Комплект изразцовой угловой печи из дома А. Малыгина
В 2011 году музей «Тульский некрополь» включил в основной фонд комплект изразцовой печи из дома по адресу: г. Тула, ул. Штыковая, 181.
По словам владелицы дома Моисеевой А.И., это здание принадлежало её прапрадедушке — тульскому мещанину, имевшему собственное гончарное производство в Туле, Алексею Малыгину. Её слова подтверждают следующие факты. Сохранилась купчая на дом 1905 года. Строение представляет из себя деревянный дом площадью 83 кв. м с пристроенным помещением для торговли (лавка). При исследовании чердачной части помещения не выявлено следов более поздних капитальных перестроек, в частности, замены печи. На территории участка сохранились следы гончарного производства. В доме – мебель начала ХХ века (столик для рукоделий, сервант-горка, венские стулья, письменный стол), а также дореволюционные фотографии хозяев дома. Могилы Малыгина А., его жены и детей располагаются на Спасском кладбище г. Тулы.
Семья Малыгиных
Печь состоит из 109 изразцов различного художественного оформления и 4-х металлических изделий.
Парадная часть печи угловая (118х260х10 см) состоит из:
- фигурных рельефных изразцов с орнаментом, поливных– 31 шт.;
- завершающих фигурных изразцов (т.н. «корона»), поливных – 9 шт.;
- угловых рельефных изразцов – 10 шт.;
- декоративного панно «Птичница» 30х26 см, декалькомания;
- заслонки квадратной 15х15 см, латунь;
- заслонки прямоугольной 15х20 см, латунь;
Комнатная часть печи (82х260 см) состоит из:
- гладких изразцов молочного цвета 12х15 см – 21 шт. + 14 обрезанных фрагментов;
- завершающих фигурных изразцов (т.н. «корона»), покрытых глазурью – 2 шт.;
- решётки-розетки – 2 шт., латунь.
Топочная часть печи (50х260 см) состоит из:
- гладких изразцов молочного цвета, 12х15 см – 12 шт;
- дверцы топки – 1 шт.
Изразец из комплекта изразцовой печи из дома А. Малыгина кон. ХIХ – нач. ХХ в. поливной полихромный рельефный — центральное панно «Птичница» с растительным орнаментом. Конец XIX — начало XX вв.
Россия
Глина, керамические глазури, эмаль, формовка, обжиг, поливка, ручная роспись, позолота. 48,5х34,5х6.
ТН-166/12
ВИ-МП-94
Изразец из комплекта изразцовой печи из дома А. Малыгина кон. ХIХ – нач. ХХ в. поливной полихромный рельефный лицевой полоса с растительным орнаментом. Конец XIX — начало XX вв.
Россия
Глина, керамические глазури, эмаль, формовка, обжиг, поливка, ручная роспись, позолота. 20,5х10.5х5.
ТН-166/37
ВИ-МП-119
Изразец из комплекта изразцовой печи из дома А. Малыгина кон. ХIХ – нач. ХХ в. поливной полихромный рельефный лицевой с растительным орнаментом цветы, бабочки. Конец XIX — начало XX вв.
Россия
Глина, керамические глазури, эмаль, формовка, обжиг, поливка, ручная роспись, позолота. 20х23х5,5.
ТН-166/32
ВИ-МП-114
Изразец из комплекта изразцовой печи из дома А. Малыгина кон. ХIХ – нач. ХХ в. поливной полихромный рельефный столешница с растительным орнаментом «столешница». Конец XIX — начало XX вв.
Россия
Глина, керамические глазури, эмаль, формовка, обжиг, поливка, ручная роспись, позолота. 20х25х13.
ТН-166/40
ВИ-МП-122
Изразец из комплекта изразцовой печи из дома А. Малыгина кон. ХIХ – нач. ХХ в. поливной полихромный рельефный угловой с растительным орнаментом виноградная лоза. Конец XIX — начало XX вв.
Россия
Глина, керамические глазури, эмаль, формовка, обжиг, поливка, ручная роспись, позолота. 23,5х15х9,5.
ТН-166/15
ВИ-МП-97
Изразец из комплекта изразцовой печи из дома А. Малыгина кон. ХIХ – нач. ХХ в. карнизный (корона) поливной полихромный рельефный лицевой с растительным орнаментом правосторонний. Конец XIX — начало XX вв.
