Лекция «Азбука Колейчука» состоялась 26 октября в Доме Белявского, ее прочла Анна Колейчук — дочь и соавтор художника и изобретателя, одного из пионеров российского кинетического искусства Вячеслава Колейчука (1941–2018).
Дата: 26/10/2023.
Место: Дом Белявского (проспект Ленина, 27, второй этаж).
Эта лекция — часть подготовки к выставке работ Вячеслава Колейчука, которая откроется в Нимфозориуме в 2024 году.
Вячеслав Колейчук разрабатывал Азбуку новых областей формообразования в пространственных искусствах. Среди его изобретений — самонапряженные конструкции, квазикомпьютерная графика, кинетические объекты с иллюзорным движением, невозможные фигуры, звуковые объекты, пространственные конструкции и минимальные структуры.
О художнике
Вячеслав Колейчук – художник, архитектор, изобретатель, дизайнер выставочных пространств. В 1966 году окончил факультет градостроительства МАРХИ. В 1966 – 1967 годы входил в группу «Движение», первое и самое известное объединение художников-кинетистов в СССР. В 1967 году установил на площади перед Курчатовским институтом объект «Атом» — уникальную дюралюминиевую конструкцию, которая подсвечивалась цветными прожекторами под музыку, написанную по его просьбе Львом Терменом.
Ещё студентом Колейчук получил вместе с однокурсником Юрием Смоляровым патент на новый тип самонапряжённых конструкций. В 1970-е годы делал «невозможные объекты» — предметы, которые в определённом ракурсе выглядели как треугольник Пенроуза, лента Мёбиуса и другие парадоксальные пространственные построения. Позже работал над методикой светостереографии, позволяющей создавать иллюзию объёма, подсвечивая плоский рисунок, награвированный на металлической пластине. Изобрёл технику самоколлажа, призванную проявить внутреннюю динамику статичного изображения. С 1980-х создавал новые виды музыкальных инструментов.
Колейчук участвовал в оформлении многих выставок – в 1967 году спроектировал уличные стенды для Всемирной выставки в Монреале, в 1975 году – подвесные сетчатые конструкции для экспозиции советского павильона на выставке на Окинаве, в 1985 – объекты для выставки в Цукубе. Занимался оформлением спектаклей театра «Сатирикон», делал реквизит для фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза» (1985), интересно что режиссер дал ему список из двух десятков фантастических слов, в котором была и легендарная «гравицапа», а их воплощение стало целиком и полностью плодом воображения Колейчука. В 2006 году восстановил для Третьяковской галереи 2-ю выставку ОБМОХУ в Москве (1921) – одну из ранних и самых важных манифестаций русского конструктивизма.
Автор книг «Кинетизм», «Вячеслав Колейчук: Моя Азбука», статей по истории конструктивизма и кинетизма. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999).
Николай Хруст, создатель светомузыкального сопровождения для воспроизведённого в 2018 году в Парке Горького «Атома» Вячеслава Колейчука:
«В искусстве Колейчука нет никакой социальной злободневности, жеста, разлома, надлома, в нём нет ни капли того цинизма-нигилизма, который многими принимается за постмодернизм, нет никакой пошлости. Его создания просты, совершенны и легки. Колейчук — это не «актуальное искусство», это — классическое искусство. И после ухода Вячеслава Фомича остаётся ощущение чего-то значимого, важного. Наверное, это и есть цель любого художника и любого искусства, устремлённого в будущее».
Также Вячеслав Колейчук разработал новый способ формообразования — самоколлаж.
Из авторского определения:
«Самоколлаж — это технология… получения качественно новых визуальных структур из целостного изображения или пространственной формы путем выделения (вырезания) из них элементов, обладающих той или иной симметрией, а затем их комбинирования друг с другом (перестановок, поворотов и сочетаний). В самоколлаже по-новому сопоставляются элементы, выделенные из одного и того же целостного изображения (паттерна) или пространственной формы. При этом происходит качественный переход от одних визуальных образов к другим в процессе преобразования изображения или пространственной формы…» («Вячеслав. Колейчук: Моя Азбука», М., 2012).
В конце жизни мастер подготовил «Азбуку Колейчука», вобравшую основные его достижения. Искусствовед, дизайнер-график Александр Лаврентьев –
из предисловия к этой книге:
«Колейчук создает новые области формообразования. Он превращает обычное в необычное. Как пример его постоянно неудовлетворенного обычными объяснениями парадоксального мышления – разглядывание рисунков плоских орнаментов, в которых он увидел элементы пространственных трансформирующихся структур. Объекты Колейчука принадлежат миру форм, универсальных по степени своей применимости в архитектуре, разных областях дизайна, декоративно-прикладного искусства… «Азбука Колейчука» – это расставленные в алфавитном порядке ключевые слова, за которыми стоят идеи и конкретные работы художника».
Фотографии: Денис Бычихин