Р. В. Клянин
Прошло не так много времени, как все мы отмечали тысячелетие крещения Руси. Но процесс христианизации был не перманентен и растянулся на многие годы и в разных уголках страны шел по-разному и в разное время. Н.И Троицкий еще более 100 лет назад обращался к этой теме, правда, в другом аспекте. В своей работе «Следы язычества на пространстве между верховьями рек Оки и Дона» он показал, что вплоть до XIX века сохранялись отголоски язычества некогда господствующего повсеместно. В настоящей работе рассматриваются те аспекты, которые могут пролить свет на вопросы: когда и как христианство пришло в тульский край.
О периоде распространения христианства в верховьях правобережья Оки, т.е. на территории нынешней Тульской области, в письменных источниках содержатся очень скудные сведения. Практически во всех летописных сводах говорится об убийстве в XII в. проповедника христианства Кукши, которое произошло где-то на рассматриваемой территории. А о храме первое достоверное упоминание (имеется в виду «пустынь») содержится в источниках середины XVI в., правда в связи с событиями 1407 г. Косвенные упоминания о наличии храмов мы можем обнаружить в «Списке русских городов дальних и ближних», составленном в канцелярии Киприана в конце XIV в. По мнению А.В.Кузы (Институт истории АН РФ) в каждом из перечисленных пунктов, был храм, как неотъемлемая часть древнерусского города, как место, куда собиралась церковная десятина. К сожалению, не все пункты данного «Списка» локализованы, но ряд рязанских и литовских городов определённо находились на территории современного Тульского края: Ростиславль, Венев, Тешилов, Крилатеск, Кулатекс, Корнике, Мценск, Воротынск и др. Таким образом, письменные источники не могут нам дать ответы на поставленные вопросы, а реконструировать события XII-XIV вв. по поздним источникам XVI-XVII вв. не представляется возможным, поэтому новую информацию о процессе начала христианизации края могут дать только археологические источники.
Активизация археологических исследований на этой территории за последние четверть века выявила целый ряд артефактов, относящихся к процессу распространения христианства в нашем крае. В настоящем сообщении рассматриваются только те объекты, на которых на протяжении нескольких лет стационарными работами была исследована значительная площадь культурного слоя, в результате чего были собраны обширные коллекции, освещающие различные аспекты жизни общества XII-XIV вв.
Не рассматриваются артефакты с памятников, на которых проводились только разведочные работы, а также случайные находки, поскольку для нас важны не сами предметы, а их соотношение к общему числу находок. Это соотношение позволяет выявить закономерности процесса христианизации края.
Наиболее показательными памятниками в этом отношении являются грунтовые могильники. Например, могильник у д. Исаковские Выселки Кимовского района. На протяжении ряда лет памятник был практически полностью исследован. Обнаруженные в нём 431 погребение датируются концом XIII — первой третью XIV вв. По мнению исследователей М.И. Гоняного и О.Н. Заидова, этот памятник появился «в период становления христианской погребальной обрядности, но многие детали еще соответствовали языческим представлениям». Интересно отметить, что почти все погребения без инвентаря, т.е. «признаки христианского погребального обряда…доминируют над языческими». Но вместе с тем при наличии языческих украшений (3% погребений) не обнаружено ни одного нательного креста. Этот факт можно объяснить только дефицитом крестиков изготовленных из металла.
К сожалению это практически единственный грунтовый могильник данного периода исследованный почти полностью (в настоящее время ведутся раскопки грунтового могильника у с. Монастырщина, результаты работ еще не опубликованы).
Другими археологическими объектами являются поселения и городища. В настоящем сообщении представлены памятники XII-XIV вв., на которых проводились интенсивные археологические исследования, и где были обнаружены предметы христианского культа, относящиеся к интересующему нас времени.
Городище у д. Торхово Ленинского района Тульской области состоит из укрепленной площадки 0,7 га и посада общей площадью свыше 50 га. Интенсивные археологические исследования проводились на протяжении ряда лет (1990 — 2000 гг.). В общей сложности было исследовано ок. 2000 кв. м культурного слоя. Данный памятник интерпретируется как древняя Тула и датируется XII-XVI вв. Коллекция индивидуальных находок превышает 1,5 тыс. единиц хранения. Предметы христианского культа представлены шестью предметами:
-Это три равноконечных крестика с округлым средокрестием и криновидными завершениями лучей, отлитые с формы, сделанной с одного
прототипа и весьма распространенные в период XII-XIV вв.
