Негативы фотографий на стеклянной основе
К истории коллекции
В 1980-х годах в одном из заброшенных домов города Тулы по улице Каминского были найдены негативы фотографий на стеклянной основе. Комплекс предметов был передан в дар Тульскому историко-архитектурному музею в 2022 году.
Негативы представляют собой покрытые эмульсионным слоем стеклянные пластины разных размеров: от небольших (9х12 см) до довольно крупных (13х18 см).
Тематически негативы можно условно разделить на несколько групп: различные природные виды, городские сооружения и объекты, семейные и бытовые сюжеты, этнографические фотонаблюдения. Предположительно это русская провинция, возможно Тульская губерния.
Недостатками фотопластинок являются хрупкость и большой вес. Сохранность многих негативов оставляет желать лучшего: несколько пластин расколото или имеют трещины, многие – утраты эмульсионного слоя, иногда значительные. В противовес фотопленке, не реагирующей на падение и удары, фотопластинки требуют бережного обращения. Главными достоинствами стекла в качестве подложки считаются неизменность формы и, при соблюдении правил хранения, долговечность.
Как правило, в фондах музея подобные собрания выстраиваются по дате поступления, по тематике или по народу, даётся их краткая характеристика, приводятся сведения об авторе или собирателе, указывается время сбора или поступления, название и район работ экспедиции, а также перечисляются основные этнографические темы, отразившиеся в фотоматериале. При изучении этой группы фотографий имеются свои сложности, прежде всего, происхождение данной коллекции. Эти материалы могли быть в свое время переданы, перемещены, получены в дар, куплены. Таким образом, к атрибуции негативов следует подходить с долей осторожности. Их можно назвать единым тематическим комплексом, но при этом учитывать отсутствие сопроводительных текстов, информации об авторе, о конечной цели съёмок.
В настоящее время историческая застройка в районе, где была обнаружена коллекция, уже снесена, и установить точный адрес, владельцев дома не представляется возможным. Были ли сделаны фотоотпечатки с данных негативов – неизвестно. Коллекция насчитывает 40 предметов, изготовленных в период второй половины XIX – первой четверти ХХ веков.
К истории коллекции
В 1980-х годах в одном из заброшенных домов города Тулы по улице Каминского были найдены негативы фотографий на стеклянной основе. Комплекс предметов был передан в дар Тульскому историко-архитектурному музею в 2022 году.
Негативы представляют собой покрытые эмульсионным слоем стеклянные пластины разных размеров: от небольших (9х12 см) до довольно крупных (13х18 см).
Тематически негативы можно условно разделить на несколько групп: различные природные виды, городские сооружения и объекты, семейные и бытовые сюжеты, этнографические фотонаблюдения. Предположительно это русская провинция, возможно Тульская губерния.
Недостатками фотопластинок являются хрупкость и большой вес. Сохранность многих негативов оставляет желать лучшего: несколько пластин расколото или имеют трещины, многие – утраты эмульсионного слоя, иногда значительные. В противовес фотопленке, не реагирующей на падение и удары, фотопластинки требуют бережного обращения. Главными достоинствами стекла в качестве подложки считаются неизменность формы и, при соблюдении правил хранения, долговечность.
Как правило, в фондах музея подобные собрания выстраиваются по дате поступления, по тематике или по народу, даётся их краткая характеристика, приводятся сведения об авторе или собирателе, указывается время сбора или поступления, название и район работ экспедиции, а также перечисляются основные этнографические темы, отразившиеся в фотоматериале. При изучении этой группы фотографий имеются свои сложности, прежде всего, происхождение данной коллекции. Эти материалы могли быть в свое время переданы, перемещены, получены в дар, куплены. Таким образом, к атрибуции негативов следует подходить с долей осторожности. Их можно назвать единым тематическим комплексом, но при этом учитывать отсутствие сопроводительных текстов, информации об авторе, о конечной цели съёмок.
В настоящее время историческая застройка в районе, где была обнаружена коллекция, уже снесена, и установить точный адрес, владельцев дома не представляется возможным. Были ли сделаны фотоотпечатки с данных негативов – неизвестно. Коллекция насчитывает 40 предметов, изготовленных в период второй половины XIX – первой четверти ХХ веков.
