Завершается проект «Музейный дизайн: право на город». Время подводить итоги.
Чего мы хотели?
ТИАМ — один из самых молодых тульских музеев. Так сложилось, что он стал владельцем трех исторических зданий в самом центре города. Вместе с домами у музея появились соседи: многочисленные фирмы, которые активно себя рекламируют. Поэтому фасадов у исторических зданий нет: их «съели» аляповатые местные и «брендоносные» иноземные вывески и рекламные конструкции. В условиях такого «визуального шума» любая тактичная «заявка» музея о своем существовании обречена (не тактичным музей быть не может, он — учреждение культуры). Но музею тоже нужна вывеска! Он тоже живет в условиях рынка, у него должен быть «читабельный» имидж, и в этом — его здоровая корысть.
В условиях безудержной торговой экспансии не только музей, но и архитектура ушедших столетий, сам исторический город оказываются вытесненными из современного культурного контекста. Музей поставил перед собой довольно сложную задачу — попытаться «вернуть» городу его архитектуру, его аутентичный внешний облик
Что удалось сделать?
На средства гранта благотворительного фонда Владимира Потанина разработана архитектурно-художественная концепция размещения информационных конструкций для музейных зданий, а также предложения по размещению вывесок на соседних домах.
Работу предваряло музейное исследование, предмет которого — шрифтовая культура Тулы конца XIX — начала ХХ веков: образцы вывесок, газетной рекламы, театральных афиш, клейм, пряничных досок и пр., т.к. проект ориентирован на местные традиции: актуальный дизайн должен «питаться» историей, только так возможно новое высказывание.
Разработанная концепция — первый для Тулы прецедент кодификации правил размещения наружной рекламы на фасадах исторических зданий.
По итогам работы проектной команды организована выставка «Дома и буквы». Состоялись: предъявление концепции, серия лекций об урбанистике, городском дизайне и навигации, дискуссия о возможности диалога архитектуры и дизайна, о профессионализме и вкусовщине, легитимности и компетентности.
На средства гранта будут изготовлены и смонтированы вывески музея на зданиях №№ 25, 27, 31 по проспекту Ленина.
Пожалуй, в первый раз за всю историю «мозговых штурмов» в Туле высадился такой солидный десант специалистов, вплотную занимающихся урбанистикой, визуальной коммуникацией, архитектурой и музеями. Поэтому и разговор был интересный. Мы узнали, как можно поднять городскую экономику, просто высаживая на улицах плодовые деревья, почему хороший дизайн экономит массу бюджетных средств, как из старых окон сделать современные музейные витрины, в какие игры шрифт играет с архитектурой, как простое общение горожан друг с другом может совершенно изменить город и почему лучшей площадкой для такого общения может стать музей.
Что в результате?
Нельзя сказать, что в Туле ничего не меняется. Перемены есть и они очевидны. Правда, касаются они, в основном, благоустройства. Видимо, по этой части наш город тянется за близлежащей столицей. Это хорошо. Плохо то, что благоустройство это какое-то внешнее и показное: не видно за ним ни общего плана, ни идеи, касающейся образа города вообще. А имидж Тулы, между тем, страдает: исторический центр, призванный стать магнитом для туристов, продолжает пребывать в каком-то средневековом состоянии – отданный на откуп «свободным рыночным отношениям», центр этот не только потерял за последнюю четверть века много интересных архитектурных памятников, но и демонстрирует отсутствие внятной концепции его развития, осмысленного интереса к его прошлому, и, как следствие, понимания будущего. И это, несмотря на лавину прокатившихся по городу за последние пару лет круглых столов, семинаров, штабов по развитию города, общественных дискуссий и т.д. и т.п. с привлечением столичных экспертов.
Вот и мы, реализуя свой проект, оказались в парадоксальной ситуации: вроде бы, предложения наши имеют вполне прикладное значение для города, и сформулированы они профессионально, с опорой на практический, московский опыт, но почему-то меньше всего ими заинтересовались те, кому они, прежде всего, и были адресованы – представители городской администрации. Люди, которым только и под силу в сложившейся системе реально изменить ситуацию в городе, более того, люди, которым это положено делать по должности.
И речь ведь не идет о том, что надо воспринимать наш проект как руководство к действию. Но проблема есть, а значит, было бы логично, если управленцы, призванные решать такие проблемы, поинтересовались бы предложениями, сформулированными профессионалами, авторитетными в своих областях. Увы, интереса не проявил никто, кроме, разве что, областных органов охраны памятников, да и то применительно к конкретным объектам.
А потому, не понятно, есть ли у города своя стратегия в отношении сохранения и развития исторического центра, или все наблюдаемые нами перемены – лишь спонтанные попытки следовать в русле идей, периодически спускаемых с областного и федерального уровня.
Мы все-таки надеемся, что неумолимая логика урбанизации приведет, наконец, к пониманию того, что дешевые и временные решения городских проблем потом обходятся втридорога; что профессиональными вопросами должны заниматься профессионалы (и это, в конечном итоге, всегда выгоднее с точки зрения результата); что историко-культурные исследования – не прихоть музейщиков и культурологов, жадных до бюджетных денег, а совершенно необходимая составляющая любого урбанистического проекта в историческом городе, каким является и, хочется думать, будет и впредь Тула.