Россия
Глина, керамические глазури, эмаль, формовка, поливка, ручная роспись, обжиг 5х33х15.
ТН-166/2
ВИ-МП-84
Изразец из комплекта изразцовой печи из дома А. Малыгина кон. ХIХ – нач. ХХ в. поливной полихромный рельефный цокольный с орнаментом — кокошники», каннелюры с перевязкой. Конец XIX — начало XX вв.
Россия
Глина, керамические глазури, эмаль, формовка, обжиг, поливка, ручная роспись, позолота. 53х13х12.
ТН-166/66
ВИ-МП-148
Изразец из комплекта изразцовой печи из дома А. Малыгина кон. ХIХ – нач. ХХ в. поливной полихромный рельефный карнизный (корона) с растительным орнаментом, «сухарики». Конец XIX — начало XX вв.
Россия
Глина, керамические глазури, эмаль, формовка, обжиг, поливка, ручная роспись, позолота. 19х26х12.
ТН-166/71
ВИ-МП-153
Изразцы с клеймами
Изразец из комплекта изразцовой печи из дома А. Малыгина кон. ХIХ – нач. ХХ в. поливной полихромный рельефный цокольный с орнаментом «кокошники», каннелюры с перевязкой. На обороте фрагмент овального клейма: «…ПЕСЕЛЬНИКЪ…». Конец XIX – начало XX вв.Глина, формовка, обжиг, глазурирование. 15,5х18х15,5.
ТН-166/101
ВИ-МП-183
Изразец из комплекта изразцовой печи из дома А. Малыгина кон. ХIХ – нач. ХХ в. поливной гладкий белый лицевой с овальным клеймом в верхней части «ИЗРАЗЦОВЫЙ ЗАВОД// Р.Х. IОФФЕ/ Г. КОПЫСЬ МОГ. ГУБ./». Конец XIX — начало XX вв.
Глина, керамические глазури, формовка, обжиг, поливка. 31х21,2х6.
ТН-166/104
ВИ-МП-186
Художественной особенностью печки является наличие в центральной части декоративного панно «Птичница», выполненного в технике «декалькомания» – многоцветной печати, полностью имитирующей ручную роспись. Эта техника была изобретена во Франции в1880-х гг., впервые внедрена в производство в России в 1900 г. М.С. Кузнецовым на заводе в Дулёво. М.С. Кузнецов с 1892 года и до 1917 являлся монополистом в России в производстве частного фарфора, имел 18 предприятий. В России многоцветную «деколь» дорабатывали вручную. Было закуплено 900 сюжетов, имитировавших росписи фарфора ХIХ в. – романтические и пасторальные пейзажи. В то время в моде были нежные акварельные цвета: голубой, розовый, сиреневый, кремовый. С 1912 г. деколи заказывали в Германии, преимущественно с батальными сценами, украшенные золотым штампованным орнаментом. Основными потребителями кузнецовских керамических изделий недорогих по цене, но высокого художественным уровня, были крестьяне и горожане среднего достатка.
Таким образом, можно предположить, что данный комплект печи произведён на территории России не ранее 1900 г. и не позднее 1917 г., предположительно, относится к изделиям фабрики Кузнецова М.С.
Сравнение представленного образца с изразцовыми печами рубежа XIX-XX веков из собрания музея-усадьбы в Коломенском, обнаруживает явное сходство с данной печью по конфигурации и цветовому решению с изделиями фабрик Кузнецова М.С.
Демонтаж печи
Мемориальное значение предмета несомненно и в связи с жизнедеятельностью туляков прошедшего века. В Туле не сохранилось ни одной печи XVII или XVIII века. А печи XIX-начала XX веков исчезают вместе с пришедшими в аварийное состояния зданиями.
В 1885 году один из первых исследователей русских изразцов Николай Владимирович Султанов писал: «Вообще надо заметить, что наши древние изразцы, подобно многим другим остаткам нашего родного искусства, с каждым годом гибнут все более как от времени, так и от невежества. Надо спешить собирать хотя в рисунках эти драгоценные остатки, иначе большая часть их погибнет бесследно».
В 2017 г. Тульский историко-архитектурный музей впервые представил широкой публике свои коллекции изразцов на выставке «Кафля. Изразец в Туле. XVII-XIX века».
Тула, ТИАМ, Дом Крафта, 2017 г.