Скульптурный симпозиум "Светлые головы" во дворе ТИАМа

С 1 по 7 июля этого года во дворе ТИАМа пройдёт скульптурный симпозиум.

Четыре автора – Ольга Хан, Федор Воробьев, Александр Ворохоб, Сергей Соболев – за неделю создадут по одной работе на заранее заданную тему – «Светлые головы».

Тем не менее, под «скульптурным симпозиумом» наш музей подразумевает не только и не столько демонстрацию творческого процесса, пресловутой «кухни искусства». Для нас это – приглашение аудитории к разговору о скульптуре как яркой части городской среды и шире – предметного мира.   

Что, собственно, навело нас на мысль провести такой симпозиум? Сегодня пространства Тулы открыты по преимуществу для наследников советской школы монументального искусства либо для туристических «фотозон» и «селфи-форм». Наш проект призван познакомить желающих с другой городской скульптурой (как феноменом современного искусства), расширить контекст восприятия и территорию культурного запроса.

Тема симпозиума, «Светлые головы», допускает самые разные интерпретации и пластические решения. Кроме того, мы уверены, что появившиеся в итоге скульптуры и объекты будут интересно смотреться в любом пространстве – в музейном дворе, городском саду или вестибюле делового центра.

Программа включает дискуссии с художниками, лекции, интервью, итоговое издание.

Программа симпозиума «Светлые головы», с 1 по 7 июля 2024 года

2-7 июля, с 14:00 до 22:00

Место: двор ТИАМа

Работа скульпторов во дворе музея, общение со зрителями.

1 июля, 21:00

Место: шатёр во дворе ТИАМа

Старт симпозиума, знакомство с участниками, просмотр фильма Такеши Китано «Ахиллес и черепаха» (с комментариями).

2 июля, 21:00

Место: шатёр во дворе ТИАМа

Artist talk с участником симпозиума, скульптором Ольгой Хан.

3 июля, 21:00

Место: шатёр во дворе ТИАМа

Artist talk с участником симпозиума, скульптором Сергеем Соболевым.

4 июля, 17:00

Место: шатёр во дворе ТИАМа

Мастер-класс ТИАМа «Композиция №…» для детей, подростков и целых семейных команд; создаём свои проекты городских скульптур.

4 июля, 19:00

Место: шатёр во дворе ТИАМа

Встреча-дискуссия «Историческая память в городской среде», модератор – кандидат искусствоведения, историк, социолог, музейный консультант Анатолий Голубовский (за лучший вопрос/реплику участника – подарок из коллекции магазина «Подумать только. Книжный в ТИАМе»).

5 июля, 19:00

Место: шатёр во дворе ТИАМа

Artist talk с участником симпозиума, скульптором Федором Воробьевым.

6 июля, 19:00

Место: шатёр во дворе ТИАМа

Лекция искусствоведа, куратора, заведующей отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирины Горловой «Всякая форма есть мир. О невозможных объектах Вячеслава Колейчука и «другом искусстве» в общественных пространствах» (слушателям лекции – бесплатные билеты на выставку произведений Вячеслава Колейчука в Нимфозориуме).

7 июля, 21:00

Место: шатёр во дворе ТИАМа

Закрытие симпозиума, подведение итогов, центральный спикер – скульптор Александр Ворохоб.

Скульптура в городском пространстве: тезисы

Разговор о современной скульптуре не может обойтись без разговора о классике и модернизме как таковых. Культуролог ТИАМа Владислав Дегтярев предлагает взглянуть на тему с неожиданной стороны.

«Современное искусство, если оно не ангажировано, дезориентирует и ставит неудобные вопросы. Сразу же хочется сказать, что именно поэтому монументальная скульптура пришла в упадок, ведь задача «утверждать» и «воспевать» актуальна только для идеологизированных режимов с их пафосом строительства разных нежизнеспособных вещей. И Альбино Манка, и Вера Мухина сейчас, кажется, невозможны – многочисленные памятники, появившиеся за последние двадцать лет в Москве, доказывают, что вернуться назад, к «большому стилю», не получается.

Впрочем, пафос – вещь странная, его присутствие или отсутствие зависит не от идеологий, а от чего-то другого. Назовем это пока что воздухом эпохи. Вряд ли создателями позолоченного «Прометея» в Рокфеллер-центре или странных крылатых фигур на Гуверовской дамбе руководила идеология, зато пафос там присутствует в избытке. Пафос – чего? Прогресса? Демократии? Преобразования природы? Все эти вещи сейчас представляются нам далеко не однозначными, и вызывающими множество вопросов, так что пафос американских скульпторов 30-х годов выглядит странным и наигранным, вроде радости парада физкультурников на Красной площади. Время-то одно и то же.

Но, если возвращаться к взаимодействию современной скульптуры и современной же архитектуры, все встает на свои места. Классическая фигуративная скульптура, тем более – не рассчитанная на долгое взаимодействие со зрителем, предполагала легкое считывание в общем-то ограниченного количества смыслов. Памятник полководцу не похож на памятник благотворителю, но они выполнены в едином ключе. В XIX веке эта традиция, начатая «Библией для неграмотных» готических соборов, достигает своего апогея. «Тысячелетие России» или памятник Екатерине II – бледные тени лондонского мемориала принца Альберта, украшенного фигурами выдающихся людей едва ли не всех времен и народов. Все это вырождается, с одной стороны, в картинки из учебника, а с другой – в декоративные мотивы, по сути дела, не имеющие содержания. Сфинксы венского Бельведера (хотя это и не XIX век) чисто декоративны, как и большая часть сфинксов в Петербурге. Только в наше время Михаилу Шемякину удалось придать фигурам сфинксов на набережной значимый для культуры смысл.

