Всехсвятское, Зареченское и Чулковское кладбища г. Тулы появились после указа Правительствующего Сената от 24 декабря 1771 года о запрещении захоронений в городах и выведении всех кладбищ за городские пределы.
В качестве действующих эти кладбища просуществовали до 1969 г. На территории тульского некрополя покоится население города всех сословий и конфессий: мещане, купцы, кузнецы, оружейники, люди, составившие славу не только Тулы, но и всей России. Среди них оружейник Ф.В. Токарев, знаменитые предприниматели и меценаты Баташевы, Лялины, Воронцовы, родственники А.С. Пушкина, А.И. Дельвига, изобретатель гармоники Н.И. Белобородов, основатель тульского парка П.П. Белоусов, родные купца Д.Я. Ваныкина, завещавшего капитал на строительство городской больницы, знаменитый мастер оружейного дела A.M. Сурнин, защитники города Тулы, Герои Советского Союза. На местах захоронений установлены высокохудожественные надгробия, изучая которые, можно открыть множество неизвестных страниц истории и культуры нашего края.
Согласно генплану г. Тулы 1970-х гг. исторические кладбища подлежали уничтожению с дальнейшим использованием их террито-рии под жилищное строительство, прокладку транспортных магистралей и создание зеленых зон. Однако Министерство культуры РСФСР в начале 1980-х годов не согласовало снос исторических кладбищ и направило специалистов хтя первичного обследования и составления охранной документации на исторические надгробия и могилы. В 1998 году решением администрации г. Тулы был создан первый в России провинциальный историко-архитектурный и ландшафтный музей «Тульский некрополь».
Его сотрудники занимаются приведением б порядок и изучением исторических кладбищ города, выявлением и описанием могил и старинных художественных надгробий, архивным поиском данных о личностях погребенных. На территории тульского некрополя (более 50 га) находится беспрецедентное количество надгробий XVIII и XIX веков — более 10 тысяч, выполненных на высочайшем художественном уровне, украшенных великолепными декоративными и сюжетными рельефами. Большинство из них изготовлены из местного белого камня.
Многообразие типов и форм надгробии обусловлены общей для страны тенденцией культуры кладбища, материалы, из которых ш изготавливали, — местными условиями. Для Тулы характерно использование, в первую очередь, дешевого местного белого камня, а также кованого железа, литого чугуна и реже — импортного мрамора и гранита.
К сожалению, на сегодняшний день специалистами обследована незначительная часть территории исторических кладбищ города. Но тем не менее уже сейчас эти исследования принесли ощутимые результаты. Выявлено и научи! описано около 700 художественных надгробий и около 400 исторических имен погребенных Найдены ранее утраченные могилы П.И. Малицкого, оружейников Лялиных, юристов Проферансовых, кондитеров Скворцовых-Козловааж и многие другие.
Так, в ходе плановых исследовательских работ на Спасском кладбище сотрудниками музея были найдены ранее считавшиеся утраченные захоронения первых тульских «самоварщиков» Лисицыных и родственников А.С. Пушкина по линии его жены князей Назаровых.
Участок семейного захоронения самоварщиков Лисицыных
Объектом исследований было выбрано руинированное надгробие типа «саркофаг», расположенное в непосредственной близости от храма Спаса Нерукотворного. Надгробие по своему внешнему оформлению и стилистике можно отнести к классицизму 1-й четверти XIX века. Саркофаг находился в перевернутом положении.
Западный фасад декорирован овальной розеткой без текста, обрамленной стилизованными побегами. Восточный — Адамовой головой, обрамленной по бокам полуколонками.
Северный и южный фасады оформлены идентично: в центральной части рамка с каллиграфическим текстом, читаемым частично; на северном фасаде отдельные буквы, на южном — «…жития Его было 63(?) года…». Рамка прямоугольной формы с закругленными внутрь углами и обрамленная бусинками. По бокам рамки по паре полуколонок, между которыми расположена ромбическая розетка с цветком.
В процессе окапывания вышеописанного саркофага был обнаружен еще ряд надгробных камней, в их числе — белокаменное надгробие типа «саркофаг» размером 34x36x87 см, стоящее на известняковой плите (17x41x87 см) и ориентированное запад-восток. Рядом находились еще две плиты, также ориентированные запад-восток, размер одной из них 46x22x130 см, вторая частично уходила под асфальт, и работы по ней были законсервированы. Как показали исследования, надгробия располагались на своих первоначальных местах, т.е. над погребениями.