-Один равноконечный прямолинейный крестик с квадратным средокрестием и лучами в виде стержней с шариками на концах, характерный для XII-XIV вв.
-Один нательный крестик с удлиненным нижним лучом, слегка заостренным средокрестием, с закругленными концами и попарно расположенными близ концов шариками, с изображением Распятия в средокрестии и погрудными образами святых в медальонах. По мнению В.Пуцко, датируется первой третью XII в. и является импортным предметом или местной имитацией киевского художественного
импорта.
-Особый интерес представляет равносторонний кованый железный крест с заостренным средокрестием, и сильно заостренным нижним концом и килевидными лучами (18×23 см). Данный крест является,
вероятнее всего, завершением маковки церкви или часовни (см. рис).
Городище у д. Махринка Веневского р-на Тульской обл. состоит из укрепленной площадки (4 га) и укрепленного валом и рвом посада (6 га). Исследования 1985-1997 гг. показали, что данный памятник является боярской усадьбой в окрестностях летописного Венева. Исследовано ок. 500 кв. м культурного слоя. Коллекция индивидуальных находок составляет около семисот предметов. Христианский культ представлен двумя предметами:
— Нательный крест с прямолинейным средокрестием и удлиненным нижним лучом. В средокрестии медальон, одновременно служащий нимбом вокруг головы Христа, с изображением миндалевидной формой петель в вертикальных лучах и пальцевидными узорами в горизонтальных. По мнению В.Пуцко, данный крест датируется не позже сер. XIII в.
— Фрагмент серебряного нательного креста с округлым средокрестием и криновидными завершениями лучей. Форма креста аналогична вышеописанным крестам с городищ у д.Торхово, но имел совершенно иной прототип и был отлит в односторонней форме. Данный крест обнаружен в составе серебряного денежно-вещевого клада, сокрытого в первой четверти XV в., вместе с серебряными монетами, украшениями и серебряным ломом.
Городище у д. Тимофеевка Дубенского р-на Тульской обл. Памятник состоит из городища, защищенного валами, площадью 1 га. Работы велись с 1994-1998 г., исследовано ок. 500 кв.м. Датируется кон. 10 — нач. 13 вв. и 14-16 вв. Интерпретируется как остатки города Волконы. Коллекция индивидуальных находок составляет 100 единиц хранения. Предметы христианского культа представлены двумя нательными крестами. Один равноконечный крест с округлым средокрестием и криновидными завершениями лучей. Кресты подобной формы были распространены в XIV- нач. XV в. Данный экземпляр обнаружен в комплексе с монетой 1313-1339 гг., что позволяет отнести крест к XIV в. Другой крестик изготовлен из свинцово-оловянистого сплава и имеет прямолинейное средокрестье, с вытянутым нижним лучом и прямыми завершениями концов. Характерен для XIV-XV вв.
Городище у д. Городищи Веневского р-на Тульской обл. состоит их 2-х укрепленных площадок (0,8 и 1 га) и посада общей площадью свыше 30 га. Археологические работы 1984 — 1996 гг. исследовали свыше 3000 кв.м культурного слоя, что позволило интерпретировать данный памятник как остатки древнерусского города Корнике XII-XIV вв. , упомянутого в «Списке русских городов дальних и ближних» в конце 14 в. Коллекция индивидуальных находок составляет свыше трех тыс. единиц хранения. Предметы христианского культа представлены следующими предметами:
-Равноконечный нательный крест с округлым средокрестием и килевидными завершениями лучей, с остатками желтой эмали 13-14 вв.(рис…. №1).
— Равносторонний нательный крест с округлым средокрестием и округлыми концами. В средокрестии и в концах лучей кольцевые углубления для заполнения эмалью. XIII в. (рис. № 2).
-Равноконечный крест (3,1×2,1 см) с округлым средокрестием и криновидными завершениями лучей. Особенности отливки делают его схожим с крестами, найденными у д. Торхово, в регионе Куликова поля и были весьма распространены в период XIII-XIV вв. (рис. № 3).
— Равноконечный нательный крест из свинцово-оловянистого сплава с прямолинейным средокрестием и слегка расширяющимися закругленными лучами. Единственный из рассматриваемых отлит в односторонней форме. Аналогов не имеет (рис. № 4).
— Очень интересен равноконечный нательный крест с прямолинейным средокрестием и прямыми завершениями лучей и «срезанным» нижним концом. Поле средокрестия заполняет орнамент в виде плетеного ромба с продолжением в боковых и верхнем лучах креста в виде колец и крестиков, в нижнем луче – в виде упрощенной «Голгофы». Датируется XIV в. Подобные 2 креста были обнаружены на селище Ознобишино-2 в Подольском районе Московской области в 1998 г., один из которых из закрытого комплекса, датированного первой пол. XIV- первой пол.XV вв. (рис. № 5).
