Юлия Михалева, историк искусств

Открытие выставки «Автономный пейзаж» (фото: Андрей Фёдоров)