И. Г. Ковшарь
Целью данной работы является введение в научный оборот тульских белокаменных надгробий с их высокохудожественной и разнообразной резьбой. Исторически сложилось так, что кладбища в целом и надгробия в частности выпали из сферы интересов отечественной культурологии. Это особенно досадно потому, что обладают значительной исторической, художественной, семантической ценностью, не говоря уж о нравственном значении их изучения.
Исторические кладбища г. Тулы (на сегодняшний день их сохранилось три) возникли, как многие кладбища русской провинции, после указа Правительствующего Сената 1771 г. «О нехоронении мертвых тел в городах при церквах, об отведении для того особого места за городом…», вызванного эпидемией чумы, и просуществовали в качестве действующих двести лет. Самое большое по территории – Всехсвятское – было посадским (городским), в земле которого погребали жителей всех сословий и состояний. Этим обусловлено огромное количество (по грубым прикидкам от пяти до пятнадцати тысяч) и чрезвычайное разнообразие сохранившихся надгробий конца XVIII – нач. XX вв. Большинство из них представлены типом «саркофаг» и выполнены из местного известняка, структура которого позволяла резчикам, имена которых история не сохранила, создавать сложные по характеру и смысловому содержанию изображения. Наиболее интересными в этом отношении являются надгробия первой половины XIX в.
Рубеж XVIII и XIX вв. явился переломным в подходе к художественному решению надгробного памятника: возникают новые типы (жертвенник, колонна или конус, перебитые кубом), изменяются размеры саркофагов (они становятся меньше), исчезает явная стилистическая направленность (большинство надгробий XVIII века решены в стиле барокко или классицизма); резко меняется характер декоративных рельефов; утверждается канон размещения текстов и изображений по сторонам света.
Этот канон наиболее четко просматривается в надгробии типа саркофаг, поэтому мы рассматриваем именно саркофаги различных периодов XIX в. Жесткая система размещения текстов и изображений на плоскостях саркофага с привязкой к сторонам света отражает трехчастность истории человечества с точки зрения христианского учения: человек сотворен безгрешным и бессмертным, ему дарован Эдем →грехопадение Адама ввергает человечество в земную, греховную и краткую жизнь → человечество в целом и каждый отдельный человек обретает надежду на прощение грехов и обретение Царствия Небесного через искупительную жертву Христа.
Трехчастную систему имеет и система размещения текстов и изображений на поверхностях надгробия. Восточная часть памятника посвящена теме первогреха, ввергшего человечество в земную юдоль: практически не меняясь во времени, в обязательном порядке на плоскости восточного торца саркофага присутствует только изображение «Адамова голова» (череп с костями). Средняя часть надгробия (северный и южный фасады) отражает земную жизнь конкретного человека, закончившуюся смертью. На южном фасаде размещается текст с данным об умершем, например: «Под сим камнем положено тело девицы Екатерины Сергеевой дочери тульского купца Сергея Ильича Кучина. Преставилась 1823 года Декабря 20 дня пополудни в 1 часу 9 минут. Жития ей было 19 лет и 1 месяц». Северный текст передает скорбь близких об утрате: «Теки, источник слез, по дочери безвинной. Се прах ея сокрыт, прах милой и почтенной. Во цвете лет своих под камнем сем сокрылась, оставив в мраке жизнь и в вечность преселилась». Изображения северного и южного фасадов идентичны друг другу, но набор изобразительных элементов меняется во времени. Так, в первой трети XIX в. Встречаются саркофаги с рельефными изображениями, расположенными по сторонам от ниши с текстами, в виде скорбных фигур с погребальными урнами, угасшими светильниками и прочими символами смерти. В этот же период часто встречаются изображения другого характера: по сторонам от текстов расположены рельефные букеты, состоящие из различных растений (роз, гвоздик, хлебных колосьев, виноградных лоз и т.п.). И в том, и в другом случае мы можем толковать изображения южного и северного фасадов вкупе с текстами, посвященными земной жизни.
Западная сторона надгробия XIX в. является наиболее сакральной. В круглой нише в декоративной рамке из виноградных лоз, хлебных колосьев, пальмовых листьев помещается молитва, чаще всего «Господи, приими дух мой с миром». В 1820 – 1830-е гг. в нише западной стороны саркофага начинают помещать не текст, а сюжетные изображения иконного характера: Распятие с предстоящими, Воскресение, Троица Новозаветная и др. Таким образом, западная сторона надгробия посвящена искупительной жертве Христа, дарующей надежду на прощение грехов и обретение вечного блаженства. Еще одной стороной саркофага, на которой на протяжении почти всего XIX в. размещалось изображение, являлась горизонтальная плоскость крышки надгробия. На ней в низком плоском рельефе наносили изображение «Голгофа со страстями» (крест на горке, копие и трость). Ориентировалось это изображение по оси восток-запад.
Итак, можем видеть, что смысловое содержание укладывается в трехчастную систему: грехопадение → как наказание земная жизнь и оканчивающая ее смерть → обретение вечной жизни на небесах посредством обращения к Богу о прощении через жертву Христа.