Позитивы, снятые с фотопластинок с подписью «П. Боннэ». Цветная реконструкция.
Авторство коллекции было установлено по надписям на двух пластинах – «П. Боннэ». Согласно каталогу Государственного архива Тульской области известно, что в начале ХХ века в Туле проживал Боннэ Пётр Петрович, коллежский советник, преподаватель французского языка Реального училища. После тщательного изучения архивных документов, хранящихся в фонде № 253 «Тульское реальное училище (16.09.1875 — 1918 гг.)» удалось выяснить некоторые факты из жизни этого человека.
Авторство коллекции было установлено по надписям на двух пластинах – «П. Боннэ». Согласно каталогу Государственного архива Тульской области известно, что в начале ХХ века в Туле проживал Боннэ Пётр Петрович, коллежский советник, преподаватель французского языка Реального училища. После тщательного изучения архивных документов, хранящихся в фонде № 253 «Тульское реальное училище (16.09.1875 — 1918 гг.)» удалось выяснить некоторые факты из жизни этого человека.
Петр Петрович Боннэ (1850-?) – сын французского гражданина, римско-католического вероисповедания. В 1886 году после окончания курса гимназии в местечке Сен-Флур во Франции в регионе Верхний Овернь Кантальского департамента, переехал в Россию и был назначен учителем французского языка реального училища города Скопин Рязанской губернии.
Петр Петрович Боннэ (1850-?) – сын французского гражданина, римско-католического вероисповедания. В 1886 году после окончания курса гимназии в местечке Сен-Флур во Франции в регионе Верхний Овернь Кантальского департамента, переехал в Россию и был назначен учителем французского языка реального училища города Скопин Рязанской губернии.
С 1887 года преподавал французский язык во 2-ом классе Скопинской женской гимназии.
В 1890 году Боннэ перевели на должность учителя французского языка в Тульское реальное училище.Переехав в Тулу, Петр Петрович Боннэ вместе с женой Амалией Константиновной и тремя детьми — сыном Юлием (род. 16 января 1879 г.), дочерями Генриеттой (род. 17 сентября 1884 г.) и Констанцией (род. 4 февраля 1885 г.) поселился на улице Калужской (старое название улицы Демонстрации 1903 г.) № 469, в доме Быкова.
В 1890 году Боннэ перевели на должность учителя французского языка в Тульское реальное училище.
Переехав в Тулу, Петр Петрович Боннэ вместе с женой Амалией Константиновной и тремя детьми — сыном Юлием (род. 16 января 1879 г.), дочерями Генриеттой (род. 17 сентября 1884 г.) и Констанцией (род. 4 февраля 1885 г.) поселился на улице Калужской (старое название улицы Демонстрации 1903 г.) № 469, в доме Быкова.
В Туле Петр Петрович Боннэ степенно продвигался по служебной лестнице: в 1893 году был утвержден в чине коллежского асессора, с 1894 года – надворный советник, с 1897 года – коллежский советник, в 1901-м – произведен в статские советники указом Правительствующего сената по Департаменту Герольдии.
В январе 1900 года П. Боннэ принял присягу на русское подданство.В 1914 году Петру Петровичу было присвоено звание учителя французского языка средних учебных заведений с присвоением всех прав и привилегий и годовым содержанием в 3550 рублей.
20 мая 1916 года Петр Петрович Боннэ, после непрерывной 30-летней службы, подал прошение Директору реального училища с просьбой об увольнении с занимаемой должности по причине ухудшения состояния здоровья.
«За отлично усердную службу и особые труды» имел внушительное количество различных наград:
— Ордена Святого Станислава III (1899 г.) и II степеней;
— Ордена Святой Анны III (1903 г.) и II степеней (1916 г.);
— Серебряную медаль в память царствования Императора Александра III;
— Светло-бронзовую медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых [1].
