Тульский краеведческий альманах. № 15 (2018 г.)

И.Б. Картавых

Музей о городе и для города:
траектория развития

 

Муниципальное учреждение «Тульский некрополь» было образовано в 1998 году «для обеспечения комплекса мер по благоустройству мемориального кладбища, а также для последующей постоянной работы по реконструкции захоронений, проведения исторических исследований и ритуалов» (1). В соответствии с утверждённым планом предстояла огромная работа, связанная с музеефикацией тульских исторических кладбищ: научно-исследовательская — выявление, паспортизация надгробий, архивные изыскания, разработка методик описания и музейного учёта, создание баз данных; научно-экспозиционная — разработка и создание экспозиций под открытым небом и в помещении; научно-фондовая — формирование коллекции основного и научно-вспомогательного фондов; редакционно-издательская — подготовка и издание буклетов, книг, создание видеоматериалов, написание статей и выступлений на научных конференциях; просветительская — разработка маршрутов, экскурсий по кладбищам, лекций, взаимодействие со средствами массовой информации; создание общественного совета, установление связей и контактов с существующими музеями-некрополями в других городах, с краеведческими музеями области с целью обследования сельских кладбищ и проведения экспертизы материалов надгробий. При этом утверждённый штат вновь создаваемого музея составил всего семь должностных единиц. Директором музея была назначена искусствовед Ирина Григорьевна Ковшарь.

Музей «поселили» в двух комнатах на втором этаже бывшего купеческого дома XVIII — XIX вв. по адресу пр. Ленина, 31. «Дом Пальцова» нуждался в капитальном ремонте, не было мебели, компьютерной техники, элементарных канцтоваров. Выделенное финансирование было очень ограниченным, поэтому сотрудники музея активно участвовали в ремонте внутренних помещений, искали возможности безвозмездного приобретения оборудования и инвентаря. Несмотря на трудности организационного периода, именно в это время на основе опыта музеев-некрополей Москвы и Санкт-Петербурга были определены основные принципы комплектования основного фонда музея и главные направления работы.

К моменту создания музея «Тульский некрополь» уже имелись серьёзные наработки: по заданию Министерства культуры РСФСР с 1980 г. по 1986 г специалисты НИИ искусствознания СССР проводили научное обследование кладбищ Тулы. В обследовании участвовали В. Простов, И. Кириенко, В. Катков, О. Никифорова, А. Шуляк. По методике, разработанной московскими и тульскими специалистами, было составлено сплошное описание надгробий до 1917 г. и начата работа по их типологизации, велись архивные работы для изучения персоналий погребённых. Из 34,5 га территории Всехсвятского кладбища подробно было обследовано 10,5 га.

В мае 1987 г. была образована общественная группа «Тульский некрополь», которая взялась за расчистку старинных кладбищ Тулы. За пять сезонов 1987-1991 гг. на Всехсвятском кладбище было проведено более 150 субботников, территория размером в 2,5 га очищена от мусора и старых деревьев.

Под руководством директора музея «Тульский некрополь» И. Г. Ковшарь, активно участвовавшей в общественном движении, давшем название музею, работа по исследованию исторических кладбищ города получила дальнейшее развитие.

И. Г. Ковшарь

Ирина Ковшарь, первый директор музея «Тульский некрополь».
Фото В. Малахова, 1996 г.

Изучение объектов показало, что большинство памятников исполнено местными мастерами в Туле: стиль резьбы по камню — сходство орнаментов, композиционных приёмов — напоминает художественную отделку всемирно известного тульского оружия. Это позволило говорить о тульской школе резьбы по камню, отличной от других школ.

Единственной возможностью введения в научный оборот результатов исследований, знакомства туляков с новыми данными об истории кладбищ, о захоронённых там людях, оставивших след в истории города, были публикации статей и участие в краеведческих конференциях — выставочные залы у музея отсутствовали. В конце 1990 — начале 2000-х сотрудники музея участвовали во всех краеведческих конференциях, проходивших в Туле. В первом номере журнала «Тульский краеведческий альманах», издание которого было инициировано в 2003 г. комитетом по культуре и историческому наследию управы г. Тулы, опубликовано сразу три статьи сотрудников музея (2).

