И.Г. Ковшарь
В ходе выявления и паспортизации надгробных памятников Всехсвятского кладбища, имеющих художественную и историческую ценность, ещё в конце прошлого века были обнаружены два белокаменных надгробия, интересных во всех отношениях. Они расположены прямо напротив алтарной апсиды собора. Хотя время их установки разделяет тридцать пять лет, они относятся к одному типу — саркофагу. Объединяет их и тот факт, что оба они были установлены, по-видимому, на семейном участке. К сожалению, надгробия были сброшены со своих мест и сейчас невозможно установить, где находились могилы. Скорее всего, данный семейный участок располагался приблизительно на месте обнаружения надгробных памятников.
Более раннее надгробие княгини Горчаковой датируется концом восемнадцатого века и являет собой превосходный образец стиля классицизм в малой архитектурной форме. Этот стиль в данный период переживал свой расцвет. Надгробие представляет собой крупный, строгих геометрических очертаний трапециевидный объем длиной 162 см, декорированный высокими рельефными рамками.
Рамки обвиты лиственными гирляндами и размещены на южном и северном фасадах. Гирлянды свиваются в венок на западном торце, внутри венка помещена монограмма «КАГ» («княгиня Александра Горчакова»). На восточном торце расположено выполненное в очень высоком рельефе изображение «Адамова голова» (череп с костями) — неизменное напоминание о смерти как расплаты за грехи.
При расчистке и научном описании саркофага на нём ещё явственно читались следы первоначальной окраски: плоскости фасадов были некогда покрыты красной охрой, гирлянды, венок и монограмма были золотыми, буквы текстов — чёрными. Это позволяет реконструировать цветовое решение надгробного памятника, ведь в XVIII в., как и в XIX, надгробия были полихромными[1].
Тексты, помещенные в рамках на южном и северном фасадах саркофага, несут информацию: ЗДЕСЬ ПОГРЕБЕНО ТЕЛО РАБЫ БОЖИЯ АЛЕКСАНДРЫ, УРОЖДЕННЫЯ БАСКАКОВОЙ, А В СУПРУЖЕСТВЕ КНЯГИНИ ГОРЧАКОВОЙ. РОЖДЕНА 1763 (?) ГЕНВАРЯ 6, СКОНЧАЛАСЬ 1794 ГОДА НОЯБРЯ 21. МАТЕРНЯЯ ЛЮБОВЬ ВОЗДВИГНУЛА СЕЙ ПАМЯТНИК. БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ХРИСТИЯНИН, ПРОЛЕЙ МОЛЕНИЕ ГОСПОДУ О УСПОКОЕНИИ ДУШИ ЕЯ. Характер шрифта и декоративного оформления надгробия соответствует стилистике конца XVIII в.
Надгробие было обнаружено перевёрнутым и почти полностью ушедшим в землю. При обследовании было откопано, перекантовано и установлено вблизи места обнаружения.
Второй саркофаг, обнаруженный в куче мусора недалеко от надгробия А.Горчаковой, разительно отличается от него по внешнему виду. Он датирует ся 1830-ми годами. Состоит из нескольких частей: основного объёма, накладной крышки, приподнятой выкружкой, массивной полукруглой «короны» на западном торце, а также, возможно, фигурных подставок, которые были утрачены. Эти детали усложняют форму памятника, он лишен свойственной классицизму ясности и монументальности. Фасады саркофага также производят впечатление усложнённости, благодаря ярко выраженному членению трапециевидными рамками, карнизами, вертикальными тягами, рельефными изображениями плакальщиц. Характернейшей особенностью данного надгробия является соединение разнородных элементов в изображениях: наряду с реминисценциями классицизма (плакальщицы, античные символы смерти в виде угасающих светильников, перевёрнутых факелов, сломанных деревьев) имеют место христианские изображения. На западном торце помещен рельеф с евангельским сюжетом — «Троица Новозаветная», на крышке изображён один из символов Христа — виноградная лоза.
