Памятники архитектуры Тульской области (Епифань, Куликово поле, Дедилово, Никольское-Вяземское, Ясная Поляна, Богородицк, Алексин, Ефремов), 1980-е гг.

Коллекция основного фонда ТИАМ включает в себя черно-белые снимки из архива Тульского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Это видовая фотография последней четверти XX века.

Панорамы городов, памятники архитектуры, снятые с разных ракурсов, а также фотографии деталей интерьера позволяют создать представление об   уникальных памятниках архитектуры провинции, значительная часть которых дошла до нас в измененном виде — была повреждена или утрачена в советские и последующие годы.

Авторство фотографий не установлено. Съемки проводились в 1980х гг. и запечатлели множество «рабочих» моментов жизни памятников – субботники в городах, выступление оркестра в храме, установка и открытие памятной доски в музее …

Одним из объектов фотосъемки стал Свято-Никольский собор поселка Епифань.  Уникальная постройка для провинции XIX века.  По своим габаритам храм был внушительным: 50 м в высоту и 80 м в длину, что сопоставимо с Исаакиевским собором в Питере. Из истории памятника мы знаем, что он неоднократно подвергался разрушениям и перестройкам. Первое упоминание о соборной церкви во имя святителя и чудотворца Николая «на Епифани на посаде» относится еще к 1640-м годам, а настоящий собор был полностью выстроен в 1850 г.

Новый собор стал невиданной роскошью для небольшого уездного городка. В 1873 году в исторических очерках о главном храме Епифани соборный священник Митрофан Сахаров писал: «Эта церковь представляет собой огромное и стройное здание, украшенное снаружи большими лепными изображениями, фронтонами и портиками, и по своей громадности и великолепию могла бы служить украшением не только уездного города, но даже и столицы». В 1932 году соборную церковь в Епифани закрыли. С колокольни сбросили колокола и вывезли из города.  До войны здание использовалось под склады Епифанского потребительского общества. С 1945 года храм пустовал, обрастая деревьями и подвергаясь разрушениям от дождей и морозов. В 2001 году в соборе возобновились богослужения.

На фотографиях запечатлено и одно из священных мест Куликова поля – храм преподобного Сергия Радонежского на Красном холме. Идея мемориального комплекса на Куликовом поле возникла еще в 1821—1824 гг. и принадлежала генерал-губернатору А.Д. Балашову.  Позже архитектор А.П. Брюллов в своем первоначальном проекте, одобренном Николаем I в 1836 г., упоминал сооружение такого храма. Однако при повторном рассмотрении проекта (1845 г.) и принятии решения о его реализации император повелел упростить проект, оставив только мемориальную колонну — памятник Дмитрию Донскому. Она была построена в 1850 г. на самой высокой точке Красного холма.

Храм же возведен на народные пожертвования и средства епифанского помещика графа Ю. А. Олсуфьева в память о духовном покровителе и наставнике войска Дмитрия Донского.   Удивительная архитектура памятника создана   по проекту талантливого зодчего А.В. Щусева и по форме напоминает застывших в камне русских богатырей.  Строительство храма началось в 1913 г. и закончилось после революции 1917 г. По воспоминаниям современников, иконы храма Сергия Радонежского поражали прихожан своей красотой.  Уже в советские годы он был освящен и вплоть до 1940 г. здесь шли церковные службы. Но в Великую Отечественную войну и в послевоенные годы храм был разрушен. Его восстановление началось в 1967 г., к 600-летию Куликовской битвы. В 1980 г. в отреставрированном храме открылся музей. Сейчас это снова действующий православный храм, относящийся к подворью Троице-Сергиевой лавры. «Замечательный зодчий — пишет В.Н. Ашурков, — отразил героическую победу русского народа над полчищами Мамая в ярком национально-архитектурном образе созданного им храма».

Фотографии зафиксировали памятные места и объекты Тульской области, имеющие древнейшую историю. Например, церковь Святой Великомученицы с. Дедилово Богородицкого уезда, Тульской епархии.

Приход этой церкви существовал в первой четверти XVIII столетия, когда Дедилово было еще уездным городом.  Церковь построена деревянной и позже сгорела в пожаре. Неоднократно перестраивалась.

