Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь в Туле
В собрании Тульского историко-архитектурного музея хранится комплекс изобразительных источников 1980-1990-х годов, касающихся истории Богородичного Пантелеймонова Щегловского монастыря. Это чертежи проекта зон охраны памятника истории и культуры, учетные карты-паспорта элементов исторической застройки, а также любительские фотографии. Черно-белые снимки рассказывают историю монастыря в эпоху развала СССР: запустение, работа волонтеров, попытки возродить память о духовной жизни обители. Планы ландшафта и историко-опорный план дают нам представление о возможностях реконструкции территорий на момент подготовки работы по возрождению монастыря в 1980-1990-х годах и присвоения ему нового статуса.
В собрании Тульского историко-архитектурного музея хранится комплекс изобразительных источников 1980-1990-х годов, касающихся истории Богородичного Пантелеймонова Щегловского монастыря. Это чертежи проекта зон охраны памятника истории и культуры, учетные карты-паспорта элементов исторической застройки, а также любительские фотографии. Черно-белые снимки рассказывают историю монастыря в эпоху развала СССР: запустение, работа волонтеров, попытки возродить память о духовной жизни обители. Планы ландшафта и историко-опорный план дают нам представление о возможностях реконструкции территорий на момент подготовки работы по возрождению монастыря в 1980-1990-х годах и присвоения ему нового статуса.
Богородичный Пантелеймонов Щегловский монастырь – единственный в России удел Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы». Объект историко-культурного наследия, федеральный памятник истории и архитектуры расположен в Пролетарском районе г. Тула, на ул. Л. Чайкиной, 1 (угол улиц Баженова и Шухова).
1859 год является фактической датой основания монастыря. Наиболее полно история обители изложена в историческом очерке церковного писателя, тульского археолога и историка Н.И. Троицкого «Тульский Богородичный общежительный мужской монастырь, что в Щеглове».
Само место, где расположен монастырь, имеет свою древнюю историю. В XVI веке Тула входила в число пограничных городов Московского государства. Через нее от рязанских до белгородских земель проходила оборонительная линия, которая состояла из ряда фортификационных валов и сторожевых засек и служила защитой от набегов татар и других врагов. Ближайшие к нашему городу засеки — Малиновая на юго-западе и Щегловская (по фамилии стоявшего здесь дозором воеводы Щеглова) на северо-востоке — были соединены валом, проходившим через Тулу с юга на восток и северо-восток.
Богородичный Пантелеймонов Щегловский монастырь – единственный в России удел Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы». Объект историко-культурного наследия, федеральный памятник истории и архитектуры расположен в Пролетарском районе г. Тула, на ул. Л. Чайкиной, 1 (угол улиц Баженова и Шухова).
1859 год является фактической датой основания монастыря. Наиболее полно история обители изложена в историческом очерке церковного писателя, тульского археолога и историка Н.И. Троицкого «Тульский Богородичный общежительный мужской монастырь, что в Щеглове».
Само место, где расположен монастырь, имеет свою древнюю историю. В XVI веке Тула входила в число пограничных городов Московского государства. Через нее от рязанских до белгородских земель проходила оборонительная линия, которая состояла из ряда фортификационных валов и сторожевых засек и служила защитой от набегов татар и других врагов. Ближайшие к нашему городу засеки — Малиновая на юго-западе и Щегловская (по фамилии стоявшего здесь дозором воеводы Щеглова) на северо-востоке — были соединены валом, проходившим через Тулу с юга на восток и северо-восток.
В июне 1552 года туляки героически отразили приступ многочисленного войска крымского хана Девлет-Гирея. В память о погибших у места их захоронения был основан Иоанно-Предтечев монастырь.
После перенесения в Тулу из Коломны архиерейской кафедры и образования Тульской епархии в 1799 году Предтечев монастырь был упразднен, обращен в архиерейское подворье.
В июне 1552 года туляки героически отразили приступ многочисленного войска крымского хана Девлет-Гирея. В память о погибших у места их захоронения был основан Иоанно-Предтечев монастырь.
После перенесения в Тулу из Коломны архиерейской кафедры и образования Тульской епархии в 1799 году Предтечев монастырь был упразднен, обращен в архиерейское подворье.
Василий Иванович Макарухин (1805-1890). Московский купец третьей гильдии, промышленник.
В 1810 году епископ Тульский Амвросий выстроил в Щегловской засеке летнюю резиденцию – обширный дом с домовой церковью во имя святого Амвросия Медиоланского. В середине XIX века по инициативе и на средства московского купца Василия Ивановича Макарухина рядом с архиерейским домом стали возводить комплекс зданий будущего уже самостоятельного монастыря.
Об основателе монастыря В.И. Макарухине (впоследствии преподобном Варсонофии) известно, что он родился 27 июля 1805 года в семье московского купца III гильдии Ивана Григорьевича Макарухина. Он продолжил дело, начатое отцом, став владельцем мастерской по изготовлению церковной утвари.
О том, каков был Василий Макарухин в своей семье, в среде рабочих, которыми заведовал в доме отца, и каков сам был как рабочий, мы имеем свидетельство его духовного отца, приходского протоиерея Алексия Речминского.
Из письма племяннику почившего старца схимонаха Варсонофия (Н.Ф. Мусатову): «Мастерство его, — церковная медная утварь – подсвечники, паникадила, чаши, купели и всякие вещи, нужные для священнослужения, по их прочности, чистоте отделки, изяществу и по сходной цене, сделались известными в самых отдаленных краях России, так что он многим вынужден бывал отказывать в их заказах. На все означенные вещи он сам делал чертежи и рисунки: для отца своего он был незаменимый художник и неутомимый мастер».
