(22.05.2025)

Фотография № 1

Фотография предоставлена Музеем журналистики ТулГУ

 

Мне фотография показалась интересной. Май – месяц, когда празднуется День Победы. Этот год у нас – год Защитника Отечества. И поэтому, конечно, мимо этой темы мы не пройдем.

Всегда, когда мы говорим о конце войны, я считаю, нужно вспоминать и её начало. Причем эта фотография имеет самое прямое и непосредственное отношение к обороне Тулы осенью 1941 года. И она, я так понимаю, сохранилась в музее журналистики ТулГУ именно благодаря этому факту. Причем на ней, обратите внимание, следы то ли от кнопок, то ли от гвоздей. В общем, на каком-то стенде она достаточно длительное время провисела. Это переснятый оригинал, сильно увеличенный отпечаток. Тем не менее, переснят он хорошо.

Я никак не могу понять, где это снято. Либо это Пролетарский район, вблизи современной улицы Зорге, может быть, или на Кировском где-то. Потому что такие двухэтажные деревянные оштукатуренные дома, как ласково их тогда называли «двухэтажные бараки», это, конечно, обычное рабочее жилье. Но пейзаж не узнаю. Известно, что это Тула.

Справа, человек в шинели, единственный здесь военный действительной службы. Обратите внимание, у него на левом рукаве есть такая овальная нашивка. Её не очень хорошо видно, но я вам скажу, что там изображено. Она крапового, темно-красного цвета и на ней изображен вышитый овал, вертикально поставленный меч и «серп и молот». Это нашивка работников Народного комиссариата внутренних дел – НКВД. Причем ее носили как работники следственного аппарата, так и сотрудники других подразделений. НКВД это вообще была большая структура. Она много чем занималась. И архивы туда входили, и коммунальное хозяйство, и городской транспорт и много чего еще. В том числе и пожарная охрана, и милиция. Это, судя по всему, лейтенант войск НКВД. Потому что в Туле на улице Советской находились казармы 156 полка НКВД, который в мирное время нес службу конвойную и по охране разных важных объектов. А когда подошел враг, 156-й полк НКВД очень хорошо себя показал при обороте Тулы.  Поэтому по городу есть посвященные ему мемориальные доски. Достаточно известный эпизод обороны Тулы.

Держит он в руках винтовку, по-моему, трехлинейку, винтовку Мосина образца 1891/30 года. А перед ним то ли молодые рабочие, то ли это ученики школы ФЗО. Потому что некоторые персонажи тут совсем юные. То ли это ополченцы, то ли Тульский рабочий полк. Явно только одно – что это не кадровые военные, что он им объясняет, как обращаться с оружием, потому что они этого не знают, а им предстоит буквально в ближайшее время направиться защищать Тулу, отправиться на передовую. Причем они вооружены тоже кто чем. У кого-то трехлинейка, у некоторых более сложные винтовки – это СВТ, самозарядная винтовка Токарева. Вещь такая, достаточно сложная, но она выпускалась на Тульском оружейном заводе, где-то они тут были в складах. Говорит это о том, что вооружали их по остаточному принципу. Что осталось от боевых частей, что успели найти в складах. Может быть, это истребительный батальон. Были такие структуры, которые предназначались прежде всего для борьбы с вражескими диверсантами, парашютистами, шпионами и так далее. В любом случае, как видим, ходят они все в своем, одеты они достаточно тепло. Скорее всего это октябрь-ноябрь, то есть оборона Тулы уже достаточно близко.

Конечно, эта фотография очень хорошо передает дух времени. Это сложная эпоха. Но ничего, кое-кто, я смотрю, храбрится. В левой части снимка – точно не унывающий товарищ. Я считаю, что она очень хорошо передает дух той эпохи, поэтому обратил на неё внимание и попросил присутствующую здесь Алену Дмитриевну любезно поделиться с нами этим сканом.

 

Вернуться к оглавлению 

Прослушать комментарий Владимира Глазкова к фотографии:

Фотография № 2, 3

из семейного архива Власовой Татьяны

 

Чем нравятся мне такие фотографии. Во-первых, тоже 1941 год. Моряки – это вообще отдельная каста. Тема истории флота…Любому, кто взялся изучать историю флота, с этой темой очень сложно расстаться. Она настолько интересная, она так затягивает. С тех пор, как я стал заниматься историей флотского обмундирования, я на эти снимки начал смотреть по-другому.

