Так (не) бывает. Вячеслав Колейчук. Объекты
Собрание семьи художника

Дата: 12/04 — 15/09/2024

 

вторник – воскресенье 10:00–20:00

Место: Нимфозориум (Тула, ул. Металлистов, 19).

Произведения Вячеслава Колейчука находятся на границе искусства и науки, художественного творчества и технического изобретательства. Важно понимать, что большинство объектов художника были созданы в докомпьютерную, доцифровую эпоху. Но это было время, когда в идейном и культурном универсуме человека особое место занимала вера во всесилие научно-технического прогресса. Факты науки и техники переходили в область элитарной и массовой культуры, присваивались ею: научно-технический дискурс присутствовал в литературе, публицистике, живописи, кино и телепередачах. «Итээры» – выпускники технических вузов, младшие и старшие научные сотрудники, лаборанты и аспиранты, кандидаты и доктора многочисленных НИИ – создавали особую среду, в которой научные дискуссии становились массовым и культурно значимым явлением. Наука становилась частью визуальной культуры, схемы, рентгенограммы, конструкции создавали новую образность.

Выставка «Так (не) бывает» — это попытка осмысления творчества Вячеслава Колейчука в контексте его времени, специфичными чертами которого были всеобщий культ научного знания, упоение космосом, технический оптимизм, смелые гипотезы и мечтания, приводившие зачастую к невозможности отделить научное от фантастического. Невероятное, загадочное, пророческое реверсивно встраивалось в научный дискурс. Это было время, которое обещало освобождение от земного притяжения в прямом и переносном смысле, давало надежду на новую жизнь, на радикальное обновление человека и человечества. И средством этого обновления мыслились наука и техника. Всё это являлось информационным фоном для художника и не могло не влиять на его творчество.

 

Куратор – Лилия Кашенцева
Логистика экспонатов, учет и хранение – Наталья Курбатова
Графический дизайн – Алексей Домбровский
Дизайн экспозиции – Ирина Картавых, Ирина и Армен Аганесовы
Авторы текстов – Лилия Кашенцева, Ирина Картавых, Юлия Михалева, Алексей Домбровский, Владислав Дегтярев
Техническая команда – Владимир Рощин, Александр Буренков, Татьяна Кошелева

Музей выражает искреннюю благодарность Анне Колейчук за предоставленные произведения и мемориальные предметы, а также за участие в подготовке выставки.

СМИ о выставке

Выставки недели в России: выбор «Артгида». Май 2024


Вне земного притяжения:
в «Нимфозориуме» открылась выставка Вячеслава Колейчука
«Так (не) бывает»

Вячеслав Колейчук: о произведениях

Кинетические объекты

Кинетизм (от греческого kinetikos – движение, приводящий в движение) – область художественного творчества, основанная на идее движения, понимаемого широко – от физического перемещения до любого изменения или трансформации объекта в процессе созерцания зрителем.
Вячеслав Колейчук в своих работах использовал как визуальные эффекты, так и механическое движение. «Живая линия» (1980) кажется зрителю постоянно меняющейся нитью, а в основе иллюзии — вращение жесткого изогну¬того металлического прута. В «Космосе» (1976) движение «небесных тел» можно наблюдать внутри параболи¬ческого зеркала, к которому подвешен на тонких ниточках мобиль из оптического стекла. Идею кинетического рельефа «Сферы» (1971) художник подсмотрел в обычном курином бульоне. Линзы-«жиринки» превратились в оптические линзы, вклеенные в плексиглас, которые вращаются на фоне линеарной структуры, тем самым создавая сложный рисунок парящих сфер, напоминающих солнечную систему.

Самонапряжённые конструкции

Опытами по разработке самонапря­женных конструкций Вячеслав Колейчук занялся, будучи студентом Московского архитектурного института. Изучая теорию и практику русского авангарда 1920-х годов, он обратил внимание на работу малоизвестного «художника-инже­нера» Карла Иогансона. В простой структуре, состоящей их трех металлических стержней, соединенных тросами-растяжками, он увидел «пространственный модуль из нового класса конструкций», открытый в конце 1950-х годов Ричардом Бакминстером Фуллером и названный им «tensil-integrity» («напряжение-целостность»). На основе этого модуля во вто­рой половине ХХ века сооружали мосты, сетчатые перекрытия, радиотелескопы. Колейчук считал изобретателем этой системы русского конструктивиста Карла Иогансона.

Из комби­наций подобных элементов В. Колейчук создавал пространственные ком­позиции. «Башни», «Мачты», «Кры­лья», «Парящие арки», «Иероглифы» — вот далеко не полный перечень произведений художника, в основе которых лежит принцип самонапряженных конструк­ций. Одна из самых совершенных скульптур художника — «Стоящая нить» (1976). Натянутая, подобно тетиве лука, она как будто опровергает закон зем­ного притяжения. Спираль — символ бес­конечности — у Колейчука обретает удвое­ние, напоминая о структуре молекулы ДНК, и показывает возможность бес­конечного развития форм на основе повто­ряющихся элементов.

