Выставка-исследование «Правдивая история жизни, смерти и воскресения аптекаря Крафта»
Выставка основана на вымышленном жизнеописании тульского аптекаря Константина Андреевича Крафта, жившего в Туле на рубеже XVIII-XIXвеков в доме, в котором сегодня располагается музей. Квазинаучную историю сочинил и нарисовал художник Леонид Тишков. По замыслу художника в проект были вовлечены 12 участников — «12 ключей от Дома Крафта», — которые символически открыли двери к главной теме, неизмеримо более сложной, чем просто жизнеописание обрусевшего немца.
В 1998 году был основан историко-архитектурный и ландшафтный музей «Тульский некрополь». Это событие явилось своеобразным оммажем протоиерею о. Ростиславу (Лозинскому) (1912-1994), вдохновителю одноименного общественного движения, боровшегося с «наступательным забвением» старинных городских кладбищ. Демарш неравнодушных стал для исторических памятников спасением, однако в институциональные рамки так и не вписался: статус этих кладбищ не определен до сих пор, а функция сохранения незаметно подменяется неутешительным мониторингом потерь. В 2011 году музей неожиданно получил новый (но ветхий) дом с целым лабиринтом прекрасных и таинственных комнат. Музей «Тульский некрополь» стал значительно просторнее, но вот парадокс, — ему стало тесно в прежней «поминальной» тематике. Объектом «музеефикации» стал рассматриваться весь город: его планировка, символические пространства, локальные истории, мифологии, образ жизни, топонимика. У музея появилось новое (но отчасти сохраненное старое) имя — Тульский историко-архитектурный музей. Что касается дома, — в нем очень быстро поселились художники. «Живите в доме — и не рухнет дом…»! Фамилия его первого владельца оказалась весьма звучной и много-смысленной — Крафт, — и дом кротко принял замену номера на имя. Теперь он стал называться Дом Крафта. Безвестный аптекарь Константин Андреевич Крафт начал ассоциироваться с искусством. В городе стали возникать сообщества и мероприятия «КрафтГраф», «Картонная ночь», «Крафтология». Вполне объяснимо, что для дальнейшего обживания дома понадобилось «усиление» мифа. «Я вызову любое из столетий, Войду в него и дом построю в нем»! На роль строителя мифа был избран художник Леонид Тишков — мастер создания мифологий — даблоидной, водолазной, стомаковой и многих-многих других. К тому же, художник — в прошлом врач, знакомый с фармацевтикой, а это уже запланированная «случайность». Леонид Тишков не стал развивать «аптечную» тему. В музее, когда-то основанном на кладбище, он создал историю о воскрешении… «На свете смерти нет. Бессмертны все. Бессмертно все. Не надо бояться смерти ни в семнадцать лет, ни в семьдесят. Есть только явь и свет…».