Традиционная городская скульптура была безошибочным путеводителем в мире смыслов, этаким Бедекером. Другое дело – скульптура современная, особенно лишенная фигуративной изобразительности и поэтому часто дезориентирующая зрителя и прохожего, который ожидает чего-то простого и приятного, как рифма «розы». Абстрактная форма не воспринимается, как «форма как таковая», мы все равно приписываем ей какие-то смыслы, хотя бы сходство с чем-то знакомым, но это действие предполагает активную вовлеченность зрителя, которому уже не удается отделаться простым узнаванием.

Современное искусство в смысловом пространстве находится между загадочным и таинственным. Загадка – то, что подразумевает однозначный ответ, хотя сейчас мы его не знаем. Черная кошка в темной комнате либо есть, либо ее там нет, а третьего не дано. Когда этот ответ слишком прост, мы испытываем вполне объяснимое чувство досады, как советские дети, разгадывавшие в журнале ребус только для того, чтобы узнать, что «пионер – всем ребятам пример» или что-нибудь еще, столь же тривиальное.

Другое дело – тайна, находящаяся за пределами нашего понимания, как сущность Бога в авраамических религиях. На тайну можно только намекать. Смысл нашего существования в этом мире тоже тайна, к пафосу социальности он не сводится, поэтому и не воплощается в правильных и легко узнаваемых формах».

Джон Генри Фоули. Скульптурная группа «Азия», Мемориал принца Альберта, Лондон, 1873. Ingvar at Flickr. Источник: https://www.flickr.com/photos/dese/

Альбино Манка. Воинский мемориал восточного побережья, Нью_Йорк, 1963. topdeluxe at Flickr. Источник: https://www.flickr.com/photos/72004698@N00/

Участники симпозиума

Ольга Хан

Родилась в 1977 году в Москве. Окончила Московский государственный университет сервиса, кафедра изобразительного и прикладного искусства (2000). Член секции скульптуры МСХ и ОМС (2001). Участник московских, российских и международных выставок (с 2000).

Работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, временной экспозиции Политехнического музея на территории ВВЦ, Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева, Тульском историко-архитектурном музее, Музее науки ННГУ «Нижегородская Радиолаборатория», Инновационном культурном центре в Калуге, частных коллекциях в России и за рубежом.

Федор Воробьев

Родился в 1974 году в Москве. Окончил МСХШ, МГАХИ им. В.И. Сурикова (1999). Член Российского союза художников, член секции скульптуры МСХ и ОМС.

Участник многих российских и международных выставок. Лауреат выставки «Молодые художники России» (2005), диплом Российского союза художников «За вклад в искусство». Автор и создатель скульптурного фонтана у жилого комплекса во 2-м Обыденском переулке (Москва). Работа скульптора — бюст А.С. Попова установлена в здании Министерства связи РФ и Зале славы Международного центра связи, Женева (2006). Автор фонтана у медицинского центра на улице Тимура Фрунзе, Москва (2008). Финалист конкурса на создание памятника «В борьбе против фашизма мы были вместе» на Поклонной горе. Участник итоговой выставки проектов конкурса в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе (Москва, 2010). Участник симпозиума по деревянной скульптуре в музее-заповеднике «Горки Ленинские» (2014). Участник I Международного конкурса геодизайна «Итуруп Стиль» (2017).

Работы хранятся в частных коллекциях Москвы, Женевы, Лондона, Италии.

Александр Ворохоб

Родился в 1974 году в городе Электросталь Московской области. Окончил художественно-графический факультет МПГУ, мастерская скульптуры (1996); аспирантуру в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова, мастерская народного художника СССР, вице-президента РАХ, ректора МГАХИ А.А. Бичукова.

Преподаватель скульптуры на кафедре декоративного искусства МПГУ (1996). Член Международного художественного фонда, секция скульптуры (1996). Кандидат педагогических наук, наук, теория и методика преподавания изобразительного искусства (2000). Член секции скульптуры МСХ и ОМС (2003). Заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства МПГУ (2014). Член правления секции скульптуры МСХ и ОМС (с 2020).

Работает в монументальной, монументально-декоративной и станковой скульптуре. Работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Парке искусств «Музеон» (Москва), на острове Итуруп (Сахалинская область), Государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские» (Московская область), «Арка искусств МПГУ» (Москва), Историко-архитектурном музее «Палаты Строгановых» (Усолье, Пермский край), Музее «NUS», Национальной галерее Сингапура, Музее Гонконгского университета, Музее Китайского университета в Гонконге, собраниях частных галерей России, Лондона, Амстердама, Парижа, Венеции.

Сергей Соболев

Родился в Москве в 1975 году. Окончил Московский академический художественный лицей Московский академический художественный институт имени В.И. Сурикова.

Член секции скульптуры МСХ и ОМС, член Союза дизайнеров Москвы. Скульптор, художник, метадизайнер, архитектор, арт-теоретик, куратор. Руководитель Центра современной скульптуры и дизайна «МЕТАОБЪЕКТ». Являлся руководителем и креативным директором дизайн-студии «Neplosko», студии «MOSSart» и проекта «Неоклассика». Работает в области современной скульптуры, арт-дизайна, концептуальной архитектуры, автор многочисленных скульптур, арт-объектов, артпроектов и дизайн-проектов.

Участник и лауреат множества конкурсов в области скульптуры, дизайна и архитектуры. Участник более 50 тематических и персональных выставочных проектов.