История развития фотографии

Изобретение фотографии традиционно связывают с открытием Луи Дагера в 1839 году. Выдерживая медную пластинку, обработанную светочувствительным битумом, в камере-обскуре, он обрабатывал ее парами ртути, что позволяло получить четкое и детализированное изображение – дагеротип. Одновременно с Дагером и другие европейские исследователи изучали процессы получения изображений с помощью света и светочувствительных эмульсий, а также открывали новые материалы, химические составы и способы получения снимков. Как писали в Лондонской газете Атениум в июне 1839 г.:

«не проходит и дня, чтобы в нашей почте не было очередного письма, извещающего об открытии или якобы многое улучшающем свершении, имеющем касательство к искусству фотогеничного рисования».

Открытие Дагера ознаменовало собой начало первого этапа в истории фотографии – эпохи пластин, или дагеротипов. Дагеротипы обладали рядом недостатков: блестели, требовали слишком долгой выдержки, результаты съемки сильно зависели от окружающих условий. Кроме того, изображение на дагеротипах было зеркальным. Уже на этом этапе появляются первые коммерческие фотоателье в странах Европы и Америки. Они представляли собой, как правило, сплошь остекленное, светлое пространство, где располагалась сама камера, а напротив нее – кресло с удерживающим устройством для головы – копфгалтером, чтобы клиент не шевелился в процессе фотосеанса. Весь сеанс клиент должен был оставаться неподвижным в ярком свете, поэтому портреты того времени не выглядели естественно и отличались характерными «каменными», несколько напряжёнными выражениями лиц. Постепенно фотосалоны получают широкое распространение не только в столицах, но и в провинциальных городах Европы. Исключение составляла лишь Великобритания. Из-за наличия патента на дагеротипы даже в Лондоне насчитывалось не более 10 фотосалонов.

В этот же период развивается калотипия (от греческого «калос», т.е. красота), — фотографический процесс, основанный на использовании бумаги, пропитанной йодистым серебром. Изобретен метод был еще в 30-е годы XIX века Уильямом Толботом, но в 50-е получает особенное признание благодаря сокращению времени работы, облегчению проявления снимков и повышению надежности.

Интересно, что развитие фотографии в России началось именно с освоения калотипии. В том же 1839 году российский ученый, член Российской Академии наук Иосиф Гамель совершил путешествие в Великобританию для изучения данного метода фотографии. Отправив образцы и подробное описание процесса в Академию наук, Гамель поехал во Францию для изучения дагеротипа. Так, к 1841 году в России были известны уже оба метода получения фотоснимков, что положило начало для развития отечественной фотографии. В 40-е годы XIX века в Российской империи появляются собственные фотосалоны. Самыми известными из них стали студия Алексея Грекова в Москве, «Светопись» Сергея Левицкого и «Дагеротипное заведение художника Деньера» в Петербурге.

На Всемирной выставке 1851 года французские мастера прославились своими калотипами, американские – дагеротипами, а британские мастера представили новую технику. Сначала на стекле с коллодием (раствор пироксилина в эфире или спирте) создавался негатив изображения, а потом изображение переносилось на альбуминовую бумагу. Этот способ фотопечати позволял получить не одно изображение, а несколько копий снимка с одного негатива, благодаря чему утвердился в качестве основного до конца XIX века.

В 1850-е годы для изготовления негативов использовались так называемые «мокрые» стеклянные пластины. Процесс получения таких фотографий был весьма трудоемким и подходил в большей степени для студийной работы. В условиях темного помещения стекло покрывалось светочувствительной эмульсией непосредственно перед фотографированием, платина экспонировалась в мокром виде, после чего сразу обрабатывалась. Таким образом, для создания документальной фотографии мастер должен был взять с собой одного-двух помощников, темную палатку, ящики с пластинами и набор химикатов.

Что касается размера фотографий, то в середине XIX века наиболее популярным являлся формат визитных карточек, на которые наклеивались готовые отпечатки размером 6х10 см. Популярностью пользовалось не только изготовление собственных фотопортретов, но и обмен карточками, коллекционирование фотографий известных личностей. Отдельные фотосалоны даже специализировались на коллекционировании фото-визиток определенной категории известных персон – епископов, аристократии, богемы.