По-прежнему важным оставалось привлечение внимания общественности к проблеме сохранения тульских исторических кладбищ: публиковались статьи в газетах, проводились лекции, беседы и экскурсии. Была продолжена и организация субботников на территории кладбищ, в которых мог принять участие каждый неравнодушный туляк.

Успешное участие музея в грантовых конкурсах обеспечило ресурсы для организации в 2002 г. первой выставки «Некрополь Тульской провинции» (3). Это была передвижная фотовыставка, которая экспонировалась в Туле, Алексине, Дубне, а также в Государственном музее городской скульптуры в Санкт- Петербурге (4). В том же году выставкой «Такой хрупкий чугун» в музее состоялось открытие собственного постоянного выставочного зала. Затем были разработаны и представлены на суд зрителей следующие выставки: «Икона на камне» (2003-2004) (5), «Тула: былое и думы» (2004-2005), «Опалённые войной» (2005-2007), «SOS» (2006) (6).

Проект «Люди и камни», концепция которого была разработана в 2005 г., перерос в целую серию выставок, в течение четырёх лет экспонировавшихся на многих тульских площадках: в выставочном зале областного художественного музея, в Никитской башне Тульского кремля, в образовательных учреждениях города, на фестивале «Интермузей» (7). По своей сути это был многолетний научно-исследовательский проект, цель которого — рассказать посетителям музея о жизни города через биографии конкретных людей, погребённых на исторических кладбищах Тулы. В процессе подготовки выставок шла работа с людьми, передавшими музею информацию о своих предках, изучались семейные архивы. Биографии людей, представленные на выставке, зачастую были известны лишь потомкам или узкому кругу музейных работников и краеведов: оружейники и предприниматели, врачи и педагоги, военные и деятели культуры. В рамках проекта были собраны материалы о первых тульских самоварщиках Лисицыных и Баташёвых, заслуженном архитекторе РФ П. М. Зайцеве, семье кондитера И. А. Скворцова и многих других.

В 2012 г. своеобразным отчётом о работе музея за 15 лет стала выставка «Путь и место», посвящённая 240-летию образования кладбищ в Туле и 100-летнему юбилею Р. Р. Лозинского (8). Экспозиция, расположившаяся в трёх залах музея, рассказала о возникновении и развитии тульских некрополей, ознакомила посетителей с историей и деятельностью движения «Тульский некрополь», ставшего основой для создания музея, а также личностью протоиерея Ростислава Лозинского.

Следующий 2013 г. и первая в этом году выставка стали, как принято говорить, «судьбоносными». Продолжая работу по изучению некрополя, музей в определённый период фактически «вышел» за ограду исторических кладбищ в город и в своей исследовательской деятельности, и в комплектовании фондов, и в выставочной деятельности. На выставке «Забытый брендъ. Тула скобяная» экспонировались уникальные скобяные изделия с клеймами тульских мастеров: разнообразные дверные ручки, замки, засовы, задвижки, жаровые утюги, чугунные котелки, керосиновые лампы, кочерги, масляные фонари и многие другие шедевры XIX в. — времени расцвета скобяного производства, а также предметы советского периода. В этом проекте приняли участие семь музеев и десять частных коллекционеров, а также были представлены предметы из собственных фондов музея (9).

К этому времени в музее сформировался уже достаточно большой фонд, который, на первый взгляд, представлял довольно странный набор коллекций: надгробные памятники ХVШ-ХIХ вв.; документы; копии учётных карт-паспортов, составленных в 1989 г. в ходе «инвентаризации» исторической застройки города; неизданные рукописи; фотографии, открытки; личные вещи туляков; многочисленные бытовые предметы XX в., переданные музею на хранение горожанами, и многое другое.