Объединение разностилевых элементов в одном произведении является определяющим условием эклектики. В данном случае такое объединение закономерно: в 1830-х годах в русской культуре классицизм начинает восприниматься как нечто устаревшее, и одновременно ведутся поиски нового, «национального» стиля. В надгробных памятниках это явление естественным образом имело вид обращения к христианской тематике.
Тексты описываемого саркофага выполнены мелким тонким шрифтом, имитирующим письмо пером — заглавные и строчные буквы, нажимы, волосяные линии. Они сообщают, что «под сим памятником погребена коллежская советница Мария Васильевна Веницеева, урожденная Баскакова», родившаяся в 1761 г., скончавшаяся в 1831 г. 26 июля. Информационный текст распо ложен на южном фасаде, стихотворная эпитафия (читаемая фрагментарно) — на северном. Характер шрифта и изображений соответствуют стилистике ампира и эклектики 1830-х годов.
Надгробие было полностью скрыто в куче мусора, перевёрнуто, крышка, «корона» и одна пара подставок были найдены в радиусе двух метров от надгробия. Надгробие было выкопано, перекантовано и установлено вблизи места обнаружения, в одном метре от саркофага кн. А. Горчаковой.
Невольно возникает ряд вопросов: погребённые рядом на почётнейшем месте (напротив алтаря храма), носившие в девичестве одну и ту же фамилию, — кем они приходились друг другу? И почему величественный памятник Горчаковой поставлен был не безутешным супругом, а матерью, и почему молиться надо об «успокоении», а не «упокоении» души княгини? Почему М.В. Веницеевой установлен не жертвенник или колонна (наиболее распространенные в 1830-е годы типы дворянских надгробий), а саркофаг, чаще встречаемый в это время на купеческих могилах?
О Марии Васильевне Веницеевой мы знаем достаточно, в основном, благодаря её супругу. Семён Никифорович Веницеев (1748–1820) был известным в Туле чиновником, занимал разные должности, к концу жизни имел чин коллежского советника. Примечательно, что именно в его бытность командиром оружейного завода (1785–1794) были отосланы в Англию для совершенствования мастерства Я. Леонтьев и А. Сурнин. И.Ф. Афремов отмечает широкую организаторскую и благотворительную деятельность Веницеева, вот что он пишет: «Он был женат на тульской помещице Марье Васильевне Баскаковой и оставил по себе незабвенную память в Туле перестройкою оружейного завода, арсенала, равно как учреждением Баскаковского инвалидного дома и Александровского дворянского училища… Скончался в Туле (в собственном доме на Дворянской улице) в начале 1820 года на 72-м годе полезной жизни своей, и похоронен в имении своем Одоевского уезда в селе Скобочеве при сооруженной им Никольской церкви. Супруга его скончалась в Туле в 26-й день июля 1831 года и похоронена на Всехсвятском кладбище, где инвалиды Баскаковского дома ежегодно возобновляют могилу благодетельницы своей».[2] К сожалению, Афремов, восторженно описывая деятельность Веницеева, попутно ввел некоторые неточности, которые сейчас уже имеют тенденцию стать фактологической ошибкой. Это тем более досадно, что в последние годы имя Веницеева привлекает внимание исследователей, особенно в связи с его ролью в создании Александровского дворянского училища, правопреемником которого в наше время выступает Тульский кадетский корпус спасателей «ЮНИСПАС».