За десятилетие фотоателье претерпели масштабные изменения. Фотосалоны 50-х — это богато обставленные помещения, в которых клиенту предлагалось полистать альбомы с образцами продукции или почитать книгу. Искусственное освещение было редкостью до конца XIX века, главным источником света обычно служил свет из окна. Так как негативы обладали неравномерной светочувствительностью, то фотографы, как правило, предъявляли особые требования к цвету наряда: платья бежевых оттенков и костюмы из темных тканей, например, черного шелка или бархата. Кроме того, с начала 50-х входит мода на расписной фон, который мог представлять собой интерьер, сельский пейзаж, крепостную стену и многое другое. Интересно, что в середине XIX века занятие фотографией не считается полноценной профессией в европейских странах. Многие фотосалоны открываются временно и рассматриваются лишь как одна из возможностей заработка.

Постепенно расширяется и область применения фотографических технологий: правящие династии заказывают собственные портреты и изображения архитектурных памятников, фотографии задержанных и разыскиваемых используются в полиции, начинаются дебаты о необходимости фотопортретов в документах, удостоверяющих личность, армии разных стран посылают фотографов делать репортажи на полях сражений. Важное значение имеют этнографические, астрономические снимки. Постепенно фотография внедряется и в область промышленности: ее используют как для демонстрации образцов продукции, так и в рекламных целях. Распространяется фотография и в медицине. Документировались редкие болезни, боевые ранения, пластические операции и проявления душевных болезней. В России фотография также получает широкое распространение: Максим Петрович Дмитриев прославился своими фоторепортажами, Климент Аркадьевич Тимирязев – ландшафтными снимками, а Евгений Федорович Буринский не только внедрил технику судебной фотографии в России, но и разработал метод выявления угасших текстов с помощью постепенного повышения контрастности.

Во второй половине XIX века многие фотографы находились в процессе поиска технологии получения цветного изображения. Все первые фотоснимки были монохромными. Ручное раскрашивание отпечатков даже при высоком уровне профессионализма художника выглядело неестественно. В 1860-е годы сразу несколько французских мастеров предложили метод наложения негативов разных цветов друг на друга с целью получения цветной фотографии. Данные методы не прижились, но легли в основу «автохромного» метода братьев Люмьер, распространившегося в начале XX века.

В конце 60-х годов XIX века процесс изготовления снимков упрощается в связи с появлением фабричного производства так называемых «сухих» пластин. Они не требовали быстрого разбора и обязательного присутствия помощников, что сделало фотографирование более мобильным. В 60-х они не получили широкого распространения, так как обладали меньшей светочувствительностью и требовали более длительной выдержки. Но с усовершенствованием состава в конце 1870-х человечество получило доступ к более мобильной и в то же время скоростной съемке.

В 80-е годы была изобретена гибкая фотопленка, что стало шагом к развитию киноиндустрии. Меняется и сама фотография. Наступает эпоха пленочной фотографии. Именно в этот период лидером фотоиндустрии становится компания Кодак.

 

История компании Кодак. Компания Eastman Dry Plate, предшественница Eastman Kodak, была основана в 1880 году банковским служащим Джорджем Истменом и промышленником Генри Стронгом в Рочестере, штат Нью-Йорк, США. Существует множество версий и предположений об этимологии этого названия. Первая гласит, что слово «кодак» напоминает щелчок затвора камеры. Иная, что оно было предложено другом Истмена Дэвидом Хьюстоном и произошло от NoDak. Сам Джордж Истмен утверждал, что самостоятельно придумал название компании, исходя из нескольких аспектов: название должно быть звучащим, кратким, ни с чем не ассоциирующимся и включать его любимую букву «K».

Главной целью Истмена была популяризация фотографии. Фирма Кодак достигала этой цели несколькими способами. Во-первых, фотокамеры Кодак были простыми в использовании. Покупатели первых экземпляров получали фотоаппараты сразу с пленкой на 100 кадров. После завершения пленки камеру пересылали в компанию Кодак, которая возвращала клиенту перезаправленную фотокамеру и уже готовые отпечатки. Слоган компании гласил: «Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное».