Посвятив свою жизнь богоугодному делу строительства монастыря, в 1880 году Василий Иванович даже переселился в обитель, принял постриг, а затем и схиму с именем Варсонофий. Он скончался 26 апреля 1890 года и был похоронен в храме Богородицы «Млекопитательницы» под алтарем северного придела во имя Василия Блаженного. В 1988 году схимник Варсонофий был причислен к лику святых в соборе тульских святых.
В 1810 году епископ Тульский Амвросий выстроил в Щегловской засеке летнюю резиденцию – обширный дом с домовой церковью во имя святого Амвросия Медиоланского. В середине XIX века по инициативе и на средства московского купца Василия Ивановича Макарухина рядом с архиерейским домом стали возводить комплекс зданий будущего уже самостоятельного монастыря.
Об основателе монастыря В.И. Макарухине (впоследствии преподобном Варсонофии) известно, что он родился 27 июля 1805 года в семье московского купца III гильдии Ивана Григорьевича Макарухина. Он продолжил дело, начатое отцом, став владельцем мастерской по изготовлению церковной утвари.
О том, каков был Василий Макарухин в своей семье, в среде рабочих, которыми заведовал в доме отца, и каков сам был как рабочий, мы имеем свидетельство его духовного отца, приходского протоиерея Алексия Речминского.
Из письма племяннику почившего старца схимонаха Варсонофия (Н.Ф. Мусатову): «Мастерство его, — церковная медная утварь – подсвечники, паникадила, чаши, купели и всякие вещи, нужные для священнослужения, по их прочности, чистоте отделки, изяществу и по сходной цене, сделались известными в самых отдаленных краях России, так что он многим вынужден бывал отказывать в их заказах. На все означенные вещи он сам делал чертежи и рисунки: для отца своего он был незаменимый художник и неутомимый мастер».
Посвятив свою жизнь богоугодному делу строительства монастыря, в 1880 году Василий Иванович даже переселился в обитель, принял постриг, а затем и схиму с именем Варсонофий. Он скончался 26 апреля 1890 года и был похоронен в храме Богородицы «Млекопитательницы» под алтарем северного придела во имя Василия Блаженного. В 1988 году схимник Варсонофий был причислен к лику святых в соборе тульских святых.
Современник Василия Ивановича Макарухина Н.И. Троицкий писал о нем: «Хозяин и работник, купец и ремесленник, благотворитель и схимник, он был человек высокой благочестивой настроенности и непреклонно твердого направления воли; он умел не только победить в себе сильнейшую из страстей — сребролюбие и с ним соединенные искушения, но и воспользовался своим богатым состоянием, как могучим средством для совершенствования себя в добродетельной жизни, — на славу православного отечества и на утешение святой христианской церкви». Всего на возведение обители В.И. Макарухиным было пожертвовано 500 тысяч рублей серебром плюс к этому 30 тысяч серебром на содержание. Долгое время имя благотворителя Василия Макарухина оставалось неизвестным – таково было условие этого скромнейшего человека.
Духовным строителем первого монастырского храма был иеромонах Никандр, духовник В.И. Макарухина, проектировщиком — Александр Гавриилович Бочарников, архитектор Императорской Академии Художеств, а строительными работами руководил его отец, Гавриил Васильевич Бочарников.
Жертвователями на строительство стали известные горожане – тульский городской голова Николай Никитич Добрынин и его брат Александр. Тульский купец М. М. Струков приобрел около 40 десятин земли близ Глухих Полян и подарил эти угодья обители.
Александру Бочарникову необходимо было создать образ монашеской обители в современном по тому времени понимании черт древнерусского зодчества, не отходя от канонизированных представлений. Закладка главного храма состоялась 20 мая 1860 года. Построенный храм был двухэтажным, не отапливаемым. Его освящение в честь иконы Божией Матери «Млекопитательницы» состоялось в 1864 году.
Современник Василия Ивановича Макарухина Н.И. Троицкий писал о нем: «Хозяин и работник, купец и ремесленник, благотворитель и схимник, он был человек высокой благочестивой настроенности и непреклонно твердого направления воли; он умел не только победить в себе сильнейшую из страстей — сребролюбие и с ним соединенные искушения, но и воспользовался своим богатым состоянием, как могучим средством для совершенствования себя в добродетельной жизни, — на славу православного отечества и на утешение святой христианской церкви». Всего на возведение обители В.И. Макарухиным было пожертвовано 500 тысяч рублей серебром плюс к этому 30 тысяч серебром на содержание. Долгое время имя благотворителя Василия Макарухина оставалось неизвестным – таково было условие этого скромнейшего человека.
Духовным строителем первого монастырского храма был иеромонах Никандр, духовник В.И. Макарухина, проектировщиком — Александр Гавриилович Бочарников, архитектор Императорской Академии Художеств, а строительными работами руководил его отец, Гавриил Васильевич Бочарников.
Жертвователями на строительство стали известные горожане – тульский городской голова Николай Никитич Добрынин и его брат Александр. Тульский купец М. М. Струков приобрел около 40 десятин земли близ Глухих Полян и подарил эти угодья обители.
Александру Бочарникову необходимо было создать образ монашеской обители в современном по тому времени понимании черт древнерусского зодчества, не отходя от канонизированных представлений. Закладка главного храма состоялась 20 мая 1860 года. Построенный храм был двухэтажным, не отапливаемым. Его освящение в честь иконы Божией Матери «Млекопитательницы» состоялось в 1864 году.