Установить же степень родства Александры Горчаковой и Марии Васильевны Веницеевой казалось делом не сложным. Однако в многотомном труде В.И. Чернопятова «Дворянское сословие Тульской губернии» сведений о роде Баскаковых не нашлось, хотя Яблочков упоминает этот род как включенный в Бархатную книгу. Не внесены Баскаковы и в Дворянскую книгу Тульской губернии, которая составлялась с 1792 года. Это само по себе кажется странным. Однако в «Родословце» Чернопятова в родословной росписи князей Горчаковых мы встречаем Александру Васильевну (!) Баскакову: она упоминается как вторая жена лейб-гвардии прапорщика князя Ивана Павловича Горчакова. Причём, что важно, В.И. Чернопятов указывает дату её смерти — ноябрь 1794 г. Значит, речь идёт о «нашей» княгине. Из этой же росписи мы узнаём, что у князя и Александры Васильевны было двое детей: сын князь Василий Иванович, 1792 года рождения, артиллерии подпоручик, одоевский помещик с. Скобичева (!), и дочь княжна Прасковья Ивановна.[3]
Ещё одного представителя рода Баскаковых мы встречаем в VII томе книги «Дворянское сословие Тульской губернии». Этому представителю Чернопятов посвятил самую обширную статью тома, обозначенного им как «Некрополь»: в нем приведены сведения о погребениях тульских дворян на территории губернии. Позволим себе привести ее полностью:
«Под сим камнем покоится прах в Бозе почивающей статской советницы Параскевы Петровны Баскаковой, рожденной 1740 г. и скончавшейся 1808 года августа 6 дня. Воспитанная в недрах святой соборной Апостольской церкви, посвятила и даже истощила себя на вкоренение о благодати Господней в сердце свое истинного благочестия, непоколебимой веры во Иисуса Христа, твердого упования о воскресении мертвых и жизни будущего века, и любви к Богу и ближнему. В 1795 году устроила в городе Туле богадельню для 10 престарелых воинов, и в этом же году водворив их в оный, определила ежегодно на содержание их довольную сумму. В 1798 году соорудив храм сей во имя Богоявления Господня с приделами, посвященными святителям Николаю и Димитрию Чудотворцам, завещала по кончине своей на исправление онаго ежегодно по 200 рублей. 1801 г. обязалась на своем иждивении в Александровском училище навсегда воспитывать неимущего дворянского отрока. Наконец, в 1808 году августа 4 дня, т.е. за день до разрушения бытия её, утвердила завещание о ежегодном употреблении в пользу страждущего человечества 2000 рублей. Сверх того, с христианской любовию служителей алтаря Господня, нуждающихся в какой-либо церковной утвари и прочих, оскудевших лично в пропитании, уделяя каждому, колико благодать Божия предопределяла ея сердцу. Государю Императору Александру Павловичу благоугодно было почтить память ея следующим Всемилостивейшим рескриптом: «Желая почтить память, ея последние минуты жизни столь полезным отечеству и добродетельным подвигом ознаменовавшей, утверждаю все распоряжения, по сему предмету ею сделаемые». А ты, о Неисчерпаемый источник милосердия и щедрот, не пощадивый Пречистыея своея крови для искупления человека, прими в руце твоя дух ея, по святейшему Твоему слову блаженны милостивые, яко тии помилованы будут. Отверзи ей врата царствия твоего и сотвори ю причастницею великолепные славы Твоея».
Далее Чернопятов указывает место погребения П.П. Баскаковой — К.ц.с. Скобочево (О.), что означает «Кладбище церкви села Скобочево Одоевского уезда»[4].
В книге «Приходы и церкви Тульской епархии» подтверждается что «храм в с. Скобочеве каменный, во имя Богоявления Господня, построен на средства местной помещицы Параскевы Петровны Баскаковой. При храме два придельных алтаря: правый во имя Димитрия Ростовского, левый — во имя святого Николая Чудотворца, построены одновременно с храмом, тою же Баскаковою в 1798 году»[5].
Из архивных документов известно также, что П.П. Баскакова положила в банк капитал с тем, чтобы ежегодно «по жребию выдавалось: 200 рублей ассигнациями одной из бедных вдов благородного происхождения и 400 рублей ассигнациями одной из бедных девиц того же сословия в пособие при выходе в за- мужество».[6] Эти пособия выдавались еще в 1860-е г., т.е. более чем через полвека после её смерти.