Во-вторых, в 1900 году в продаже появился новый фотоаппарат, стоимость которого составляла всего 1 доллар — Kodak Brownie. Название он получил от героев комиксов Палмера Кокса духов-помощников брауни и, благодаря простоте и низкой стоимости, был предназначен прежде всего для детской аудитории. Детей призывали вступать в клуб камеры Brownie, делиться своими достижениями, а вместе с камерой присылали учебник по фотографии – для достижения наилучшего результата. Сделав камеру «игрушкой», Истман значительно расширил аудиторию своих покупателей.  А подрастающие фотолюбители требовали более усовершенствованные фотоаппараты из другой линейки.

В Россию Brownie привезли в 1900 году, но скорее, как некоторую диковинку. Цена камеры была значительно выше, чем на родине – 11 рублей, и данный экземпляр не получил широкого распространения. Хотя, в целом, фотоаппараты Кодак были популярны в России начала XX века. В частности, вошло в употребление слово «кодакировать» в значении «фотографировать».

 История развития фотографии

Изобретение фотографии традиционно связывают с открытием Луи Дагера в 1839 году. Выдерживая медную пластинку, обработанную светочувствительным битумом, в камере-обскуре, он обрабатывал ее парами ртути, что позволяло получить четкое и детализированное изображение – дагеротип. Одновременно с Дагером и другие европейские исследователи изучали процессы получения изображений с помощью света и светочувствительных эмульсий, а также открывали новые материалы, химические составы и способы получения снимков. Как писали в Лондонской газете Атениум в июне 1839 г.:

«не проходит и дня, чтобы в нашей почте не было очередного письма, извещающего об открытии или якобы многое улучшающем свершении, имеющем касательство к искусству фотогеничного рисования».

Открытие Дагера ознаменовало собой начало первого этапа в истории фотографии – эпохи пластин, или дагеротипов. Дагеротипы обладали рядом недостатков: блестели, требовали слишком долгой выдержки, результаты съемки сильно зависели от окружающих условий. Кроме того, изображение на дагеротипах было зеркальным. Уже на этом этапе появляются первые коммерческие фотоателье в странах Европы и Америки. Они представляли собой, как правило, сплошь остекленное, светлое пространство, где располагалась сама камера, а напротив нее – кресло с удерживающим устройством для головы – копфгалтером, чтобы клиент не шевелился в процессе фотосеанса. Весь сеанс клиент должен был оставаться неподвижным в ярком свете, поэтому портреты того времени не выглядели естественно и отличались характерными «каменными», несколько напряжёнными выражениями лиц. Постепенно фотосалоны получают широкое распространение не только в столицах, но и в провинциальных городах Европы. Исключение составляла лишь Великобритания. Из-за наличия патента на дагеротипы даже в Лондоне насчитывалось не более 10 фотосалонов.

В этот же период развивается калотипия (от греческого «калос», т.е. красота), — фотографический процесс, основанный на использовании бумаги, пропитанной йодистым серебром. Изобретен метод был еще в 30-е годы XIX века Уильямом Толботом, но в 50-е получает особенное признание благодаря сокращению времени работы, облегчению проявления снимков и повышению надежности.

Интересно, что развитие фотографии в России началось именно с освоения калотипии. В том же 1839 году российский ученый, член Российской Академии наук Иосиф Гамель совершил путешествие в Великобританию для изучения данного метода фотографии. Отправив образцы и подробное описание процесса в Академию наук, Гамель поехал во Францию для изучения дагеротипа. Так, к 1841 году в России были известны уже оба метода получения фотоснимков, что положило начало для развития отечественной фотографии. В 40-е годы XIX века в Российской империи появляются собственные фотосалоны. Самыми известными из них стали студия Алексея Грекова в Москве, «Светопись» Сергея Левицкого и «Дагеротипное заведение художника Деньера» в Петербурге.

На Всемирной выставке 1851 года французские мастера прославились своими калотипами, американские – дагеротипами, а британские мастера представили новую технику. Сначала на стекле с коллодием (раствор пироксилина в эфире или спирте) создавался негатив изображения, а потом изображение переносилось на альбуминовую бумагу. Этот способ фотопечати позволял получить не одно изображение, а несколько копий снимка с одного негатива, благодаря чему утвердился в качестве основного до конца XIX века.

