Скульптурный симпозиум "Светлые головы" во дворе ТИАМа

С 1 по 7 июля этого года во дворе ТИАМа пройдёт скульптурный симпозиум.

Четыре автора – Ольга Хан, Федор Воробьев, Александр Ворохоб, Сергей Соболев – за неделю создадут по одной работе на заранее заданную тему – «Светлые головы».

Тем не менее, под «скульптурным симпозиумом» наш музей подразумевает не только и не столько демонстрацию творческого процесса, пресловутой «кухни искусства». Для нас это – приглашение аудитории к разговору о скульптуре как яркой части городской среды и шире – предметного мира.   

Что, собственно, навело нас на мысль провести такой симпозиум? Сегодня пространства Тулы открыты по преимуществу для наследников советской школы монументального искусства либо для туристических «фотозон» и «селфи-форм». Наш проект призван познакомить желающих с другой городской скульптурой (как феноменом современного искусства), расширить контекст восприятия и территорию культурного запроса.

Тема симпозиума, «Светлые головы», допускает самые разные интерпретации и пластические решения. Кроме того, мы уверены, что появившиеся в итоге скульптуры и объекты будут интересно смотреться в любом пространстве – в музейном дворе, городском саду или вестибюле делового центра.

Программа включает дискуссии с художниками, лекции, интервью, итоговое издание.

Искренне благодарим нашего спонсора — Фролина Юрия Владимировича!

Программа симпозиума «Светлые головы», с 1 по 7 июля 2024 года

2-7 июля, с 14:00 до 22:00

Место: двор ТИАМа

Работа скульпторов во дворе музея, общение со зрителями.

1 июля, 21:00

Место: шатёр во дворе ТИАМа

Старт симпозиума, знакомство с участниками, просмотр фильма Такеши Китано «Ахиллес и черепаха» (с комментариями).

2 июля, 21:00

Место: шатёр во дворе ТИАМа

Artist talk с участником симпозиума, скульптором Ольгой Хан.

3 июля, 21:00

Место: шатёр во дворе ТИАМа

Artist talk с участником симпозиума, скульптором Сергеем Соболевым.

4 июля, 17:00

Место: шатёр во дворе ТИАМа

Мастер-класс ТИАМа «Композиция №…» для детей, подростков и целых семейных команд; создаём свои проекты городских скульптур.

4 июля, 19:00

Место: шатёр во дворе ТИАМа

Встреча-дискуссия «Историческая память в городской среде», модератор – кандидат искусствоведения, историк, социолог, музейный консультант Анатолий Голубовский (за лучший вопрос/реплику участника – подарок из коллекции магазина «Подумать только. Книжный в ТИАМе»).

5 июля, 19:00

Место: шатёр во дворе ТИАМа

Artist talk с участником симпозиума, скульптором Федором Воробьевым.

6 июля, 19:00

Место: шатёр во дворе ТИАМа

Лекция искусствоведа, куратора, заведующей отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирины Горловой «Всякая форма есть мир. О невозможных объектах Вячеслава Колейчука и «другом искусстве» в общественных пространствах» (слушателям лекции – бесплатные билеты на выставку произведений Вячеслава Колейчука в Нимфозориуме).

7 июля, 21:00

Место: шатёр во дворе ТИАМа

Закрытие симпозиума, подведение итогов, центральный спикер – скульптор Александр Ворохоб.

Скульптура в городском пространстве: комментарии культуролога Владислава Дегтярёва

Культуролог ТИАМа Владислав Дегтярёв предлагает подумать о теме курьезов в городской скульптуре.

«Что такое курьез? Ответ может зависеть как от внутренних качеств самого предмета, так и от свойств нашего восприятия, обусловленного очень разными вещами.

Французский писатель-сюрреалист Роже Кайуа в 1960-е годы написал замечательную книгу «В глубь фантастического», в которой рассуждал о том, что сюжеты старой живописи зачастую нам совершенно непонятны, поэтому производят странное и фантастическое впечатление. Дело не в том, что художник собирался нас удивить, а в том, что мы выпали из контекста.

