Открытка и икона. Повседневная жизнь верующих в СССР

А.С. Панин

 Повседневная жизнь людей, относящихся к разным социальным категориям, составляет важную часть истории[1].

Оставаясь по разным причинам слабо изученной эта жизнь, в свою очередь, очевидно, состояла из своих «историй». Таким образом, история повседневности помогает обратить внимание на те стороны жизни, которые обычно остаются вне поля зрения исследователя. Так, например, характер и степень восприятия религии даже в один и тот же исторический момент времени для разных людей мог быть различным. Солдаты, воевавшие под разными знамёнами в годы гражданской войны в России, могли одинаково называть себя христианами. Но в одном случае подтверждением этому служил 90-й псалом в золотой «тавлинке» а в другом — зашитый в кожаную ладанку заговор «Живые помощи», представлявший извлечения всё из того же псалма «с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы».[2]

Христианская вера, воспринятая Россией как православие, за пределами церквей и храмов обеспечивала людям «живую помощь» в войне и мире, играла роль социальных регуляторов, определяла характерные черты русской культуры. Во многом она повлияла и на повседневную жизнь людей в которой «огромную роль» ещё в начале ХХ столетия «продолжала играть Церковь»[3]. Христианская вера оставалась значимой для людей и в годы гражданской войны и после её окончания, и к концу ХХ века. Но в СССР, где практически не осталось тех, кто мог носить «золотые тавлинки», жизнь верующих сильно изменилась.

До революции 1917 года православие было частью государственной системы Российской империи, что делало повседневную жизнь верующих отчасти общественной – одни и те же праздники отмечались и в семьях и на государственном уровне, религиозные традиции были частью культуры общества, а необходимые религиозные атрибуты – иконы, киоты, предметы личного благочестия  — производились легально и массово. «Каждый элемент повседневной религиозной жизни, помимо «внешнего» значения, нёс глубокий внутренний смысл»[4].

Такие праздники как Рождество (Рождество Христово)или Пасха (Воскресение Христово) были связаны с многочисленными поверьями и обычаями, включали обязательный обмен подарками. Пасхальные и Рожественские открытки стали важной частью православной культуры, передавая сразу поздравление и подарок тем, кого не удавалось поздравить лично. Открытка может рассматриваться и как исторический документ, содержащий визуальную информацию на лицевой стороне, и эпистолярный текст на оборотной[5].

После революции 1917 года православие не исчезло, но во многом переместилось в сферу повседневности. «Следствием антирелигиозной активности государства стало не отмирание, но реструктурация [изменение структуры] религиозной традиции… религия  стала по преимуществу домашней, семейной…»[6]. Кроме прочего изменилось значение и православных поздравительных открыток.

Предвестниками таких поздравительных открыток в России могут считаться лубочные картинки, которые появились в первой половине XVII века. Самые первые «русские народные картинки» были религиозного содержания, к ним относятся также бумажные копии икон. Они получили широкое распространение, так как оказались гораздо доступнее по цене, чем оригиналы. Такие картинки могли использовать и как собственно иконы и как украшение. Лубок в целом и на религиозную тему в частности стал важной частью народной культуры. Церковь к таким лубкам относилась критически, в 1674 году патриарх московский Иоаким (1621 – 1690) осуждал тех, кто печатает «на листах бумажных развращённо образ Спасителя нашего», равно как и тех, кто подобные «печатные листы» приобретает «не для почитания образов, но для пригожества»[7].

История же создания почтовой открытки началась лишь в 1872 году, когда были введены в обращение первые открытые письма. Само слово «открытка» — это сокращенное название ранее употреблявшегося наименования «Открытое письмо». То есть краткое письмо, без конверта, открыто пересылаемое и доступное для прочтения любыми лицами.

Первые пасхальные открытки в России появились благодаря деятельности общины Святой Евгении, начавшей для увеличения финансовых средств выпуск художественных изданий,прежде всего – почтовых открыток («открытых писем»), конвертов и визитных карточек. Первые «открытые письма» были иллюстрированы четырьмя «весенними» акварелями русского художника Н.Н. Каразина (1842—1908) и выпущены в 1898 г. к пасхальным праздникам.[8].

Издательство общины Святой Евгении, образованной при Санкт-Петербургском Комитете  попечения о сестрах милосердия Красного креста (или иначе «Издательство Красного Креста»), стало одним из самых уважаемых в стране производителем поздравительных открыток. За 20 лет эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия, выпустила около 6,5 тысяч названий открыток разнообразного содержания[9].

Производством открыток скоро занялись и другие издательства, например, петербургское «Ришар» и рижское «Ленц и Рудольф». Поскольку в Европе открытки не пользовались таким спросом, как в России, некоторые западные издательства печатали их для нашей страны. Именно из Европы на российские пасхальные открытки, помимо традиционных яиц, куличей, храмов, весенних пейзажей и христосующихся людей, попали образы, для России совсем не характерные, например, зайцы или цыплята[10].