Самая внушительная самонапряжённая конструкция Колейчука – это 13-метровая скульптура «Атом», установленная в 1967 году на площади Института атомной энергии им. И. В. Курчатова в Москве. Она представляла собой шестиметровый ажурный шар, стоящий на одной точке, как бы зависший в воздухе и слегка движимый потоками воздуха.

Звуковые объекты

Овалоид – акустический инструмент из группы идиофонов (самозвучащий инструмент). Создавался В. Колейчуком в период с 1994 по 1996 год.

Инструмент имеет широкий диапазон тембровых и высотных характеристик звучания: от литавр — до колокольчиков, от звуков, подобных голосу — до квазисинтезаторных, искусственных. Звуки из овалоида можно извлекать палочками, смычком и различными тёрочками из кожи, резины, стекла, металла и пр. Когда Константину Райкину в постановке «Превращение» (по произведению Ф. Кафки) потребовалось необычное, «неземное» музыкальное оформление, он пригласил Колейчука. Партия овалоида была написана Александром Бакши. Также с помощью этого инструмента создавались музыкальные произведения Станиславом Крейчи («Исповедь», 1998; «Рождение вертикали», 1999; «Овалоиада», 1999); Хорхе Кампосом («Кон-Тики», 1996); Татьяной Михеевой («Музыка для звучащих объектов», 2004); Николаем Хрустом («Сотворение мира», 2013) и др.

Самонапряжённые колокола звуковой арт-объект, созданный В. Колейчуком в середине 80-х годов в ходе экспериментов с самонапряженными системами конструктивиста 1920-х Карла Иогансона. Колейчук придумал оригинальный способ соединения стальных трубочек и тросов и в какой-то момент понял, что из них можно создавать звучащие самонапряжённые конструкции. Разнообразные конфигурации из стальных нержавеющих тросов и трубочек разных диаметров, длины, толщины стенок позволяли создавать различные тональности звучания. Колокола звучали как от удара по трубочкам (звон), так и от касания струн (нежный отзвук, «тень звона»).

Невозможные объекты

Невозможный объект, неразрешимая фигура – это тип оптической иллюзии, в результате которой фигуры, изображённые на плоскости, воспринимаются как трёхмерный объект. При внимательном рассмотрении таких фигур видны противоречивые соединения их элементов, и создаётся иллюзия невозможности их существования в трёхмерном пространстве. Примеры невозможных объектов: кольца Борромео, невозможный куб, лестница Пенроуза, треугольник Пенроуза, невозможный трезубец.
Треугольник Пенроуза — невозможный объект, который случайно придумал шведский художник Оскар Рейтерсвард в 1934 году, когда рисовал во время урока латинской грамматики в гимназии. Он изобразил треугольник в виде набора кубиков. В 1980 году вариант невозможного треугольника от Рейтерсварда был напечатан на шведских почтовых марках. В 1950-е независимо от Рейтерсварда треугольник был описан психиатром Лайонелом Пенроузом и его сыном Роджером, выдающимся математиком. Широкую известность эта фигура обрела после опубликования в 1958 году их статьи о невозможных фигурах в «Британском журнале психологии».

Треугольник Пенроуза выглядит как объект, состоящий из трех прямых балок квадратного поперечного сечения, которые сходятся в вершинах попарно под прямыми углами. Архитектор и художник Вячеслав Колейчук исследовал возможности перевода в объем плоскостных изображений невозможных фигур, в том числе, знаменитого «Треугольника Пенроуза». Он проанализировал двухмерные «несуществующие объекты» как обычные проекции и создал пространственные объекты, соответствующие заданным проекциям.

Самоколлаж

Вячеслав Колейчук назвал «самоколлажем» изобретенную им технологию трансформации изображения. Художник стремился обнаружить в обыденном иное измерение и добивался этого простой перестановкой частей изображения внутри него самого. При этом он пользовался только ножницами, клеем и своим особым видением. В отличие от обычного коллажа самоколлаж создавался без использования дополнительных иллюстраций, строго из одного изображения. Вырезанные фигуры художник переставлял, поворачивал и комбинировал так, чтобы создать эффект движения и объема. В итоге на листе проступала новая реальность, ранее скрытая в изображении. Так, например, в привычном пейзаже возникали космические объекты, и изображение приобретало новые смыслы.

Светостереографика

В основе нового направления, изобретенного В.  Колейчуком в начале 1990-х годов, лежит  графическая техника, получившая в дальнейшем несколько названий — штриховая стереография, светостереография, бликостереотектоника, «живая графика». 

Новый графический способ художник обнаружил случайно: в процессе шлифовки металла он заметил, что при падении луча света на испещренную штрихами поверхность металлического листа создается ощущение парящего изображения. По сути, штриховая стереография — это способ гравировки изображения на гладкой поверхности (железо, латунь, дерево, медь, алюминий, металлическая фольга и т.п.), позволяющий создать иллюзию объёма в луче направленного света. Возникает эффект голографического изображения, но без специальных технических приспособлений. Появляющиеся изображения не только объемны, но и динамичны: они меняют конфигурацию и перемещаются в пространстве при движении зрителя. Для усиления этого эффекта автор иногда помещает гравированные пластины на специальные вращающиеся постаменты, как, например, известную инсталляцию – «Три стакана». В этой работе для создания еще большей оптической иллюзии художник размещает рядом с виртуальными стереостаканами реальный граненый стакан.