Из исторических документов XVIII в.  мы узнаем, что «…в 1554 г. в Дедилове, Луговой слободе, построена церковь во имя св. вмц.   Параскевы Пятницы (Римской) в память павших русских ратников в «Битве при реке Шиворонь» (1552 г.) с крымским ханом Девлет-Гиреем».

Та церковь, что мы видим на фото, согласно документам Государственного архива Тульской области (фонд «Тульская духовная консистория», Клировая ведомость за 1914 г.)  «построена в 1869 г. Здание каменное, покрыта железом с таковой же колокольнею, оштукатуренная, внутри и снаружи крепкая и теплая. В ней один престол во имя Св. Великомученицы Параскевы. Утварью достаточна. По штату при ней положен священник и псаломщик». Советская власть закрыла приход в 1934 г. Храм стал клубом, потом крупорушкой, складом. И только в 1994 г. храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы был восстановлен.

Не менее интересна история Никольского-Вяземского — родового имения семьи Толстых, принадлежавшего предкам писателя по отцовской линии. Исторически оно было расположено к югу от Ясной Поляны, в Чернском районе, на границе с Орловской областью, на берегу реки Чернь. По народной легенде, в реке была найдена икона Николая Чудотворца, и село стали называть Никольским. Со временем к этому названию стали добавлять слово Вяземское, поскольку первым владельцем села являлся князь Федор Вяземский. С 1747 г. Никольское стало принадлежать прадеду Л. Н. Толстого — князю Николаю Ивановичу Горчакову. Когда его старшая дочь Пелагея вышла замуж за графа Илью Андреевича Толстого, в приданое родители подарили молодым имение Никольское-Вяземское.

В 1860 году во владение Никольским вступил Лев Николаевич, разводивший в имении крупный рогатый скот, крымских и русских курдючных овец, а также пчел. Кроме этого, писатель занимался посадкой яблочных саженцев и березовой рощи. В романе «Война и мир» страстные охотники Ростовы, так напоминающие семью Толстых, выезжают в свое имение Отрадное, в описании которого можно найти много общего с Никольским. Сергей Львович Толстой, старший сын Л. Н. Толстого, вспоминал: «С детства Никольское производило на меня сильное впечатление: густые лиственные леса, глубокие овраги, холмистые поля, вековые тополя и величественная сосна в яблоневом саду; речка Чернь, убегающая вдаль и сверкающая между деревьями, постоянно шумящая водяная мельница, широкие виды на речку, лесные склоны, поля, дальние села и церкви, большие камни на самом высоком месте имения — все это мне было ново и казалось необыкновенно красиво, да и на самом деле было красиво».

С 1918 г. усадьба находилась в полном запустении. И только в 1983 г., когда Никольское-Вяземское стало собственностью Тульского машиностроительного завода, начался процесс восстановления и музеефикации имения. Открытие дома-музея состоялось 6 сентября 1986 г. Были воссозданы по старым фотографиям главный усадебный дом и купальня на берегу реки Чернь, расчищены основные аллеи парка, проведена частичная реставрация усадебной церкви Успения Пресвятой Богородицы, восстановлена колокольня храма. В 1988 году при въезде в усадьбу установлен скульптурный памятник Л. Н. Толстому. В 2000 году музей Л. Н. Толстого в Никольском-Вяземском был передан музею-усадьбе «Ясная Поляна» в качестве филиала. В настоящее время здесь размещена экспозиция, посвященная истории рода Толстых в контексте истории России.

 

В составе коллекции есть несколько фотографий памятников истории и архитектуры, входящих в состав комплекса «Богородицкий дворец-музей и парк».

История дворца насыщена легендами, согласно одной из которых усадьба строилась для внебрачного сына императрицы Екатерины II. Она же и выступила заказчицей загородного ансамбля для графа Алексея Григорьевича Бобринского.

