016. Сергей Григорьевич Монастырский

Кустарно-промышленный музей

Общество для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии создано в 1896, президентом являлся тульский губернатор В. К. фон Шлиппе. В 1897 прошла кустарно-промышленная выставка общества, с 1899 на Киевской улице действовал художественно-промышленный музей.

Музей состоял из одиннадцати отделов по промыслам: ткацкому, щепному, горному, химическому, инструментальному и машинному, кружевному, гончарному, самоварному, скобяному, гармонному и металлическому. В его библиотеке хранились и художественные книги, и специальная литература, и даже карта кустарных промыслов Тульской губернии.

В 1903 при поддержке Общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии и по инициативе полтавского художника А. К. Малова была создана Тульская художественно-ремесленная учебная мастерская. Объединение музея и мастерской произошло в сентябре 1911. С 1 октября 1911 заведующим музеем был назначен заведующий художественно-ремесленной мастерской Сергей Григорьевич Монастырский (10(22) августа 1875 Кострома–28 марта 1925, Тула).

С 13 декабря 1912 в музее действовала постоянная «выставка художественных изделий кустарей разных губерний с продажей выставочных экспонатов». 15 декабря 1912 Тульский художественно-промышленный музей был, наконец, открыт для посетителей.

Многое сделал для расширения музея С. Г. Монастырский. При нём мастерская буквально расцвела. Благодаря Монастырскому петербургская Академия художеств предоставила 12 картин: А. И. Петрова, Льва Феликсовича Лагорио, Николая Евгеньевича Лансере… Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица прислало коллекцию гипсов. Министерство торговли и промышленности пожертвовало изделия фарфорового и стеклянного заводов. Это далеко не всё…

В 1913 из музея было похищено серебро на 460 рублей. Поиски грабителей не увенчались успехом. Найдены лишь несколько пар серёг и серебряная туалетная коробочка.

Особую роль сыграл в жизни мастерской и музея тульский художник Василий Фомич Гильберт (1874–1938; расстрелян). Он работал преподавателем рисования, вёл воскресные классы при мастерской (для всех желающих научиться рисовать), в музее хранились четыре его картины («Жатва», «Почтовая тройка», «Зимой» и «Лето») и две акварели («Вокзал» и «Село»). На его доме недалеко от мастерской (ныне ул. Гоголевская, д. 49) висит памятная доска. Много лет Гильберт отдал работе в Тульском техническом железнодорожном училище.

Не раз музей жертвовал кустарные изделия для благотворительных лотерей (предметы быта, игрушки).

К 1917 году ассигнования на музей прекратились и оба здания – и музея, и мастерских – пришли в негодность. В 1918 вследствие ветхости потолочных балок по распоряжению архитектора Юнга доступ публики в музей был закрыт, но музей продолжал обслуживать мастерскую как вспомогательное при ней учреждение. С. Г. Монастырский пытался найти выход из положения, он обратился к Тульскому губернскому комиссару, подробно письменно обрисовав ситуацию. Просьбы об отпуске средств на ремонт отклонялись как старым правительством, так и новым. Положение усугубил судебный процесс над С. Г. Монастырским, которого обвиняли в неправильном ведении дел мастерской и музея. Однако в 1919 обвинение было снято, и небольшой ремонт зданий всё же удалось произвести.

В январе 1921 в Туле по инициативе художников П. Д. Покаржевского, Г. М. Шегаля и Белкина были созданы Государственные свободные художественные мастерские. Позже в мастерских стали работать О. В. Броневская и Солодовников. Было получено собрание картин, из которых составился показательный музей, включая работы скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова и других художников.

Мастерские включили в себя Красноармейскую студию губвоенкома и художественно-педагогические курсы. Ассигнования были чрезвычайно малы, и материальное обеспечение шло за счёт выполнения частных заказов. Мастерские располагались на улице Коммунаров (Киевской), в здании бывшей казённой палаты, и занимали всего четыре комнаты.

В 1925 мастерские были реорганизованы в художественно-промышленный техникум. Преподавателями теперь работали только Ольга Васильевна Броневская (1878–10 сентября 1938; расстреляна) и её ученик А. Ларчев. Техникум просуществовал всего год. В 1926 он был реорганизован в курсы ИЗО при Тульской учебно-показательной мастерской (так теперь называлась ТХРУМ). Картины и скульптуры из музея художественно-промышленного техникума передали в художественный музей.

Решающую роль в судьбе музея сыграл новый заведующий – И. А. Чарский, занявший этот пост в 1924. В тот год Тульским Губоно предполагалась передача художественно-промышленного музея Тульскому краеведческому музею.

Основная часть коллекции художественно-промышленного музея (живопись и графика) хранится и выставляется в Тульском областном художественном музее. Судьба многих экспонатов и по сей день остается неизвестной.

В 1925 Тульский художественно-промышленный музей прекратил существование. Мастерская 11 раз она переименовывалась, 4 раза меняла статус, объединялась с учебными заведениями и, наконец, стала Тульским технико-экономическим колледжем имени А. Г. Рогова.

С. Г. Монастырский одиноко похоронен почти на краю Всехсвятского кладбища, его сыновья, утонувший подросток Григорий и военврач Сергей Сергеевич (1907–1970) с супругой – на Зареченском.

Могила С.Г. Монастырского, заведующего Тульской художественно-ремесленной мастерской им.Рогова, Всехсвятское кладбище г. Тулы