
Афиша: Алексей Домбровский
14/03 – 14/09/2025
- Вторник-воскресенье: 10:00-20:00
- Нимфозориум (улица Металлистов, 19)
Выставка посвящена малоизвестной стороне жизни тульских оружейников. Она рассказывает о том, как мастера, известные своим вкладом в оружейное дело, занимались, как ни странно, также и сельским хозяйством, в частности — выращиванием яблок.
На выставке представлен ряд графических документов из фондов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), относящихся к истории Тулы и Тульского оружейного завода периода 1740–1897 годов. А также произведения художников Евгения Стрелкова (Нижний Новгород) и Анны Мартыненко (Санкт-Петербург).
6+
Экспликация:
«В России свыше тысячи городов. Сколько из них мы знаем? Сколько – не просто знаем, а представляем – что это за город, где находится, как живет, чем славится. Тула без сомнения известна большей части населения нашей страны. Более того, есть сложившийся «репертуар» брендов: пряники, самовары, гармони, но, в первую очередь, оружие. «Тула веками оружие ковала, стала похожа сама на ружье» — очень верное замечание, действительно похожа. Да и вообще, оружие для Тулы не просто бренд – это её дух, нутро, почва под ногами. К счастью это или к сожалению – не вопрос данной выставки. Но в урбанистке принято считать, что город – это сложноустроенный организм, в котором важную роль играют соотношения и соразмерности – людей и домов, парков и заводов, торговых центров и театров, скамеек и парковок, старого и нового, престижного и маргинального. И крен в ту или иную сторону нарушает равновесие. Обращение к совершенно забытому сюжету об оружейниках, которые мастерски делали прививки и разводили плодовые сады, – это одна из множества попыток движения в сторону баланса, а значит, в каком-то смысле и спасения.
Почему сюжет о садах полностью вычеркнут из городской памяти, традиций, историй, наших ностальгических переживаний и амбиций? Это о чем-то говорит? Есть ли у Тулы природное содержание – солнечные дни, цветущие деревья, восхитительные закаты, пленительные дали? Почему в городе нет, к примеру, ботанического сада, почему так мало бульваров, аллей, парков и садов? Это проблема. Но она заключается не только в дефиците красоты и чистого воздуха. Возможность видеть, как из почек распускаются листья, потом стареют и опадают, а потом снова распускаются – значит, получать подтверждение, что жизнь продолжается и будет длиться всегда. Это значит – иметь образ будущего. Не свидетельствует ли утрата образа сада о том, что мы потеряли образ будущего? Размышления (страхи, сожаления) об этом уже стали чем-то привычным в современном мире. Поэтому образ сада так важен сегодня. Человек, задумавший и посадивший сад, может не застать поры его цветения и плодоношения. Только уверенность в будущем (и не столько в собственном, сколько в будущем других) позволяет выращивать сады. В основании этого занятия лежит существенный для любого развития принцип – готовность к отложенному результату: сегодняшние усилия, труд и терпение – все это ради цели, которая будет достигнута потом, не сейчас, возможно, не нами. В то же время сад, как это ни парадоксально звучит, олицетворяет наследие. Потому что работа с наследием, это не возвращение прошлого, это возделывание того, что мы оставим после себя. Мы предлагаем подумать об этом, припоминая попутно, что Тула когда-то утопала в садах. Кто знает, может быть, одно только это усилие станет маленьким, почти незаметным шагом вперед».
Лилия Кашенцева
На выставке представлен ряд графических документов из фондов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), относящихся к истории Тулы и Тульского оружейного завода периода 1740–1897 гг. Все они хранятся в архивном фонде 349 (Главное инженерное управление). Военно-инженерное ведомство в числе прочих своих функций занималось составлением карт и планов городов и иных местностей Российской империи, в которых находились казенные здания, а также изготовлением рисунков этих зданий (планы, фасады, разрезы и иная строительная документация). В Туле к казенным зданиям относились прежде всего Тульский оружейный завод и Арсенал. Целый ряд документов отображает их фактическое состояние в различные годы, а также перспективные планы развития, реализованные лишь частично. Среди картографических документов в фондах архива отложились планы Тулы с указанием местоположения Кремля, оружейного завода и казенных строений, планы территории оружейного завода (в том числе расположения оборудования в цехах), рисунки фасадов и иных деталей различных зданий. Особую ценность этим документам придают автографы заводских архитекторов, начальников и иных должностных лиц завода. Все представленные на выставке графические документы публикуются впервые.