Таким образом, нам удалось зафиксировать три не сдвинутые могильные плиты под саркофаги. Вышеописанный саркофаг по своим размерам и стилистике соответствует плите размером 46x22x130 см, другой стоял на своем месте, саркофаг к третьей плите отсутствует.
После того, как надгробия были очищены и отмыты, перед нами предстал среднего размера саркофаг с профилированной крышкой, украшенной по краю рельефной гирляндой из лепестков, стоящий на непрофилированной плите.
На западном фасаде расположено рельефное изображение двух ангелов, поддерживающих драпировку, на которой находится надпись:
ПОДСИМЪ КАМНЕ- МЪ ПОГРЕБЕНЪ СЫНЪ ТУЛСКОВА КУПЦА НАЗАРА ФЕДОРОВА ЛИСИЦЫНА
На восточном фасаде — рельефное изображение Адамовой головы на Голгофе, причем кости не перекрещены, а расположены по бокам черепа.
На южном фасаде в центре находится ниша, украшенная рельефной прямоугольной рамкой с «бусинами», в которой располагается надпись:
1802 ГОДА 19 ОКТЯБРЯ ПРЕДСТАВИСЯ МЛАДЕНЕЦ МИХАИЛ ЖИ ТИЕ ЕГО БЫЛО 6 ЛЕТ ЧЕТЫРЕ НЕДЕЛИ РОДИСЯ1796 ГОДА СЕНТЯБРЯ 23 ДНЯ
По сторонам от рамки размещены рельефные декоративные круглые розетки в виде 12-лепесткового цветка, обрамленного «бусинками».
Северный фасад аналогичен южному и содержит следующий текст:
ЛЮБЕЗНЫЙ СЫН ТЫ РОДШИХЪ УТЕШАЛЪ И МНОГОЛЕСТНЫИ НАДЕЖДЫ ОБЕЩАЛ НО ИХЪ БЕЗВРЕМЕННА РОКЪ ПЕРЕНЕСЪ КО ПРОЛИЯНИЕ РОДШИХЪ ГОРНИХЪ СЛЕС
На поверхности саркофага в складках рельефа были обнаружены остатки краски — красной, синей, черной, желтой (золотой). Элементы покраски белокаменных саркофагов и ранее фиксировались при полевых исследованиях на исторических кладбищах Тулы. Сохранившиеся фрагменты краски позволили восстановить полную окраску саркофага. По синему фону бо-
ковых поверхностей шло чередование красных декоративных элементов (розетки, текстовые рамки, голова Адама (?), мантия), обрамленных желтым цветом (бусинки, фигуры ангелов), а углубленные части красных элементов (фон, тексты, глазницы Адамовой головы) окрашены в черный цвет.
Одна из плит, найденных на глубине, профилирована, на верхней поверхности имеются остатки креплений. Как было сказано выше, она идентична саркофагу, обнаруженному на нынешней дневной поверхности. Вторая плита своим краем уходит под покрытие асфальта и полностью изучить ее, а тем более поднять на поверхность, не представлялось возможным.
Плиты и саркофаги находились на своих исторических местах и принадлежали семейному участку первых самоварщиков — тульских купцов Лисицыных.
Таким образом, в ходе полевых исследований на территории Спасского кладбища был обнаружен участок захоронений начала XIX века, принадлежащий семье купцов Лисицыных. Интересно отметить, что на западном фасаде малой саркофага размещена мантия, поддерживаемая двумя ангелами, с надписью об отце погребенного и его сословной принадлежности к купечеству.
Место семейного захоронения купцов Лисицыных было решено сохранить, реконструировать и создать экспозиционную площадку И здесь перед нами встал ряд проблем: саркофаги находились в яме глубиной около метра, оставлять их в таком виде не представлялось возможным — в углублении стала накапливаться вода, стенки осыпались, посетители кладбища кидали туда мусор. Для сохранения участка и создания мемориальной зоны было принято решение установить надгробия на уровне нынешней дневной поверхности, сохраняя vj. первоначальное расположение, облагородил территорию.
