«Музейный дизайн: право на город»:
Дома и Буквы
В январе 1911 года проходивший в Санкт-Петербурге IV съезд русских зодчих заслушал доклад Евгения Баумгартена и Льва Ильина «Вандализм рекламы». Наконец-то архитекторы обратили внимание на двусмысленность положения, в которое угодила их дисциплина! С одной стороны, именно архитектура организовывает и формирует облик городских улиц. С другой — спонтанное нагромождение на фасадах домов массивных красочных жестяных вывесок способно исказить любой замысел градостроителя. Ситуация усугублялась тем, что архитектурные проекты проходили согласование и утверждение через многие инстанции (вплоть до «Высочайшей»), а разрешение на вывеску выдавала местная полицейская власть, следившая лишь за тем, чтобы ничего крамольного в ней не содержалось.
Докладчики выступали, конечно, не за отмену уличной рекламы, но за «игру по правилам» — прежде всего эстетическим. За обуздание «антихудожественного самоуправства торговцев» и «неудержимой изобретательности творцов реклам», в результате которых улицы приобретали «удивительно кабацкий вид». Ведь имелись же заграничные примеры (Франция и др.), демонстрировавшие, что «общее развитие культуры не обязательно должно сопровождаться ростом рекламного безобразия». Да и в самой России бывали времена, когда «вывески занимали скромное, предназначенное для них место». «Насколько выигрывал при этом архитектурный ансамбль, не разбитый никакими чуждыми ему добавлениями,— можно судить хотя бы по литографии, изображающей Невский y Дома голландской церкви»…
Текст доклада был опубликован в журнале «Зодчий» (1911). Полностью его можно прочитать в документе: доклад Евгения Баумгартена и Льва Ильина «Вандализм рекламы»