В 1850-е годы для изготовления негативов использовались так называемые «мокрые» стеклянные пластины. Процесс получения таких фотографий был весьма трудоемким и подходил в большей степени для студийной работы. В условиях темного помещения стекло покрывалось светочувствительной эмульсией непосредственно перед фотографированием, платина экспонировалась в мокром виде, после чего сразу обрабатывалась. Таким образом, для создания документальной фотографии мастер должен был взять с собой одного-двух помощников, темную палатку, ящики с пластинами и набор химикатов.

Что касается размера фотографий, то в середине XIX века наиболее популярным являлся формат визитных карточек, на которые наклеивались готовые отпечатки размером 6х10 см. Популярностью пользовалось не только изготовление собственных фотопортретов, но и обмен карточками, коллекционирование фотографий известных личностей. Отдельные фотосалоны даже специализировались на коллекционировании фото-визиток определенной категории известных персон – епископов, аристократии, богемы.

За десятилетие фотоателье претерпели масштабные изменения. Фотосалоны 50-х — это богато обставленные помещения, в которых клиенту предлагалось полистать альбомы с образцами продукции или почитать книгу. Искусственное освещение было редкостью до конца XIX века, главным источником света обычно служил свет из окна. Так как негативы обладали неравномерной светочувствительностью, то фотографы, как правило, предъявляли особые требования к цвету наряда: платья бежевых оттенков и костюмы из темных тканей, например, черного шелка или бархата. Кроме того, с начала 50-х входит мода на расписной фон, который мог представлять собой интерьер, сельский пейзаж, крепостную стену и многое другое. Интересно, что в середине XIX века занятие фотографией не считается полноценной профессией в европейских странах. Многие фотосалоны открываются временно и рассматриваются лишь как одна из возможностей заработка.

Постепенно расширяется и область применения фотографических технологий: правящие династии заказывают собственные портреты и изображения архитектурных памятников, фотографии задержанных и разыскиваемых используются в полиции, начинаются дебаты о необходимости фотопортретов в документах, удостоверяющих личность, армии разных стран посылают фотографов делать репортажи на полях сражений. Важное значение имеют этнографические, астрономические снимки. Постепенно фотография внедряется и в область промышленности: ее используют как для демонстрации образцов продукции, так и в рекламных целях. Распространяется фотография и в медицине. Документировались редкие болезни, боевые ранения, пластические операции и проявления душевных болезней. В России фотография также получает широкое распространение: Максим Петрович Дмитриев прославился своими фоторепортажами, Климент Аркадьевич Тимирязев – ландшафтными снимками, а Евгений Федорович Буринский не только внедрил технику судебной фотографии в России, но и разработал метод выявления угасших текстов с помощью постепенного повышения контрастности.

Во второй половине XIX века многие фотографы находились в процессе поиска технологии получения цветного изображения. Все первые фотоснимки были монохромными. Ручное раскрашивание отпечатков даже при высоком уровне профессионализма художника выглядело неестественно. В 1860-е годы сразу несколько французских мастеров предложили метод наложения негативов разных цветов друг на друга с целью получения цветной фотографии. Данные методы не прижились, но легли в основу «автохромного» метода братьев Люмьер, распространившегося в начале XX века.

В конце 60-х годов XIX века процесс изготовления снимков упрощается в связи с появлением фабричного производства так называемых «сухих» пластин. Они не требовали быстрого разбора и обязательного присутствия помощников, что сделало фотографирование более мобильным. В 60-х они не получили широкого распространения, так как обладали меньшей светочувствительностью и требовали более длительной выдержки. Но с усовершенствованием состава в конце 1870-х человечество получило доступ к более мобильной и в то же время скоростной съемке.

В 80-е годы была изобретена гибкая фотопленка, что стало шагом к развитию киноиндустрии. Меняется и сама фотография. Наступает эпоха пленочной фотографии. Именно в этот период лидером фотоиндустрии становится компания Кодак.

 

История компании Кодак. Компания Eastman Dry Plate, предшественница Eastman Kodak, была основана в 1880 году банковским служащим Джорджем Истменом и промышленником Генри Стронгом в Рочестере, штат Нью-Йорк, США. Существует множество версий и предположений об этимологии этого названия. Первая гласит, что слово «кодак» напоминает щелчок затвора камеры. Иная, что оно было предложено другом Истмена Дэвидом Хьюстоном и произошло от NoDak. Сам Джордж Истмен утверждал, что самостоятельно придумал название компании, исходя из нескольких аспектов: название должно быть звучащим, кратким, ни с чем не ассоциирующимся и включать его любимую букву «K».