камни под своей тяжестью не ушли в грунт, под их основание была подложена металлическая арматура.
Имя тульского купца Назара Лисицына хорошо известно. В работах, посвященных истории самоварного производства в России, он и его брат Иван упоминаются как основатели первой самоварной фабрики в Туле.
Возникновение самовара связано с распространением в России чая, точнее, чаепития. Чай попал в Россию при Алексее Михайловиче; в XVIII веке употребление чая довольно прочно входит в быт русской аристократии. К началу XIX века употребление чая становится обычаем, но. пьет его не все население России, как принято думать, а только зажиточные слои общества. Во 2-й половине XIX века растет население городов, увеличивается количество потребляемого чая, он проникает в деревню. Чаепитие становится национальным обычаем, а самовар — символом достатка и благополучия.
О появлении первых документально зафиксированных самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом поначалу, первом в городе самоварном заведении.
Основателем его был их отец, оружейник Федор Лисицын, который работал на оружейном заводе, построил собственную мастерскую и более тридцати лет упражнялся в ней во всякого рода работах по меди. В 1760 году он основал свое частное предприятие. В 1802 году Федор Иванович Лисицын вместе с детьми и «совнучатами» перешел в купечество.
В 1803 году на фабрике работают 26 человек, капитал ее составляет 3000 рублей. В 1823 году фабрика переходит к сыну Назара Никите Лисицыну. «Фабрика сия построена в 1778 году с дозволения начальства покойным родителем моим тульским купцом Назаром Федоровичем Лисицыным на собственный капитал и земле. А по смерти его в 1823 году досталась по наследству мне», — так описывал возникновение своей самоварной фабрики Никита Назарович Лисицын в 1833 году.
Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина. Сейчас лисицынские самовары находятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Бухары, Калуги, Тамбова… В Тульском музее самоваров есть один из старейших самоваров Лисицыных, признанный памятником науки и техники России 1-й категории. Самовар — это визитная карточка Тулы. Недаром наш город называют самоварной столицей России. Отрадно, что теперь мы знаем не только имена первых тульских самоварщиков, но и место их последнего упокоения.
Семейный участок князей Назаровых
Другая интересная находка была сделана также недалеко от храма, в 50 метрах на запад, на тропинке, идущей через кладбище. Наше внимание привлекло надгробие типа «саркофаг». Над дневной поверхностью возвышалась только крышка. По внешним признакам надгробие можно было отнести к самому началу XIX века.
После расчистки фасадов от грунта надгробие извлекли из земли и подняли на современную дневную поверхность. В ходе работ установлено, что оно расположено не на своем первоначальном месте. Само надгробие изготовлено из белого камня и было расколото на две части по горизонтали. Его габаритные размеры 66x57x140 см.
На западном фасаде, на вынесенной площадке размещено изображение «Голгофа со страстями», рельеф низкий. Над крестом розетка с травным узором, плавно переходящая в плоскость крышки.
Северный фасад без декора, в центральной части в простой рамке текст, выполненный прописным каллиграфическим шрифтом:
1801 года августа 7 дня въ седмомъ чесу пополудни скончалась княгиня Екатерина Степановна Назарова Южный фасад аналогичен северному и содержит следующий текст: на 42 году отъ рождения а родилась 1759 года октября 4 числа Восточный фасад без текстов и рельефов.
Особо следует остановиться на крышке. Верх саркофага имитирует крышку гроба, но значительно уже самого надгробия. От верхней части к боковым стенкам идет наклонная плоскость, на которой сохранилась часть текста, расположенного по периметру. Сохранились только верхние части строчек, причем читаемый фрагмент строчки повторяет надпись на южном фасаде: «…на 42 году от рождения…». Вероятно, текст на верхней плоскости был первоначальным и выходил за нынешние габариты камня. По-видимому, первоначально саркофаг имел криволинейную форму, затем у него по каким-то причинам стесали бока и придали прямолинейную форму, а текст повторили на боковых плоскостях.
В непосредственной близости от исследуемого саркофага обнаружен еще ряд руинированных надгробий.