-Нательный образок прямоугольной формы с поясным изображением Святого Николая-чудотворца. По мнению В. Пуцко, время изготовления не позже второй пол. XIV в. (рис. № 6). Другой образок крестообразной формы. Вверху ушко бочкообразной формы. В центре — поясное изображение святого с крестом в правой руке. Слева и справа от фигуры — вертикальные надписи. По мнению В. Пуцко, это изображение первомученика архидиакона Стефана. Датируется 13 в. (рис. №7).
-Фрагмент верхней части квадроконечного креста-энколпиона с изображением архангела. Такие энколпионы были характерны для памятников рубежа XIV-XV вв. (рис. № 8).
-Фрагмент нижней части круглоконечного креста-
энколпиона с погрудным изображением святого в
круглом медальоне. Датируется XIV в (рис.2 № 9).
-Равноконечный нательный крест с округлым средокрестием и трехлопастными окончаниями лучей, где центральная лопасть представлена тремя последовательно уменьшающимися шариками. Датируется XIV в. (рис. № 10)
— Два бронзовых звена церковной лампады аналогичные лампаде с Пирова городища (Ярополч Залесский).
-Крышка панагии с замочным ушком и петелькой, просечным и гравированным орнаментом на выпуклой части (рис. № 10).
-Матрица из свицово-оловянистого сплава для изготовления путем выколотки креста с округлым средокрестием и клиновидными завершениями лучей со слегка вытянутым нижним лучом (рис. №11)
Особый интерес представляют уникальные находки двух серебряных храмовых венцов для изображения святых в княжьих шапках. Всего найдено 9 фрагментов венцов. Пять фрагментов составляют целый венец, орнаментированный в стиле подражания вышивке жемчугом с чередованием солярных знаков в виде «солнышек», выпуклых кругов и элементов растительного орнамента. Другие четыре фрагмента являются частями другого венца, причем 2 фрагмента составляют половину полной формы, а два других являются зеркально симметричными частям этой половины, что позволяет полностью реконструировать предмет. Он выполнен также в стиле подражания вышивке жемчугом с чередованием солярных знаков в виде «солнышек», выпуклых кругов и элементов растительного орнамента. Но в отличие от предыдущего, изготовлен из более тонкого серебра и на нем имеется четыре клейма с изображением Феодора Стратилата на коне, выполненных в технике выколотки. Данные изображения до мельчайших подробностей повторяют стеклянную иконку-литник византийского происхождения XIII века. Техника исполнения, орнаментация обеих венцов идентична. Анализ показал, что при их изготовлении использовались одни и те же чеканы. Это позволяет говорить об одновременном их изготовлении для одной или двух парных икон 14 в. (рис.3 № 1).
Памятники района Куликова поля составляют особую группу региона, осваиваемых земель в 12-16 вв., где так и не сложился административный центр городского типа. Эти памятники представлены поселениями, могильниками и городищами-убежищами. С 1978 г. по настоящее время ведутся интенсивные археологические исследования. Ряд поселений исследован полностью или частично. Общая площадь исследований культурного слоя по грубым подсчетам превышает 4 тыс. кв. м. Собраны коллекции индивидуальных находок, которые хранятся в разных музейных собраниях и количественный подсчет которых затруднен. Предметы христианского культа на период 2000 г. представлены 11 крестами и нательной иконкой.
-Два равноконечных креста с округлым средокрестием и криновидными завершениями лучей. Обнаружен в подъемном материале на поселении Исаковские выселки и поселении Грязновка 2. Особенности отливки делают их схожими с крестами, найденными у д. Торхово, и у д. Городище. Такие кресты были весьма распространены в период XIII-XIV вв. (рис. № 4).
-Равноконечный нательный крест с округлым средокрестием и килевидными завершениями лучей, с бортиками по всему периметру креста для заполнения эмалью. Найден на поселении Устье 3 в закрытом комплексе и датируется по материалу 1-3 четвертью 14 вв. (рис.4 № 10). Аналогичен и, возможно, отлит с той же формы, что и экземпляр, найденный на городище у д. Городищи.
-Равноконечный крест с округлым средокрестием и криновидными завершениями лучей. Обнаружен на поселении Татинки 4-а. Датируется 60-ми гг. XIV в. по монете 1361 г. Были весьма распространены в период XIII-XIV вв. (рис. № 2).