«Тульские епархиальные ведомости» рассказывали об этом событии следующее: «Тульские граждане с особым участием и любовью следили за устроением каменного помещения для братствующих, живущих при загородном доме Его Преосвященства. Наконец помещение сие приведено к благолепному окончанию. Обширные стены вокруг со святыми и двумя при них въездными вратами окончены постройкою, каменные кельи снабжены всем необходимым для жительства, и внутри двора великолепный двухэтажный храм окончен постройкою. В верхнем этаже его поставлен иконостас и позлащен, — стены расписаны, — утварь устроена вся в лучшем виде».
Один из главных жертвователей, очевидец и участник этого торжества Михаил Михайлович Струков писал В. И. Макарухину: «Позвольте поздравить вас с освящением храма… слава Богу, все благополучно и торжественно. Погода была хороша; народу было чрезвычайно много; несмотря на то, что пред этим были дожди и грязно: и то все поле (около монастыря) было усеяно народом; а если бы было сухо, то и Бог знает, что было. Вся церемония прошла так радостно, что я вам и выразить не могу…».
Молодой архитектор А.Г. Бочарников блестяще справился с поставленной задачей. Он нашел неповторимый стиль монастырских строений, создал архитектурную композицию, законченный ансамбль, облик которого прекрасно гармонировал с рельефом местности и окружающей природой.
Когда в 1864 году все сооружения монастыря были построены, Тульское городское общество обратилось с ходатайством к Тульской и Белевской епархии и Святейшему Синоду об учреждении монастыря. Однако в связи с финансовыми разногласиями ходатайство было отложено более чем на год.
«Тульские епархиальные ведомости» рассказывали об этом событии следующее: «Тульские граждане с особым участием и любовью следили за устроением каменного помещения для братствующих, живущих при загородном доме Его Преосвященства. Наконец помещение сие приведено к благолепному окончанию. Обширные стены вокруг со святыми и двумя при них въездными вратами окончены постройкою, каменные кельи снабжены всем необходимым для жительства, и внутри двора великолепный двухэтажный храм окончен постройкою. В верхнем этаже его поставлен иконостас и позлащен, — стены расписаны, — утварь устроена вся в лучшем виде».
Один из главных жертвователей, очевидец и участник этого торжества Михаил Михайлович Струков писал В. И. Макарухину: «Позвольте поздравить вас с освящением храма… слава Богу, все благополучно и торжественно. Погода была хороша; народу было чрезвычайно много; несмотря на то, что пред этим были дожди и грязно: и то все поле (около монастыря) было усеяно народом; а если бы было сухо, то и Бог знает, что было. Вся церемония прошла так радостно, что я вам и выразить не могу…».
Молодой архитектор А.Г. Бочарников блестяще справился с поставленной задачей. Он нашел неповторимый стиль монастырских строений, создал архитектурную композицию, законченный ансамбль, облик которого прекрасно гармонировал с рельефом местности и окружающей природой.
Когда в 1864 году все сооружения монастыря были построены, Тульское городское общество обратилось с ходатайством к Тульской и Белевской епархии и Святейшему Синоду об учреждении монастыря. Однако в связи с финансовыми разногласиями ходатайство было отложено более чем на год.
Николай Никитич Добрынин (1811—1887) — тульский городской голова, назначавшийся на эту должность семь раз (с перерывами) и занимавший её в общей сложности в течение 25 лет, статский советник. Потомственный дворянин, потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии
В следующем году по инициативе Николая Никитича Добрынина последовало новое ходатайство от граждан об основании монастыря. 14 мая 1865 года Тульское городское общество в собрании по делам города выслушало и утвердило словесное предложение городского головы Николая Никитича Добрынина следующего содержания:
«С давнего времени существовал в Туле мужской монастырь, обращенный в начале сего столетия в архиерейский дом; а как в настоящее время при загородном архиерейском доме приведено к окончанию построение новой каменной церкви, в которой все благолепие внутреннего украшения находится в превосходном состоянии чрез усердие неизвестного благотворителя, то многие граждане заявляют желание учредить в означенном месте мужской общежительный монастырь, тем более, что тульский купеческий сын Михаил Михайлович Струков, на пожертвованные некоторыми гражданами деньги приобрел близ этого места покупкой 42 десятины доходной земли, которая, по желанию жертвователей, если утвердится иноческая обитель и при ней кладбище, должна поступить в собственность обители, а потому городской голова и предложил все это на усмотрение общества. По выслушании сего тульское городское общество, приняв во внимание, что об уничтожении прежней иноческой обители жители города немало сожалели и вновь ее учреждения желать не переставали, тем более, что в городе Туле ни одной такой обители нет, а общие желания граждан устремляются именно к тому, чтобы видеть им вблизи себя подобную обитель, в которой процветала бы жизнь монашеская по правилам общежительного иноческого устава, и в которой все притекающие могли бы утешаться как благолепным чином богослужения и примером доброго жития, так и пользоваться духовными советами от подвизающейся в ней братии; вместе с тем, находя место при загородном архиерейском доме уединенным, весьма удобным, от города очень близким, устроенный же и украшенный тот храм очень благолепным и устроенные принадлежности к нему довольно достаточными; поэтому общество, с своей стороны, усердно желает, чтобы на самом этом месте учредилась общежительная иноческая обитель и при ней было бы разрешено быть кладбищу, полагаем: предоставить г. городскому голове приговор сей представить преосвященнейшему Никандру епископу тульскому и белевскому с покорнейшею просьбою об исходатайствовании его преосвященством у Святейшего Синода …».
