


15/12/2023 — 12/05/2024
Среда — суббота с 10:00 до 19:00,
Воскресенье с 11:00 до 19:00.
Дом Крафта (Тула, проспект Ленина, 25).
Телефон для справок: +7 (4872) 70-40-58.
е-mail: info@tiam-tula.ru
О выставке
Вертикальное время
Главные герои этой выставки, помимо самой архитектуры, – люди и время.
Люди, создающие и населяющие здания, наполняющие их историями, вещами и надеждами, и люди, стирающие эти здания с лица земли. Люди, вросшие в архитектуру, внутри которой существуют, принимающие её, как вторую кожу – со всеми её пятнами, крапинами и ссадинами. И люди, видящие в ней только фон, декорацию, сомнительный антиквариат – если видят её вообще.
Другими словами, самые разные люди, мы с вами.
И Время в той его ипостаси, которая прекрасно известна искусству – как надличностное начало, превосходящее конечность наших опытов, бушующее за нашими горизонтами, но соединяющее нас с чем-то большим, чем мы – с собственно Бытием.
Другими словами, метафизическое время.
Чаще всего люди встречаются с этим большим временем как раз на территории архитектуры – может быть, сами того не замечая. Ведь именно архитектура окружает нас примерами стремительного роста и становления, мощной зрелости и востребованности, старения и разрушения – весь набор этих модусов можно увидеть за одну поездку по городу.
Также и внутри родных стен, которые сначала кажутся большими, потом делаются соразмерными нам и стареют вместе с нами, но, хочется верить, переживут нас — внутри этих стен мы проходим школу смирения перед лицом Времени.
И именно искусство способно показать нам стратегии этого смирения, врастания в иную темпоральность – кардинально отличную от нашей протяженность на оси существования.
Французский философ Гастон Башляр писал: «Поэзия — мгновенная метафизика. В коротком стихотворении поэзии надлежит выразить все одновременно — свое видение вселенной и тайн человеческой души, личность и предмет. Следуй она только за временем жизни — она будет мельче, чем жизнь; и только останавливая жизнь, только проживая сиюминутную диалектику радости и страдания, поэзия может превзойти жизнь. Следовательно, она воплощение самой одновременности, когда даже разорваннейшее бытие обретает цельность… Время поэзии — вертикально».
Разумеется, сказанное справедливо не только для поэзии. Вертикальное время – это в равной степени измерение художников, фотографов, архитекторов, музыкантов. Всех тех, кто способен видеть окружающую жизнь единомоментно во всех её фазах – как вспышку генезиса, как замедленный фейерверк цветения и счастья, как музыку шипящих искр, сливающихся с землей, но сохраняющих заряд, который явил их миру.
Давайте попытаемся перенять этот опыт искусства, войти в измерение вертикального времени, вспыхивающего, угасающего и вновь сияющего в архитектуре. Потому что такой навык даст нам возможность и самих себя увидеть в темпоральности творения – внутри многоярусных столпов бытия.
Денис Бычихин
Двадцать первый век можно было бы назвать веком памяти. Память занимается связью и преемственностью, а история, которой мы успели наесться в самом недавнем прошлом, то ли ищет уже существующие разрывы, то ли сама создает их.
Наша выставка посвящена памяти: это не только память самой архитектуры, но и воспоминания об архитектуре. Пять художников – Армен Аганесов, Елена Лузгина, Дмитрий Сироткин, Светлана Кошелева и Артем Лоскот – предлагают свой взгляд на проницаемые и непроницаемые границы в архитектуре, на сосуществование разных временных пластов в одной постройке и, главное, на то, как время сотрудничает и враждует с архитектурой и архитекторами.
Утрата архитектурой формы не означает утраты самой архитектуры. Как писал Георг Зиммель в эссе «Руина», разрушенное здание всегда сохраняет больше от изначального замысла, чем разбитая статуя или разорванный холст. Можно, как предлагает Зиммель, считать руину материей, постепенно утрачивающей форму, или же наоборот, формой – может быть лишенной функции, а возможно и приобретающей новые функции. Новые руины, постоянно появляющиеся в наших городах, противоречат холодной чистоте модернизма не только потому, что объединяют искусственное и естественное, но и по причине возникновения не предусмотренных заранее функций, порождающих на остатках прошлого все новые формы, и так до бесконечности.
В любом случае, принадлежность руины к архитектуре несомненна, но это, как ни странно, в большей степени ландшафтная архитектура. Руина пребывает на грани между архитектурой и природой, с течением времени все дальше уходя в природу. Однако она не химера, а органичное соединение двух противоположных начал, пожалуй – единственно возможное.
Владислав Дегтярев, культуролог, автор книг «Мадонна среди руин», «Барокко как связь и разрыв»
Художники