-Фрагмент равноконечного креста с округлым средокрестием и гиреобразными лучами. Обнаружен на поселении Вединец 1 в подъемном матреиале и датируется 14 в. (рис. № 1).
-Нательный равноконечный крест (3,1×3,1 см) с утраченным ушком, с округлым средокрестием и трехлопастным завершением лучей, где роль центральной лопасти выполняют диски, по боковым лучам завершающиеся шариками. Лицевая поверхность креста сложно орнаментирована желобками для заполнения эмалью. Обнаружен на поселении Грязновка 2, и датируется 1-3 четверть XIII в. (рис.4 № 8)
-Равноконечный нательный крест из свинцово-оловянистого сплава с квадратным средокрестием и со стержневыми лучами, заканчивающимися каждый тремя шариками. Обнаружен на поселении Смолка 2, в закрытом комплексе, датированном первой пол. XIII в. (рис. № 9).
-Равноконечный нательный крест (2,6×1,8 см) с округлым средокрестием и округлыми завершениями концов лучей, в которых читаются три шарика (имитация зерни). Обнаружен на поселении Исаковские выселки и датируется 13- нач. 14 вв. (рис. №11).
-Крестовидная привеска из проволоки с равноконечными боковыми и нижним лучами и перевитая в месте верхнего луча, с отверстием, оставленным для шнура. Обнаружена на поселении Монастырщина 5 и. датируется XIV в. (рис.4 № 12).
-Нательный образок подтрапециевидной формы с округлым завершением. Сохранность плохая, но отчетливо читаются две фигуры в полный рост (рис. № 3). Данный экземпляр был рассмотрен Э.П. Винокуровой,
-Равноконечный шиферный нательный крест с прямолинейным средокрестием и прямыми завершениями лучей (корсунчик). Обнаружен на поселении Прилипки 3 и датируется первой пол. XIII в.
-Равноконечный шиферный крест с прямолинейным средокрестием и прямыми ступенчатыми завершениями лучей. Ушко является продолжением плоскости верхнего луча. По лицевой стороне — прорезной орнамент в виде креста в средокрестье и исходящими от него лучами, завершенными крестами, вписанными в ступеньки завершения. Обнаружен на поселении Устье 3 в закрытом комплексе, датированном 14 в. (рис № 6).
Если внимательно проанализировать все перечисленные материалы, обращает на себя внимание тот факт, что при довольно большой интенсивности исследования памятников и огромной по количеству коллекций материалов предметы христианского культа составляют незначительный процент. Данный факт не может рассматриваться как случайный. Памятники обследовались на протяжении многих лет стационарными работами.
На всех памятниках предметы с более ранней датировкой являются импортными, но их процент к общему количеству христианских предметов еще более незначителен.
Очевидна экономическая взаимосвязь этих памятников. Ряд артефактов с городища у д. Торхово, региона Куликова поля, городищ у д. Городищи в своей основе имеют один источник происхождения. На памятниках, интерпретируемых как города, найдено большее в процентном отношении к общей коллекции число предметов христианского культа. На городищах у д. Городищи, в регионе Куликова поля обнаружены предметы, изготовленные кустарным способом, т.е. на месте. Сюда нужно добавить, что у д. Городищи обнаружена матрица для изготовления креста и комплекс предметов, характеризующих наличие ювелирной мастерской.
Большинство находок широко распространены по всей территории древней Руси.
Подводя итоги можно сделать следующие выводы:
Судя по материальным источникам, впервые христианство на данную территорию проникает в XII- начале XIII вв. Это время совпадает с экспансией киевских и рязанских князей на территорию «вятичей». Следовательно, христианство пришло сюда с княжескими дружинами. В построенных форпостах (городах), где впоследствии возводятся и храмы, местное население сталкивается с новой религией — христианством. Первоначально, потребность в предметах христианского культа удовлетворялась за счет импорта, дальнего или ближнего (что видно из анализа археологических находок). Впоследствии, с увеличением потребности в них, они начинают производиться на местах, что подтверждается наличием ювелирной мастерской на городище у д. Городищи.
На городище у д. Городищи зафиксированы следы наличия храма (венцы храмовых икон и звенья церковной лампады).