Кроме того, в 1912 году Петр Петрович Боннэ издал книгу стихотворений на французском языке «Его Величеству Императору Николаю II: Русская земля и Романовы» (Bonnet P. A Sa Majesté l’Empereur Nicolas II : La Terre Russe et les Romanoff / Bonnet, P. — Тула, 1912). Творчество провинциального учителя не осталось незамеченным, и в 1913 году по приказанию министра Его Императорского Двора Петр Петрович Боннэ получил благодарность от Высочайшего Его Имени Величества за сочиненную им оду «La Terre russe et les Romanoff» («Русская земля и Романовы») и подарок – булавку с изображением государственного герба, украшенную бриллиантом (удостоверение №5560). [2]
Как могла выглядеть такая награда мы можем оценить по сохранившимся аналогам. Так, в частном Музее «Собрание» Давида Якобашвили хранится подобный экспонат:
В Туле Петр Петрович Боннэ степенно продвигался по служебной лестнице: в 1893 году был утвержден в чине коллежского асессора, с 1894 года – надворный советник, с 1897 года – коллежский советник, в 1901-м – произведен в статские советники указом Правительствующего сената по Департаменту Герольдии.
В январе 1900 года П. Боннэ принял присягу на русское подданство.
В 1914 году Петру Петровичу было присвоено звание учителя французского языка средних учебных заведений с присвоением всех прав и привилегий и годовым содержанием в 3550 рублей.
20 мая 1916 года Петр Петрович Боннэ, после непрерывной 30-летней службы, подал прошение Директору реального училища с просьбой об увольнении с занимаемой должности по причине ухудшения состояния здоровья.
«За отлично усердную службу и особые труды» имел внушительное количество различных наград:
— Ордена Святого Станислава III (1899 г.) и II степеней;
— Ордена Святой Анны III (1903 г.) и II степеней (1916 г.);
— Серебряную медаль в память царствования Императора Александра III;
— Светло-бронзовую медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых [1].
Кроме того, в 1912 году Петр Петрович Боннэ издал книгу стихотворений на французском языке «Его Величеству Императору Николаю II: Русская земля и Романовы» (Bonnet P. A Sa Majesté l’Empereur Nicolas II : La Terre Russe et les Romanoff / Bonnet, P. — Тула, 1912). Творчество провинциального учителя не осталось незамеченным, и в 1913 году по приказанию министра Его Императорского Двора Петр Петрович Боннэ получил благодарность от Высочайшего Его Имени Величества за сочиненную им оду «La Terre russe et les Romanoff» («Русская земля и Романовы») и подарок – булавку с изображением государственного герба, украшенную бриллиантом (удостоверение №5560). [2]
Как могла выглядеть такая награда мы можем оценить по сохранившимся аналогам. Так, в частном Музее «Собрание» Давида Якобашвили хранится подобный экспонат:
Булавка для галстука с головкой в виде двуглавого орла (в футляре «К.Ф. Верфель»). Россия. Начало ХХ в. Инв.1365.1-2/ДПИ
Судя по всему, помимо поэзии, герой нашего рассказа, увлекался и фотографией.
Популярность фотографии всевозможных техник и видов в конце XIX века приобрела невероятный размах. Только в Туле с 1860-х годов работал не один десяток фотомастерских и конечно же фотографов-любителей. Русский писатель Иван Панаев отмечал, что «дагерротипия и фотография плодятся у нас со дня на день. Конкуренция огромная, и все завалены работой — так велика слабость смертных видеть свое изображение на бумаге или на стекле, сделанное всеми возможными способами».
Неожиданное подтверждение этому можно обнаружить в автобиографической повести «Конец старой школы» ныне подзабытого советского писателя, сына провизора одной из тульских аптек Николая Яковлевича Москвина (Воробьёва) (1900 – 1968). Автор учился в Тульском реальном училище в 1912-1919 годах. Повесть под названием «Гибель реального» была им написана в 1929-1930 годах, впоследствии была переработана и изменила своё название. «Конец старой школы» позиционировался как роман-хроника, в котором отразились впечатления от учебы автора в Тульском реальном училище. Роман написан рукой опытного художника. Писатель одним-двумя штрихами точно и метко обрисовал быт училища, характеры педагогов и учащихся. На страницах повести нам встречаются преподаватели училища под вымышленными именами. [9]
Приведем небольшой отрывок с упоминанием учителя французского языка:
«…Француз monsieur Бодэ появляется с коричневыми прямоугольными дощечками. Все знают эти дощечки, но неизбежно:
— Сильвестр Юльевич, что это такое?