Надгробие типа «саркофаг». Оно было перевернуто следовательно, расположено также не на своем первоначальном месте. Над поверхностью земли виднелось только основание. Памятник был изготовлен из красного гранита, видимые размеры его основания 47(44)х124 см и высота 43 см. Стенки ровные вертикальные, не декорированы. Удалось откопать северный фасад надгробия и прочитать текст в шесть строк:
Подъ симь камнемь погребена дочь коллежскаго советника князя Егора Михайловича Назарова княжна Агриппина Егоровна Назарова родилась вь 1809 году Ноября 14 дня преставилась вь 1843 году Октября 4 дня Житгя ея было 33 года 10 месяцовь 20 дней Таким образом, мы имеем еще одно надгробие представителей семьи князей Назаровых.
Между двумя описанными и к северу от последнего находились еще два надгробия типа «жертвенник» и крышка жертвенника. Все они руинированы, находятся не на своих первоначальных местах. Оба жертвенника идентичны по форме и размеру, одинаково декорированы. При их описании следует остановиться более подробно на размерах, что будет важно при дальнейшей интерпретации. Оба надгробия изготовлены из белого камня и имеют форму почти правильного параллелограмма высотой 71 см. Размеры основания у одного — 51,5?50,5 см, у другого — 50,5?49 см. Размеры верхней плоскости соответственно 45?45 см и 44?44 см.
На одном надгробии на западном фасаде изображение креста на Голгофе с распятием, выполненного рельефно. Другие три фасада идентично декорированы неглубокой нишей, размером 36,5х х48 см. На северном и южном фасадах были расположены тексты, выполненные каллиграфическим курсивом, но читаются только отдельные буквы. На восточном фасаде расположен вензель, выполненный невысоким рельефом: под княжеской короной переплетены буквы КАН. Второй жертвенник имеет некоторые отличия. Уже все фасады декорированы неглубокой нишей, размером 36,5?48 см. Так же, как и на предыдущем надгробии, на северном и южном фасадах были расположены тексты,
выполненные каллиграфическим курсивом. Тоже читаются только отдельные буквы. На западном — простой четырехконечный крест без распятия. На восточном фасаде также расположен вензель, выполненный невысоким рельефом: под княжеской короной переплетены буквы КЗН. Как видим, изменилась только средняя буква. Забегая вперед, можно сказать, что это
вензель представителей семьи князей Назаровых, где первая и последняя буквы обозначают «Князь … Назаров».
Крышка жертвенника имеет по четырем фасадам фронтоны без декора, ее габаритные размеры 56x56x25 см. Сверху имеется круглое отверстие под железный штырь, для крепления завершения надгробия. Важно отметить, что основание квадратное с размером грани 45 см, что соответствует жертвеннику с вензелем «КАН»
В процессе полевых исследований большое значение имело обнаружение плит — оснований жертвенников, указывающих на непосредственное место погребения. Обе плиты ориентированы по сторонам света и стоят по линии север-юг. на расстоянии 0,6 м друг от друга. Северная плита имеет размеры 64?65 см при высоте 19,5 см. южная 58,5?61 см при высоте 20,5 см. Обе плиты профилированы, но не одинаково, размеры площадок для установления на них жертвенников 52?52 см и 52?50,5 см соответственно. Сами плиты расположены на известняковой плите или плитах. К сожалению, размеры данной плиты (или нескольких плит) проследить не удалось, т.к. это привело бы к крупным землекопным ра- ботам, могущим затронуть соседние могилы. В нашем случае важно, что надгробия князей Назаровых обрели свои исторические места.
В результате проведенных нами полевых исследований на компактной территории околс 2?2,5 м было обнаружено 4 надгробия и ножка саркофага, датируемые по тексту или стилистическим особенностям началом — первой половиной XIX века. На двух саркофагах имелись имена княгини Екатерины Назаровой и княжны Агриппины Назаровой. Здесь же сохранились две могильные плиты, расположенные на своих первоначальных местах. На них стояли жертвенники с анаграммами под «княжьими шапками» «КАН» и «КЗН», которые можш» интерпретировать, как «князь+имя+Назаров».
Следовательно, обнаружено место семейного захоронения князей Назаровых.