Я не очень вижу, что у него на бескозырке, но по-моему в те годы еще на бескозырке было название корабля или места службы. (Реплика из зада: на бескозырке «Ленинград»). «Ленинград» – это, по-моему, лидер был такой. То есть это нечто среднее между крейсером и мощным эскадренным миноносцем. Корабль быстроходный, но при этом с достаточно серьезным артиллерийским вооружением. По-моему, «Киров» был, хотя его обычно называют крейсером, «Свердлов» и «Ленинград». Интересно, что бескозырка сшита еще с оглядками на традиции императорского флота: очень высокий околыш, белые канты, которые были восстановлены в 1940-м году и на синей фланелевой рубахе еще нет погончиков. Погончики восстановлены были в феврале 1943-го года. Очень такая вот, как сейчас модно говорить, атмосферная фотография. Вот этот рисованный фон. Причем моряки в основном народ мужественный, спокойный. Мне нравится эта фотография. Очень хорошо дух эпохи передает. А кто это? Какая степень родства, Татьяна? (Ответ Татьяны: Это старший родной брат моего прадедушки.) А, то есть он повзрослее, ему на этот момент было уже… (Реплика Татьяны: Ему было уже около 21-22 лет). Да, у него к войне, скорее всего, как раз и подошел призывной возраст. Потому что тогда призывали не в 18, а попозже. Обычно 21-22 года был призывной возраст. Очень хорошая фотография, интересная. И, судя по всему, это Ленинград? (Ответ Татьяны: Конечно, да. Он воевал там и там же остался жить)

(Реплика из зала: В мирное время сфотографировали?) Судя по всему да, хотя может быть это начало войны. Вообще до Ленинграда докатилось все очень быстро. Кстати, интересный факт, есть такое понятие «приграничные сражения 41 года»: эвакуация, вывоз запасов войсковых. Лучше всего показали себя именно моряки: у кого все планы сработали как часы, сработала морская дисциплина, планирование – это там, на флоте. На суше все получилось, к сожалению, несколько иначе. Там ситуация разворачивалась гораздо хуже. Флот смог отойти более-менее в порядке, даже часть запаса смогли вывезти. Честь и хвала, конечно, советским морякам того времени.

Здесь у одного тоже «Ленинград», а у другого что-то «Балтийское…имени Балт…». Крайний справа донашивает бескозырку старую. Она у него старой формы, это пошито, наверное, в 1930-е годы. Тоже еще, обратите внимание, без погончиков. В середине второго ряда – это сверхсрочник. Потому что фуражка с козырьком. Это какая-то такая должность, может боцманмат или боцман, то есть не простой матрос, а кто-то чуть повыше. Как тогда говорили – младший командный состав. У крайнего справа моряка на рукаве звезда – это тоже младший командный состав. Звездочка такая красная окантованная. Это четко внешний облик до 1943 года, до введения погон. И, кстати, герои обороны Ленинграда – а там же Балтфлот сыграл весьма серьезную роль, в блокадных событиях – они выглядели именно так. Далеко не все из них дожили до прорыва блокады, но вот они не знают еще… А может быть, это, наоборот, уже ближе к 1943… Датировки нет, насколько я понимаю? (Ответ Татьяны: Это в период самой Великой Отечественной войны. Там есть подпись, он на память родственникам отправил эту фотографию). Видимо, еще связь была с большой землей. Ну держатся молодцом, конечно.

 

Вернуться к оглавлению 

Прослушать комментарий Владимира Глазкова к фотографии:

Фотография № 2

Фотография № 3

Фотография № 4

Фотография № 5

Прослушать комментарий Владимира Глазкова к фотографии:

Фотография № 4,5

предоставлены Ивановой Юлией

 

Здесь, по-моему, две фотографии с велосипедами. Дело в том, что исконно тульский спорт – это велоспорт. Наш трек – один из первых, по некоторым данным, вообще, первый на территории России. 1897 год, назывался он «Циклодромом». Было здесь достаточно сильное общество велосипедистов. Я не знаю, почему так случилось, чем это было обусловлено. Велоспортом в России увлекались много где, но именно в Туле этот вид спорта был определяющим. Собственно говоря, из Тулы, из тульского велоспорта вышли многие знаменитые гонщики и чемпионы страны. И даже был такой Сергей Копылов, великолепный спортсмен, очень сложного характера человек. Но ему не повезло, в 1980-м году он на Олимпиаде в Москве занял второе место, серебряный призер. В 1984-м году наши в Лос-Анджелес не поехали. А так он лучший велосипедист мира 1982 года.