Бодэ идет к окну, жмурится на солнце и аккуратно, по-стариковски, расставляет на солнечном свете дощечки. В нос, в седые усы:
— Это негатифф для фотографии. Я сньял вчера и фот проявльяю.
Пушаков, улыбчиво подмигивая:
— Вы, наверное, какую-нибудь барышню сняли?!
Бодэ шлепает рукой по усам, выколачивает их, точно пришел с холода, со снега.
— Но! Я сньимай только старикоф, как я, и мой фнучек, как ви!
Ближний к солнечным дощечкам пунцовый Кленовский говорит обиженно:
— Вы бы хоть нас сняли, Сильвестр Юльевич… Что-то нас никто не снимает!.. Весь класс бы.
— А потом меня спросьят, что это такое, а я скажу, что это сорок глюпых мальчишка-шалюнишка!
Гришин меланхолично:
— Нас не сорок, а тридцать два!
Улыбка поднимает усы:
— Ну, тридцать два больваноф!
Усы опущены, улыбка закрыта. Бодэ идет к кафедре. Маленький, синемундирный, с быстрыми ножками. На ребячьей розовой голове — седая бахрома волос.
— Ну, довольно! Довольно! Надо учиться. Где моя картина?
Раскосый Лисенко размеренно поднимается:
— Сильвестр Юльевич, говорят, французские войска прорвали немецкий фронт и наступают! Правда ли это?
Бодэ машет рукой: такой глупый вопрос! Заходит за классную доску: где его картина? И за доской:
— Конечно, прорвайт! Конечно, наступайт! Хлюпий вопрос! Французы не могут отступайт!.. Где моя картина?
Дежурный по классу Сергей Феодор уже копается в углу в рулонах картин, таблиц, карт. Невидимый гвоздик на доске. Крахмальный хруп — картина раскрыта. Бодэ на кафедре с длинной желтой палкой. Палка смешно подскакивает кверху, описывает полукруг и шлепает по картине:
— Que voyons nous sur ce tableau?..» [10]
Гимназические будни и детей Боннэ, конечно же, снимал. На чудом уцелевших снимках мы видим и занятия по фехтованию, и гимнастов… Не сохранились лишь фотопортреты самого Петра Петровича. Впрочем, на станицах альбома реального училища за 1914 учебный год, хранящегося в фондах Тульского областного краеведческого музея, есть коллективные фотографии педагогического состава, на которых возможно присутствует П.П. Боннэ…
Судя по всему, помимо поэзии, герой нашего рассказа, увлекался и фотографией.
Популярность фотографии всевозможных техник и видов в конце XIX века приобрела невероятный размах. Только в Туле с 1860-х годов работал не один десяток фотомастерских и конечно же фотографов-любителей. Русский писатель Иван Панаев отмечал, что «дагерротипия и фотография плодятся у нас со дня на день. Конкуренция огромная, и все завалены работой — так велика слабость смертных видеть свое изображение на бумаге или на стекле, сделанное всеми возможными способами».
Неожиданное подтверждение этому можно обнаружить в автобиографической повести «Конец старой школы» ныне подзабытого советского писателя, сына провизора одной из тульских аптек Николая Яковлевича Москвина (Воробьёва) (1900 – 1968). Автор учился в Тульском реальном училище в 1912-1919 годах. Повесть под названием «Гибель реального» была им написана в 1929-1930 годах, впоследствии была переработана и изменила своё название. «Конец старой школы» позиционировался как роман-хроника, в котором отразились впечатления от учебы автора в Тульском реальном училище. Роман написан рукой опытного художника. Писатель одним-двумя штрихами точно и метко обрисовал быт училища, характеры педагогов и учащихся. На страницах повести нам встречаются преподаватели училища под вымышленными именами. [9]
Приведем небольшой отрывок с упоминанием учителя французского языка:
«…Француз monsieur Бодэ появляется с коричневыми прямоугольными дощечками. Все знают эти дощечки, но неизбежно:
— Сильвестр Юльевич, что это такое?