Главной целью Истмена была популяризация фотографии. Фирма Кодак достигала этой цели несколькими способами. Во-первых, фотокамеры Кодак были простыми в использовании. Покупатели первых экземпляров получали фотоаппараты сразу с пленкой на 100 кадров. После завершения пленки камеру пересылали в компанию Кодак, которая возвращала клиенту перезаправленную фотокамеру и уже готовые отпечатки. Слоган компании гласил: «Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное».

Во-вторых, в 1900 году в продаже появился новый фотоаппарат, стоимость которого составляла всего 1 доллар — Kodak Brownie. Название он получил от героев комиксов Палмера Кокса духов-помощников брауни и, благодаря простоте и низкой стоимости, был предназначен прежде всего для детской аудитории. Детей призывали вступать в клуб камеры Brownie, делиться своими достижениями, а вместе с камерой присылали учебник по фотографии – для достижения наилучшего результата. Сделав камеру «игрушкой», Истман значительно расширил аудиторию своих покупателей.  А подрастающие фотолюбители требовали более усовершенствованные фотоаппараты из другой линейки.

В Россию Brownie привезли в 1900 году, но скорее, как некоторую диковинку. Цена камеры была значительно выше, чем на родине – 11 рублей, и данный экземпляр не получил широкого распространения. Хотя, в целом, фотоаппараты Кодак были популярны в России начала XX века. В частности, вошло в употребление слово «кодакировать» в значении «фотографировать».

Фотокамера складная «Кодак Брауни номер 3А» («Folding Brownie cameras № 3А»). 1912 г. ТН-636; ВИ-ТП-407

Компания R. A. Goldmann Fabrik photographischer Apparate была производителем фотоаппаратов и находилась в Вене. Она была основана в 1888 году и предлагала как репродукционные и профессиональные студийные фотоаппараты, профессиональное оборудование для фотолабораторий, так и камеры для продвинутых любителей.

Компания R. A. Goldmann Fabrik photographischer Apparate была производителем фотоаппаратов и находилась в Вене. Она была основана в 1888 году и предлагала как репродукционные и профессиональные студийные фотоаппараты, профессиональное оборудование для фотолабораторий, так и камеры для продвинутых любителей.

Фотокамера павильонная стационарная «Goldmann Fabrik Photographyischer Apparate». Вторая половина XIX века. ТН-642/1; ВИ-ТП-413

Компания оптических приборов W. Watson & Sons была основана в 1837 году в Лондоне и первоначально называлась «Уильям Уотсон».  К 1840-м годам компания начала производить фонари, слайды и сопутствующее оборудование. В 1883 году название было изменено на «У. Уотсон и сыновья», а в 1908 — на «W. Watson & Sons Ltd» (или «Компания с ограниченной ответственностью У. Уотсон и сыновья»). В 1870-х годах в ассортимент фирмы было добавлено фотооборудование, благодаря которому компания получила известность. Фотоаппарат, хранящийся в нашем музее, был выпущен в период с 1883 по 1908 год, так как имеет название W. Watson & Sons, характерное для этого периода.

Компания оптических приборов W. Watson & Sons была основана в 1837 году в Лондоне и первоначально называлась «Уильям Уотсон».  К 1840-м годам компания начала производить фонари, слайды и сопутствующее оборудование. В 1883 году название было изменено на «У. Уотсон и сыновья», а в 1908 — на «W. Watson & Sons Ltd» (или «Компания с ограниченной ответственностью У. Уотсон и сыновья»). В 1870-х годах в ассортимент фирмы было добавлено фотооборудование, благодаря которому компания получила известность. Фотоаппарат, хранящийся в нашем музее, был выпущен в период с 1883 по 1908 год, так как имеет название W. Watson & Sons, характерное для этого периода.

Фотокамера складная «Watson&Sons». Последняя четверть XIX века. ТН-631/1; ВИ-ТП-397

Carl Zeiss – компания-производитель оптических инструментов, основанная в 1876 году в городе Йена. Они производили не только фотообъективы, но и бинокли, объективы для планетариев и астрономических обсерваторий.