Сопоставляя материалы обмеров исследуемых камней: плит, жертвенников и крышки жертвенника — можно реконструировать первоначальное расположение надгробий. На северной плите находился жертвенник с анаграммой «КАН», которому соответствует по размерам крышка. Южнее стоял аналогичный жертвенник с вензелем «КЗН». О расположении саркофагов можно только высказать предположения. Так как оба надгробия довольно большие и тяжелые, то исторические места их, вероятно, находились не так далеко от места их обнаружения. Следовательно, к северу от жертвенников находился гранитный саркофаг княжны Агриппины Назаровой, а к югу белокаменный —
княгини Екатерины Назаровой. Не исключено, что на данном семейном участке были и другие захоронения, во всяком случае, была обнаружена ножка от еще одного саркофага.
Имея данные полевых исследований, сопоставим их с архивными документами. Екатерина Степановна Назарова (4.10.1759 — 7.08.1801) была первой женой Егора Михайловича Назарова. Егор Михайлович Назаров (1759-1811) в 1792 г. был внесен в 4-ю часть Дворянской родословной книги Тульской губернии, коллежский советник; с 1792 г. — богородицкий городничий; в 1803 г. — советник управления Тульского наместничества. О нем часто пишет А.Т. Болотов, также князья Назаровы упоминаются в окружении Пушкина. От брака с Екатериной Степановной у него были дети: Варвара (1781), Михаил (1790), Степан (1794 — после 1846).
После смерти супруги Егор Назаров вступает в брак с Анной Павловной Чебышевой (1780-1834). От второго брака у них были дети: Александра (1803 — после 1834, за Михаилом Николаевичем Лазаревым), Петр (1805), Мария (1806), Дмитрий (1807), Агриппина (1808-1843), Елизавета (1809 — после 1872, за Дмитрием Николаевичем Гончаровым), Георгий (1811). Как видим, из перечисленных членов семьи Егора Михайловича Назарова нами обнаружены надгробия его первой жены Екатерины Степановны и дочери от второго брака Агриппины Егоровны.
Теперь попробуем определить, кому принадлежали жертвенники с вензелями «КАН» и «КЗН». На букву «А» имеются имена его жены Анны и старшей дочери Александры. Дочь Александра вышла замуж за Михаила Николаевича Лазарева и сменила фамилию. Следовательно, на вензеле могла быть анаграмма только княгини Анны Назаровой, его второй супруги. Что же касается анаграммы «КЗН», то имя, начинающееся на букву «3», в списке отсутствует. Но мы знаем, что часто в анаграммах использовали зеркальное отображение букв. Значит, эта анаграмма может читаться как «КЕН», т.е имя должно начинаться на «Е», а в семье Назарова мы знаем два таких имени: сам Егор и его дочь Елизавета, вышедшая замуж за Дмитрия Николаевича Гончарова и, естественно, сменившая фамилию. Получается, что второй жертвенник принадлежал Егору Михайловичу Назарову. Вполне естественно, что Егор Михайлович Назаров и его супруга Анна Павловна похоронены рядом, и на их могилах установлены похожие надгробия. Необходимо отметить, что Егор Назаров не подавал прошения на родовой герб, и поэтому вполне понятно, что на надгробиях использовали вензель с княжеской короной.
Таким образом, учитывая даты смерти погребенных, можно восстановить картину развития семейного участка захоронений Назаровых. В 1801 году похоронили Екатерину Степановну Назарову, первую жену Егора Михайловича. В 1811 году умирает он сам, и его хоронят рядом с первой женой. А в 1834 г. умирает его вторая жена Анна Павловна, и ее хоронят рядом с мужем. Хочется обратить внимание на то, что между смертью Егора и Анны разница 23 года, но надгробия, хотя и имеют некоторые различия по оформлению восточного фасада, практически идентичны, а вензеля выполнял один мастер. Как было сказано выше, не исключено, что оба надгробия стоят на одной плите или вымостке. В 1843 году к северу от родителей хоронят дочь Агриппину.
Следует отметить, что в литературе указывается дата рождения княжны Агриппины 17 октября 1808 г., а на надгробии мы читаем: «Родилась въ 1809 году Ноября 14 дня», причем текст читается отчетливо, и никакой ошибки в прочтении быть не может. Если составить нехитрое математическое уравнение и к дате рождения прибавить возраст, указанный на камне: «Жит1я ея было 33 года 10 месяцовъ 20 дней», то мы получим дату 4 октября 1843 года, указанную как на надгробии, так и в других источниках, т.е. не вызывающую сомнений. Следовательно, дата на надгробии является правильной.