После революции 1917года в Советском государстве сначала все открытки вообще были объявлены буржуазным предрассудком. В дальнейшем, хотя в СССР открытки появляются вновь, по-прежнему под запретом остаются такие их виды как рождественские и пасхальные – как собственно и сами праздники православной Церкви. Эти запреты как будто поставили точку на долгой истории православных поздравительных открыток.

Однако на самом деле эта история продолжилась, а пасхальные и рождественские открытки перешли в новое качество и пробрели значение даже большее, чем в те времена, когда православная культура в России определяла будни и праздники подавляющего большинства населения. Получить некоторое представление о праздничных православных открытках и об их значении в повседневной жизни верующих, можно обратившись к наследию Ростислава Романовича Лозинского (1912 — 1994) — протоиерея, доктора богословия, почётного гражданина города Тула. Отец Ростислав оставил потомкам немалое литературное наследие, большая часть которого увидело свет лишь после его смерти. В архивах Р.Р. Лозинского, преданных в музей «Тульский некрополь» сохранились альбомы «художественных поздравлений» за период 1957 – 1989 гг., часть из которых уникальна. Прежде всего, это художественные поздравительные открытки, входящие в «Пасхальный цикл» и «Рождественский цикл»[11].

Открывает Альбом №8 (1) типографская копия иконы греческого письма «Сошествие во ад» (изображение 8.0.г). В данном случае перед нами образец «художественного поздравления» непосредственно связанного с праздником Пасхи – иначе Воскресения Христова. Традиционная православная иконография не изображает собственно момент Воскресения Христа. Имеющееся в храмах изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, католическое по происхождению и вошло в православный церковный обиход сравнительно поздно. Православные иконы, обозначенные как «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», фактически отображают события происходящие накануне,в Великую Субботу. Таким образом пасхальной иконой Православной Церкви является именно икона «Сошествие во ад».

Все имеющиеся в Альбоме №8 (1) Р.Р. Лозинского поздравительные открытки тематически можно разделить на несколько групп.

Одной из групп являются поздравительные открытки, изданные по инициативе РПЦ. После окончания Великой Отечественной войны пасхальные открытки небольшими тиражами начали выпускать церковные издательства, однако продавались они только в церковных лавках. Часть из них сделана на фотобумаге. Фотооткрытки — это в основном студийная съемка: портреты, натюрморты, частично сделанные методом фотомонтажа. Многие из них декорировались, раскрашивались анилиновыми красками вручную или имели т.н. «присыпку» — смесь толченых веществ.

Учитывая качество печати открытки предыдущей группы бывают практически неотличимы от поздравительных фотооткрыток изготавливавшихся в СССР полулегально (1949 — 1975 гг.). Их изготавливали фотоиздатели города Горького и других городов в домашних условиях, а продавали псевдо «глухие» и «немые» на рынках, вокзалах и в пригородных поездах. Все они — небрежные копии (перепечатки) с дореволюционных открыток — тоже своеобразные исторические свидетельства «прошедших времен и нравов»[12].

Ещё часть поздравлений представляет собой зарубежные поздравительные открытки. Часть изображений выполнена в неправославной  христианской традиции. Так, например открытка (изображение 8.38.) с надписью по-немецки «Frohe Ostern» («Весёлой» или «Счастливой Пасхи») содержит изображение трёх раскрашенных яиц в чём-то вроде гнезда – в Германии традиционно считали, что такие яйца приносит пасхальный кролик. Часть открыток изданных за рубежом (например, изображение 8. 66, издана в Нью-Йорке, США) содержит поздравительные надписи на русском языке, что по-сути означает специальное издание для нужд верующих в Советском союзе.

Среди открыток есть и обычные, советские новогодние или видовые открытки изданные вполне легально. Однако поздравительный текст на обороте делает и эти скромные образцы почтовых карточек уникальными открытками поздравляющими с православными праздниками.

Но наибольший интерес представляют шесть открыток пасхального цикла 1982 – 1987 гг. Это авторские работы, принадлежащие кисти художника В.П. Низова (Москва). Каждая из таких работ обозначена как «Офорт с подкрашиванием акварелью и гуашью» однако имеет на обороте текст поздравительного содержания, что превращает эти «офорты» в особый вид пасхальных  и рождественских открыток.

Владислав Павлович Низов, профессор Государственной академии славянской культуры, член Международной федерации художников, преподаватель Воскресной школы(при храме свв. Благоверных князей российских и страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине), иконописец. Это художник принимавший участие в росписи храма Христа  Спасителя и издании ряда иконографических работ. В 1990-е и предположительно в более раннее время он входил в состав совета приходской общины храма «Большое вознесение» (Церковь, что у Никитских ворот). В это время им было изготовлено несколько офортов, ставших Пасхальными и Рождественскими поздравительными открытками и в таком качестве отправленными Р.Р. Лозинскому.