Бодэ идет к окну, жмурится на солнце и аккуратно, по-стариковски, расставляет на солнечном свете дощечки. В нос, в седые усы:
— Это негатифф для фотографии. Я сньял вчера и фот проявльяю.
Пушаков, улыбчиво подмигивая:
— Вы, наверное, какую-нибудь барышню сняли?!
Бодэ шлепает рукой по усам, выколачивает их, точно пришел с холода, со снега.
— Но! Я сньимай только старикоф, как я, и мой фнучек, как ви!
Ближний к солнечным дощечкам пунцовый Кленовский говорит обиженно:
— Вы бы хоть нас сняли, Сильвестр Юльевич… Что-то нас никто не снимает!.. Весь класс бы.
— А потом меня спросьят, что это такое, а я скажу, что это сорок глюпых мальчишка-шалюнишка!
Гришин меланхолично:
— Нас не сорок, а тридцать два!
Улыбка поднимает усы:
— Ну, тридцать два больваноф!
Усы опущены, улыбка закрыта. Бодэ идет к кафедре. Маленький, синемундирный, с быстрыми ножками. На ребячьей розовой голове — седая бахрома волос.
— Ну, довольно! Довольно! Надо учиться. Где моя картина?
Раскосый Лисенко размеренно поднимается:
— Сильвестр Юльевич, говорят, французские войска прорвали немецкий фронт и наступают! Правда ли это?
Бодэ машет рукой: такой глупый вопрос! Заходит за классную доску: где его картина? И за доской:
— Конечно, прорвайт! Конечно, наступайт! Хлюпий вопрос! Французы не могут отступайт!.. Где моя картина?
Дежурный по классу Сергей Феодор уже копается в углу в рулонах картин, таблиц, карт. Невидимый гвоздик на доске. Крахмальный хруп — картина раскрыта. Бодэ на кафедре с длинной желтой палкой. Палка смешно подскакивает кверху, описывает полукруг и шлепает по картине:
— Que voyons nous sur ce tableau?..» [10]
Гимназические будни и детей Боннэ, конечно же, снимал. На чудом уцелевших снимках мы видим и занятия по фехтованию, и гимнастов… Не сохранились лишь фотопортреты самого Петра Петровича. Впрочем, на станицах альбома реального училища за 1914 учебный год, хранящегося в фондах Тульского областного краеведческого музея, есть коллективные фотографии педагогического состава, на которых возможно присутствует П.П. Боннэ…
Из собрания ТОКМ. Альбом. Тульское реальное училище. 1914 учебный год. Издание фирмы С. Случанский и сын в Париже. 24 с. с ил. ТОКМ КП 5799 Инв.: КП 3492
История Тульского реального училища закончилась в 1918 году. В настоящее время в бывшем здании училища находится арбитражный суд Тульской области. Судьба П.П. Боннэ после увольнения нам не известна. Если предположить, что после революции Петр Петрович остался в Туле и прожил здесь последние годы жизни, то, вероятнее всего, он был похоронен на католическом участке Всехсвятского кладбища…
Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть историко-культурную ценность коллекции фотонегативов П.П. Боннэ. Она пополняет собой не слишком обширный свод изобразительных источников по истории и этнографии Тульской губернии. Кроме того, коллекция предоставляет дополнительный материал, иллюстрирующий гимназический быт Тульского реального училища.
Текст подготовлен главным хранителем фондов Наталией Курбатовой.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
- ГАТО, Ф. 253 Оп. 1 Д. 527 Личное дело Боннэ Петр Петрович – учитель французского языка .
- ГАТО, Ф. 253 Оп. 2 Д. 1148 Боннэ Петр Петрович – учитель французского языка.
- ГАТО, Ф. 253 Оп. 2 Д. 631 Распоряжение попечителя Московского учебного округа о присылке наградных списков преподавателей училища Боннэ и Доброницкого – списки прилагаются.
- ГАТО, Ф. 253 Оп. 1 Д. 813 Боннэ Петр Петрович.
