Панин А. С.
История украшения оружия тесно связана с много более широким полем прикладного искусства в целом. Прежде всего, уже в процессе производства, оружие могло украшаться орнаментом, имевшем самостоятельную историю развития и зачастую аналогичным орнаменту на других предметах материальной культуры.Орнамент как форма изобразительного искусства появляется с самого начала развития художественного творчества и по мысли ряда авторов призван был дополнить смысловой ряд материального предмета. Отсюда стилизацию получали сакральные символы, объекты поклонения и другие значимые явления духовной культуры.
Центром производства оружия в России к XVIII веку становится Тула. В начале этого столетия ремесленное производство оружия сменяется заводским. Однако по-прежнему «производство художественного оружия в России, и в частности в Туле велось в индивидуальном порядке силами высококвалифицированных мастеров»[1].
Со второй половины XVIII века производство охотничьего оружия в Туле получает своё развитие, и многие образцы такого оружия получают художественную отделку и украшаются орнаментом. «Важным компонентом любой категории охотничьего оружия служила декорировка»[2].
В XVIII веке художественный стиль позднего барокко и рококо сменяет классицизм. Главным признаком всех вышеперечисленных стилей зачастую считалась ориентация на античные образцы. «Французские стили эпохи ренессанса, т. е. 17-го, 18-го и начала 19-го веков, разрабатывали элементы классического орнамента и нового в них мы почти ничего не находим»[3]. В XVIII веке, в эпоху «французского ренессанса» происходит и «расцвет производства художественного оружия в Туле[4]. На форме и художественной отделке русского оружия XVIII в. во многом сказалось влияние западных образцов[5].
В качестве образцов для декорирования оружия нередко выступали рисунки-эскизы. «…В XVIII в. родилось и профессиональное декоративно-прикладное искусство с использованием в основе творчества конкретного художника…»[6]Отдельные рисунки объединяются в орнаментальных альбомах. Некоторые из рисунков изображали определённые предметы, включая оружие, другие воспроизводили наиболее типичные орнаменты, которые можно было использовать в качестве основы для украшения любого предмета. «В 1730 – 1740-х гг. тульские оружейники, вероятно, знали работы художника Николя Жерара, которые привезли в Тулу приглашенные иностранные мастера»[7]. Представление об орнаментальных альбомах можно получить по более поздним изданиям, содержащим таблицы наиболее типичных орнаментов[8].
«Все образцы художественного оружия, сделанные тульскими мастерами, являются выдающимися памятниками прикладного искусства XVIII – XIX веков»[9]. Навыки оружейников и знакомство с европейскими образцами получали отражение и в других областях их деятельности. «Особенностью тульского оружейного дела состояло в том, что оно стало фундаментом многочисленных местных промыслов…»[10]
Одновременно с «расцветом» производства художественного оружия в Туле в конце XVIII века в России начинают формироваться общественные кладбища европейского типа. В последние десятилетия XVIII века получают развитие все типы классических надгробий, в том числе и такой как саркофаг. В Туле надгробия типа «саркофаг» этого времени выполнены из белого камня и украшены орнаментом. Первоначально за основу орнамента взяты античные образцы («римское искусство»). Многие этих образцов стали основой также декора охотничьего и парадного оружия. К середине XIX века форма саркофага становится проще, как и декор: из «римских» орнаментов остаются рельефные «розетки» с чётным числом лепестков.
Можно сделать вывод, что декор на тульском оружии, во многом аналогичен декору тульских саркофагов. Например, на отдельных фотографиях охотничьего и парадного оружия видно, что розетками часто украшались круглые элементы ружей – головки винтов, заклёпок и пр. В таких случаях внутренняя часть розетки зачастую оставалась незаполненной рисунком. Интересно, что по мере трансформации формы саркофагов для орнамента типичной становится именно розетка с незаполненной внутренней частью. Такие саркофаги использовались в качестве надгробных памятников ещё в начале ХХ века. Сходство элементов орнамента на оружии и на саркофагах может считаться косвенным подтверждением участия тульских оружейников в изготовлении надгробных памятников.
Остаётся заметить, что тот или иной символ нельзя объяснить исходя только из технических приёмов выполнения рисунка. Сохранение розетки в качестве основного элемента декора по мере утраты всех остальных декоративных элементов следует, вероятно, истолковывать и многозначностью такого, простого на первый взгляд, символа. Круг в самом общем аспекте был в традиционной культуре воплощением представлений о важнейших, основополагающих качествах: абсолютное равенство, прямота, единообразие, бесконечность, круговорот бытия. «Круг был одновременно и Небо, и Солнце, и луна, и звезда, и планета, и колесо (возникшее как материальное воплощение идеи движения Солнца, Космоса), и цветок…»[11]. В самом универсальном значении круг выступает как символ вечности, что оправдывает и объясняет его изображение на погребальных памятниках Тульского некрополя.
Примечания
[1]Богомазов Д. Н. Художественное мастерство тульских оружейников. – Тула, 1967. – с. 26.
[2]Оружейное искусство Тулы XVIII – XIX веков в собрании Эрмитажа. Каталог выставки. – СПб., 2005. – С. 5.
[3]Азбука орнамента. Составил. С. Недлер. – СПб., 1910. – С. 8.
[4]Тульское оружие XVIII – XIX вв. Из собрания государственных музеев Московского кремля. – М., 1980. – С. 3.
[5]Тульское оружие XVIII – XIX вв. Из собрания государственных музеев Московского кремля. – М., 1980. – С. 2.
[6]Ковшарь И. Г. некоторые вопросы изучения Тульского самовара как произведения искусства// Из истории металлургии и металлообработки в Тульском крае: /Сб. ст./ Тул. Обл. краев. Музей. – Тула: Рарус, 1994. — С. 41.
[7]Художественное оружие. Из собрания Государственного Эрмитажа. Каталог выставки. СПб., 2010. – С. 154.
[8] Например: Лоренц Н. A. Орнамент всех времён и стилей. 100 таблиц с объяснительным текстом. — СПб.,1898.
[9]Ашурков В. Н. Тульский музей оружия. Путеводитель. — Тула, 1958. – С. 38.
[10]Шедевры Тульских оружейников. Фотоальбом. – Москва, 1981. – С. 7.
[11]Буткевич Л. М. история орнамента: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М., 2008. – С. 206.