Летом 1773 года был заложен первый камень в основание Богородицкого дворца. Он расположился на холме над запруженной рекой Упертой, и представлял собой двухэтажное здание на высоком цокольном этаже, украшенное легким бельведером. Западный фасад дворца по центру имел полукруглый выступ, определивший форму овальных залов внутри здания. Восточный фасад украшен портиком из четырех тосканских колонн, которые поддерживают балкон второго этажа. В создании усадебного ансамбля, его построек и парка принимали участие талантливейшие люди своего времени.

Казанский храм, выступающий как усадебная церковь, был заложен рядом с домом весной 1774 г. и строился на средства графа Бобринского в течение девяти лет по проекту И.Е. Старова, тогда ещё молодого выпускника Российской академии художеств, впоследствии известного русского архитектора, прославленного, прежде всего, созданием Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Иконописные работы выполнял здесь талантливый московский художник И.Т. Некрасов, некогда состоявший в «кремлёвской команде» великого русского архитектора В.И. Баженова.

Активное участие во внутреннем обустройстве храма принял управляющий усадьбой А.Т. Болотов – один из основоположников русской агрономической науки, писатель, энциклопедист. Кроме того, он оправил классическую архитектуру дворца великолепным пейзажным парком, считавшимся «чудом здешних мест».  Два водных источника в двух верстах от имения, поднятые на должную высоту, обеспечили непрерывную подачу воды и создали возможность устройства «украсительных» прудов и водопадов.

В 1783-1821 гг. Казанский храм являлся соборным, объединив духовную жизнь города Богородицка и уезда.  Около храма проводилась знаменитая на всю округу Казанская ярмарка.  Казанский храм был также домовой церковью Бобринских, где молились все члены графской семьи, а рядом располагалась богадельня для мальчиков из бедных семей.

В композиционную группу ансамбля зодчий включил многоярусную надвратную башню-колокольню в стиле барокко петровской эпохи, которая была построена по проекту неизвестного архитектора в первой половине ХVIII столетия. Башня замыкала главную березовую аллею, протяженностью около полверсты, которая служила парадным подъездным путем к ансамблю. Одновременно башня служила парадными воротами во двор и звонницей усадебной Казанской церкви.  В 1929 г. была разрушена и восстановлена полностью лишь в 1971-1976 гг.

В 1939 г. сам дворец был закрыт и использовался в хозяйственных целях. Формально считаясь памятником архитектуры, охраняемым государством, храм находился в запущенном состоянии.

В ночь с 11 на 12 декабря 1941 г. при отступлении гитлеровские войска полностью разрушили здание дворца и превратили его в руины. 1 июля 1967 г. было принято решение о восстановлении памятника.  И в 1975 г. в возрождаемом дворце был основан Богородицкий дворец-музей, который 16 октября 1988 г. открылся для посетителей.  В 1980-х гг. началась реставрация храма и в 1990 г. он был возвращён верующим.

В настоящее время Свято-Казанский храм имеет статус «Объект культурного наследия народов РФ федерального значения».

 

В городе Ефремове Тульской области находится уникальное здание — единственный в своем роде сохранившийся дом, ставший мемориальным музеем И.А. Бунина. Изначально он принадлежал брату писателя — Евгению Алексеевичу Бунину, купившему его в 1906 г. С этого времени, здесь   перебывали все члены его семьи: сестра Марья с его племянниками, братья и, конечно, мама. Людмила Александровна Бунина и брат Евгений Алексеевич провели здесь свои последние дни и были упокоены на старом городском кладбище.

С 1974 г. зданию присвоен статус «Объект культурного наследия народов РФ федерального значения».

В 1985 г. в доме № 47 на улице Тургенева был открыт литературный отдел ефремовского краеведческого музея. С января 2001 г. литературный отдел стал Домом-музеем И.А. Бунина. Экспозиция музея рассказывает о связях семьи Бунина, самого Ивана Алексеевича с городом Ефремовым, о местных мотивах в творчестве писателя.

 

На одной из фотографий – скульптурный памятник на Братской могиле воинов, погибших в боях 1941 г. при освобождении Ефремовского района от немецко-фашистских захватчиков.  Это воин с обнаженной головой в накинутой плащ-палатке, в правой руке – приспущенное знамя, в левой – прижатая к груди каска.