- ГАТО, Ф. 253 Оп. 1 Д. 785 Формулярный список о службе учителя французского языка коллежского советника Боннэ Петра Петровича.
- ГАТО, Ф. 253 Оп. 1 Д. 721 Краткий список о службе учителя французского языка Боннэ Петра, представляемого к чину коллежского асессора и учителя Ранохева Ивана к чину коллежского советника.
- ГАТО, Ф. 253 Оп. 2 Д. 163 Прошения преподавателей училища о предоставлении им отпусков; список о службе учителя французского языка Боннэ Петра Петровича.
- Жители Тулы до и после 1917 г.: справочник. 1900–1941 гг. / сост. А.Н. Клочков, Г.А. Зайцев, А.Г. Зайцев; общ. ред. А.Н. Клочкова. — Тула: Аквариус, 2017. — 420 с.
- Великая революция в региональном измерении: 1917–1921 годы в истории Тульской губернии: Сб. материалов региональной науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Великой российской революции / Зайцева О. Д. «Конец старой школы» (о повести тульского писателя Н. Я. Москвина). [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л. Н. Толстого, 2017.
- Москвин Н.Я. Конец старой школы : [Повесть] / [Ил.: Д. С. Громан]. — Москва : Сов. писатель, 1969.
- 11. Электронный ресурс. «Тула ушедшего века». К. Струков. Из истории Тульского реального училища. Статья от 28.07.2015 г.
История Тульского реального училища закончилась в 1918 году. В настоящее время в бывшем здании училища находится арбитражный суд Тульской области. Судьба П.П. Боннэ после увольнения нам не известна. Если предположить, что после революции Петр Петрович остался в Туле и прожил здесь последние годы жизни, то, вероятнее всего, он был похоронен на католическом участке Всехсвятского кладбища…
Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть историко-культурную ценность коллекции фотонегативов П.П. Боннэ. Она пополняет собой не слишком обширный свод изобразительных источников по истории и этнографии Тульской губернии. Кроме того, коллекция предоставляет дополнительный материал, иллюстрирующий гимназический быт Тульского реального училища.
Текст подготовлен главным хранителем фондов Наталией Курбатовой.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
- ГАТО, Ф. 253 Оп. 1 Д. 527 Личное дело Боннэ Петр Петрович – учитель французского языка .
- ГАТО, Ф. 253 Оп. 2 Д. 1148 Боннэ Петр Петрович – учитель французского языка.
- ГАТО, Ф. 253 Оп. 2 Д. 631 Распоряжение попечителя Московского учебного округа о присылке наградных списков преподавателей училища Боннэ и Доброницкого – списки прилагаются.
- ГАТО, Ф. 253 Оп. 1 Д. 813 Боннэ Петр Петрович.
- ГАТО, Ф. 253 Оп. 1 Д. 785 Формулярный список о службе учителя французского языка коллежского советника Боннэ Петра Петровича.
- ГАТО, Ф. 253 Оп. 1 Д. 721 Краткий список о службе учителя французского языка Боннэ Петра, представляемого к чину коллежского асессора и учителя Ранохева Ивана к чину коллежского советника.
- ГАТО, Ф. 253 Оп. 2 Д. 163 Прошения преподавателей училища о предоставлении им отпусков; список о службе учителя французского языка Боннэ Петра Петровича.
- Жители Тулы до и после 1917 г.: справочник. 1900–1941 гг. / сост. А.Н. Клочков, Г.А. Зайцев, А.Г. Зайцев; общ. ред. А.Н. Клочкова. — Тула: Аквариус, 2017. — 420 с.
- Великая революция в региональном измерении: 1917–1921 годы в истории Тульской губернии: Сб. материалов региональной науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Великой российской революции / Зайцева О. Д. «Конец старой школы» (о повести тульского писателя Н. Я. Москвина). [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л. Н. Толстого, 2017.
- Москвин Н.Я. Конец старой школы : [Повесть] / [Ил.: Д. С. Громан]. — Москва : Сов. писатель, 1969.
- 11. Электронный ресурс. «Тула ушедшего века». К. Струков. Из истории Тульского реального училища. Статья от 28.07.2015 г.