Судьба курьезов – точно такая же. В эпоху барокко редкости и диковины, собиравшиеся по всем континентам и оседавшие в кунсткамерах образованных правителей, служили воспроизведением образа мира. Мир нуждался в необычном и неправильном, чтобы установить границы правильного и общепринятого, в конечном счете – границы человеческого. Но время изменилось, и теперь рог единорога и изображения людей с песьими головами могут заинтересовать лишь историка или любителя сказок, а в области серьезного знания им уже нет места (что, вне всякого сомнения, весьма печально).

Если же говорить о скульптуре, то самый яркий и масштабный пример курьеза – неосуществленная статуя Александра Македонского на горе Афон, знаменитой впоследствии своими монастырями. Витрувий рассказывает, что некий архитектор Динократ, пытаясь привлечь внимание Александра, представил ему проект колоссальной статуи, в которую предполагалось превратить большую часть горы. Статуя изображала сидящего человека, лицу которого, естественно, были приданы черты Александра. На коленях же его располагался целый город, который благодетельный деспот оберегал бы своим постоянным присутствием. Здесь не скульптура существовала в городском пространстве, а наоборот, город буквально внедрялся внутрь скульптуры, сметая все границы между «реальностью» и «искусством».
Александр, если верить Витрувию, принял проект благосклонно (кто бы сомневался!), но высказал критические замечания. Он сказал, что город на коленях статуи, сидящей, в свою очередь на горе, не располагал бы полями достаточной для его выживания площади, то есть зависел бы от привозного продовольствия и был бы поэтому слишком уязвим. А так все хорошо, и архитектор молодец. После этого карьера Динократа пошла в гору.

Мораль у этой истории двоякая. Во-первых, что грубая лесть – самая действенная. Во-вторых – что начальство всегда учит нас нашей профессии.

Но довольно морализаторства. Из реально осуществленных скульптур, к идеалу курьеза ближе всего созданный по эскизу Лоренцо Бернини обелиск, стоящий на спине слона. Он находится на площади перед римской церковью Санта-Мария-сопра-Минерва (буквально «Св. Марии над Минервой»).
Видимо, причина курьезного впечатления – слон. Для папы Александра VII и его консультанта, иезуита-энциклопедиста Атаназиуса Кирхера, слон – самое сильное животное, и поэтому как нельзя более серьезен. Но мы уже забыли боевых слонов Ганнибала, переходивших некогда через Альпы, и этот монумент в наших глазах приобретает цирковые, комические ассоциации. Тем более, что и слон получился несколько похожим на поросенка.

Если же вернуться к курьезам как к тому, что было создано ради удивления, то можно вспомнить старинные механические игрушки – от фигурок на Пражских курантах до утки Жака Вокансона, которые, хоть и не были скульптурами в строгом смысле слова, могли определенным образом выстраивать городское пространство (если находились не в помещении). В качестве современного отголоска, а может быть – и продолжения этой славной традиции кинетических объектов, можно назвать кембриджского «Хронофага», точнее – часы, установленные в 2008 году на стене Тэйлоровской библиотеки Колледжа Тела Христова. Они представляют собой позолоченный диск, почти циферблат, но без цифр, на вершине которого сидит, перебирая лапами, жутковатое существо – нечто вроде кузнечика, но с головой то ли дракона, то ли глубоководной рыбы, и это воскрешает наши детские страхи и заставляет лишний раз задуматься о том, куда уходит время, и не съедают ли его такие фантастические твари, прячущиеся у нас за спиной».

Статуя Александра Македонского на горе Афон. Из книги: Johann Bernhard Fischer von Erlach «Entwurff einer historischen Architectur», Leipzig, 1725. Источник: https://archive.org/details/gri_33125008503555/page/n97/mode/2up

«Corpus Clock», часы на стене Тэйлоровской библиотеки Колледжа Тела Христова, Кембридж. Irwin Reynolds at Flickr. Источник: https://www.flickr.com/photos/photo-expressions/

Разговор о современной скульптуре не может обойтись без разговора о классике и модернизме как таковых. Культуролог ТИАМа Владислав Дегтярев предлагает взглянуть на тему с неожиданной стороны.