В следующем году по инициативе Николая Никитича Добрынина последовало новое ходатайство от граждан об основании монастыря. 14 мая 1865 года Тульское городское общество в собрании по делам города выслушало и утвердило словесное предложение городского головы Николая Никитича Добрынина следующего содержания:
«С давнего времени существовал в Туле мужской монастырь, обращенный в начале сего столетия в архиерейский дом; а как в настоящее время при загородном архиерейском доме приведено к окончанию построение новой каменной церкви, в которой все благолепие внутреннего украшения находится в превосходном состоянии чрез усердие неизвестного благотворителя, то многие граждане заявляют желание учредить в означенном месте мужской общежительный монастырь, тем более, что тульский купеческий сын Михаил Михайлович Струков, на пожертвованные некоторыми гражданами деньги приобрел близ этого места покупкой 42 десятины доходной земли, которая, по желанию жертвователей, если утвердится иноческая обитель и при ней кладбище, должна поступить в собственность обители, а потому городской голова и предложил все это на усмотрение общества. По выслушании сего тульское городское общество, приняв во внимание, что об уничтожении прежней иноческой обители жители города немало сожалели и вновь ее учреждения желать не переставали, тем более, что в городе Туле ни одной такой обители нет, а общие желания граждан устремляются именно к тому, чтобы видеть им вблизи себя подобную обитель, в которой процветала бы жизнь монашеская по правилам общежительного иноческого устава, и в которой все притекающие могли бы утешаться как благолепным чином богослужения и примером доброго жития, так и пользоваться духовными советами от подвизающейся в ней братии; вместе с тем, находя место при загородном архиерейском доме уединенным, весьма удобным, от города очень близким, устроенный же и украшенный тот храм очень благолепным и устроенные принадлежности к нему довольно достаточными; поэтому общество, с своей стороны, усердно желает, чтобы на самом этом месте учредилась общежительная иноческая обитель и при ней было бы разрешено быть кладбищу, полагаем: предоставить г. городскому голове приговор сей представить преосвященнейшему Никандру епископу тульскому и белевскому с покорнейшею просьбою об исходатайствовании его преосвященством у Святейшего Синода …».
В мае 1868 года Синод просил изволения Государя, в июне 1868 года Государь император высочайше соизволил утвердить определение Св. Синода об учреждении Богородичного Щегловского мужского монастыря, собственноручно написав на решении Св. Синода: «Согласен и благодарит».
Тут же, при учреждении, в обители было открыто Александровское училище для 25-ти мальчиков из беднейших тульских семей.
По личному ходатайству настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила перед лесным департаментом около монастыря была посажена роща из четырех тысяч берез и лип. К концу XIX века она превратилась в роскошный парк. На рубеже XIX-XX веков монастырь владел около 117 га земельных угодий и двумя прудами – в одном, декоративном, жили лебеди, в другом разводили рыбу.
В 1870 году прибыли первые монахи. В устроении духовной жизни Богородичному Щегловскому мужскому монастырю в XIX веке помогали Русский Пантелеймонов на Афоне монастырь и Глинская пустынь. Он по праву стал считаться духовным центром Тульской епархии.
В октябре 1882 года В.И. Макарухин на свои средства построил при монастыре гостиницу для приюта богомольцев-паломников. В гостинице было 23 номера, самоварная и две большие комнаты для странников. К исходу 1884 года комплекс монастыря насчитывал следующие постройки: церкви, настоятельские кельи и два симметричных келейных братских корпуса, колокольню въезда, монастырскую ограду с четырьмя башнями по углам, гостиницу, хлебопекарню и трапезную. Была отремонтирована и архиерейская дача, теперь это были настоятельские покои с домовой церковью в честь Успения Божией Матери.
Также, по инициативе Василия Ивановича и при его непосредственном участии, решено было устроить теплый храм в честь 25-летия служения на Тульской кафедре архиепископа Никандра. Закладка храма совершена 24 мая 1886 года.
Храм с двумя приделами был освящен 24 сентября 1889 года (7 октября по новому стилю) в день памяти преподобного Никандра Пустынножителя, Псковского чудотворца. Одноглавый, более простой в объемно-планировочном решении, позднее подвергшийся реконструкции с расширением. Возведен он был для повседневной требы и в отличие от главного храма был «теплым», т.е. отапливаемым. Для этого храма вновь была заказана икона Божией Матери «Млекопитательницы» – в серебряной ризе с синими и красными камнями. Эта икона сохранена и до сих пор пребывает в храме в честь преподобного Никандра Псковского.
В мае 1868 года Синод просил изволения Государя, в июне 1868 года Государь император высочайше соизволил утвердить определение Св. Синода об учреждении Богородичного Щегловского мужского монастыря, собственноручно написав на решении Св. Синода: «Согласен и благодарит».
Тут же, при учреждении, в обители было открыто Александровское училище для 25-ти мальчиков из беднейших тульских семей.
По личному ходатайству настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила перед лесным департаментом около монастыря была посажена роща из четырех тысяч берез и лип. К концу XIX века она превратилась в роскошный парк. На рубеже XIX-XX веков монастырь владел около 117 га земельных угодий и двумя прудами – в одном, декоративном, жили лебеди, в другом разводили рыбу.
В 1870 году прибыли первые монахи. В устроении духовной жизни Богородичному Щегловскому мужскому монастырю в XIX веке помогали Русский Пантелеймонов на Афоне монастырь и Глинская пустынь. Он по праву стал считаться духовным центром Тульской епархии.