Захоронение возникло в д. Дубики, Ефремовского района, Тульской области в 1941 г. В 1965 г. произведено перезахоронение из братских могил д. Стрельцы, д. Иноземка, д. Богово Ефремовского района. Здесь покоятся бойцы и офицеры соединений и частей 3-ей армии (сформирована 15 сентября 1939 г. в составе Белорусского Особого военного округа на базе Витебской армейской группы войск) и др. воинских частей, оборонявших и освобождавших населенные пункты Ефремовского района от немецко-фашистских захватчиков в ноябре-декабре 1941 г., а также бойцы и офицеры, умершие в госпиталях в 1942 г.

Одним из интереснейших памятников Ефремова, запечатленных на фотографии, является Казанский храм села Дубики.

Приход образовался в первой четверти XIX в., однопрестольный храм (известен по метрическим книгам с 1771 г.) построен в 1821 – 1823 гг. усилиями ефремовского купца И.Я. Райского.

Согласно источникам, – «зданием камена, на каменном фундаменте с колокольней такой же, крепка, покрыта железом. Престол в ней во имя Казанской иконы Божией Матери. Утварью достаточна. По штату при ней положены: священник и псаломщик.  Дома для священно церковнослужителей: церковная сторожка. Церковных усадебных мест при сей церкви два: одно занято постройками священника Иоанна Воскресенского, др.- постройками псаломщика Михаила Никольского и дочери умершего заштатного псаломщика Матвея Калинникова».

Казанский храм сочетает в себе древнерусские формы и черты архитектуры классицизма, что удачно передано в облике колокольни. В этом ансамбле по оси восток-запад последовательно соединены колокольня, трапезная часть и основной объем с алтарем.

После революции Казанский храм был закрыт вплоть до 21 апреля 1945 г., когда он был возвращен Тульской епархии. Изначально имел форму корабля (прямоугольника). В 1968 г. внешний вид храма был изменен пристройкой правого и левого пределов и приобрёл форму креста, которую сохранил до нынешнего момента.

Одной из главных достопримечательностей Тульского края уже много десятилетий является Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» — объект культурного наследия России федерального значения.

Ясная Поляна — усадьба в Щёкинском районе Тульской области, основанная в XVII веке и принадлежавшая сначала роду Карцевых, затем роду Волконских и Толстых.   Здесь родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, здесь он прожил большую часть жизни, здесь и похоронен.  Первые сведения о Ясной Поляне относятся к 1652 г. С середины XVIII века усадьба принадлежала предкам писателя по материнской линии князьям Волконским. На протяжении XVIII и XIX столетий здесь создавался уникальный усадебный ландшафт — парки, сады, живописные аллеи, пруды, богатая оранжерея, был создан архитектурный ансамбль, включавший большой барский дом и два флигеля. Главную роль в создании облика усадьбы сыграл дед писателя Н. С. Волконский.

Вместе с архитектурным ансамблем этот ландшафт сохраняется уже более ста лет — по образцу 1910 г., последнего года жизни Толстого. Один из усадебных флигелей со временем стал домом для писателя и его семьи. Именно в этом здании Толстой прожил более 50 лет.

Через 11 лет после смерти писателя, в 1921 г., стараниями его младшей дочери Александры Львовны в Ясной Поляне был открыт музей. Все предметы интерьера и произведения искусства являются подлинными и сохраняют атмосферу жизни Льва Николаевича и его близких.

Фотография Дома-музея Л.Н. Толстого, сделанная в июне 1988 г., завершает рассматриваемую нами цепочку.

Теперь, неяркая, и на первый взгляд не привлекающая внимания, коллекция документальных фотографий раздела «Тула и Тульская область» открывается перед нами как достоверный источник по истории повседневности, сохранивший память об утраченном или прошедшем, о важном для памятников периоде жизни.   На сегодняшний день фотодокументы являются уникальным незаменимым источником по характеру представляемой информации, аутентичности, многообразию содержащихся в них фактов и возможности зрительного и эмоционального восприятия произошедших событий.

 

Текст подготовлен хранителем Екатериной Успенской