Тульский историко-архитектурный музей и Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля в рамках фестиваля «Хомяков home. Поэзия» представляют проект, посвященный усадьбе Богучарово и ее владельцу А.С. Хомякову, поэту, художнику и публицисту, богослову, философу, основоположнику раннего славянофильства.

Именно при нем усадьба достигает своего расцвета. В композицию усадьбы входили: господский двухэтажный дом, цокольный этаж которого был каменным, а верхний деревянным, Сретенский храм с колокольней, дом управляющего, липовый парк в регулярном стиле, система прудов, помещения для жеребят.

В Богучарове располагались винокуренный завод и фруктовые сады. Алексей Степанович сажал яблони, груши, вишни, кусты смородины, в оранжерее вызревали экзотические фрукты – бананы и ананасы.

С 1832 по 1860 гг. Алексеем Степановичем Хомяковым в Богучарове были написаны многие философские и исторические сочинения, стихотворения и публицистические статьи, здесь бывали Н.В. Гоголь, Н.М. Языков, А.В. Веневитинов и многие другие видные деятели того времени. Здесь велись разговоры и споры, играли в карты, ходили на охоту.

Сейчас сложно себе представить ту жизнь, которая протекала здесь 100 – 200 лет назад, кажется, что это было в какой-то совсем другой реальности, как во сне… Но сон – это в то же время состояние, в котором можно увидеть не только прошлое, но и, возможно, почувствовать будущее.

Наша цель не представить подробную биографию Алексея Степановича Хомякова, но через изображения, фотографии, портреты воспоминания и письма представить жизнь хозяина и усадьбы в период ее расцвета, через прошлое, обращаясь в настоящее и представляя будущее.

Выставка будет состоять из 5 частей, из 5 «снов», каждый из которых будет посвящен конкретной части усадьбы, с одной стороны, с другой стороны, А.С. Хомякову, в частности, его взглядам и творческому наследию.

На выставке будут представлены изображения из фондов Гсударственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, Государственного исторического музея и других собраний.

Сон первый. «Тихий, темный, вечный дом».

«Сон» первый посвящен дому, дому как месту, где живут, дому, как месту, где рождались идеи, шли споры о России, где Россия представала, как дом.

«…они хотели бы и весь мир видеть устроенным по-родственному, как одно огромное чаепитие дружных родственников, собравшихся вечерком поговорить о каком-нибудь хорошем вопросе», — писал о славянофилах П.А. Флоренский.

Господский дом представляет собой П-образное в плане здание, стоящее в центре усадьбы, которое строго ориентировано по сторонам света. Его главный фасад протянулся почти на 80 м, к его входам подходит главная аллея. Вытянутым фасад выглядит из-за пристроенных флигелей, которые соединены переходами с основным объемом. Изначально здание имело вид вытянутого прямоугольника.

Во времена Алексея Степановича Хомякова дом представлял собой просторное помещение, которое состояло из 4 больших и нескольких маленьких комнат, которые разделялись коридором, заставленное мебелью разных времен и разных стилей. Стены украшали картины, портреты, скульптуры, в доме была богатая библиотека.

В данной части будут представлены: фотографии дома, внутренние интерьеры; в сопровождении цитат из писем, работ Хомякова; сборник стихов Хомякова с дарственной надписью его сына, гости дома.

Сон второй. «Вкруг дома липовые рощи»

К востоку от господского дома находился регулярный липовый парк, спускавшийся к Верхнему и Среднему прудам.

Второй «сон» Посвящен не только парку вокруг усадьбы и природе, но и хозяйственной деятельности, которую вел А.С. Хомяков.

Алексей Степанович активно занимался вопросами освобождения крестьян и усовершенствования ведения сельскохозяйственных работ, что достаточно часто встречается в переписке Хомякова.

В данной части будут представлены: фотографии парка; графика, живопись с деревенскими видами и жанровыми сценками из крестьянской жизни (фонды ГМИРЛИ имени В.И. Даля), в сопровождении цитат.

Сон третий. «Церковь одна»

Храм в усадьбе Богучарово был построен в 1840 г. по проекту А.С. Хомякова и крепостного архитектора С. Александрова. 25 мая 1840 года А.С. Хомяков писал своему другу А.В. Веневитинову: «Начну с просьбы. Податель сего письма, отпущенный мною на волю человек Сергей Александров, ремеслом архитектор, весьма не бездарный, строитель того Великого собора Боучаровского, который тебе известен, едет в Петербург выхлопотать себе звание вольного художника». Называя Александрова «новым Пиранези или Палладио».

В конце XIX века, после смерти Алексея Степановича, его сыном Дмитрием, была выстроена колокольня, архитекторами Н.В. Султановым и П.В. Жуковским, как писал Султанов: «Мы с Жуковским выстроили Хомякову в его Тульском Богучарове колокольню совершенно в характере башни в S.Marco и S.GiorgiMagyiore, так что у бедной венецианской покойницы осталась внучка в России».

Соединение разных стилей очень символично и выводит на тему отношения Хомякова к религии. В данной части будут представлены и высказывания Хомякова относительно веры, православия и церкви.

В данной части: фото Сретенской церкви, цитаты из писем и работ Хомякова

Сон четвертый. «Прекрасна любовь с вечно свежим венком»

Четвертый «сон», посвящен отношениям Хомякова и его жены, которая помогала ему в издательских делах, которую он называл единственной любовью своей жизни и величайшим счастьем, «какое может дать жизнь земная». Они венчались в 1836 году и прожили счастливых 16 лет, часто проводя лето в Богучарове. Алексей Степанович после смерти писал в одном из писем, что каждая трапинка в усадьбе помнит ее шаги и хранит воспоминания о ней.

Представлены: живописные портреты Хомякова и его жены и цитаты из писем

Сон пятый. «Поэт, механик и филолог,
Врач, живописец и теолог».

Посвящен самому хозяину дома – А.С. Хомякову. Каким мы видим его на портретах и фотографиях и каким он предстает в воспоминаниях современников.

 

Мы открыты:
среда — суббота с 10:00 до 19:00,
воскресенье с 11:00 до 19:00.

ТИАМ, Дом Крафта (проспект Ленина, 25).