В октябре 1882 года В.И. Макарухин на свои средства построил при монастыре гостиницу для приюта богомольцев-паломников. В гостинице было 23 номера, самоварная и две большие комнаты для странников. К исходу 1884 года комплекс монастыря насчитывал следующие постройки: церкви, настоятельские кельи и два симметричных келейных братских корпуса, колокольню въезда, монастырскую ограду с четырьмя башнями по углам, гостиницу, хлебопекарню и трапезную. Была отремонтирована и архиерейская дача, теперь это были настоятельские покои с домовой церковью в честь Успения Божией Матери.
Также, по инициативе Василия Ивановича и при его непосредственном участии, решено было устроить теплый храм в честь 25-летия служения на Тульской кафедре архиепископа Никандра. Закладка храма совершена 24 мая 1886 года.
Храм с двумя приделами был освящен 24 сентября 1889 года (7 октября по новому стилю) в день памяти преподобного Никандра Пустынножителя, Псковского чудотворца. Одноглавый, более простой в объемно-планировочном решении, позднее подвергшийся реконструкции с расширением. Возведен он был для повседневной требы и в отличие от главного храма был «теплым», т.е. отапливаемым. Для этого храма вновь была заказана икона Божией Матери «Млекопитательницы» – в серебряной ризе с синими и красными камнями. Эта икона сохранена и до сих пор пребывает в храме в честь преподобного Никандра Псковского.
Все три храмовых здания монастыря: и Богородицы «Млекопитательницы», и преподобного Никандра, и Успения Пресвятой Богородицы – имели «весьма благолепную обстановку» и были «богато наделены предметами утвари и церковнобогослужебными принадлежностями» (Троицкий Н.И., 1896, С. 109).
Близ Никандровского храма монахи выкопали колодец. Место указал сам схимонах Варсонофий. На колодце была плита с надписью: «Почерпните с веселием от источника спасения».
После смерти В.И. Макарухина вспомоществованием монастырю занялся его племянник и единомышленник Н.Ф. Мусатов. На средства из его капитала были построены монастырская Александровская школа для бедных детей (вначале при монастыре, затем новый дом на окраине Чулкова на сто учеников) и больница рядом с монастырем на 10 мест с аптекой, фельдшерской, ванной комнатой и кухней. Помимо лечения заболевших насельников обители, здесь проходили реабилитацию отставные офицеры.
К началу XX века во владениях монастыря было 117 гектаров земли, два пруда, пасека, конюшни, скотный двор и огород. На территории монастыря находились две хозяйственные постройки («службы»), отдельная трапезная (столовая) на всю монашескую братию, ледник, баня и дома настоятеля и схимонаха.
В 1921 году Щегловский монастырь, как и все другие монастыри в Туле и Тульской губернии, был закрыт. Весной 1922 года монахов разогнали, церковную утварь вывезли, земли национализировали. 14 марта 1922 года уполномоченным Губернского отдела народного образования был составлен акт об окончательном закрытии монастыря. Почти 80 лет на месте Богородичного Пантелеймонова Щегловского мужского монастыря Тулы царила «мерзость запустения». То, что не уничтожили люди, разрушало время. В 1929 году в здании бывшего храма Богородицы «Млекопитательницы» произошел пожар. Пострадали малые главки, чердачные конструкции, оконные и дверные переплеты. Были повреждены настенные росписи.
Все три храмовых здания монастыря: и Богородицы «Млекопитательницы», и преподобного Никандра, и Успения Пресвятой Богородицы – имели «весьма благолепную обстановку» и были «богато наделены предметами утвари и церковнобогослужебными принадлежностями» (Троицкий Н.И., 1896, С. 109).
Близ Никандровского храма монахи выкопали колодец. Место указал сам схимонах Варсонофий. На колодце была плита с надписью: «Почерпните с веселием от источника спасения».
После смерти В.И. Макарухина вспомоществованием монастырю занялся его племянник и единомышленник Н.Ф. Мусатов. На средства из его капитала были построены монастырская Александровская школа для бедных детей (вначале при монастыре, затем новый дом на окраине Чулкова на сто учеников) и больница рядом с монастырем на 10 мест с аптекой, фельдшерской, ванной комнатой и кухней. Помимо лечения заболевших насельников обители, здесь проходили реабилитацию отставные офицеры.
К началу XX века во владениях монастыря было 117 гектаров земли, два пруда, пасека, конюшни, скотный двор и огород. На территории монастыря находились две хозяйственные постройки («службы»), отдельная трапезная (столовая) на всю монашескую братию, ледник, баня и дома настоятеля и схимонаха.
В 1921 году Щегловский монастырь, как и все другие монастыри в Туле и Тульской губернии, был закрыт. Весной 1922 года монахов разогнали, церковную утварь вывезли, земли национализировали. 14 марта 1922 года уполномоченным Губернского отдела народного образования был составлен акт об окончательном закрытии монастыря. Почти 80 лет на месте Богородичного Пантелеймонова Щегловского мужского монастыря Тулы царила «мерзость запустения». То, что не уничтожили люди, разрушало время. В 1929 году в здании бывшего храма Богородицы «Млекопитательницы» произошел пожар. Пострадали малые главки, чердачные конструкции, оконные и дверные переплеты. Были повреждены настенные росписи.
В монастырских строениях в разные годы размещались «трудовая коммуна», общежитие для учащихся технического училища патронного завода, подсобное хозяйство этого предприятия, летний детский лагерь. В конце концов, все постройки монастыря, кроме храмов, были приспособлены под жилье — даже баня, конюшня и колокольня, башни ограды.
Во время Великой Отечественной войны подвальные помещения монастырских церквей использовались под бомбоубежища.