Однако у всех коллекций имелся объединяющий фактор: всё это (за небольшим исключением) — «отвергнутые» предметы, найденные в земле, на чердаках, в подвалах, подобранные на улицах, городских свалках. Это то, что утратило свою ценность, стало никому ненужным, но со временем обрело качественно новую, символическую ценность. Можно сказать, музей стал собирать свидетельства того, о чём люди забыли, а не того, о чём помнят, обнаруживать, исследовать и фиксировать «следы» повседневной жизни города и горожан.

Роман Клянин_Тульский некрополь

Роман Клянин, научный сотрудник музея «Тульскии некрополь»,
монтирует выставку «Люди и камни».
Фото из архива музея. 2005 г.

Появилось у музея и новое направление деятельности. В 2012 г., в связи с присоединением к музею городской инспекции по охране памятников истории и культуры, к нему перешли полномочия по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, объектов монументального искусства и мемориальных досок (10).

Случайно или вполне закономерно в это же время недвижимость музея внезапно «разрослась»: за музеем на праве оперативного управления закреплены дома по проспекту Ленина, 25 и 27, а также флигель во дворе и сам двор — тоже своего рода забытые и заброшенные городские ценности (11). В новых стенах появились новые люди, а с ними — новые идеи, новая оптика. Объектом «музеефикации» стал рассматриваться весь город: его планировка и символические пространства, история и мифология, «социальные миры», образ жизни, топонимика. В 2013 г. название «Историко-архитектурный и ландшафтный музей “Тульский некрополь”» трансформировалось в «Тульский историко-архитектурный музей» (ТИАМ). В центре города появился музейный комплекс.

Вновь обретённые дома оказались настолько «переполненными» историями и смыслами, что неизбежно потребовали корректировки прежней тематики и новой концептуализации музея.

Логотип музея_ дизайнер Ю. Сурков.

Логотип музея разработан дизайнером Ю. Сурковым (г. Москва). На фото — рабочий процесс создания анимационного фильма о ТИАМ под руководством художника-постановщика А. Балашова

Ситуация, возникшая в 1998 г. при создании муниципального учреждения «Тульский некрополь», характеризует и музей, действовавший с 1998 по 2013 гг., и его преемника, и последователя — современное муниципальное учреждение культуры «Тульский историко-архитектурный музей». Всё начинается гораздо раньше, чем утверждаются документы, — так требует время; всё развивается, опережая планы, — так мыслят и действуют люди; всё выглядит немного фантастично — таков размах замыслов.

Дома, которые были переданы музею, имеют исключительную судьбу: в разное время здесь находились театр, галантерейный магазин, лютеранская кирха, колбасный цех, химическая лаборатория, завод минеральных вод, обсерватория и астрономический кружок, фотолаборатория.

Музейным домам были «присвоены» имена их прежних владельцев: Константина Андреевича Крафта и Фердинанда Георгиевича Белявского. Примечательно, что в обоих зданиях размещались аптеки, и некоторое время оба дома принадлежали одному владельцу — провизору Ф. Г. Белявскому.

Дом Белявского (пр. Ленина, 27), построенный в 1880-е гг. специально для аптеки, в этом качестве просуществовал вплоть до 2011 г., пережив революцию, национализацию, войны, реформы. Это одно из немногих зданий в городе, в котором сохранились не только планировка, но и фрагменты интерьера (чугунная лестница, печи, двери, стенной сейф). Имеются также проектные чертежи, фотографии интерьеров второго этажа, сделанные на рубеже XIX-XX вв., план двора.