«Современное искусство, если оно не ангажировано, дезориентирует и ставит неудобные вопросы. Сразу же хочется сказать, что именно поэтому монументальная скульптура пришла в упадок, ведь задача «утверждать» и «воспевать» актуальна только для идеологизированных режимов с их пафосом строительства разных нежизнеспособных вещей. И Альбино Манка, и Вера Мухина сейчас, кажется, невозможны – многочисленные памятники, появившиеся за последние двадцать лет в Москве, доказывают, что вернуться назад, к «большому стилю», не получается.

Впрочем, пафос – вещь странная, его присутствие или отсутствие зависит не от идеологий, а от чего-то другого. Назовем это пока что воздухом эпохи. Вряд ли создателями позолоченного «Прометея» в Рокфеллер-центре или странных крылатых фигур на Гуверовской дамбе руководила идеология, зато пафос там присутствует в избытке. Пафос – чего? Прогресса? Демократии? Преобразования природы? Все эти вещи сейчас представляются нам далеко не однозначными, и вызывающими множество вопросов, так что пафос американских скульпторов 30-х годов выглядит странным и наигранным, вроде радости парада физкультурников на Красной площади. Время-то одно и то же.

Но, если возвращаться к взаимодействию современной скульптуры и современной же архитектуры, все встает на свои места. Классическая фигуративная скульптура, тем более – не рассчитанная на долгое взаимодействие со зрителем, предполагала легкое считывание в общем-то ограниченного количества смыслов. Памятник полководцу не похож на памятник благотворителю, но они выполнены в едином ключе. В XIX веке эта традиция, начатая «Библией для неграмотных» готических соборов, достигает своего апогея. «Тысячелетие России» или памятник Екатерине II – бледные тени лондонского мемориала принца Альберта, украшенного фигурами выдающихся людей едва ли не всех времен и народов. Все это вырождается, с одной стороны, в картинки из учебника, а с другой – в декоративные мотивы, по сути дела, не имеющие содержания. Сфинксы венского Бельведера (хотя это и не XIX век) чисто декоративны, как и большая часть сфинксов в Петербурге. Только в наше время Михаилу Шемякину удалось придать фигурам сфинксов на набережной значимый для культуры смысл.

Традиционная городская скульптура была безошибочным путеводителем в мире смыслов, этаким Бедекером. Другое дело – скульптура современная, особенно лишенная фигуративной изобразительности и поэтому часто дезориентирующая зрителя и прохожего, который ожидает чего-то простого и приятного, как рифма «розы». Абстрактная форма не воспринимается, как «форма как таковая», мы все равно приписываем ей какие-то смыслы, хотя бы сходство с чем-то знакомым, но это действие предполагает активную вовлеченность зрителя, которому уже не удается отделаться простым узнаванием.

Современное искусство в смысловом пространстве находится между загадочным и таинственным. Загадка – то, что подразумевает однозначный ответ, хотя сейчас мы его не знаем. Черная кошка в темной комнате либо есть, либо ее там нет, а третьего не дано. Когда этот ответ слишком прост, мы испытываем вполне объяснимое чувство досады, как советские дети, разгадывавшие в журнале ребус только для того, чтобы узнать, что «пионер – всем ребятам пример» или что-нибудь еще, столь же тривиальное.

Другое дело – тайна, находящаяся за пределами нашего понимания, как сущность Бога в авраамических религиях. На тайну можно только намекать. Смысл нашего существования в этом мире тоже тайна, к пафосу социальности он не сводится, поэтому и не воплощается в правильных и легко узнаваемых формах».

Джон Генри Фоули. Скульптурная группа «Азия», Мемориал принца Альберта, Лондон, 1873. Ingvar at Flickr. Источник: https://www.flickr.com/photos/dese/

Альбино Манка. Воинский мемориал восточного побережья, Нью-Йорк, 1963. topdeluxe at Flickr. Источник: https://www.flickr.com/photos/72004698@N00/

Есть известная легенда о возникновении живописи, которую излагает Плиний в «Естественной истории»: девушка, прощаясь с женихом, уходящим на войну, обводит его тень на стене. Но если мы обратимся к первоисточнику, выяснится, что на самом деле Плиний рассказывает о том, как появилась не живопись, а скульптура. Отец девушки был гончаром, он заполнил контур глиной и получил портретный рельеф.