До передачи в 1983 году в аренду Тульской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской (ТСНРМП) здания бывших церквей Богородицы «Млекопитательницы» и Никандра использовались в качестве складов «Спорткультторга». Новый арендатор — ТСНРМП — разместил в здании главного храма слесарную мастерскую и кузницу, а в церкви Никандра – деревообрабатывающий цех. Прекрасный монастырский парк за годы Советской власти был наполовину вырублен и превращен в огромную свалку.
В результате изменений функционального назначения зданий церквей и других построек и сооружений монастыря, переделок и реконструкций архитектурно-художественный облик их претерпел изменения и значительные утраты. С 1985 года силами Тульской научно-реставрационной мастерской начались реставрационно-восстановительные работы, прежде всего, на зданиях церквей (другие здания и сооружения, даже угловые башни монастырской ограды, были заняты под жилье), с одновременным научным исследованием и разработкой проектной документации на реставрацию не только церквей, но и ряда других объектов.
В 1990 году комплекс зданий монастыря был передан в бессрочное безвозмездное пользование Тульской епархии. Богородичная Щегловская обитель была открыта вновь в год 100-летия со дня смерти схимонаха Варсонофия в 1990 году. 2 ноября 1990 года территория и здания монастыря были возвращены Русской Православной Церкви. 18 июля 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси благословил открытие женского Богородичного Щегловского монастыря. Обязанности настоятельницы были возложены на монахиню Иннокентию; в 1991 году она была возведена в сан игуменьи и утверждена настоятельницей монастыря.
В этом же году комплекс построек Щегловского монастыря поставили на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.
Восстановительные работы оживились с начала 1990-х годов, но все это время испытывался, недостаток выделяемых средств как со стороны государственных органов, ведающих охраной и реставрацией памятников истории и культуры, так и со стороны епархии, в ведение которой был передан монастырь. Только с помощью прихожан, добровольных жертвователей и ряда предприятий Пролетарского района дела монастыря стали поправляться. Работы по приведению территории монастыря в порядок начались в апреле 1992 года. Поначалу группа добровольцев-энтузиастов, участников общественного движения «Тульский некрополь», организованная на доброе дело протоиереем Ростиславом Романовичем Лозинским, убирала скопившийся за долгое время мусор, огромные балки, рельсы, плиты, арматуру, кирпичи.
В дальнейшем большую помощь в восстановительных работах оказывал коллектив Тульского комбайнового завода, его директор В.Д. Дронов. В храме Никандра рабочие вставляли двери и рамы, настилали полы. Был изготовлен каркас для верхних ярусов колокольни. Немалая помощь была оказана ОАО «Тулачермет». Предприятие выделяло стройматериалы, автотранспорт, рабочие руки для восстановительных работ. Началась прокладка коммуникаций – водопровода и канализации. Людям, проживавшим в монастырских постройках, город выделил квартиры.
27 декабря 1991 года напротив алтаря церкви Никандра был воздвигнут почти трехметровый дубовый крест — в память обо всех погребенных в монастырской земле. Работу волонтеров по расчистке завалов и процесс установки креста мы можем видеть на фотографиях данной коллекции.
Небольшой, ныне утраченный некрополь на территории монастыря появился во второй половине XIX века. Его считали одним из самых дорогих и престижных городских кладбищ — здесь желали быть похоронены лица из дворян, готовые перечислить монастырю «на вечное поминовение» немалые суммы. Сохранились сведения, что в Щегловском монастыре нашли последний приют его строители – отец и сын Бочарниковы. Гавриил Васильевич был погребен под сводами южного придела нижнего яруса в главном монастырском храме. Александр Гаврилович был похоронен рядом с апсидой справа от главного алтаря, напротив своего отца. На могиле был установлен литой чугунный крест с изображением Спасителя и надписью: «Здесь погребено тело архитектора Александра Гавриловича Бочарникова».
Благотворитель и попечитель монастыря Н.Ф. Мусатов (племянник В.И. Макарухина) умер в 1915 году и был похоронен в семейном склепе рядом с дядей в нижней церкви двухэтажного собора в честь Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» – под алтарем северного придела.
Также на погосте Щегловского монастыря был погребён Александр Никитич Добрынин (1814-1865), купец, потомственный почётный гражданин. Начиная с 1865 года, на территории монастыря погребаются ближайшие соратники храмоздателя В.И. Макарухина: Иеромонах Никандр (1801-1866); иеросхимонах Иероним (1804-1880). Позже хоронят и других. По свидетельству Н.И. Троицкого, к концу XIX века в стенах монастырского храма во имя иконы Божией Матери «Млекопитательницы» существовало пять захоронений и три вне стен, рядом с церковью памятники и могилы некрополя Щегловского монастыря сохранялись вплоть до 1920-х годов.
В апреле 1994 года митрополит Тульский и Белевский Серапион письменным распоряжением поручил протоиерею Льву Махно исправление и продолжение ремонтно-восстановительных работ.
Из воспоминаний игуменьи Иннокентии: «Он (протоиерей Лев Махно) приступил к делу умело и продуманно, нашел немногочисленную, но высокопрофессиональную строительную бригаду, которая прежде всего восстановила монастырские стены, ликвидировала все проломы, сделала въездные добротные деревянные ворота по обе стороны колокольни, изготовила и поставила металлические хозяйственные ворота, привела в порядок три угловые башни, четвертую, разрушенную до земли, — возвела заново. И ограду, и башни покрыли оцинкованным железом <…> Затем началось покрытие купола железом и позолотой, одновременно ставились, покрывались и золотились куполочки с крестами».
