Вы здесь:

Оглавление

Тульский кремль. 1930-е гг.

Тульский кремль. 1930-е гг.

Начинаем публикацию фотографий из альбома туляка Л.А. Карукина (1935–2024). Лев Аронович был интереснейшим человеком, всю жизнь проработавшим в тульской оборонной промышленности. В 1958 г. он окончил факультет «Технология машиностроения» Тульского механического института (ныне ТулГУ), трудовую деятельность начинал на Машзаводе. С 1961 г. более тридцати лет проработал в Тульском научно-исследовательном технологическом институте (ТНИТИ). Его отец, Арон Львович, уроженец Киева, жил в Туле с 1930 г., работал на Тульском оружейном заводе, позднее – в ЦКБ-14, сегодня более известном как КБП (Конструкторское бюро приборостроения). Таким образом, Лев Карукин был потомственным представителем тульской технической интеллигенции, которая играла и продолжает играть важную роль в жизни нашего города.

Как часто бывает у инженеров-оборонщиков, жизненные интересы Льва Ароновича не ограничивались работой. Вся семья – он, жена Алла Борисовна и дочь Галина – увлекалась походами на байдарках, лыжами, велосипедом. Любительской фотографией Лев Карукин занимался с 1950 года. Его первый фотоаппарат – «Фотокор» – ныне хранится в собрании ТИАМа, как и вся обширная коллекция фототехники, переданная в дар дочерью Галиной Львовной, большим другом нашего музея.

В семейном альбоме сохранилось множество интересных фотоснимков, часть из которых была сделана главой семьи, часть – подарена родственниками и друзьями. Все они подробно подписаны и датированы, для многих указаны фамилии их авторов. Просматривая эти фотографии, понимаешь, насколько в семье Карукиных любили наш город и стремились запечатлеть его историю для потомков. Долг нашего музея – поделиться с вами частичкой этой любви и общей памяти о Льве Карукине и его наследии.

Одно из самых ранних фото, хранящихся в альбоме, сделано в 1930-е гг. из окна фабрики-кухни, к тому времени только-только построенной и введенной в эксплуатацию. События революционных и последующих лет не оставили особых следов на застройке Кремля. Богоявленский собор (ныне выставочный центр Тульского музея оружия) еще сохраняет роскошное пятиглавие, утраченное много позднее, в 1950-е, при перестройке здания под нужды Тульского аэроклуба. В советских путеводителях по поводу этого храма пренебрежительно сообщали, что «здание выстроено в псевдорусском стиле и не представляет художественной ценности». Проект храма, составленный в 1853-м архитектором Тульского оружейного завода М.А. Михайловым, изобиловал отсылками к творчеству столичного архитектора Константина Тона. В объемной композиции здания нельзя не усмотреть общих черт с московским Храмом Христа Спасителя, активно строившегося примерно в те же годы.
К западу от Успенского собора еще возвышается четырехъярусная колокольня, возведенная в 1776-м. Именно на нее были ориентированы многие улицы Тулы, спроектированные по генеральному плану 1779 г., включая главную из них – Киевскую (ныне проспект Ленина). Одним словом, Кремль на фото выглядит почти таким же, как и на старинных открытках. О том, что снимок сделан на полтора десятка лет позже революции, свидетельствует лишь грузовик ГАЗ-АА, широко известная «полуторка», движущаяся в сторону улицы Металлистов. Нижегородский, а позже – Горьковский автозавод освоил их серийный выпуск в 1932-м.

Силуэт еще одного грузовика можно рассмотреть на территории Кремля, между колокольней и зданием электростанции. Труба последней еще возвышается позади башни Пятницких ворот, но из нее уже не идет черный угольный дым, докучавший тулякам три с лишним десятка лет – с 1900-го до 1933-го. Выработка энергии здесь прекратилась после того, как в Тулу пришла линия от построенной по плану ГОЭЛРО Каширской ГРЭС, а в здании бывшей электростанции разместилась первая в нашем городе высоковольтная подстанция. Здесь же с 1927 г. функционировала подстанция, питавшая постоянным током тульский трамвай. Оборудование для генерации электричества было демонтировано и вывезено на Шпицберген, где Советское государство активно занималось добычей угля. Полностью энергетики ушли из Кремля только в ХХI веке. Ныне кирпичные корпуса перестроены в застекленный атриум, используемый для музейных и выставочных целей.

За Успенским собором просматриваются деревянные строения стадиона «Зенит», открывшегося в 1929-м. Именно здесь в течение трех десятков лет рос и развивался тульский футбол. Верхнюю же временную границу снимка можно определить по упоминавшейся выше колокольне. Вечером 28 сентября 1936 г. на ее верхних ярусах начался пожар. Потушить огонь не было никакой возможности – напора пожарных насосов не хватало, чтобы подать воду на 70-метровую высоту. Случись несчастье лет на тридцать пораньше, поврежденные этажи быстро восстановили бы лучше прежнего. Советская же власть воспользовалась этим предлогом, чтобы быстренько снести наследие старого режима, что и было исполнено к весне 1937-го. От колокольни остался лишь мощный фундамент, на котором она и была воссоздана семьдесят семь лет спустя.

Мы не знаем, как и почему этот снимок оказался в альбоме. Возможно, Карукину-старшему он напоминал о работе на Тульском оружейном заводе, куда Арон Львович, выпускник Киевского политехнического, был в 1930-м мобилизован для работы в качестве военного представителя, то есть приемщика от Наркомата обороны. В правом крыле фабрики-кухни, откуда сделан снимок, судя по некоторым данным, располагалась столовая, которую посещали в том числе и работники оружейного завода.

Водитель грузовика, едущего вдоль кремлевской стены, торопится обогнать конную повозку: сделать это на узкой улице Металлистов будет гораздо сложнее, а ползти по булыжнику за «каретой прошлого» – удовольствие небольшое. Тогда, в 1930-х, считалось, что гужевой транспорт вот-вот отомрет окончательно, однако автор этих строк еще застал в детстве точно такие же повозки, как изображенная на фото. Именовались они «полок», с ударением на втором «о», и представляли собой дощатую платформу на четырех колесах, на которой можно было перевезти любой груз. «Полки» пользовались популярностью у ломовых (то бишь грузовых) извозчиков, в небольших организациях, да и просто у хозяйственных граждан. Правда, в 1970-е такие повозки ездили уже не на деревянных, а на стальных автомобильных или тракторных колесах с резиновыми шинами. На тульских улицах встречались довольно часто и окончательно исчезли только в начале 1980-х.

Вернуться к оглавлению.