Оказавшись в распоряжении музея, Дом Белявского задал новое направление работы — история аптечного дела в Туле. При обследовании здания на чердаке были найдены многие уникальные предметы — рецептурные бланки, аптечная посуда, этикетки, сигнатуры, сохранившиеся и от дореволюционных владельцев, и с советского времени. Они образовали коллекцию в музейном фонде и легли в основу новой экспозиции. В 2014 г. была открыта постоянная музейная экспозиция «Старая тульская аптека», которая, сохраняя уникальный городской топоним, знакомит посетителей с историей городского особняка конца XIX в., биографией его владельцев, историей аптечного дела в России и Туле, расширяя знания об исторической среде города, о развитии аптекарского и лекарского дела.

В 2016 г. в рамках проекта, победившего в грантовом конкурсе «Музейный десант. Поддержка программ межмузейного сотрудничества» благотворительного фонда В. Потанина, была разработана концепция модернизации экспозиции «Старая тульская аптека». В перспективе авторы концепции видят «Старую тульскую аптеку» как музей, в котором посетитель, помимо местной конкретики рубежа ХIХ-ХХ вв., сможет соприкоснуться с вопросами, связанными с самыми фундаментальными аспектами человеческого существования — жизни и смерти, здоровья и болезни, красоты и безобразия (12).

Каталог выставки  «Правдивая история жизни, смерти и воскресения аптекаря Крафта»

Каталог выставки «Правдивая история жизни, смерти и воскресения аптекаря Крафта»
Тула. 2014

О К. А. Крафте, владельце соседнего дома (пр. Ленина, 25), почти ничего не было известно — существовали только догадки и неподтверждённые сведения о том, что он немец по национальности, аптекарь по роду занятий. Но просторный дом с анфиладой потенциально прекрасных выставочных залов был очень привлекателен для того, чтобы в нём что-то делать, точнее, даже творить, вплоть до вымышленной истории жизни самого аптекаря. В 2014 г. музеем был реализован межрегиональный выставочный проект «Правдивая история жизни, смерти и воскресения аптекаря Крафта», в котором приняли участие четырнадцать художников из Москвы, Екатеринбурга, Ижевска (13). В экспозиции было представлено практически всё многообразие жанров современного искусства — книга художника, саунд-арт, инсталляция, видео-арт, перформанс, стрит-арт. Проект презентовался на Международном фестивале «Интермузей», а каталог выставки — на ярмарке интеллектуальной литературы «Нон-фикшн» в Москве. Выставочный проект был оценен экспертами как инновационный, повышающий качество форм музейной работы.

Удивительно, но как только «ожил» дом, а сам Крафт материализовался, дав название новому урбониму «Дом Крафта» и став главной фигурой выставки, обнаружились документы, позволившие узнать сведения о реально жившем человеке — Константине Андреевиче Крафте (14).

Фёкла Толстая, куратор, Мария Аршакян, художник, Александр Карташов, куратор и художник проекта «Черновики на белый свет»

Фёкла Толстая, куратор, Мария Аршакян, художник, Александр Карташов, куратор и художник проекта «Черновики на белый свет» на открытии выставки в ТИАМе. Фото из архива музея. 2015 г.

В том же 2016 г. музей получил ещё один грант фонда В. Потанина, победив в XII конкурсе музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире». По проекту «Музейный дизайн: право на город», автор которого — директор МБУК «ТИАМ» Лилия Владимировна Кашенцева, на средства гранта была разработана архитектурно-художественная концепция размещения информационных конструкций для городского квартала, расположенного в историческом центре города. Это был первый для Тулы прецедент попытки кодификации правил размещения наружной рекламы на фасадах исторических зданий. Концепцию разработал российский дизайнер Юрий Сурков (Москва). Работу предваряло музейное исследование, предметом которого стала шрифтовая культура Тулы конца XIX — начала XX в.: образцы вывесок, газетной рекламы, театральных афиш, клейм, пряничных досок и пр. Проект завершился циклом мероприятий: презентация концепции, итоговая выставка-комментарий «Дома и Буквы», серия лекций об урбанистике, городском дизайне и навигации. Музейный проект вошёл в шестёрку лучших реализованных в 2016 г. грантовых проектов XII конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», экспонировался в Москве на стенде в ходе работы международной фестиваля «Интермузей — 2017», проходившего в Центральном выставочном зале «Манеж». Музей был награждён памятным знаком от благотворительного фонда Владимира Потанина.