На всех рассматриваемых памятниках без исключения предметы языческого культа преобладают над христианскими в несколько раз. Кроме этого, на ряде памятников, расположенных в непосредственной близости от рассматриваемых, и синхронных им по времени, зафиксированы памятники чисто языческих обрядов погребения (у д. Городищи курганная группа у д. Бельково; у д. Махринка курганная группа « 7 Братьев»; в регионе Куликова поля-грунтовый могильник у д. Бутырки).
Следовательно, процесс христианизации данной территории можно рассматривать следующим образом:
- В XII в. вместе с экономическими притязаниями киевских и рязанских князей имело место проникновение христианской идеологии. Для местного населения власть и христианство ассоциировались воедино. В течение некоторого времени проповедниками христианства выступали только ставленники киевских и рязанских князей. Впоследствии, а именно в XIV в., эту идеологию стала воспринимать городская часть местного населения. Процесс сопровождался строительством храмов, а также появлением мастерских по изготовлению предметов христианского культа. Но за территорией города население в основном оставалось языческим.
На рубеже XIV-XV в.в. и в XV в. основная масса населения рассматриваемой территории переселяется за Оку под защиту московского князя.
Следующий этап заселения Заокских земель связан со строительством засечной черты, сопровождался переселением сюда людей, уже традиционно исповедующих христианство. Данный тезис подтверждается тем фактом, что на памятниках XVI — нач. XVII вв. процент христианских предметов увеличивается на несколько порядков по сравнению с периодом 13 — 14 вв. в общей массе соотношения индивидуальных находок.
Список литературы.
Гоняный М.И. Археологические памятники района Куликова поля (конец XII- третья четверть XIV в)//Куликово поле и Донское побоище 1380 года. М., 2005. с.95-163.
Гоняный М.И. Клянин Р.В. Древнерусские поселения в верховьях реки Смолки на Куликовом поле. //Елец и его окрестности. Елец. 1991 г. С.116-118.
Клянин Р.В. Шебанин Г.А. Монеты великих рязанских князей на территории тульского края.//Куликово поле: вопросы историко-куьтурного наследия. Тула.2000 г. С. 134-139.
Клянин Р.В. Уникальные находки христианских предметов в древнерусском городе Корнике.//Зарайские мученики – князь Федор, княгиня Евпраксия и их сын иоан. Зарайск. 1998 г. С.187-192
Клянин Р.В. Корнике – город Рязанского княжества.//Славянский средневековый город. Т.2. М.1997; С.140-147
Клянин Р.В.1992. Отчет об археологических разведках в Веневском районе Тульской областит в 1992 г.//Архив ИА РАН.
Клянин Р.В. Исследование боярской усадьбы XII-XV вв.//Научно-практическая конференция памяти Демидовых. Сборник материалов. Тула,1998 г.
Клянин Р.В. Уникальные находки христианских предметов с древнерусского города Корнике. //Церковная археология. Выпуск 4. С-Петербург. 1998 г. С. 136-140.
Клянин Р.В. Комплексное изучение Городища «Городки» Веневского района Тульской области.//Теория и методика исследований археологических памятников лесостепной зоны. Липецк. 1992 г. С.208-209.
Никольская Т.Н. Редкая находка в Серенске.//Древности славян и Руси. М. Наука. 1988 г. С.45-47.
Наумов Е.П. К истории летописного «Списка русских городов дальних и ближних» // Летописи и хроники, 1973 г. М., 1974, с.150-163;
Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950 (при дальнейших ссылках — НПЛ), с.475-477.
Подосинов А.В. О принципах построения и месте создания «Списка русских городов дальних и ближних» // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978, с.40-48.
ПСРЛ, т.4. Изд.2-е, ч.1, вып.3. Л., 1929, с.623-624.
Пуцко В.Г. Гриценко Т.А. Русская металлопластика с Куликова поля // Куликово поле: вопросы историко-культурного наследия. Тула, 2000. с. 208-222.
Тихомиров М.Н. «Список русских городов дальних и ближних» // Исторические записки, т.40, 1952, с.214-259; то же в кн.: Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979, с.83-137.
Троицкий Н.И. Следы язычества на пространстве между верховьями рек Оки и Дона. Памятная кн. Тул. Губ. На 1893 г. Тула.1893.
Шебанин Г.А. Историческая география западной части Рязанского княжества XII-начала XVI в.//Великое княжество рязанское. М., 2005, с. 458-479
Янин В. Л. Новгород и Литва: пограничные ситуации XIII-XV веков. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. — с.61-70.]
Библиографическая ссылка: Клянин Р.В. Распространение христианства в Тульском крае в XII-XIV вв. (по материалам археологических исследований). Тульские епархиальные ведомости, № 13. 2010 г.