Какова же связь генеральши и крупной тульской благотворительницы П.П. Баскаковой с княгиней Горчаковой и М.В. Веницеевой? Нам представляя ется это так. Вдова статского советника Василия Баскакова Прасковья (Параскева) Петровна является владелицей родового села Скобочево. Её дочери замужем: Александра Васильевна за князем Иваном Горчаковым, у них дети — князь Василий Иванович и княжна Прасковья Ивановна; Мария Васильевна замужем за С.Н. Веницеевым, сведений о детях нет. Поскольку род Баскаковых пресекался на Александре и Марии, то подавать прошение о внесении в Дворянскую книгу Тульской губернии не стали. После безвременной кончины Александры, оставившей маленьких детей, её мать, сражённая горем, немедленно начинает масштабную благотворительную деятельность: уже в следующем после смерти Александры, 1795 г. основывает в Туле богадельню для инвалидов (т.е. отставных солдат, отслуживших 25 лет), в 1798 г. строит в своем селе церковь Богоявления Господня. Затем она с момента основания кадетского корпуса (1801) берёт на себя обязательство содержать одного неимущего отрока, выделяет ежегодную выплату одной вдове и одной девице дворянского сословия и т.п. После смерти Прасковьи Петровны в 1808 г., ее зять Веницеев, вероятно, являлся ее душеприказчиком, что и дало повод И. Афремову приписывать ему ряд её благодеяний (основание Баскаковского инвалидного дома, строительство храма в селе Скобочеве).
К слову, и само Скобочево С.Н. Веницееву никогда не принадлежало, тем более не было его родовым селом. Тот же Чернопятов, приводя данные 6 ревизской сказки (1810 г.), указывает владельцев села: коллежскую советницу Марью Васильевну Веницееву (кроме того, ей же принадлежат в д. Дубки 156 душ крепостных), юнкера князя Василия Ивановича Горчакова и княжну Прасковью Ивановну Горчакову (им же еще принадлежат в д. Новая Слободка еще 511 крепостных).[7] Таким образом, Скобочево оставалось во владении потомков рода Баскаковых, поскольку являлось именно их родовым селом.
М.В. Веницеева умерла в 1831 г. и была похоронена рядом с сестрой, княгиней А.В. Горчаковой. Возможно, ради сохранения, как мы сейчас бы сказали, типологического единства на её могиле было установлено надгробие не в виде жертвенника или колонны, как это было модно в то время, а саркофаг. Украшенный рельефными изображениями в виде сюжетных композиций и декоративных орнаментов, изящный и строгий, он и ныне располагается рядом с саркофагом А.В. Горчаковой напротив алтаря собора Всех Святых в Туле, чуть в глубине кладбища.
Надгробие С.Н. Веницеева (точнее, его фрагмент — основание гранитной «Голгофы») было обнаружено экспедицией Тульского кадетского корпуса спасателей «ЮНИСПАС» в 2008 г. в селе Скобачево (современное написание названия), перенесено в Тулу и ныне размещено на территории Корпуса[8]. Надгробие П.П. Баскаковой, погребенной у стен сооруженной ею церкви, не выявлено ни в ходе этой экспедиции, ни при более раннем обследовании территории сотрудниками муниципального музея «Тульский некрополь». Не исключено, что оно и сейчас является частью кладки стен коровника этого села.
- Ковшарь И.Г. Семантика изображений в надгробиях тульского некрополя. // Историко-археологические чтения памяти Н.И. Троицкого. Материалы. Тула, 1997.
- Афремов И.Ф. Собрание сочинений / Сост. Н.К. Фомин. Тула, Куликово поле, 2008. С. 207.
- Чернопятов В.И. Дворянское сословие Тульской губернии. В 12-ти томах. Т. III (XII). Родословец. Тула, 1909. С. 16.
- Чернопятов В.И. Дворянское сословие Тульской губернии. В 12-ти томах. Т. VII (XVI). Некрополь. Тула, 1912. С. 15.
- Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895.
- ГАТО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 538. Л. 42.
- Чернопятов В.И. Указ. соч. Т. X (XIX)/ Тульское военное ополчение. Тула, 1912.
- Невзоров Б. Семен Никифорович Веницеев. // Тульский краеведческий альманах. 2011. Вып. 8. С. 123–125.
Библиографическая ссылка:
Ковшарь И.Г. Надгробные памятники княгини Горчаковой и Марии Веницеевой (урожденных Баскаковых). Саркофаги, имена, владения / И.Г. Ковшарь // Тульский краеведческий альманах. — 2014. — Вып. 11. – С.182-188.