Carl Zeiss – компания-производитель оптических инструментов, основанная в 1876 году в городе Йена. Они производили не только фотообъективы, но и бинокли, объективы для планетариев и астрономических обсерваторий.

Объектив «Carl Zeiss. Jena». Последняя четверть XIX века. ТН-631/2; ВИ-ТП-398

Объектив Hermagis. Этот тип объектива был предложен Йозефом Пецвалем в качестве «портретного» в 1840 году и произвёл настоящую революцию в изобретённой годом раньше дагеротипии. Световая эффективность объектива Пецваля превосходила лучшие на тот момент образцы в 16 раз, позволив сократить выдержку и превратить портретную съёмку из мучения в сравнительно лёгкое мероприятие. Именно поэтому объектив получил название портретного. С незначительными изменениями он использовался в студийной фотографии вплоть до начала XX века.

Объектив Hermagis. Этот тип объектива был предложен Йозефом Пецвалем в качестве «портретного» в 1840 году и произвёл настоящую революцию в изобретённой годом раньше дагеротипии. Световая эффективность объектива Пецваля превосходила лучшие на тот момент образцы в 16 раз, позволив сократить выдержку и превратить портретную съёмку из мучения в сравнительно лёгкое мероприятие. Именно поэтому объектив получил название портретного. С незначительными изменениями он использовался в студийной фотографии вплоть до начала XX века.

Объектив «Hermagis». Вторая половина XIX века. ТН-642/2; ВИ-ТП-414

Бокс-камера — разновидность простейших фотоаппаратов, изготовленных в корпусе ящичного типа. Конструкция получила распространение, начиная с 1890-х годов, и оставалась популярной среди фотолюбителей вплоть до середины XX века.

Первые бокс-камеры были рассчитаны на применение фотопластинок, расположенных в специальном магазине с механизмом их быстрой замены. Позднее они станут первыми фотоаппаратами, где место фотопластинок заменит гибкая фотопленка. В конструкции использовались простейший объектив типа фикс-фокус и примитивный центральный затвор с одной-двумя выдержками. Небольшой диапазон выдержек и диафрагм позволял вести съёмку только в определённых световых условиях, в противном случае правильная экспозиция достигалась подбором светочувствительности фотоматериала в зависимости от погоды.

Бокс-камера — разновидность простейших фотоаппаратов, изготовленных в корпусе ящичного типа. Конструкция получила распространение, начиная с 1890-х годов, и оставалась популярной среди фотолюбителей вплоть до середины XX века.

Первые бокс-камеры были рассчитаны на применение фотопластинок, расположенных в специальном магазине с механизмом их быстрой замены. Позднее они станут первыми фотоаппаратами, где место фотопластинок заменит гибкая фотопленка. В конструкции использовались простейший объектив типа фикс-фокус и примитивный центральный затвор с одной-двумя выдержками. Небольшой диапазон выдержек и диафрагм позволял вести съёмку только в определённых световых условиях, в противном случае правильная экспозиция достигалась подбором светочувствительности фотоматериала в зависимости от погоды.

Бокс-камера. Конец XIX — начало XX вв. ТН-638; ВИ-ТП-409

Графоскоп — это устройство XIX века, которое использовалось в гостиных для улучшения качества просмотра фотографий и текста. Эти устройства состояли из одной увеличительной линзы, часто в деревянной оправе, и могли складываться в компактную прямоугольную форму. Обычно в комплект также входил держатель для фотографий/открыток.

Графоскоп — это устройство XIX века, которое использовалось в гостиных для улучшения качества просмотра фотографий и текста. Эти устройства состояли из одной увеличительной линзы, часто в деревянной оправе, и могли складываться в компактную прямоугольную форму. Обычно в комплект также входил держатель для фотографий/открыток.

Увеличительный прибор для просмотра фотографий. Конец XIX — начало XX вв. ТН-641; ВИ-ТП-412

Фоторезак – специальное устройство, предназначенное для обрезки кромок фотографий. Первые образцы, по всей видимости, появились на рубеже XIX—XX вв., были сконструированы по гильотинному типу и имели ровную кромку ножа. После окончания Второй мировой войны в обиход вошли гильотинные фоторезаки с фигурными краями, а мода на них достигла своего пика в 1950-е и 1960-е годы, в дальнейшем сойдя на нет.