Дмитрий Сироткин
Родился в 1969 году в Ленинграде.
Фотограф, художник, дизайнер книг. Член Союза художников России. С 2013 года сотрудник редакционно-издательского отдела Государственного Эрмитажа.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.
2003 — Рождение града, выставка под открытым небом на здании Главных императорских конюшен Санкт-Петербург.
2008 — Критика цвета, Музей Анны Ахматовой, Санкт-Петербург.
2021 — Ultimum Astrum, Севкабель Порт, Санкт-Петербург.
2022 — Конец Истории, Севкабель Порт, Санкт-Петербург.
С 2021 — участник международной ярмарки современного искусства Cosmoscow.
Участвовал во многих международных книжных и художественных ярмарках, в числе которых Art Fair Frankfurt (2000—2002), Kunst Köln (2002, 2006).
Северогерманская ярмарка печатной графики в Оксфорде (2003, 2005), Международная книжная ярмарка во Франкфурте-на-Майне (2000—2005).
Работы Дмитрия находятся в коллекциях Мультимедиа Арт Музея, Государственного Эрмитажа, Баварской государственной библиотеки, Саксонской земельной библиотеки и Музее Клингшпора (музее искусства книги и шрифта) в Оффенбахе-на-Майне.

Светлана Кошелева
Родилась в 1974 году в Мариуполе.
Художник-график, член Союза художников РФ, преподаватель Тульского колледжа искусств им. А.С. Даргомыжского.
Живет и работает в Туле.
2010 — Пейзажи города N, выставочный зал посёлка Ленинский Тульской области.
2016 — Тихая графика, ТИАМ.
2017 — Между прочим и землёй, ТИАМ.
2020 — По ту сторону Тулы, Творческий индустриальный кластер «Октава», в составе проекта «Opus graphicum».
2020 — Признаки жизни, ТИАМ, в составе проекта «Opus graphicum».
Работы Светланы хранятся в Тульском историко-архитектурном музее, музее-заповеднике В.Д. Поленова, Краснодарском областном художественном музее им. Ф.А. Коваленко, коллекциях печатных студий «Atelier KiTCHEN PRINT» (Épinal, Франция), «Green door printmaker studio» (Derby, Великобритания), «Hot Bed Press» (Salford, Великобритания).

Армен Аганесов
Родился в 1977 году в Самарканде.
Художник-график, преподаватель, член Союза дизайнеров России.
Живет и работает в Туле.
2011 — Серийное производство, музей «Тульский некрополь».
2007-2018 — Через Чур (совместно с Леной Лузгиной), ТИАМ.
2020 — По ту сторону Тулы, Творческий индустриальный кластер «Октава», в составе арт-группы «Opus graphicum».
2021 — Автономный пейзаж, ТИАМ.
2022 — Мета места, Крапивенский музей, отдел музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».
Работы Армена хранятся в Тульском историко-архитектурном музее, Крапивенском музее, отделе музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», Галерее национальной графики, Армения, частных коллекциях.

Лена Лузгина
Родилась в 1976 году в Туле.
Художник-график, член Союза художников РФ, дизайнер и преподаватель Тульского колледжа искусств им. А.С. Даргомыжского.
Живет и работает в Туле.
2011 — Серийное производство, музей «Тульский некрополь».
2015 — Охотники за красотой, Выставочный зал Тульского отделения Союза Художников РФ
2017 — Через Чур (совместно с А. Аганесовым), ТИАМ.
2020 — По ту сторону Тулы, творческий индустриальный кластер «Октава».
2020 — Признаки жизни (совместно с А. Аганесовым, М. Головкиной, С. Кошелевой), ТИАМ.
Работы Лены хранятся в Тульском историко-архитектурном музее, Калининградском областном музее изобразительных искусств, Курганском областном художественном музее, Крапивенском музее, отделе музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», Osten Galerija, Северная Македония, частных коллекциях.

Артем Лоскот
родился в 1983 году в Судаке.
Художник-график, мультипликатор, фотограф, видеограф, режиссёр, музыкант и поэт.
Живет и работает в Туле.
2013 — МУМИЙ ТРОЛЛЬ / LEROY BROTHERS — «Witness Your World» , ММOMA.
2019 — Движение воображения ,ТИАМ.
2021 — Созерцатели солнца, ННГУ имени Н. И. Лобачевского.
2022 — После затмения, ТИАМ.
2023 — Левша. Очень медленное чтение, ТИАМ.
Работы Артема хранятся в Тульском историко-архитектурном музее, Судакской централизованной библиотечной системе городского округа Судак, Научной библиотеке НГУ, Французском институте при Посольстве Франции в России, частных коллекциях.