Выставка Дома и Буквы

Один из стендов выставки-комментария «Дома и Буквы»
в рамках проекта «Музейный дизайн: право на город». Фото из архива музея. 2016 г.

Реализация проекта «Музейный дизайн: право на город» задала новый вектор развития музея — исследовательская и образовательно-просветительская деятельность, главная тема которой — современный город.

Знаковым событием 2017 г. стал приезд в музей потомков первых владельцев Старой тульской аптеки Белявских-Адерман, живущих сейчас в Австрии и Швейцарии. Уже не первый год в рамках научно-исследовательской работы музей поддерживает с ними контакты, а в 2016 г. в дар музею они передали бережно сохранённые семейные реликвии: рукописи и дневники Ольги Адерман, уникальные документы и фотографии, а также рассказали о своем желании посетить Тулу. ТИАМ провел необходимые организационные мероприятия, и со 2-го по 9-е июля 2017 г. музей принимал гостей: Габриэль Жаннетт Маасс, внучку последних владельцев Старой тульской аптеки Ольги и Фридриха Адерман, и её племянницу Жанетт Вальднер с мужем Генри Альфредом. Во время визита проходили «круглые столы», неформальное общение, знакомство гостей с местными достопримечательностями. Потомки привезли и передали музею много замечательных подарков из Музея истории фармацевтики Базеля и аптеки Letziapotheke в г. Цюрих, а также пожертвовали музею 400 тысяч рублей на ремонт главного фасада здания, в котором располагается постоянная экспозиция «Старая тульская аптека».

Генри Альфред, Жанетт Вальднер, Габриэлла Жаннетт Маасс и Лилия Владимировна Кашенцева 2017 г.

Директор ТИАМ Лилия Кашенцева (справа) с потомками аптекарей Белявских-Адерман Габриэль Ж. Маасс, Жанетт и Генри А. Вальднерами в экспозиции музея «Старая тульская аптека». Фото В. Рощина. 2017 г.

Тульский некрополь, «отпустив» музей в город, не остался покинутым. Хотя вопрос музеефикации кладбищ остаётся открытым до сих пор, тем не менее на территории Всехсвятского, Спасского и Дмитриевского (Солунского) кладбищ регулярно проводятся рекогносцировочные и полевые исследования; сверка надгробий, находящихся на постоянном хранении в музее; уточняются описания, местоположение, размеры; ведётся фотофиксация и маркировка; ведутся базы данных по надгробиям на исторических кладбищах г. Тулы и погребённым на Всехсвятском кладбище. На сегодняшний день в музейном фонде в отделе надгробий числится 945 объектов, а в базе данных по погребённым — 2 781 человек.

В летний сезон проводится научно-исследовательская работа на исторических кладбищах Тулы, выявляются новые имена погребённых. На Всехсвятском кладбище выявлены захоронения И.Ф. Елисеева (1741-1795), Л. П. Ваныкиной (ум. в 1847), Е.Ф. Молитовой (ум. в 1881), А. С. Селезнёва (1823-1894), И. А. Шестопалова (ум. в 1897). Выявлено захоронение на семейном участке, где погребён Василий Романович Гречихин (1865-1930), почётный гражданин, кондитер-пряничник. Выявлено захоронение георгиевского кавалера П.М. Акимова (1885-1939). Обнаружен ряд захоронений на лютеранском участке кладбища (15). На Спасском кладбище были подняты два саркофага и выявлены захоронения Ивана Васильевича Лялина (1815(?)-1860) и Василия Максимовича Лялина (1777-1831) — представителей тульского рода купцов-благотворителей, потомственных почётных граждан города Тулы. Совместно с советом ветеранов уточняется и дополняется список воинских захоронений. С помощью жительницы г. Тулы Л. И. Моисеевой обнаружена и совместно с волонтёрами из группы «Искатель» приведена в порядок могила майора Павла Семёновича Смирнова (1905-1941), погибшего при обороне Тулы в годы Великой Отечественной войны. По обращению В. А. Меньшова найдено захоронение погибшего при обороне Тулы полковника Якова Николаевича Пивнева (1899-1941).