Фоторезак – специальное устройство, предназначенное для обрезки кромок фотографий. Первые образцы, по всей видимости, появились на рубеже XIX—XX вв., были сконструированы по гильотинному типу и имели ровную кромку ножа. После окончания Второй мировой войны в обиход вошли гильотинные фоторезаки с фигурными краями, а мода на них достигла своего пика в 1950-е и 1960-е годы, в дальнейшем сойдя на нет.

Фоторезак «Кодак». Конец XIX — начало XX вв. ТН-637; ВИ-ТП-408

Фотографический затвор — устройство для регулирования выдержки, то есть длительности воздействия света на фотоматериал или матрицу фотоаппарата. Один из двух основных инструментов управления экспозицией. 

Фотографический затвор — устройство для регулирования выдержки, то есть длительности воздействия света на фотоматериал или матрицу фотоаппарата. Один из двух основных инструментов управления экспозицией. 

Затвор механический для фотоаппарата. Конец XIX в. ТН-633; ВИ-ТП-404

Кассета фотографическая – светонепроницаемое устройство, в которое помещают фотоплёнку или фотопластинку. Пластиночные кассеты в виде плоских прямоугольных коробок имеют подвижную задвижку перед фотослоем пластинки и либо вставляются внутрь корпуса фотоаппарата, либо присоединяются к задней его части. По числу заряжаемых фотопластинок или плоских фотоплёнок различают одинарные, двойные и магазинные кассеты.

Кассета фотографическая – светонепроницаемое устройство, в которое помещают фотоплёнку или фотопластинку. Пластиночные кассеты в виде плоских прямоугольных коробок имеют подвижную задвижку перед фотослоем пластинки и либо вставляются внутрь корпуса фотоаппарата, либо присоединяются к задней его части. По числу заряжаемых фотопластинок или плоских фотоплёнок различают одинарные, двойные и магазинные кассеты.

Кассеты для фотоаппарата. Начало XX в. ТН-632/1; ВИ-ТП-399 и ТН-632/3; ВИ-ТП-401

Волшебный фонарь —  проекционный аппарат, состоящий из деревянного или металлического корпуса с отверстием для объектива. В корпусе размещён источник света. Свечные, газовые или бензиновые фонари давали слишком слабый и неровный свет, а кроме того, они были пожароопасными. В XIX веке была изобретена электрическая лампа, которая быстро вытеснила другие источники света. Изображения, нанесённые на пластины из стекла в металлическом, деревянном или картонном обрамлении, проецируются через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата. Источник света может быть усилен с помощью рефлектора (а позднее — и с помощью линзы).

Главным популяризатором изобретения был датский математик Томас Вальгенштейн, который и ввел в обиход термин «Laterna magica» (с лат. «Волшебный фонарь»). А изобрел проекционной аппарат, вероятно, голландский учёный Христиан Гюйгенс. В ранний период использования фонари скрывались от глаз зрителей и использовались в развлекательных целях для проецирования различных фантасмагорий на стены зданий или клубы дыма, а также для театральных и ярмарочных представлений. К началу XVIII века проекционное устройство стало применяться в научных и образовательных целях. А изобретение фотографии привело к расширению ассортимента и усовершенствованию «волшебных фонарей».

Волшебный фонарь —  проекционный аппарат, состоящий из деревянного или металлического корпуса с отверстием для объектива. В корпусе размещён источник света. Свечные, газовые или бензиновые фонари давали слишком слабый и неровный свет, а кроме того, они были пожароопасными. В XIX веке была изобретена электрическая лампа, которая быстро вытеснила другие источники света. Изображения, нанесённые на пластины из стекла в металлическом, деревянном или картонном обрамлении, проецируются через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата. Источник света может быть усилен с помощью рефлектора (а позднее — и с помощью линзы).

Главным популяризатором изобретения был датский математик Томас Вальгенштейн, который и ввел в обиход термин «Laterna magica» (с лат. «Волшебный фонарь»). А изобрел проекционной аппарат, вероятно, голландский учёный Христиан Гюйгенс. В ранний период использования фонари скрывались от глаз зрителей и использовались в развлекательных целях для проецирования различных фантасмагорий на стены зданий или клубы дыма, а также для театральных и ярмарочных представлений. К началу XVIII века проекционное устройство стало применяться в научных и образовательных целях. А изобретение фотографии привело к расширению ассортимента и усовершенствованию «волшебных фонарей».