Все это время авторский надзор при проведении производственных работ, научно-инженерные изыскания и разработку проектной документации по реставрации основных объектов монастыря осуществляла группа под руководством В.В. Куликова, руководителя проектной структуры ТСНРПМ, а затем директора Тульского муниципального научно-реставрационного предприятия. Особо необходимо отметить архитекторов А. Шевчука, Г. Калмыкову, М. Лось, Е. Захарову, Н. Невскую, инженеров Г. Тарасову, Н. Игнатьеву и других, вложивших немало сил в разработку проектов.
В монастырских строениях в разные годы размещались «трудовая коммуна», общежитие для учащихся технического училища патронного завода, подсобное хозяйство этого предприятия, летний детский лагерь. В конце концов, все постройки монастыря, кроме храмов, были приспособлены под жилье — даже баня, конюшня и колокольня, башни ограды.
Во время Великой Отечественной войны подвальные помещения монастырских церквей использовались под бомбоубежища.
До передачи в 1983 году в аренду Тульской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской (ТСНРМП) здания бывших церквей Богородицы «Млекопитательницы» и Никандра использовались в качестве складов «Спорткультторга». Новый арендатор — ТСНРМП — разместил в здании главного храма слесарную мастерскую и кузницу, а в церкви Никандра – деревообрабатывающий цех. Прекрасный монастырский парк за годы Советской власти был наполовину вырублен и превращен в огромную свалку.
В результате изменений функционального назначения зданий церквей и других построек и сооружений монастыря, переделок и реконструкций архитектурно-художественный облик их претерпел изменения и значительные утраты. С 1985 года силами Тульской научно-реставрационной мастерской начались реставрационно-восстановительные работы, прежде всего, на зданиях церквей (другие здания и сооружения, даже угловые башни монастырской ограды, были заняты под жилье), с одновременным научным исследованием и разработкой проектной документации на реставрацию не только церквей, но и ряда других объектов.
В 1990 году комплекс зданий монастыря был передан в бессрочное безвозмездное пользование Тульской епархии. Богородичная Щегловская обитель была открыта вновь в год 100-летия со дня смерти схимонаха Варсонофия в 1990 году. 2 ноября 1990 года территория и здания монастыря были возвращены Русской Православной Церкви. 18 июля 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси благословил открытие женского Богородичного Щегловского монастыря. Обязанности настоятельницы были возложены на монахиню Иннокентию; в 1991 году она была возведена в сан игуменьи и утверждена настоятельницей монастыря.
В этом же году комплекс построек Щегловского монастыря поставили на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.
Восстановительные работы оживились с начала 1990-х годов, но все это время испытывался, недостаток выделяемых средств как со стороны государственных органов, ведающих охраной и реставрацией памятников истории и культуры, так и со стороны епархии, в ведение которой был передан монастырь. Только с помощью прихожан, добровольных жертвователей и ряда предприятий Пролетарского района дела монастыря стали поправляться. Работы по приведению территории монастыря в порядок начались в апреле 1992 года. Поначалу группа добровольцев-энтузиастов, участников общественного движения «Тульский некрополь», организованная на доброе дело протоиереем Ростиславом Романовичем Лозинским, убирала скопившийся за долгое время мусор, огромные балки, рельсы, плиты, арматуру, кирпичи.
В дальнейшем большую помощь в восстановительных работах оказывал коллектив Тульского комбайнового завода, его директор В.Д. Дронов. В храме Никандра рабочие вставляли двери и рамы, настилали полы. Был изготовлен каркас для верхних ярусов колокольни. Немалая помощь была оказана ОАО «Тулачермет». Предприятие выделяло стройматериалы, автотранспорт, рабочие руки для восстановительных работ. Началась прокладка коммуникаций – водопровода и канализации. Людям, проживавшим в монастырских постройках, город выделил квартиры.
27 декабря 1991 года напротив алтаря церкви Никандра был воздвигнут почти трехметровый дубовый крест — в память обо всех погребенных в монастырской земле. Работу волонтеров по расчистке завалов и процесс установки креста мы можем видеть на фотографиях данной коллекции.
Небольшой, ныне утраченный некрополь на территории монастыря появился во второй половине XIX века. Его считали одним из самых дорогих и престижных городских кладбищ — здесь желали быть похоронены лица из дворян, готовые перечислить монастырю «на вечное поминовение» немалые суммы. Сохранились сведения, что в Щегловском монастыре нашли последний приют его строители – отец и сын Бочарниковы. Гавриил Васильевич был погребен под сводами южного придела нижнего яруса в главном монастырском храме. Александр Гаврилович был похоронен рядом с апсидой справа от главного алтаря, напротив своего отца. На могиле был установлен литой чугунный крест с изображением Спасителя и надписью: «Здесь погребено тело архитектора Александра Гавриловича Бочарникова».
Благотворитель и попечитель монастыря Н.Ф. Мусатов (племянник В.И. Макарухина) умер в 1915 году и был похоронен в семейном склепе рядом с дядей в нижней церкви двухэтажного собора в честь Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» – под алтарем северного придела.
Также на погосте Щегловского монастыря был погребён Александр Никитич Добрынин (1814-1865), купец, потомственный почётный гражданин. Начиная с 1865 года, на территории монастыря погребаются ближайшие соратники храмоздателя В.И. Макарухина: Иеромонах Никандр (1801-1866); иеросхимонах Иероним (1804-1880). Позже хоронят и других. По свидетельству Н.И. Троицкого, к концу XIX века в стенах монастырского храма во имя иконы Божией Матери «Млекопитательницы» существовало пять захоронений и три вне стен, рядом с церковью памятники и могилы некрополя Щегловского монастыря сохранялись вплоть до 1920-х годов.