Сотрудники музея ежегодно проводят работы по поддержанию порядка на исторических некрополях Тулы: расчищают участки, поднимают опрокинутые надгробия, проводят консервационные мероприятия на объектах, включённых в музейный фонд и находящихся на открытом хранении. В 2015 г. музей начал возрождать волонтёрское движение с целью сохранения старинных кладбищ Тулы.

На кладбищах установлены стенды с информацией об истории их возникновения и наиболее интересных персоналиях, захороненных на них. Тексты, фотографии, изображения для дизайн-макетов стендов были подготовлены сотрудниками музея.

Экскурсия по Всехсвятскому кладбищу_Наталья Самсонова

Экскурсию по Всехсвятскому кладбищу проводит Наталия Самсонова, главный хранитель фондов

С мая по октябрь проводятся экскурсии по историческим кладбищам, неизменной популярностью пользуются ночные экскурсии по Всехсвятскому кладбищу. Начало экскурсионного сезона приурочено к акции «Ночь музеев», проходящей в рамках празднования 18 мая Международного дня музеев.

Ведётся работа с обращениями граждан по вопросам поиска мест захороний родственников на исторических кладбищах города, а также с просьбами предоставить информацию историко-краеведческого характера для научных исследований. Ежегодно в музей поступает от тридцати до пятидесяти таких запросов.

В 2018 г. был создан сайт «Некрополь — город живых», где представлена история неформального движения «Тульский некрополь»: воспоминания и биографии участников движения, опубликованные статьи и ранее не публиковавшиеся фотографии и документы.

Но сегодня, получив исторические здания в центре города, расширяя спектр направлений своей деятельности, музей уже не может сосредоточиваться только на некрополистике, он должен развиваться как совершенно новое культурное пространство и предлагать тулякам и гостям города что-то совсем иное.

Здания ТИАМа расположены на главном проспекте города, в плотной культурной и архитектурной среде исторического центра. В шаговой доступности находятся Тульский кремль, центральная городская площадь, Тульский краеведческий музей, мемориальный музей Н. И. Белобородова, музей «Тульские древности». С одной стороны — это конкурентная среда. Муниципальному музею, возраст которого не сопоставим с давно существующими музеями, трудно вписаться в экскурсионный маршрут. С другой стороны, традиционные краеведческие экспозиции, десятилетиями складывавшиеся в тульских музеях ограничивают свободу творчества. ТИАМ таких ограничений не имеет.

Характер коллекций, направления исследований, новые формы работы и знаний, которыми располагает современный Тульский историко-архитектурный музей, являются его отличительными особенностями и определяют миссию.
ТИАМ — это музей о городе и для города, архив потерянной памяти, городское бюро находок, собрание личных историй и забытых вещей. Музей выявляет неочевидные проблемы и связи, исследует события и объекты, не обременённые «хрестоматийным глянцем». ТИАМ не только изучает историю города, но и действует в ней.

В настоящее время в Доме Крафта (пр. Ленина, 25) находится экспозиционное пространство, где проводятся временные выставки самой разнообразной тематики.Трёхэтажная пристройка к зданию, выходящая во двор, пока находится в аварийном состоянии. После реставрации в ней планируется создать постоянную экспозицию о градостроительной истории Тулы, оборудовать музейное фондохранилище, открыть музейное кафе и сувенирный магазин.

На первом этаже Дома Белявского (пр. Ленина, 27) работает постоянная экспозиция «Старая тульская аптека», обновление которой с акцентированием на истории дома предстоит в ближайшем будущем. На втором этаже дома создана творческая площадка, где помимо лекций, семинаров и воркшопов, проходят спектакли, концерты, встречи и кинопросмотры. В двухэтажном флигеле, расположенном во дворе, планируется организовать арт-резиденцию.