«Кин-дза-дза»

Гравицапа, тренклюкатор, цак – эти и многие другие предметы вымышленного мира кинокартины «Кин-дза-дза» являются плодом фантазии Вячеслава Колейчука. В качестве технического задания режиссер фильма Георгий Данелия дал художнику только список необычных слов, которые затем превратились в названия объектов.

Первоначально Колейчук хотел остановиться на стиле хай-тек — полированный металл, высокоточное исполнение. Но после поездки на место съёмок — в пустыню, где металл мгновенно окисляется вследствие запредельной концентрации солей, — у него появилась идея сделать всё ржавым, но работающим, светящимся, вращающимся и движущимся. Он решил, что это как нельзя лучше подойдет для пустынного ландшафта фантастической планеты.

Об авторе

 

Вячеслав Колейчук

16 декабря 1941, дер. Степанцево Клинского р-на Московской обл.

9 апреля 2018 года, г. Коломна

1960-1966
Учится в Московском архитектурном институте на факультете градостроительства

1966-1967
Участник группы художников-кинетистов «Движение»

1967
В составе группы архитекторов разрабатывает и реализует проект оформления павильона СССР на ЭКСПО-67 в Монреале, Канада

По заказу Института атомной энергии имени И.В. Курчатова создает кинетическую монументальную композицию «Атом» на площади Академика Курчатова в Москве. Открытие состоялось 7 ноября 1967 года. Почта СССР выпускает марку с изображением «Атома»

1968–1969
Восстанавливает пространственную композицию Александра Родченко «Овал в овале» из коллекции Георгия Костаки

1975
Разрабатывает и реализует проект оформления павильона СССР
на ЭКСПО-75 в Окинаве, Япония

1977-1994
Заведует группой формообразования отдела теории и истории дизайна Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики
(ВНИИТЭ), Москва

1985
Создает монументальную композицию «Крылья» для павильона СССР на выставке ЭКСПО-85. Цукуба, Япония

1985-1986
Участвует в создании материальной среды, реквизита и музыкальных инструментов для кинофильма «Кин-дза-дза!» (студия «Мосфильм», режиссер Георгий Данелия)

1990-е
Осуществляет реконструкции работ русских конструктивистов Александра Родченко, Владимира Татлина, Карла Иогансона, Наума Габо, Густава Клуциса, Татьяны Макаровой

1992-1993
Реконструкции работ Карла Иогансона, осуществленные Вячеславом Колейчуком, представлены на выставке «Великая утопия», Schirn Kunsthalle, Франкфуртна-Майне; Stedelijk Museum, Амстердам; Музей Соломона Р. Гуггенхайма, НьюЙорк; Государственная Третьяковская галерея; Государственный Русский музей

1995
Создает сценографию для спектакля «Превращение» по рассказу Франца Кафки с использованием авторских акустических инструментов «Овалоид», «Проволокофон», «Самонапряженные колокола». Театр «Сатирикон», Москва

1997
Получает звание советника Российской академии архитектуры и строительных наук.
В соавторстве с московскими коллегами организует дизайнерскую школу «Новый ВХУТЕМАС»

1998
Становится лауреатом Государственной премии России в области литературы и искусства.
Начало работы над проектом «Тотальный театр Вячеслава Колейчука» (совместно с Анной Колейчук), соединяющим звуковые и пластические перформансы с мультимедиаинсталляциями и объектами.

2006
Осуществляет реконструкцию зала конструктивистов Второй весенней выставки ОБМОХУ 1921 года в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Создает и экспонирует шестиметровую версию «механической конструкции» Карла Иогансона для Международного фестиваля ландшафтных объектов
в Никола-Ленивце «Архстояние-2006»

2009
Мультимедийный перформанс «Путешествие квадратика» номинирован на премию «Золотая маска» как «Лучший спектакль-эксперимент»

2018
Избран академиком Национальной академии дизайна

Совместно с Анной Колейчук и Дмитрием Колейчуком работает над воспроизведением монументальной цветодинамической скульптуры «Атом» для Музея современного искусства «Гараж», Москва. Открытие скульптуры состоялось 6 мая 2018 года уже после смерти автора.

С 5 июля по 2 августа 2018 года в Государственном центре современного искусства (Москва) прошла выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука»

2021

Персональная выставка «Вячеслав Колейчук. Живая линия» в Новой Третьяковке

Произведения Вячеслава Колейчука представлены на выставке «Столпы
русского авангарда. Три точки зрения». Совместный проект Пермской художественной галереи, Международного Дягилевского фестиваля и московской галереи «ГРОСарт», Пермь

2022
Шестиметровая «Реконструкция механической самонапряженной структуры Карла Иогансона» Вячеслава Колейчука представлена в рамках проекта «При

чем тут Малевич?» в Парке Малевича, Московская область

Ирина Горлова/ Всякая форма есть мир. О невозможных объектах Вячеслава Колейчука

Анна Колейчук об «Азбуке Колейчука»