А.С. Панин
Погребально-поминальная обрядность — одна из самых консервативных в традиционной культуре. Эта обрядность, точнее различные обычаи, связанные с кладбищами, оказывает влияние на повседневность Тулы даже после исчезновения тех городских и сельских приходских кладбищ, где она, собственно, и возникла.
Понимание погребально-поминальной обрядности, вероятно, следует расширить, так как даже на новых, вынесенных в конце XVIII века за черту города кладбищах, часто фиксировались такие практики, которые сегодня трудно связать как с погребением, так и с поминанием. Например, тульский врач, основатель городской больницы и санитарной комиссии, В.И. Смидович (1835–1894) упоминает «обычай ярмарки невест», который «в прежние времена» существовал в Туле «в довольно больших размерах, преимущественно в известные дни храмовых праздников; так например, в День Всех Святых у Всесвятской на кладбище…». Времена были не такими уж давними, о так называемой «Горской выставке невест» «Русский филологический вестник» сообщал ещё в 1880 году. Правда, в данном случае необычная «ярмарка» совершалась в другом месте Тулы.
Что ещё интереснее, тот же обычай проводить «ярмарку невест» непременно на кладбище фиксирует заведующий Тульской палатой древностей, историк и краевед Николай Иванович Троицкий (1851 — 1920) уже в начале ХХ века. Местом действия является кладбище возле храма Спаса-на-горе (церкви в честь Нерукотворного Образа Спасителя). Возвышенное местонахождение, как храма, так и кладбища дало название и торжеству – «Горский праздник».
«Горский праздник бывает на 3-й Нерукотворный Спас. Всякий старается сшить себе новое платье, собираясь за целый месяц до праздника. Накануне праздника вечером все идут ко всенощной, ближе к церкви сидят торговцы и торговки, которые с зажжёнными фонарями продают подсолнухи, мак, орехи, пряники, яблоки, груши, пироженное, виноград, конфеты, сливы и сахарное мороженное. В церкви и на кладбище бывает очень много народа, который гуляет до 10 ч. вечера, торговки остаются на том же месте ночевать. На другой день, то есть на праздник народ идёт к обедне в кладбищенскую церковь, когда отойдёт обедня, все дожидаются крестного хода. Когда ход обойдёт кругом церкви… народ расходится по кладбищу на дороге сидят торговцы и торговки с тем же товаром…».
Во время этого же «горского праздника» непосредственно на кладбище осуществляется свадебный обряд. «Молодые люди остаются и ходят по дорожке кавалеры по одну сторону, а по другую сторону девушки разговаривают, шутят, смеются, а на другой день присылают сваху, сватаются жених с невестой, с этого дня случается свадьба».
Исходя из выше сказанного, мы можем говорить о проведении свадебного обряда на территории одного из тульских городских кладбищ на протяжении как минимум тридцати лет. Однако, вероятно, «горский праздник» имеет ещё более длительную историю. Здесь обращает на себя внимание время празднования.
16 августа (по старому стилю) – в народном календаре это Третий Спас (или «3-й Нерукотворный Спас»), Хлебный Спас, а в церковном – Перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. Именно с этого дня в городах начинались массовые гулянья.
По всей видимости, сам по себе тульский «Горский праздник» не был напрямую связан ни собственно со свадебной обрядностью, ни с погребально-поминальными обычаями. И торговля «разными разностями», и массовые гулянья и «ярмарка невест» проходили на кладбище по одной простой причине – такова была давняя традиция. В русском средневековом городе не было самостоятельных площадей. Как и в средневековом западноевропейском собрате, здесь строилось в первую очередь здание, и в интересах здания оставлялось вокруг незастроенное пространство. Проще сказать, до нового времени в русских городах единственной свободной площадью для проведения того или иного праздника был церковный двор – практически всегда использовавшийся как кладбище.
Таким образом, на кладбищах приходских храмов складывались самые разные обычаи и обряды. Отсюда можно сделать вывод, что при изучении погребально-поминальной обрядности как минимум следует помнить, что кладбище всегда было местом, связанным не столько со смертью, сколько с жизнью.