Аппарат проекционный «Волшебный фонарь». Начало XX века. ТН-630/1; ВИ-ТП-395

В Туле первые фотосалоны возникли в 60-е годы XIX века и сначала принадлежали иностранцам, но вскоре фотостудии стали создавать и сами туляки. Стоит сказать, что в отличие от иностранной практики, где содержание фотосалона не считалось профессией и расценивалось как временный заработок, в России открытие профессиональной фотостудии было делом непростым, требующим затрат времени и усилий на преодоление бюрократических формальностей. Одним из первых тульских фотографов был прусский подданный Альберт фон Свейковский, ателье которого располагалось в Туле на Посольской улице. Семейства Свейковских и Белявских были очень дружны между собой. Весьма популярной в Туле была также фотомастерская московского мещанина С.О. Кантера на Киевской улице, открытая в 1886 году. После отъезда фон Свейковского на постоянное место жительства в Германию Кантер фактически стал семейным фотографом семьи Белявских, а впоследствии — Адерман. Сам Фридрих Адерман, его сыновья Георг и Вольдемар также увлекались любительской фотографией и снимали портреты членов своей семьи, а также их отдых на даче в Козловой Засеке.

 

Текст подготовлен главным хранителем фондов Елизаветой Маренковой,

 с правками научного сотрудника Владимира Глазкова

 

Литература:

  1. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. Пер. с франц. А. Кавтаскина. – 2006 – 159 с.
  2. Беньямин В. Краткая история фотографии. Пер. с нем. и примечания С.А. Ромашко. – 2013 – 144 с.
  3. Галкина Е.В. Из истории тульской фотографии / Тульский краеведческий альманах. – 2003 – С. 66-72.
  4. Груздева А.С., Копцева Н.П. Пикториальная фотография как явление в мировом фотографическом процессе на рубеже XIX – XX веков / Современные проблемы науки и образования. – 2013.
  5. Карчага Е.С. Обзор истории создания и развития фотоиндустрии / Молодой исследователь Дона. – 2020 – С. 85-89.
  6. Левашов В.Г. Лекции по истории фотографии. – 2019 – 532 с.

В Туле первые фотосалоны возникли в 60-е годы XIX века и сначала принадлежали иностранцам, но вскоре фотостудии стали создавать и сами туляки. Стоит сказать, что в отличие от иностранной практики, где содержание фотосалона не считалось профессией и расценивалось как временный заработок, в России открытие профессиональной фотостудии было делом непростым, требующим затрат времени и усилий на преодоление бюрократических формальностей. Одним из первых тульских фотографов был прусский подданный Альберт фон Свейковский, ателье которого располагалось в Туле на Посольской улице. Семейства Свейковских и Белявских были очень дружны между собой. Весьма популярной в Туле была также фотомастерская московского мещанина С.О. Кантера на Киевской улице, открытая в 1886 году. После отъезда фон Свейковского на постоянное место жительства в Германию Кантер фактически стал семейным фотографом семьи Белявских, а впоследствии — Адерман. Сам Фридрих Адерман, его сыновья Георг и Вольдемар также увлекались любительской фотографией и снимали портреты членов своей семьи, а также их отдых на даче в Козловой Засеке.

 

Текст подготовлен главным хранителем фондов Елизаветой Маренковой,

 с правками научного сотрудника Владимира Глазкова

 

Литература:

  1. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. Пер. с франц. А. Кавтаскина. – 2006 – 159 с.
  2. Беньямин В. Краткая история фотографии. Пер. с нем. и примечания С.А. Ромашко. – 2013 – 144 с.
  3. Галкина Е.В. Из истории тульской фотографии / Тульский краеведческий альманах. – 2003 – С. 66-72.
  4. Груздева А.С., Копцева Н.П. Пикториальная фотография как явление в мировом фотографическом процессе на рубеже XIX – XX веков / Современные проблемы науки и образования. – 2013.
  5. Карчага Е.С. Обзор истории создания и развития фотоиндустрии / Молодой исследователь Дона. – 2020 – С. 85-89.
  6. Левашов В.Г. Лекции по истории фотографии. – 2019 – 532 с.