Частная луна Леонида Тишкова

Арт-объект «Частная луна»
(Л. Тишков, г. Москва) установлен
во дворе музея в 2016 г.

в рамках проекта «Кругом свет»

Общий двор, объединяющий музейные здания, даёт возможность реализовывать проекты «ореn-аir» в области искусства (музыка, театр, перформанс), образования (воркшопы, мастер-классы, летние школы), развлечений (ярмарки, фестивали). Один из «дворовых» проектов вырос в настоящее событие, которое каждый год с нетерпением ждут туляки, особенно молодёжь — уже в течение пяти лет в июне в музейном дворе проводится фестиваль «Картонная ночь». Всё начиналось с формата вечеринки «для своих», которая объединяла желающих весело провести время большой компанией: поиграть в игры, послушать музыку и посмотреть ночью кино под открытым небом. Теперь это мероприятие городского масштаба, каждый раз имеющее свою тему, в котором принимают участие известные художники, музыканты.

Картонная ночь 2018-8

Фестиваль «Картонная ночь: теория хлама». Автор Паблик-арт проекта «кАRТограмма» — художник М. Звягинцева (г. Москва).
Фото Д. Прокофьева. 2018 г

Евгений Асс, ректор архитектурной школы МАРШ, профессор МАРХИ,
семинар по разработке эскизных идей и сценариев использования двора ТИАМа. 31 марта 2018 г.

На музейных площадках проводятся лекции, посвящённые архитектуре, дизайну и проблемам современной урбанистики с приглашением известных архитекторов, дизайнеров, урбанистов. В 2016-2017 гг. в музее побывали Константин Богданов (Санкт-Петербург), филолог, историк культуры; Ирина Коробьина (Москва), кандидат архитектуры, действительный член Международной академии архитектуры; Михаил Алексеевский (Москва), руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка»; Георгий Никич (Москва), куратор, искусствовед; Эркен Кагаров (Москва), графический дизайнер: Сергей Рассказов (Санкт-Петербург), основатель Школы шрифтового дизайна, организатор фестиваля Туреtеrsburg и многие другие. Один из приоритетов работы музея — это принципиальное изменение взаимоотношений со зрителем, при которых он становится участником культурного процесса: музейным волонтёром, исследователем, собирателем. Поэтому музей продумывает интерактивные и вовлекающие проекты, развивает работу с городскими сообществами, организует лекции, кинопросмотры, мастер-классы, концерты, «круглые столы», конференции и анти-конференции, фестивали.

В творческих обсуждениях концепции развития музея родился каламбур: «Надо припасти пропасть чего, к чему можно припасть, чтоб не пропасть». Припасая прошлое, ТИАМ работает на настоящее и будущее, культивируя сложного человека.

 

ПРИМЕЧАНИЯ И БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Постановление главы г. Тулы № 336 от 13 марта 1998 г. «О создании муниципального учреждения «Тульский некрополь».

2. «Тульский краеведческий альманах» с первого номера регулярно публиковал статьи сотрудников музея, посвящённые Тульскому некрополю. См.: Вып. 1 (2003): Ковшарь И.Г. Тульский некрополь: надгробные памятники конца XVIII — начала XX в. С. 128-133; Камоликов А. А. И храбр, и честен. С. 108-109; Камоликов А. А. Семья Джонс. С. 110-111; Вып. 2 (2004): Ковшарь И. Тульский некрополь: XVIII век. С. 123-136; Вып. 3 (2005): Ковшарь И. Камни, отразившие время. С. 136-140; Вып. 5 (2007): Клянин Р., Червякова И. Тульский некрополь: некоторые находки исследователей на Спасском кладбище города Тулы. С. 160-169; Вып. 6 (2008): Ковшарь И. Г. К вопросу о датировке памятников тульского некрополя. С. 127—130.