Только не спрашивайте, как именно ему удалось это сделать. Ясно, что здесь пропущены некоторые логические звенья, и между силуэтом и барельефом – дистанция огромного размера. Но я сейчас не об этом. Культура почему-то отнесла эту сказку к другому виду искусства, считая по-видимому, что из пресловутого подражания природе живопись родиться может, а скульптура – нет. Почему?

Видимо, скульптурная форма имеет какое-то более сложное происхождение. Рассуждая на бытовом уровне, можно сказать, что форма может быть либо антропоморфной (в более широком смысле – биоморфной), либо геометрической. Геометрические формы, применительно к скульптуре, это Платоновы тела, простые многогранники, которым, тем не менее, приписывались не вполне понятные сакральные смыслы. Так, великий астроном Иоганн Кеплер в одной из своих ранних работ («Космографическая тайна», 1596) пытался объяснить строение солнечной системы через Платоновы тела. Получилась, по крайней мере, красивая картинка – что-то вроде схемы устройства китайского шара.

Выходит, геометрические формы связаны с мирозданием как таковым. Но непосредственно с формами нашего тела, тел животных и других природных объектов простые многогранники никак не ассоциируются, поэтому мы воспринимаем их как бесчеловечные и безжизненные. Они недоступны для нашей эмпатии, то есть мы не можем приписать им какой бы то ни было характер или настроение. Они не веселые, не мрачные не задумчивые, и вообще никакие. Тем более, что они еще и лишены масштаба и не соотносятся с нашими размерами и размерами окружающего нас пространства.

Что же касается биоморфных форм, которым можно приписать какие-то эмоции и темпераменты, то и с ними все довольно сложно. Считается, что формы живых существ зависят от их «конструкции» – от скелета (у кого он есть), от расположения внутренних органов, и т. д. Однако шотландский зоолог Д’Арси Томпсон провел в конце 1930-х необычный мысленный (точнее было бы сказать «бумажный») эксперимент: он накладывал на координатную сетку силуэт рыбы или краба, и деформируя эту сетку, получал изображение рыбы или краба другого вида. Выходит, форма автономна от того, чем она заполнена?
В любом случае, абстрактные формы в скульптуре всегда ощущаются как нечто практически живое, как то, чему можно сочувствовать. Художники, разумеется, давно этим пользуются. Так, кто-то из искусствоведов заметил, что знаменитый «Фонтан» Марселя Дюшана своими очертаниями напоминает раннеренессансный бюст, примерно такой, как бюст Ипполиты-Марии Сфорца работы Франческо Лаурана (ок. 1472) – с покатыми плечами, плоским основанием и строго симметричный.

Похоже, человек во всем видит свое отражение, но хорошо ли это? Ницше объявил истину «цепочкой антропоморфизмов», что представляет собой парафраз знаменитого изречения Протагора о человеке как о мере всех вещей. Разница здесь не в оптике, а в том месте, в которое помещает себя говорящий. Опыт же подсказывает нам, что это место подвижно. И, если модернизм декларирует отказ от антропоморфизма, то внимательный наблюдатель может заметить, что вместо отказа происходит в лучшем случае инверсия.

Если Адам был вылеплен из глины, то мы вправе назвать Бога в том числе и скульптором (хотя это определение к Нему почему-то не применяется, чаще говорят об «архитекторе»). Странно, но кажется никто из философствующих анатомов XVIII века не попытался восстановить облик Адама и Евы как идеальных в физическом отношении людей. Но антропоморфная форма не может быть идеальной, в отличие от геометрической. Микеланджело говорил, что идеальную скульптуру можно скатить с горы и от нее не отколется ни одна часть, хотя его «Давид» явно не выдержал бы такого жестокого эксперимента. Вообще, традиция утверждает, что идеальная форма – это шар. Поэтому перволюди в «Пире» Платона оказываются шаровидной формы, но затем боги делят их пополам.

Наверное, это должно привести нас к мысли, что четкой границы между формами живого и неживого не существует. Впрочем, это уже совсем другая история.