И здесь я насколько понимаю это все-таки довоенная фотография. (Комментарий Юлии: Мне кажется, что это конец 1920-х – начало 1930-х годов. Дело в том, что эту фотографию я нашла на помойке, поэтому ничего здесь не могу сказать.) Хорошая помойка-то, вы знаете! Но обратите внимание, рули эти выгнутые, характерные. Тогда спортивных велосипедов как таковых не было, были велосипеды, приспособленные для любительских гонок. Такого четкого деления не существовало. Но, судя по тому, как они одеты, наверное, действительно конец 1920-х, может быть, 1930-е. (Комментарий Юлии: У мужчины слева боты, мне кажется.) Возможно, в их одежде есть ещё дореволюционные отголоски: пиджачные костюмы, галстуки такие. У кого-то косоворотка, именно косоворотка, не вышитая рубаха, как это после войны было. Причем это явно какой-то коллективный выезд. (Комментарий Юлии: Там было несколько фотографий с разных ракурсов.) Мне кажется, это очень хорошая иллюстрация темы «Тула – родина отечественного велоспорта» и очень хорошо, что вы спасли эту фотографию. Теперь она оцифрована. Обратите внимание, желтеть уже начала, буреть. Потому что, видимо, хранилась неправильно, может быть, где-то в сарае.

Здесь четко видно: блузы с галстуками, подпоясанные рубахи. Здесь хорошо вижу, что это конец 1920-х где-то. Да, общий антураж тот же. Сюжет, велосипеды очень похожие. (Комментарий Юлии: Да, мне кажется, эти фотографии связаны. И прекрасная курица. Она попала в историю!) В Туле, между прочим, был весьма серьезный коллекционер, ныне покойный, Яков Наумович Басин. Все его знают как коллекционера-самоварщика, а он в 20-30-е годы занимал первые места на конкурсах лучших куроводов. Он очень любил животных и водил всяких породистых кур, таких хитрых. То есть водить породистую птицу это в Туле тоже было признаком хорошего тона среди городского сословия. Тульский оружейник, рабочий, ремесленник всегда стремился дистанцироваться немного от деревни, из которой весь наш пролетариат вышел. И это один из способов показать, что я не просто так, а я вот увлекаюсь… Просто здорово. Деревянный дом такой еще простецкий, бревна могучие. (Реплика из зала: Это городской дом?) Это городской дом. Какая деревня? Нет, конечно. Для деревни слишком богато здесь все.

Фотография № 6

из семейного архива Карукиной Галины

 

Увидев эту фотографию, я решил, что это не Тула. Но это Тула, только вот не сразу догадаешься где. А снято это с того места, где нынче у нас находится торговый центр Макси. Да, набережная возле него. Причем, обратите внимание, справа стоит списанный бронекатер. Бронекатер с башней от танка Т-34, они в нескольких модификациях известны. Есть с башней от танка БТ, от 34-ки. На этом месте очень долгое время был причал, там была водная база, ДОСААФ там присутствовал. Это явно ДОСААФовский катер. Тогда уже был ДОСААФ, уже был не Осоавиахим, это уже явно 1950-е. У нас традиции подготовки юных моряков в Туле очень давние, и явно это оттуда все происходит. Я, вообще, не очень представляю, как его протащили. Он все-таки хоть и небольшой, но по речным меркам корыто здоровое. По меркам именно катеров он крупный. И от него я даже следов не помню. Хотя он бронированный.

Таких катеров в Великую Отечественную было довольно много, и они сыграли очень важную роль. Например, в Сталинградской битве. Немцы хотели перерезать Волгу, зачем они рвались к Волге? Для того, чтобы отсечь доставку нефти, нефтепродуктов с юга по Волге в центральную Россию. И им оставалось совсем чуть-чуть. Почему наши так яростно и обороняли Сталинград. И в том числе Волжская флотилия, в которой таких катеров было очень много. Несколько лет тому назад в Волгограде подняли со дна похожий катер, того же проекта или близкий к нему. И когда его отреставрировали, его выставили на берегу Волги. Он весь изрешечен осколками. Это в буквальном смысле слова решето. То есть он отстреливался до последнего. Командир погиб на боевом посту, он уже погружался под воду, но успел сделать несколько выстрелов. Вот это вот мужество и слаженная работа экипажа. Для меня, честно говоря, удивительно, что один такой экземпляр добрался до Тулы. Жаль, что не дожил он, конечно, до светлых дней.

А на заднем плане, кстати сказать, это Подьячье. Где-то в тех краях обитали мои предки по материнской линии, знаменитые в Туле мороженщики. Я помню, как мне рассказывали, как пилили они лед этими, так называемыми, «кабанами». Такими кубами выпиливали еще в те времена, когда Упа замерзала, там был толстенный лед. (Реплика из зала: Там трибуны на заднем плане?) Да, они же проводили всякие мероприятия на воде: гребная база была. На фото чуть правее виден дом, как раз недалеко от нынешнего Чулковского моста, крайний справа в кадре. Он по сей день, по-моему, существует, видно его. Дело в том, что тогда и Чулковского моста в его нынешнем виде не было. Мост был дальше, от него сейчас быки остались, которые ближе к оружейному заводу. Он очень узкий был, и в 1974 году построили существующий сейчас. Там еще, помню, был павильон, стилизованный под нос корабля. Смотришь с этой стороны, с городской, он был виден. Деревянный такой, долго простоял. Снесли его уже ближе к концу 1990-х.