3. Мариничева Т. Клен над крестом… // Тул. известия. 2001. 22 нояб.; Скибинская И. Шедевры печального ремесла: в музее «Тульский некрополь» открыта фотовыставка «Некрополь тульской провинции» // Мол. коммунар. 2004. 1 июня; Гостюхин К. Кладбище — памятник культуры // Мол. коммунар. 2001. 5 сент.; Иванова А. О чем молчат надгробные камни // Алексинские вести. 2001. 28 авг.; Некрополь Тульской провинции // Наследие. 2001. 21 июля. С. 2.

4. Кириленко Н. Тульская выставка в Санкт-Петербурге // Тула. 2002. 17 июля. С. 6.

5. Скибинская И. Плач античной Алёнушки: в музее «Тульский некрополь» откры-лась выставка «Икона на камне»//Мол. коммунар. 2003. 18 сент.; Иконы на камне сохранились только в провинции // Тул. курьер. 2003. № 38. С. 3.

6. Клянин Р. Тульский некрополь // Ярило. 2006. № 13 (июнь). С. 5; Кириленко Н. Кто спасёт старинные кладбища? // Тула. 2006. 1 июня. С. 42.

7. Березовская Ю. Тайны забытых надгробий // Тул. известия. 2006. 21 дек. С. 15; Хафизов О. «Люди и камни — 2» // Мол. коммунар. 2006. 27 дек; Панфилова М. Что в имени твоём? // Тул. известия. 2007. 20 апр. С. 8; Родионова М. Люди и камни // Тул. известия. 2007. 20 дек.; Об истории города через судьбы людей / Подгот. Н. Кириленко // Тула. 2007. 1 февр. С. 30; Хафизов О. Люди и камни — 3 // Мол. коммунар. 2007. 21 дек.; Кириленко Н. «Люди и камни» // Тула. 2008. 28 февр. С. 16; Кириленко Н. Они творили историю города // Тула. 2008. 18 сент. С. 6; Панфилова М. История семьи — история Тулы // Тул. известия. 2008. 12 сент. С. 1; Кириленко Н. И вновь — «Люди и камни» // Тула. 2009. 13 авг. С. 4, 9; Литвинов Д. Люди дела и дела людей // Мол. коммунар. 2009. 4 авг. С. 16.

8. Кириленко Н. «Путь и Место» // Тула. 2012. 20 сент. С. 16.

9. Кириленко Н. Тула скобяная: открытия и подробности // Тула. 2013. 31 окт.; Находки старых чердачников // Мол. коммунар. 2013. 8 нояб. С. 40.

10. Постановление администрации города Тулы от 24.06.2011 г. № 1657 «О реорганизации муниципальных учреждений культуры путём присоединения МУК “Инспекция по охране памятников истории и культуры города Тулы” к МУК “Историко-архитектурный и ландшафтный музей ‘Тульский некрополь”».

11. Постановления администрации г. Тулы от 12.10.2011 г. № 2709 и от 27.10.2011 г. № 2854.

12. Рамочная концепция модернизации экспозиции «Старая тульская аптека» // Тул. краевед, альманах. 2016. Вып. 13. С. 144-157.

13. Кашенцева Л. Ключи от дома Крафта // Тул. краевед, альманах. 2014. Выи. 11. С. 172-177; Правдивая история жизни, смерти и воскресения аптекаря Крафта. Выставка- исследование: Каталог / Сост. Л. Кашенцева, В. Касаткин; Дизайн А. Аганесов. Тула, 2014.

14. Дзиговская Л. Н. Тайна тульского аптекаря Крафта // Тул. краевед, альманах. 2014. № 11. С. 178-180.

15. Сведения о выявленных захоронениях опубликованы на сайте музея. URL: http: // tiam-tula.ru/lyuteranskoye-kladbishhe/ (дата обращения: 06.05.2018).