В апреле 1994 года митрополит Тульский и Белевский Серапион письменным распоряжением поручил протоиерею Льву Махно исправление и продолжение ремонтно-восстановительных работ.
Из воспоминаний игуменьи Иннокентии: «Он (протоиерей Лев Махно) приступил к делу умело и продуманно, нашел немногочисленную, но высокопрофессиональную строительную бригаду, которая прежде всего восстановила монастырские стены, ликвидировала все проломы, сделала въездные добротные деревянные ворота по обе стороны колокольни, изготовила и поставила металлические хозяйственные ворота, привела в порядок три угловые башни, четвертую, разрушенную до земли, — возвела заново. И ограду, и башни покрыли оцинкованным железом <…> Затем началось покрытие купола железом и позолотой, одновременно ставились, покрывались и золотились куполочки с крестами».
Все это время авторский надзор при проведении производственных работ, научно-инженерные изыскания и разработку проектной документации по реставрации основных объектов монастыря осуществляла группа под руководством В.В. Куликова, руководителя проектной структуры ТСНРПМ, а затем директора Тульского муниципального научно-реставрационного предприятия. Особо необходимо отметить архитекторов А. Шевчука, Г. Калмыкову, М. Лось, Е. Захарову, Н. Невскую, инженеров Г. Тарасову, Н. Игнатьеву и других, вложивших немало сил в разработку проектов.
А.В. Шевчук. Эскизный проект крылец входа в келейные корпуса Щегловского монастыря в г. Туле (главный фасад, северный корпус, южный корпус, фрагмент генплана). Проектно-реставрационная архитектурная мастерская. 1990-е гг. ТИАМ. ТН-305, Г-5094.
В июле 2001 года владыка Кирилл пригласил в Щегловский женский монастырь монашествующих Тульской епархии. Тогда и решился вопрос о восстановлении исторической справедливости: создании Богородичного мужского монастыря, каковым монастырь и был со дня учреждения в 1868 году. Осенью 2001 года решением Священного Синода РПЦ от 6 октября 2001 года Богородичный Щегловский монастырь был преобразован в мужской монастырь (мужской монастырь из Горелок был переведен в Щегловскую засеку, а женский — из Щегловской засеки в Горелки).
Таким образом, на сегодняшний день сохранились и восстановлены храмы Богородичной Щегловской обители. На месте святого колодца возведена водосвятная часовня в честь Архангела Михаила и Небесных Сил бесплотных.
Сохранены святыни – две старинные иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы». Иконы, церковная утварь, библиотека, коллекции старинных икон и гравюр, собранные В.И. Макарухиным, были утрачены.
В настоящее время мы можем увидеть центральный монастырский собор, храм в честь святого преподобного Никандра, Псковского чудотворца, Успенский домовый храм в корпусе наместника монастыря, дом-келью преподобного Варсонофия Щегловского. На территории монастыря находятся воскресная школа, Тульский Епархиальный паломнический центр, библиотека и канцелярия обители.
Сегодня ансамбль Щегловского монастыря — одно из красивейших мест Тулы.
Текст подготовлен хранителем фондов Екатериной Успенской.
В июле 2001 года владыка Кирилл пригласил в Щегловский женский монастырь монашествующих Тульской епархии. Тогда и решился вопрос о восстановлении исторической справедливости: создании Богородичного мужского монастыря, каковым монастырь и был со дня учреждения в 1868 году. Осенью 2001 года решением Священного Синода РПЦ от 6 октября 2001 года Богородичный Щегловский монастырь был преобразован в мужской монастырь (мужской монастырь из Горелок был переведен в Щегловскую засеку, а женский — из Щегловской засеки в Горелки).
Таким образом, на сегодняшний день сохранились и восстановлены храмы Богородичной Щегловской обители. На месте святого колодца возведена водосвятная часовня в честь Архангела Михаила и Небесных Сил бесплотных.
Сохранены святыни – две старинные иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы». Иконы, церковная утварь, библиотека, коллекции старинных икон и гравюр, собранные В.И. Макарухиным, были утрачены.
В настоящее время мы можем увидеть центральный монастырский собор, храм в честь святого преподобного Никандра, Псковского чудотворца, Успенский домовый храм в корпусе наместника монастыря, дом-келью преподобного Варсонофия Щегловского. На территории монастыря находятся воскресная школа, Тульский Епархиальный паломнический центр, библиотека и канцелярия обители.
Сегодня ансамбль Щегловского монастыря — одно из красивейших мест Тулы.
Текст подготовлен хранителем фондов Екатериной Успенской.
Источники и литература:
1. Архимандрит Клавдиан. Тульский удел Млекопитательницы. Православный паломник : Журн. АНО «Паломн. центр» : Отд. внеш. церков. связей Моск. Патриархата. 2008, № 4 (41):. – 2008.
2. Зацаринный С. Древности Щегловского ручья: уничтожить или обрести утраченное? / С. Зацаринный // Тульский краеведческий альманах. — 2012. — Вып. 9. — С. 7-14.
3. Кириленко Н. По улицам Тулы. Пролетарский район. Тула: изд-во Гриф и К, 2012. 292 с.
4. Куликов В. К 175-летию архитектора Александра Гавриловича Бочарникова / Владимир Куликов // Тульский краеведческий альманах. — 2008. — Вып. 6. С. 97 — 104.
5. Троицкий Н.И. Тульский Богородичный общежительный мужской монастырь, что в Щеглове. Исторический очерк. Тула: Типография Губернского Правления, 1896.
6. Шевчук А.В. Пролетарский район Тулы. Визитная карточка-справочник. Тула: изд-во «Русский лексикон». 1996. 107 с.