И, кстати, если на то пошло, были планы судоходства по Упе. Существовала дирекция Верхнеупинского, так называемого гидроузла. Были планы построить водохранилище, Упу зарегулировать, сделать плотину и там организовать судоходство. Была в Туле одна такая веселая организация – ТНИТИ. Она, собственно, и сейчас есть. У них было два катера, например, купленных под эту программу. Стояли они где-то на территории предприятия, где конкретно не знаю, но отец мне об этом рассказывал.  Это были уже примерно 1970-е годы. Так что планов было громадье, но потом Упа обмелела очень здорово. Это вообще беда всех рек средней полосы: реки мелеют, а уровень грунтовых вод, наоборот, повышается. Это и водопользование неграмотное, и застройка – много причин. Но тем не менее удивлен наличию такого бронекатера в Туле.

(Реплика из зала: А они как использовались? Как прогулочные?) Нет, почему? Я думаю, они на нем готовили будущих призывников, будущих моряков. У нас же был клуб юных моряков «Юнга», морская школа была в Преображенской церкви. У нас так исторически сложилось, что моряков достаточно много. Его поддерживать в таком состоянии, на ходу, очень тяжело. Он скорее использовался как тренировочное судно, чтобы показать. Между прочим, и после войны такие катера использовались. Они очень полезные в некоторых обстоятельствах. Так что вполне может быть, что кто-то из Тулы на них успел послужить уже после войны. Эти катера массово строились в Великую Отечественную. Танковая башня, достаточно простой корпус – в принципе такой легкий плавающий танк. Та же Волжская флотилия. Он ведь может в прибрежных кустах спрятаться и нанести урон весьма серьезный: вражеский десант отбить, баржу противника какую-нибудь потопить. Война-то была серьезная на реке. Я видел ролик, когда поднимали тот катер в Волгограде, и мне запомнилось, что все проходящие мимо корабли гудят, кто идёт по Волге. А судоходство там интенсивное. И все как один включают гудки, сирены. Приветствуют его.

 

Вернуться к оглавлению 

Прослушать комментарий Владимира Глазкова к фотографии:

Прослушать комментарий Владимира Глазкова к фотографии:

Фотография № 7

из семейного архива Игнатовой Марии

 

И опять, без войны никуда… Здесь интересно то, что, во-первых, это тоже, судя по всему, либо перед войной, либо в самом ее начале. Эта форма, когда еще погон не было. И, обратите внимание, петлица сама светлая достаточно, а окантовка темная. Если бы это были автомобильные войска, она была бы вся черная, скорее всего. А эмблема у него автомобильная: руль, крылья и колеса. И, судя по всему, это стрелковая или мотострелковая… Нет, стрелковая. По-русски говоря – это пехота. Он служит, может быть, в автомобильном батальоне или еще в каком-то моторизованном подразделении, входящем в состав стрелкового полка пехотного. Ну и парадная форма мирного времени. Фуражка еще с малиновым околышем. Малиновый цвет, как вы видите, на фотографии достаточно светлый, но он чуть-чуть отличается от защитного цвета обмундирования. И еще одна характерная деталь – гимнастерка образца 1935 года. Потайная застежка, видите? У него пуговицы плоские на груди, супатная застежка, стоячий отложной воротник. Просто иной раз как бывает? Понятно, что родственник служил, а где конкретно служил и чем занимался – неизвестно. Здесь понятно, что служил в пехотной части, но при этом что-то он водил или механиком был.

Ну и, судя по всему, это перед войной где-то. 1940-1941-й годы. Дело в том, что до 1939-го года в Советском Союзе не было всеобщей воинской обязанности. То есть в армию забирали весьма выборочно. Не могло себе государство позволить держать крупную армию мирного времени. А потом в 1939-м как ввели, и тут же народу молодого много пошло служить. И к войне они не все даже в запас успели уволиться. Поэтому такие кадры, именно предвоенные, довоенные, они тоже очень хорошо напоминают нам о тех временах, тех особенностях.

Обратите внимание, кстати, чего никогда нельзя делать. У кого есть семейный архив – пересмотрите. Видите, скрепка железная каких бед может натворить? Эти скрепки зачастую делаются вообще из черного металла. Есть никелированные, а есть просто железные. Просто зашпилили за какую-то бумагу или справку или еще за что-то. Может быть, несколько фотографий скололи вместе…

Ну вот, так получилось, что от войны и от Красной армии мы никуда.

Фотографии со встречи