 Франческо Лаурана. Бюст Ипполиты-Марии Сфорца («Неаполитанская принцесса»), ок. 1472 г. Источник: https://www.museumconservation.ru/data/donatello/fran..

Схема устройства солнечной системы. Из книги Иоганна Кеплера «Космографическая тайна» (Тюбинген, 1596). Источник: Wikipedia.

Эдуард Вильгельм Даге. Изобретение живописи, 1832. Источник: Wikipedia.

Участники симпозиума

Ольга Хан

Родилась в 1977 году в Москве. Окончила Московский государственный университет сервиса, кафедра изобразительного и прикладного искусства (2000). Член секции скульптуры МСХ и ОМС (2001). Участник московских, российских и международных выставок (с 2000).

Работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, временной экспозиции Политехнического музея на территории ВВЦ, Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева, Тульском историко-архитектурном музее, Музее науки ННГУ «Нижегородская Радиолаборатория», Инновационном культурном центре в Калуге, частных коллекциях в России и за рубежом.

Федор Воробьев

Родился в 1974 году в Москве. Окончил МСХШ, МГАХИ им. В.И. Сурикова (1999). Член Российского союза художников, член секции скульптуры МСХ и ОМС.

Участник многих российских и международных выставок. Лауреат выставки «Молодые художники России» (2005), диплом Российского союза художников «За вклад в искусство». Автор и создатель скульптурного фонтана у жилого комплекса во 2-м Обыденском переулке (Москва). Работа скульптора — бюст А.С. Попова установлена в здании Министерства связи РФ и Зале славы Международного центра связи, Женева (2006). Автор фонтана у медицинского центра на улице Тимура Фрунзе, Москва (2008). Финалист конкурса на создание памятника «В борьбе против фашизма мы были вместе» на Поклонной горе. Участник итоговой выставки проектов конкурса в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе (Москва, 2010). Участник симпозиума по деревянной скульптуре в музее-заповеднике «Горки Ленинские» (2014). Участник I Международного конкурса геодизайна «Итуруп Стиль» (2017).

Работы хранятся в частных коллекциях Москвы, Женевы, Лондона, Италии.

Александр Ворохоб

Родился в 1974 году в городе Электросталь Московской области. Окончил художественно-графический факультет МПГУ, мастерская скульптуры (1996); аспирантуру в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова, мастерская народного художника СССР, вице-президента РАХ, ректора МГАХИ А.А. Бичукова.

Преподаватель скульптуры на кафедре декоративного искусства МПГУ (1996). Член Международного художественного фонда, секция скульптуры (1996). Кандидат педагогических наук, наук, теория и методика преподавания изобразительного искусства (2000). Член секции скульптуры МСХ и ОМС (2003). Заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства МПГУ (2014). Член правления секции скульптуры МСХ и ОМС (с 2020).

Работает в монументальной, монументально-декоративной и станковой скульптуре. Работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Парке искусств «Музеон» (Москва), на острове Итуруп (Сахалинская область), Государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские» (Московская область), «Арка искусств МПГУ» (Москва), Историко-архитектурном музее «Палаты Строгановых» (Усолье, Пермский край), Музее «NUS», Национальной галерее Сингапура, Музее Гонконгского университета, Музее Китайского университета в Гонконге, собраниях частных галерей России, Лондона, Амстердама, Парижа, Венеции.

Сергей Соболев

Родился в Москве в 1975 году. Окончил Московский академический художественный лицей Московский академический художественный институт имени В.И. Сурикова.

Член секции скульптуры МСХ и ОМС, член Союза дизайнеров Москвы. Скульптор, художник, метадизайнер, архитектор, арт-теоретик, куратор. Руководитель Центра современной скульптуры и дизайна «МЕТАОБЪЕКТ». Являлся руководителем и креативным директором дизайн-студии «Neplosko», студии «MOSSart» и проекта «Неоклассика». Работает в области современной скульптуры, арт-дизайна, концептуальной архитектуры, автор многочисленных скульптур, арт-объектов, артпроектов и дизайн-проектов.

Участник и лауреат множества конкурсов в области скульптуры, дизайна и архитектуры. Участник более 50 тематических и персональных выставочных проектов.