Интересны изображения выполненных художником «открыток». По-сути мы имеем дело с иконографическими сюжетами, что расширяет значение «открыток» и превращает их из простых поздравлений «по случаю» в некие образцы религиозного искусства сохраняющего значение не только в праздники, но и в будни, в повседневности. Незря уже отец Ростислав для обозначения присланных поздравлений использует термин не «открытка» но «художественное поздравление».

Так например одна из «открыток» воспроизводит сюжет иконы «Сошествие во ад» (изображение 8.3.), она более полно соответствует православному учению, чем аналогичная открытка (изображение 8.73.), вероятнее всего изготовленная «полулегально», методом фотопечати. Другая «авторская» открытка В. Низова (изображение 8.15.) даёт представление о канонизации новых святых на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1988 года – на открытке блгв. Димитрий Донской, прп. Андрей Рублёв, прп. Максим Грек, блж. Ксения Петербургская и др. По композиции «открытка» напоминает икону «Образ всех Святых в земле русской просиявших». Другая открытка, посланная к Рождеству (изображение 8.7.) передаёт сюжет иконы «Рождество Христово» а в качестве поздравления воспроизводит Кондак (церковное песнопение) Рождества Христова, глас 3:

Дева днесь Пресущественного рождает,
И земля вертеп Неприступному приносит;
Ангели с пастырьми славословят,
Волсви же со звездою путешествуют;
Нас боради родился
Отроча младо — Превечный Бог.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в коллекции, собранных отцом Ростиславом открыток, представлены практически  все, которые только могли использоваться в СССР в качестве поздравительных с праздниками Рождества или Пасхи. Нельзя не заметить, что сюжеты таких открыток стали более разнообразными по сравнению с дореволюционными аналогами, а требования к форме снизились – в качестве открыток используются и полукустарные фотокопии, и обычные советские праздничные открытки и авторские офорты. По сути если попытаться объединить все эти разнородные образчики жанра то мы увидим, что перед нами новый вид прикладного искусства – сам отец Ростислав называет свою коллекцию не открытки но «художественные поздравления». В этих «поздравлениях» в одно соединились народный лубок, почтовая карточка и церковное искусство. Последнее кажется особенно значимым.

В условиях, когда религиозная культура перемещается на периферию общественной жизни, а каноническое и церковное православие всячески ограничивается, в религиозной культуре получают значимость прежде вторичные элементы, а опорой православию становится не столько литургическая церковная, сколько повседневная домашняя жизнь.  Религиозные поздравительные открытки в таких условиях превращаются в род икон – не в смысле богослужебного значения, но как средство «наставления и научения в вере». Святые отцы называли церковное искусство « Библией  для  неграмотных», не умеющие читать воспринимали «богословский текст» через видимые образы[13]. В Советском союзе «Библия в картинках» от стен православных храмов переходит на бумагу открыток и так входит в повседневную жизнь верующих.

Примечания

[1] Российская повседневность: вторая половина XIX – начало XXI века: учебное пособие/Под ред. Л. И Семенниковой. -2-е изд. – М.: 2011. – С. 5.

[2] Пастернак Б.Л. Доктор Живаго: Роман. – Вильнюс, 1988. – С. 70.

[3] Российская повседневность: вторая половина XIX – начало XXI века. Там же. – С. 33.

[4] Российская повседневность: вторая половина XIX – начало XXI века. Там же. – С. 34.

[5] Семинар «Открытка как документ истории» в РГБИ собрал ведущих экспертов и коллекционеров. Сайт Российской государственной библиотеки искусств [электронный ресурс] http://liart.ru/ru/pages/seminars/2003-2013-1/ (21.01.15)

[6]Кормина Ж. В. О функции сельских святынь//Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии. – СПб., 2006.  – С.142.

[7] Рогов А.П. Чёрная роза. – 2-е изд. Доп. – М., 1986. — С.101.

[8]Ивашкова Т. Открытка на Пасху: История пасхальных открыток//«Православие и Мир» Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня [электронный ресурс] http://www.pravmir.ru/istoriya-pasxalnyx-otkrytok-2/#ixzz3PMxVedNV (21.01.15)

[9] Община Святой Евгении//Энциклопедия благотворительности Санкт-Петербурга [электронный ресурс] http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2853475859 (21.01.15)

[10] Ивашкова Т. Там же. [электронный ресурс]

[11] Альбом № 8. (1) Из семейного архива Лозинского Р.Р.. Коллекция художественных поздравлений. Альбом № 1. Пасхальный цикл. Рождественский цикл. Разное. – Тула, 1989. Опись альбома составила в электронном виде н.с. Хосонова Ж.В. 25 июня 2014 года.

[12] «Пасхальные открытки ХХ века» Сайт ИА «Новый Нижний Новгород» [электронный ресурс] http://news.newnn.ru/news/48695 (25.12.14)

[13] См.: Языкова И. К. Богословие иконы: Учебное пособие. — М., 1995. -212 с.