Вопрос музеефикации семейного участка пока в стадии разработки.
Имена Егора Михайловича Назарова и Анны Павловны, урожденной Чебышевой, известны пушкинистам. Их дочь вышла замуж за Дмитрия Николаевича Гончарова, брата Натальи Николаевны Пушкиной. Проще говоря, это тесть и теща шурина поэта.
Женитьба Дмитрия Николаевича Гончарова на княжне Елизавете Егоровне Назаровой состоялась в Туле летом 1836 года. К этому времени и Егор Назаров, и его супруга Анна Павловна уже умерли. Дмитрий Николаевич Гончаров женился на сироте и был лишен в семейной жизни «забот» тестя и тещи. У пушкинистов нет однозначного мнения, встречались ли Елизавета Егоровна и Александр Сергеевич, но тем не менее Назаровы вошли в круг общения Александра Сергеевича. Из семейной переписки Гончаровых известно, что Наталья Николаевна Пушкина (Гончарова) в письме к брату передает поздравления и рекомендации мужа своей новой невестке (Елизавете Егоровне) и его обещание написать стихи на рождение первенца шурина.
Сам Егор Михайлович хорошо известен тульским краеведам. Зав. отделом истории и краеведения Богородицкого Дворца-музея и парка Вера Дутова занималась биографией Егора Михайловича, богородицкого городничего, и в рукописях А.Т. Болотова она нашла строки, посвященные князю: «приехавший… из Калуга вновь определенный в наш город городничим грузинский князь Назаров, по имени Егор Михайлович, который… с самого… начала казался нам человеком хотя добрым, но далеко не таким простодушным и дружелюбным… по природе своей более лукавым, скрытным и практичным», и подчас Андрей Тимофеевич «раздосадован был гордостью и глупым высокомерием городничего» Однако скоро, несмотря на 21 гад разницы в возрасте, «успели… ознакомиться и начали уже переезжаться друг с другом… мало-помалу посвыклись и довольно сдружились» с ним и его женой. Позже в городничем Болотов стал видеть конкурента, который «ковал… тайные ковы из зависти к месту» управляющего, но при этом «обходился по-прежнему… на финтах-бантах и с притворною ласкою и благоприятством».
Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что старинные кладбища являются ценнейшим историческим источником и при детальном исследовании преподносят удивительные исторические и культурные открытия. Обретение могил известных России и Туле люден — одна из задач в решении вопроса музеефикации исторических кладбищ.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1.ГАТО, ф. 187, on. 1, д. 455, 1802 г.
2.ГАТО,ф. 90, оп. 15, д. 11470, л.101.
3.ГАТО, ф. 90, on. 16., д. 12596.
4.ГАТО, ф. 39, оп, 2, д. 1584.
5.ГАТО,ф.1,оп. 1,д.469.
6.ОР РНБ, ф. 89, е. хр. 111.
7.Русский самовар: альбом /авт.-сост. А.А. Гилодо. — М.: Советская Россия, 1991. — 223 с.
8.Ковшарь И.Г. Некоторые вопросы изучения тульского самовара как произведения искусства // Из истории металлургии и металлообработки в тульском крае: сб. статей. — Тула, 1994. — С. 37-43.
9.Тульский самовар: альбом / сост. А.С. Тихонова, М.Г. Рудаков, С.Д. Ошевский; авт. текста А.С. Тихонова; фото Е.К. Дмитриева. — Тула, 1989. — 175 с.
10.Чернопятов В. Дворянское сословие Тульской губернии. — Тула, 1912. — Т. VIII (XVII).
11.Любимов С. Князья Назаровы. Опыт поколенной росписи //Труды Тульской губернской ученой архивной комиссии. Тула, 1915. — Кн. 2. — С. 279-291.
12.Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. — СПб., 1873. — Т. IV.
Коллеги, а можно этот альмонах увидеть в бумажном виде?
Александр, приходите в Дом Белявского (проспект Ленина, 27). Мы открыты: среда-суббота, 10:00-19:00; воскресенье 11:00-19:00.