Афиша: Армен Аганесов, Алексей Домбровский
Выставка «Чужие впечатления»
10/02 — 26/03/2023.
Среда — суббота с 10:00 до 19:00,
Воскресенье с 11:00 до 19:00.
Дом Белявского (Тула, проспект Ленина, 27).
Телефон для справок: +7 (4872) 70-40-58.
е-mail: info@tiam-tula.ru
О выставке
«…И миллион миль белых метелей или миллион адских печей
Отделяют стул, на котором сидишь ты,
От стула, на котором сижу я».
К. Сэндберг
Разъединённость. Одиночество. Изолированность. Концентрация. Погружение внутрь себя. «Чужие впечатления». Чьи они?
Евгения Буравлева предлагает зрителю поразмышлять об этом, вырабатывает свой способ фиксации пространства и ощущения, свой индивидуальный почерк. Уверенность, точность, прямая линия и лаконизм – её живопись нельзя назвать «женской» в привычном понимании.
Используя классические приёмы живописи, Евгения выстраивает отношения между пространством, временем и наблюдателем. Её лирический герой — измученный̆ современностью человек, вынужденный̆ жить в мире пост-истины. Это отсылает нас к представителям послевоенного американского искусства. В работах Евгении можно увидеть фирменный хопперовский свет, «портрет дома» в традиции Слоуна, палитру Хокни. А «Кристина» на берегу – считываемый оммаж Хомеру, основоположнику американского реализма.
Послевоенное искусство говорило об одиночестве и оставленности, об обезличивании, унификации. Что утверждает его актуальность и для современного зрителя. Оно заявляло своё право показывать не только открыточные виды и вдохновляющие пейзажи, но и простые дома, окраины, фрагменты будничной жизни, словно случайно выхваченные фотографом. Эту традицию продолжает Евгения. Сбитый ракурс, отрезанное изображение, вариации на тему горизонтали. Особым композиционным приемом становится пересечение, перерезание плоскости. Это кадр фотографа. Такой знакомый современному человеку и активному пользователю социальных сетей. Этим приемом художница актуализирует классическую живописную традицию, смешивает ее с современным контекстом, формируя у зрителя эффект узнавания.
Главным героем серии зачастую становится свет. Свет поглощает все детали, обобщает частности. Такой свет не окутывает и не согревает. Белый, прямой, он то помогает строить объём, то наоборот, направленный в фас, уничтожает его.
Эта игра контрастов, скрещивающихся плоскостей создает у зрителя яркое и тревожное ощущение. При нарочитом покое изображаемого и отсутствии сюжетной новеллы, здесь нет безмятежности или пустоты. Изображение наполнено, наэлектризовано. Оно оставляет зрителя на пороге, в предчувствии. Это узнаваемый приём еще одного известного представителя американского искусства – Хичкока. Нарастающее напряжение, нерасшифрованность, взгляд из объектива фотографа или взгляд чужими глазами, будто бы в хичкоковском «Окне во двор» – всё это делает работы Евгении поразительно кинематографичными, притягательными, практически неонуаром от живописи.
Эта недосказанность сообщает зрителю состояние, которое каждый считывает по-своему, оставляет пространство для размышления и внутреннего диалога. Так «Чужие впечатления» становятся личными, даже интимными для каждого зрителя.
Текст: Юлия Михалева
Трейлер: Артём Лоскот