«Железный садовод»
«Фильм создан на основе текста тульского помещика и просветителя Василия Лёвшина (1746-1826) и посвящён местным оружейникам, прославившим свой город не только изготовлением сложных и богато украшенных изделий из металла, но и редким увлечением – садоводством.
Тульские оружейники-надомники заботливо ухаживали за собственными плодовыми деревьями и брались устраивать сады и питомники у соседей в Калужской, Орловской и Московской губерниях. Будучи признанными мастерами в деле прививок саженцев они вывели замечательные сорта яблок, получивших широкое распространение.
Фильм иллюстрирован фрагментами старинных гравюр, панорамами и планами оружейного завода и самой Тулы, изображениями сортов яблок из книг знатного туляка, первого русского помолога Андрея Болотова, а также рисунками из более поздних руководств по яблочному садоводству».

«Яблоневый сад»
Проект посвящен пространству яблоневого сада: здесь слышны шаги садовода, жужжание пчел, шум ветра в листве, стук о землю созревших плодов и разные другие звуки, связанные с жизнью сада. Свободно спускающиеся провода питают динамики, которые расположились на колонне следуя логике растительного мотива. Работая попеременно, они создают вокруг себя живое пространство.
Технология и природа встречаются в инсталляции также, как ремесло заводчан и мастерство возделывания сада.

О том, как появилась экспозиция, рассказывает сотрудник ТИАМа Владимир Глазков:
«Несколько лет назад мне довелось выявить в фондах Российского государственного военно-исторического архива в Москве большое количество документов, относящихся к истории Тулы.
Основную их часть составляли карты и планы города различных эпох — с XVIII по конец XIX столетия. Также там были планы оружейного завода, чертежи казенных зданий и тому подобное.
Рассматривая их, можно представить наш город в неожиданном свете — например, таким, каким он был до большого пожара 1834 г. или даже до утверждения Генерального плана 1779 г.
Все документы нарисованы и раскрашены вручную. На некоторых можно видеть подписи знаменитого тульского архитектора Козьмы Сокольникова. Некоторые планы, предназначавшиеся для коронованных особ, представляют собой настоящие произведения графического искусства. Ни один из них ранее не публиковался, и поэтому все они оставались неизвестными даже профессиональным историкам.
Конечно же, у меня сразу возникла мысль продемонстрировать все эти локальные шедевры как специалистам по истории Тулы, так и всем тулякам, интересующимся историей родного города.
Однако нельзя просто так взять старые планы, скопировать их и предъявить на всеобщее обозрение. У любой выставки должна быть идея, концепция, без которой она была бы просто ни о чем не говорящим набором предметов. Здесь-то и пригодился огромный опыт и высокий профессионализм сотрудников ТИАМа, и прежде всего, конечно, директора Лилии Кашенцевой. Именно ей принадлежит идея связать рост и развитие Тулы с таким неожиданным для многих занятием тульских оружейников, как выращивание фруктовых садов.
Двести лет назад слава тульских садоводов гремела по всей России, да еще и полвека назад Тула была городом садов — с верхних этажей редких многоэтажек открывалось море зелени, сквозь которую пробивались крыши частных домиков. Среди таких садов выросло много поколений тульских оружейников, поэтому мы и назвали выставку «Другая почва».
